Педагогические чтения посвященные году охраны окружающей среды
методическая разработка по обж на тему

Горлова Ирина Ярославовна

        Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – «Усть-Ишимский детский сад №1» - расположен в центре района. Путь в детский сад для многих детей требует перехода через дорогу. Пока мои дети дошкольники, самостоятельно они этого не делают, но через год, два – в школу, там родители не смогут ежедневно отводить и забирать ребёнка, он должен будет без помощи взрослых переходить дорогу, ехать в общественном транспорте, находится один дома, общаться с незнакомыми людьми. Значит, необходимо научить его правилам безопасного поведения, и сделать это лучше заранее, чтобы к школе уже были сформированы навыки основ безопасной жизнедеятельности. Поэтому так важно, чтобы они знали правила и не подвергали свою жизнь опасности и берегли своё здоровье. Вот почему меня заинтересовал этот вопрос. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Усть-Ишимский детский сад №1»

Педагогические чтения посвященные году охраны

окружающей среды

Тема:  «Воспитание безопасного поведения детей

дошкольного возраста»

                                                   Воспитатель старшей группы:

                                         Горлова И.Я.

с. Усть-Ишим – 2013 г.

Горлова Ирина Ярославовна

Воспитатель МБДОУ

 «Усть-Ишимский детский сад№1»

Усть-ишимского Муниципального района

Телефон: 8-951-410-23-24

Тема:  «Воспитание безопасного поведения детей

 дошкольного возроста»

        Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – «Усть-Ишимский детский сад №1» - расположен в центре района. Путь в детский сад для многих детей требует перехода через дорогу. Пока мои дети дошкольники, самостоятельно они этого не делают, но через год, два – в школу, там родители не смогут ежедневно отводить и забирать ребёнка, он должен будет без помощи взрослых переходить дорогу, ехать в общественном транспорте, находится один дома, общаться с незнакомыми людьми. Значит, необходимо научить его правилам безопасного поведения, и сделать это лучше заранее, чтобы к школе уже были сформированы навыки основ безопасной жизнедеятельности. Поэтому так важно, чтобы они знали правила и не подвергали свою жизнь опасности и берегли своё здоровье. Вот почему меня заинтересовал этот вопрос.

                                                       Актуальность темы.

Современный динамично развивающийся мир предъявляет повышенные требования к людям в плане социальной адаптации и безопасного поведения в быту, на производстве. На улице, в природе. Социальная и экологическая обстановка вызывает крайнее беспокойство. В этих условиях особую актуальность приобретает изучение предмета основ безопасности жизнедеятельности. В связи с этим у меня актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Я считаю, что данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, и начинать необходимо с дошкольного возраста.

Актуальность нашей квалификационной работы состоит в том, что безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его уязвимости.
Самостоятельность ребёнка относительна, благополучие и сама его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людей. Без взрослого человека ребёнок не может выжить и развиться в социальную личность. У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранительному поведению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни.
В федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 23 февраля 2009 г. №655 [47, с.3], сказано, что содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).
Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка. Необходимо подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных ситуациях.
Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: но, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан – дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой и сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.

Работая долгое время в детском саду, замечаешь, что дети стали не самостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности.

Эта проблема разрабатывается, вызывая интерес у практиков и исследователей. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила основанием для выбора темы.        

На пороге третьего тысячелетия, когда в окружающем нас мире увеличилось число промышленных аварий и катастроф, все чаще возникают опасности социального характера, отсутствуют у людей навыки правильного поведения в чрезвычайных ситуациях, актуально формировать у подрастающего поколения сознательное и ответственное отношение к личной безопасности. Специалистами разных научных направлений отмечается, что это возможно достигнуть через образование. Подготовка должна проходить на всех этапах жизни.

Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека: это и в хозяйственной, трудовой, нравственной, экологической и других сферах жизни, везде могут подстерегать опасности. В современной науке опасностями принято называть явления, процессы или объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно.

Дети дошкольного возраста любознательны, активно двигаются, стремятся к самостоятельности и это нередко приводит к травмоопасным ситуациям. Поэтому в дошкольном возрасте важно создать условия в детском саду и семье, которые помогут накапливать опыт безопасного поведения.

В 60-80-е годы о профилактике несчастных случаев с дошкольниками как дома, в ДОУ, так и на улице говорили в основном медицинские работники. В настоящее время сформировалась новая образовательная область «Безопасность жизнедеятельности», которая готовит детей во всех типах учебных заведений к безопасной жизни в реальной окружающей среде.

 Идея и цель темы.

Идея: Создание системы непрерывного воспитания и образования  в формировании основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. 

Цель: познакомить детей дошкольного возраста с правилами и нормами безопасного поведения  для приобретения  социального опыта.

Задачи:

  • создавать  условия  по  ознакомлению  дошкольников  с  основами  безопасного  поведения;
  • воспитывать  у детей  осознанное  отношение  к правилам и нормам поведения  в различных чрезвычайных ситуациях;
  • формировать представление дошкольника о безопасности поведения в различных ситуациях;
  •  учить детей регулировать свои поведенческие реакции;
  • учить  детей   выходить  из  сложных,  проблемных  ситуаций не навредив своему здоровью и здоровью окружающих;
  • развивать  у детей самостоятельность и ответственность;
  • развивать у детей способности к предвидению возможной опасности и построения адекватного безопасного поведения;
  • обогащать словарный запас детей и развивать связную речь.

Теоретическое обоснование.

Под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов и сознательных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми.

В настоящее время существуют различные исследования в области обучения детей безопасному поведению (Л.Григорович, С.Мартынов, К.Белая, В.Зимонина и др.).

Л.Григорович предлагает педагогам и родителям рассматривать вместе с детьми рисунки, на которых изображены опасные ситуации, вызывающие у них эмоциональный отклик, сопереживание, заставляющие задуматься, представить ситуацию в реалии, сделать вывод о не правильном поведении персонажа.

С.Мартынов делает акцент в предупреждении бытового детского травматизма на соблюдение двух принципов – создание безопасного дома для ребенка и в повседневном кропотливом труде по воспитанию детей (специальные занятия, беседы, игры).

К.Белая и В.Зимонина дают подробные рекомендации педагогам и родителям, предлагая конспекты занятий, целевых прогулок, бесед, записи игр театрализованные представления.

Н.Мельникова, Л.Захарова, Р.Шакурова разработали план-программу “Один дома”, по которой с помощью драматизации сказок, инсценировок, игровых тренингов дети  учатся адекватно реагировать на сложную ситуацию, оказывать первую медицинскую помощь себе, сверстникам и взрослым.

Т.Храмцовой разработана система педагогических условий, направленных на формирование опыта безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста, включающая поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов и детей).

Программа Р.Б.Стеркиной “Основы безопасности детей дошкольного возраста”, целью которой является воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных, неожиданных, ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение. Данная программа включает в себя такие разделы как: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улицах города».

 Описание темы.

        Приступив к работе я провела диагностирование детей и результаты показали что преобладает средний и низкий уровень сформированности представлений о безопасности жизни у детей. Поэтому необходимо систематизировать знания воспитанников в данном направлении.

В основу своей работы я беру программу Р.Б.Стеркиной “Основы безопасности детей дошкольного возраста”. В ней раскрываются основные темы и содержание работы по обучению детей безопасному поведению.

Для  формирования основ безопасного поведения дошкольников необходимо организовать  воспитательно - образовательный процесс,  включающий  все виды деятельности (игровую, продуктивную, познавательную, речевую, физкультурно-оздоровительную, музыкально - ритмическую) и условия.
     Эффективность  реализации  поставленных  задач  во  многом  зависит  от  содержания  предметно – развивающей  среды  созданной мною в группе, которая включает:

  • уголок безопасности;        
  • познавательно–агитационные материалы;
  • иллюстративные стенды для детей и взрослых.
  • подборка литературы;
  • подборка иллюстрационного материала;
  • информационный уголок для родителей;
  • проведение фотосессий.

Формы организации работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности:

                  Критерии результативности и результатов.

В процессе диагностического обследования уровня сформированости основ безопасности жизнедеятельности мною были взяты такие показатели как:

  • Психологическая устойчивость детей;
  • Сформированость  представлений о безопасности поведения в различных ситуациях;
  •  Умение  регулировать свои поведенческие реакции;
  • Умение находить  выход  из  сложных,  проблемных  ситуаций не навредив своему здоровью и здоровью окружающих;;
  • Умение  предвидеть  опасность и построить адекватное безопасное поведение;

На основе полученных данных я сделала вывод, что у детей повысился уровень сформированости представлений безопасного поведения.

 Перспективы развития.


       К.Д.Ушинский писал, что “образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей”. Поэтому,  в дальнейшей своей работе необходимо продолжать формирование основ безопасного поведения детей, включая новые методы и приемы:

  • Экскурсии в пожарную часть;
  • Беседы с представителями ГО ЧС;
  • Участие в районных смотрах конкурсах художественного и прикладного творчества «Безопасности глазами детей»;
  •  Проведение занятий, родительских собраний по теме.

Работая в детском саду, мы  часто сталкиваемся с детскими несчастными случаями: это и порезы, ушибы, бытовые ожоги, травмы. Общаясь с родителями и  детьми, проводя диагностические исследования,  понимаем, что не каждый понимает необходимость привития навыков правильного поведения в различных опасных ситуациях, начиная с дошкольного возраста. Значимой проблемой также является создание условий для планомерного накапливания опыта безопасного поведения в детском саду и дома.

Ребенок может попадать в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Работая над системой воспитания безопасного поведения детей, мы попытались раскрыть вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» и, как следствие,  поставили перед собой определенные задачи:

во-первых,  надо        детям       дать      необходимую     сумму      знаний       об

                      общепринятых   человеком   нормах   поведения;

во-вторых,   научить   осознанно   действовать   в   той   или   иной  обстановке,  

                       помочь    дошкольникам    овладеть    элементарными     навыками

                      поведения дома,  на  улице,  в парке, в транспорте;

в-третьих,   развить    у    дошкольников  самостоятельность и ответственность.

                      Важно    научить    ребенка  объяснить  собственное поведение

В вопросах воспитания и развития детей опорой служит программа «Детство» (автор В.И. Логинова, РГПУ имени А.И. Герцена, Санкт-Петербург), базовой задачей которой является здоровьесбережение детей. Поэтому в нашем учреждении большое внимание уделяется созданию условий для качественного осуществления воспитательно-образовательной работы с детьми по обучению правилам безопасного поведения, как одно из важнейших направлений деятельности детского сада по сохранению здоровья и обеспечению безопасности жизнедеятельности воспитанников.

       Тесное сотрудничество с медицинским работником разнообразит педагогический процесс. Она посещает утреннюю гимнастику, прогулки, закаливание детей, следит за санитарно-гигиеническим состоянием. В детском саду дети едят фрукты, получают витамины,фито-чай. Медсестру мы приглашаем на занятия, где она рассказывает ребятам  о гигиенических навыках,  вреде микробов, правилах поведения на прогулках. Также медик посещает родительские собрания, темой которых очень часто является «Обеспечение безопасной жизнедеятельности детей».    

Изучение причин травм показывает, что в большинстве своем они происходят по прямой или косвенной вине взрослых.  

«Вакцина против травматизма - воспитание», - так сказал один из известных ученых. Эта формула справедлива не только по отношению к детям, но и адресована взрослым. Воспитывая ребенка и прививая ему необходимые навыки безопасного поведения в быту, взрослые ежеминутно должны являть достойный образец в этом отношении.

Как известно, и хороший и плохой примеры заразительны. Поэтому нами разработана система работы с родителями, в которую вошли следующие мероприятия:

  • беседы о мерах безопасности в частном доме, о поведении в лесу, на природе, у костра;
  • консультации об основных правилах обращения с елочными гирляндами, фейерверками, бенгальскими огнями, свечами и другие. Объясняю, что взрослые должны научить правильно: пользоваться бытовыми приборами, соблюдать меры безопасности и осторожности, научить детей какими предметами можно пользоваться, а какими нельзя. То есть родители и все взрослые самые главные учителя в этой сложной и опасной жизни.
  • папки- передвижки, стенды, библиотечка.
  • выставки по пожарной безопасности и безопасности на дорогах, участие и помощи в проведении экскурсий, походов, развлечений,
  • помощь в создании игровой среды.

Обучить детей безопасному поведению – это значит приучить их к определенному образу жизни. У ребенка должен выработаться защитный механизм, который автоматически сработает в нужный момент.

Цель «безопасного» воспитания – внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случиться такое, то найдет из нее выход.

Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьей, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.

В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одно из главных стратегических задач  развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как

Закон РФ  «Об образовании»

«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

А так же Указами Президента России

«О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ»

«Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ».

Обеспечение безопасности образовательного пространства, защита прав, охрана жизни и здоровья участников образовательного процесса, являются приоритетными направлениями образовательной политики.

        Нет большей заслуги, чем сбережение жизни детей, а самое трудное – это научить их беречь свою жизнь. И как сказал Дмитрий Иванович Писарев: «Родиться на свет – самая простая штука, но прожить на свете – это очень мудрено».

1.3 Анализ существующих программ и современных подходов

Формирование социальной компетентности определяется одной из приоритетных задач в программах развития и воспитания. Каждая образовательная программа для ДОУ предполагает подобный раздел. Поскольку программа воспитания и обучения является нормативным документом, то в ней предусмотрены и требования к уровню воспитанности и обученности детей. Как правило, это соответствие выявляется у старших дошкольников, когда перед ними встает проблема перехода в новые социальные условия – в школу. Иными словами, к этому моменту важно у ребенка сформировать социальную компетентность, выраженную в наборе поведенческих компетенций, которые позволят ему интегрироваться в новый коллектив. Несмотря на относительную новизну компетентностного подхода в образовании, он уже нашёл свое отражение в программах по дошкольному воспитанию.

Анализ базовой программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство»

В настоящее время многие педагогические коллективы работают по базовой программе развития и воспитания детей в детском саду «Детство». Программа «Детство» создавалась авторами, как программа обогащенного развития детей, обеспечивающая единый процесс социализации-индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей, способностей. Именно в период социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Содержание программы реализует принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования. Авторы стремились к тому, чтобы ребенок с детства приобщался к истокам народной культуры своей страны. Авторы делают акцент на приобщении детей к добру, красоте, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела и поступки, участвовать в охране окружающей среды.

Авторы программы выделили раздел «Ребенок входит в мир социальных отношений». Все содержание программы центрировано на ребенке, создании ему эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для развития индивидуальности, позитивных личностных качеств. В этом разделе представлено содержание, обеспечивающее рост самосознания ребенка, расширение его представлений о себе, о своей семье и родственных отношениях, а также постепенное осознание своих возможностей, достижений, жизненных планов, социальных связей с окружающими людьми имеет три подраздела:

1) Ребенок и взрослые.

2) Ребенок и сверстники.

3) Отношение к самому себе.

Авторы дифференцировали этот материал по возрастам. Выделены младший, средний, старший дошкольный возраста.

Заключение

Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир.

По итогам этой работы можно сделать вывод: дети старшего дошкольного возраста достаточно подготовлены к решению задач по этой проблеме, если будет проводится планомерная, методически грамотная работа со стороны педагога в тесной взаимосвязи с родителями.

Используемая литература

1.Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. – С.П., 2002.

2.Анастасова Л.П.,Иванова И.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. – М.,1996.

3.Артемова Л.В.Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992.

4.Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М.,2000.

5.Богданов В.В., Попова С.Н. История обыкновенных вещей. – М., 1992.

6.Вацлавик П. Как стать несчастным без посторонней помощи. – М.,1990.

7.Виноградова Н.Ф.,Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М., 1993.

8.Денисенкова Н., Ваш ребёнок познаёт мир./Дошк. воспитание 2000 №1.

9.Дыбина – Артамонова О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. –Самара, 1997.

10.Князева О. Мои помощники. //Дошк воспитание 2000 №2.

11.Козлова С.А.Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М., 1988.

12.Овчаренко Л.Н.Предотвратить беду. – М., 1988.

13.Программа «Детство». –СПб., 1997.

14.Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. – М.,1993.

15.Усачев А., Березин А.Школа безопасности. – М., 1997

16.Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста».

17.Логинова  В.И. Программа «Детство».  РГПУ имени А.И. Герцена, Санкт-Петербург,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по Году охраны окружающей среды

2013 год объявлен Годом охраны окружающей среды по РФ И РТ....

Сценарий мероприятия "Природа глазами ребенка". Выстовка детских рисунков посвященная году защиты окружающей среды.

1) Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе. 2) Развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность детей, их эрудицию. 4) Формировать у...

"Зеленая планета" Сценарий развлечения, посвященного дню охраны окружающей среды.

Сценарий развлечения (для всех возрастных групп), посвященного дню охраны окружающей среды....

Экологический декадник, посвященный году охраны окружающей среды

Практический материал из опыта работы педагогов дошкольной образовательной организации по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста...

Статья- отчет о проведении праздника организации «Эколята- дошколята» «Живем в согласии с природой», посвященный Всемирному дню охраны окружающей среды.

Статья -отчет о проведении в детском саду зкологического праздника  организации «Эколята- дошколята» «Живем в согласии с природой», посвященный Всемирному дню охраны ...