права детей на имя, фамилию и отчество
план-конспект занятия по обж (младшая группа) на тему

Логинова Надежда Владимировна

познакомить детей с правами сложная задача, в младшей группе дети не совсем понимают данные слова. данная работа поможет детям разобраться между правами и обязанностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon нод71 КБ

Предварительный просмотр:

НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

на тему «Мои права» во второй младшей группе

План – конспект «Каждый имеет право на имя, фамилию и отчество»

Цель работы: познакомить детей с правом на имя и фамилию.

  1. интеграция образовательных областей по задачам

Образовательные области

Задачи

Социально – коммуникативное развитие

Воспитывать интерес к собственному имени. Способствовать воспитанию доброго отношения к себе и окружающим.

Познавательное развитие

Формировать у детей элементарные представления о правах. Дать понятие – права и обязанности. Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо.

Речевое развитие

Обогащать и активизировать словарь детей – права, обязанности. Углубить понятия «Отечество», «Тёска». Обогащать, активизировать, расширять словарь по теме: «Имя» — знакомство с происхождением имён. Упражнять в образовании существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами, полных имён, отчества.  Помочь развитию связной речи через стимулирование собственных высказываний детей, вопросы, ответы.

Художественно-эстетическое развитие

Развивать умение самостоятельно задумывать содержание рисунка, работать в команде. Закреплять ранее усвоенные умения и навыки рисования карандашами. Развивать цветовое восприятие, творчество.

Физическое развитие

 Совершенствовать общую и мелкую моторику: координацию движений и речи.

  1. виды детской деятельности – игровая; коммуникативная; познавательно – исследовательская;  
  2. материалы и оборудование: мягкая игрушка – медведь, свидетельство о рождение, лист бумаги А3, цветные карандаши, наклейки с медведями. Мультик «Лунтик – имя», сказка «Похищенное имя».
  3. логика НОД
  • в гости  к детям приходит медведь.

Медведь: Здравствуйте, дети! Я дикий зверь, живут в лесу в берлоге. Давайте будем, знакомится!

Игра «Цепочка имен». Правила игры: дети по очереди называют свое имена.

Медведь: А что это вы говорите, Маша, Петя и т.д.

Педагог: Это имена детей.

Медведь: Имена? Что это такое? Для чего оно дается?

Педагог: Имя – это отличительное название, обозначение человека, которое дается ему при рождение. С помощью имени вы можете назвать человека, отличить его от другого.

Медведь: Подождите, но ведь у этих мальчиков одинаковые имена – Женя, как же быть?

Педагог: Таких людей называют ТЕСКАМИ, у них одинаковые имена. Поэтому мы, когда обращаемся к людям с одинаковыми именами, используем отчество.

Медведь: Что такое отчество?

Педагог: Отчество – это еще одно имя, которое присваивается ребенку по имени отца.

Игра «Назови Отчество». Правила игры: дети по очереди называют свое имя и отчество.

Медведь: А если и отчество одинаковое, что тогда?

Педагог: Тогда называют человека по фамилии.

Медведь: Что такое фамилия?

Педагог: Фамилия – это название семьи, которое уходит своими корнями, аж в старые времена.

Игра «Назови свою фамилию». Правила игры: дети называют свою фамилию, фамилию мамы и папы.

Вот видишь медведь, какие фамилии бывают. Фамилия передается ребенку по линии отца, потому что мужчина в семье главный. И его фамилию берет мама, когда выходит замуж за папу, соответственно фамилия дается и ребенку.

Медведь: Как же быть, если и фамилии одинаковые?

Педагог: Это встречается крайне редко, а если встречается, то определяемся по месту жительства, возрасту и роду занятий.

Медведь: А если….

Педагог: На свете нет одинаковых людей, каждый человек уникален.  И каждый человек имеет право на имя, отчество и фамилию. Давайте представим, что бы произошло, если бы все имена вдруг исчезли.

Игра «Предположение». Правила игры: дети не называю имен других детей, пытаются рассказать педагогу, что какой-то ребенок их обидел. А медведю, что друг научил его играть в игру и в эту игру пригласили еще детей.

Медведь: Ай, ай, я не чего не понимаю.

Педагог: А вы ребята понимаете? Нет, поэтому у каждого человека должно быть имя, тогда все встанет на свои места.

  • Медведь начинает плакать. Дети пытаются у него узнать, почему он плачет. Затем расспрашивают, как зовут его родителей и придумывают имя самому медведю.

Педагог: Молодцы ребята! Посмотрите, какой довольный теперь медведь.

Дети исправляют педагога: Не медведь, а Топтыгин Мишутка Михайлович.

Педагог: Вот теперь, я думаю, все запомнили данное право – право на имя, но ведь к правам есть еще и обязанности. Ваша обязанность: нести данное вам имя с честью, с достоинством, не позорить фамилию плохими поступками. Запомнили ребята? И еще когда дается имя при рождении детей, им обязательно выдается первый документ, подтверждающий личность – свидетельство о рождении. Давайте его рассмотрим.

  • Педагог описывает: документ имеет знаки отличия, они есть на любом документе, это герб РФ, серийный номер, место рождения, конечно же, имя, фамилию и отчество ребенка, а также его родителей. Предлагает детям придумать свидетельство для медведя (коллективное рисование). Фото 1.
  • Вручаем медведю его первый документ. Прощаемся с ним. Фото 2.

Вне НОД для закрепления информации можно организовать просмотр мультипликационного фильма «Лунтик - имя», прочитать сказку «Похищенное имя».

Сказка «Похищенное имя»

Рыжий кот дремал на заборе. Нежился на теплом весеннем солнышке. Иногда он лениво приоткрывал один глаз и неодобрительно посматривал на играющих в футбол детей.

Своими звонкими голосами, беготней, ударами по мячу они раздражали его. Особенно злил кота вихрастый веснушчатый мальчуган по имени Максим. От него веяло добродушием и беззаботным весельем, но кот думал: «Какое озорство!»

— Максим, пасуй!

— Максим! Гони мяч сюда!

— Максим, бей, бей по воротам!

«Максим! Максим! Максим!» – звенели детские голоса. По всему чувствовалось, Максим – общий любимец и лучший футболист в команде. «Вот раскричались! Что в этом конопатом такого особенного? – думал кот.
– Несправедливо устроен мир! Одним – все! Другим – ничего. Только пинки да затрещины», – философски размышлял рыжий воришка, разумея под «другими» себя.

Наконец коту надоела вся эта кутерьма. Он мягко спрыгнул с забора, потянулся и скрылся в кустах.

На другой день Максим и его два закадычных друга, Колька и Серега, решили отправиться на рыбалку. Накопали в огороде червей, взяли удочки, сбежав с крутого песчаного откоса, оказались у речки Серебрянки. Берега речушки густо заросли осокой, старые ракиты склонились к воде. а их отражения в глубине казались сумрачным лесом. Ребята устроились на деревянных мостках, закинули удочки и стали ждать.

Было тихо, то здесь, то там в воде проскальзывали тени. Рыба! Вдруг кусты затрещали, и на тропинке, ведущей к реке, показался незнакомец – крепкий рыжеволосый парень с наглыми кошачьими глазами.

— Привет, пацанва! – громко произнес парень.

— Привет! – неуверенно отозвались мальчики. Как бы незнакомец не распугал им рыбу!

— Как рыбка, ловится? — продолжал разговор рыжеволосый.

— Да никак!

— Ну-ка, дай мне удочку, Максим! — властно потребовал парень.
Мальчик от неожиданности растерялся и протянул удилище незнакомцу.
— Откуда ты знаешь, как меня зовут?

— Ну, ты личность популярная, кто же тебя не знает! — небрежно бросил парень. Дернул удилище – и красавец-карась вылетел из воды, блеснув в воздухе золотистой чешуей, и в одно мгновенье оказался в ведерке Максима.
— Здорово! — ахнули мальчишки.

Рыжий заскромничал:

— Ерунда! Фокус-покус! Ну-ка, Серега, теперь давай твою удочку!

Сережа послушно протянул Рыжему удилище. Фокус повторился, только на этот раз на леске трепыхался большущий голавль.

Ребята с восхищением смотрели на незнакомца:

— Как это у тебя получается?

— То ли еще будет! — завоображал парень.

— А что, ребята, может в картишки перекинемся?

Мальчики замялись:

— В карты? Да мы только в дурака умеем, и денег у нас нет!

— При чем тут деньки? У вас нет, зато у меня кое-что есть!

С этими словами незнакомец вытащил из кармана зажигалку в виде блестящего пистолетика и положил рядом с собой на траву.

— Классная вещица! — восхитился Максим. Он давно мечтал о такой зажигалке. Играть в карты с незнакомцем мальчишкам не хотелось, но они чувствовали какую-то странную власть этого Рыжего над собой.

— У нас ничего такого нет! — Снова повторил Максим.

— Что ж! Давайте сыграем на имя. Кто проиграет, отдаст мне свое имя.

— Имя? Как же можно его проиграть? Ведь имя человеку навсегда, на всю жизнь дается, — уверенно заявил Сережа.

— Значит, можно! — отрезал Рыжий.

— Ну что, сыграем или струсили? Он достал из кармана новенькую колоду и ловко перетасовал карты.

Игра началась. Максиму все время не везло, и в конце концов он остался в дураках.
В глазах Рыжего блеснул недобрый огонек. Он по-кошачьи потянулся и встал.
— Уговор дороже денег! Теперь Максим – мое имя! Ну, пока, Рябой! Еще увидимся!

С тех пор жизнь Максима изменилась. Кличка «Рябой» накрепко приклеилась к нему. Когда он был маленьким, мама говорила Максиму, что весна капли солнышка расплескала, они брызнули ему в лицо, вот и появились веснушки. Он объяснял ребятам:

— Да не рябой я, веснушки это!

Но никто его не слушал. Только и слышно было со всех сторон: «Рябой да рябой!»

Из-за этого прозвища мальчик поссорился с Колькой и Серегой и схлопотал двойку по поведению. Родителей Максима вызвали в школу, и он получил нагоняй от отца.

Но самое обидное, что и синеглазая Олеся назвала Максима Рябым. Недолго думая, тот убежал с уроков, чуть не плача от досады.
Побрел он к реке, сел на траву возле воды и совсем загрустил. Тихонько ворковали, журчали речные струи, огибая темную корягу, солнечные блики скользили по воде, чуть шелестели листья, и мальчик незаметно задремал. Он не слышал, о чем шепчутся струйки.

Одна сказала:

— Бедный паренек – потерял свое имя!

— Не потерял,— возразила другая, – а проиграл его Рыжему Вору – злому волшебнику Юрлонгу.

— Как же помочь мальчику вернуть имя? Давай плеснем на него водой, произнесем заклинание, пусть он окажется в стране Имен короля Юджина, и добрая волшебница поможет ему!

Когда мальчик открыл глаза, он не узнал знакомой с детства речушки. Перед ним синела широкая полноводная река, кругом цвели диковинные цветы, а на деревьях созревали необыкновенные плоды и ягоды.

— Где я? — испуганно спросил мальчик.

— Ты в сказочной стране, в гостях у короля Юджина, — ответил ему нежный, как звон хрустального колокольчика, голос.

Максим оглянулся и увидел женщину чудесной красоты, с добрыми глазами и водопадом сияющих на солнце золотистых волос.
— Я знаю, какая приключилась с тобой беда. Я помогу тебе вернуть твое имя, которое похитил у тебя колдун Юрлонг, он же кот Рыжий Вор, — сказала волшебница.— Запомни: ты должен победить его на поединке, и тогда твое имя вернется к тебе.

Ведь имя – не просто звук! Вместе с ним ты получил в дар и свою судьбу, и свой характер. Потеряешь имя – потеряешь себя! Но одолеть Рыжего Вора будет нелегко! Я дам тебе три амулета: волшебный камень-аметист – он ослепит колдуна, лист ясеня станет твоим щитом, а кисточка из волосков норки поможет тебе в бою. Кстати, имя Максим значит «величайший». Так будь достоин своего имени! Рыжий Вор прячет твое имя в вороньем перышке, что лежит у него в кармане. Если достанешь перо и сломаешь его – имя к тебе вернется! Удачи тебе! А теперь – прощай!

Волшебница плеснула на мальчика речной водой, и он снова оказался на берегу Серебрянки. Светило солнце, тихо журчали пенные струи.

— Какой странный сон! — подумал максим, но взгляд его упал на траву, и он увидел все три амулета, подаренные волшебницей. — Сегодня же вызову Рыжего Вора на поединок и верну свое имя! — решил мальчик. Он вскочил и побежал искать злодея. Только вечером встретил он рыжеволосого возле школы.
— Привет, рябой! Соскучился по своему имени?— нахально выкрикнул парень.
— Идем на пустырь за школу, будем драться, если я тебя одолею – вернешь мне мое имя! — тихо, но веско сказал Максим.

— Как бы не так! Ишь, чего захотел!.. А впрочем, пойдем! — передумал вдруг рыжеволосый.

— Я сделаю из тебя котлету! — злобно рассмеялся он.

Противники в сопровождении любопытных отправились на пустырь и стали наизготовку один против другого. Серега, как секундант, свистнул, и бой закипел.

Рыжий, размахивая тяжелыми кулаками, бросался на Максима, но тот ловко увертывался и сам норовил стукнуть Вора посильнее. Неожиданно Рыжий наклонился, и в его руках появилась толстенная дубинка. Размахивая ею, он бросился на мальчика. Но Максим вспомнил совет волшебницы. Он быстро достал из кармана лист ясеня. Лист превратился в толстый щит, и мальчик закрылся им. От удара о щит дубинка рыжего Ворюги с треском сломалась. С гневом Вор отбросил ее, но в руке у нег блеснул нож. Ребята ахнули. Угрожая блестящим лезвием, Рыжий медленно двинулся на Максима. Не растерявшись, мальчик бросил в противника кисточку из волосков норки. Она вмиг превратилась в маленького зверька, который острыми зубами и когтями вцепился Рыжему в физиономию. Тот взвыл от боли и стал отдирать цепкую норку. Но это было не так просто. Нож выпал у него из рук.

Воспользовавшись моментом, мальчик подскочил к разбойнику, вывернул его карман, выхватил воронье перо и сломал его. Оборотень вскрикнул и стал как-то нелепо оседать на бок. Вдруг он уменьшился, покрылся рыжей шерстью и через мгновенье превратился в обыкновенного кота. Ребята затаили дыхание от удивления и восторга.

Кот зашипел, шерсть на нем встала дыбом, он выгнул спину и, сверкнув хищными глазами, приготовился к прыжку. Но мальчик вовремя достал чудесный камень-аметист. Яркие лучи, исходящие от камня, попали коту прямо в глаза и ослепили его. Кот дико заорал и пустился наутек.
Мальчишки закричали, затопали, заулюлюкали ему вслед.

— Ты победил его, Максим!

— Максим, ты молодец!

— Максим, Максим, Максим! – неслось со всех сторон. Друзья обнимали мальчика, жали ему руки.

А мальчик радостно воскликнул:

— Я вернул свое имя! Ура!

Вопросы к сказке:

1. Кто наблюдал за детьми, играющими в футбол?

2. Куда отправились Максим и его друзья на следующий день?

3. Кто пришел к реке?

4. Что предложил мальчикам рыжеволосый парень?

5. Что проиграл рыжеволосому парню Максим?

6. Как изменилась жизнь мальчика после того. как он проиграл свое имя?

7. Кто помог Максиму?

8. Как мальчику удалось вернуть свое имя?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные права детей. Защита прав детей.

Основные права детей. Защита прав детей....

Права детей " Дошкольнику о правах".

Взрослые часто забывают, что дети такие граждане своего государства, как и они сами! Не думаю, что намеренно, но зачастую нарушают права своих детей и не только используя наказания,  а зачастую и...

Права детей " Дошкольнику о правах".

Познакомить детей с их правами очень важно. Именно сейчас формируется предпосылки к развитию правовой культуры у ребенка. Он учится, подражая взрослому. Очень важно, чтобы моральные и этические качест...

Права детей " Дошкольнику о правах".

Познакомить детей с их правами очень важно. Именно сейчас формируется предпосылки к развитию правовой культуры у ребенка. Он учится, подражая взрослому. Очень важно, чтобы моральные и этические качест...

Плакат "Права детей", "Правила дружбы", "Уроки вежливости"

Плакаты социально-коммуникативному развитию детей...

Раскраски для детей "Мои права" , иллюстративный материал по теме"Права детей"

раскраски для дошкольников и иллюстративный материал по теме"Права ребёнка"...

Тема недели: «Права детей в России». Цель: приобщение детей к социокультурным нормам семьи, общества и государства в части соблюдения прав детей.

Рекомендации родителям по реализации непрерывной образовательной  деятельности с дошкольниками в условиях профилактики и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в МАДОУ...