«Осенняя пора - пора очарованья»
проект по обж (средняя группа) на тему

Гришатова Мария Вячеславовна

Экологическое воспитание» ребенка раннего дошкольного возраста означает содействие взрослых развитию доброго и любознательного малыша, открытого миру природы. Мы должны научить малышей смотреть и видеть, знать и любить и, конечно, беречь природу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение

комбинированного вида   Детский сад №10

__________________________________________________________________

607650, Россия, Нижегородская область, г. Кстово, пер Гайдара, д 10

Проект

«Осенняя пора - пора очарованья»

C:\Users\xxx\Desktop\182385_promienie_slonca_jesien_liscie.jpg

СРЕДНЯЯ ГРУППА "ПОЛЯНКА"

C:\Users\xxx\Desktop\i.jpg

Кстово

2015

Актуальность проекта

    Большинство изменений в мире природы человек может заметить, почувствовать и пережить только вне стен помещения, в непосредственном контакте с природой. Ни картина, ни рассказ не заменят живого общения с ней. Природу важно воспринимать всей душой, всеми органами чувств, замечать многообразие её форм, красоту красок, звуков, запахов. Сколько возможностей для развития чувств, речи, движений, воображения. Это формирует первый сенсорный опыт ребенка – основу для его интеллектуального развития. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. Поэтому, так важно ввести ребенка в природу с самого раннего возраста.

     Красота «золотой осени» доступна даже самому маленькому ребенку. Поэтому так важно с самого раннего возраста развивать у детей предпосылки наблюдательности, интереса и взаимосвязь явлений природы и жизни людей, развивать воображение, вызывать эстетический отклик на красоту осени.

     «Экологическое воспитание» ребенка раннего дошкольного возраста означает содействие взрослых развитию доброго и любознательного малыша, открытого миру природы. Мы должны научить малышей смотреть и видеть, знать и любить и, конечно, беречь природу.

C:\Users\xxx\Desktop\914526090.jpg

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида   Детский сад № 10

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Проект: «Осенняя пора-пора очарованья»

                                                                               Автор  проекта:  

воспитатель

Гришатова М.В.            

Продолжительность проекта: 1 месяц

Тип проекта:  краткосрочный, творческо-познавательный.

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели.

Возраст детей:  3-4 лет

Цель проекта: Формирование умений наблюдать характерные явления осенней погоды, умение понимать и устанавливать связь между ними; развитие творческих способностей детей в разных видах деятельности.

Задачи проекта.

Для детей:

Образовательные:

  •  формировать основы экологической культуры  дошкольников через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;
  • формировать обобщенные представления о признаках природных объектов, устанавливать простейшие связи между ними.

Воспитательные:

  •  привлечь внимание к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
  • воспитывать желания и умения сохранять окружающий мир природы;
  •  воспитывать чувства ответственности за состояние окружающей среды.

Развивающие:

  • развивать умение наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
  • развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм;
  • развивать различные виды деятельности (игровой, трудовой, познавательной, речевой.)
  • развивать творческие и познавательные способности детей. 

Для педагогов:

  • Осуществлять активное сотрудничество с родителями в процессе проекта, включать родителей в процесс экологического воспитания дошкольников.
  • Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме ознакомления дошкольников с временем года - осень, ее признаками.
  • Установление доброжелательных взаимоотношений педагогов и родителей в процессе разработки и реализации проекта.

Для родителей:

  • Стимулирование творческой активности родителей через участие в выставках.
  • Установление партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и обучения детей.

        Краткое содержание проекта «Осенняя пора-пора очарованья» :

•        - накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности на прогулке;

•        - систематизация этапов взаимодействия живой и неживой природы в процессе наблюдений и экспериментирования;

•        - анализ поведения человека в природе осенью;

•        -  отражение знаний, полученных опытным путём, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой).

Место проведения: МБДОУ Детский сад №10.

 

Сроки проведения: сентябрь – октябрь 2015 года.

 

Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса во время непосредственно образовательной деятельности  и в совместной деятельности детей и педагогов).

Ожидаемые результаты (продукт проекта):

Для детей:

   Дети смогут увидеть красоту и разнообразие окружающей природы, смогут рассказать о своих личных наблюдениях и впечатлениях, активизируется словарный запас и внимательность к явлениям окружающего мира. Родители в ходе выполнения импровизированного домашнего задания сами увидят, как прекрасна окружающая нас природа и смогут показать и объяснить это детям. Сами же работы явятся прекрасным дополнением к материалам интернет-сайтов и послужат украшением праздника осени.

Для педагогов:

Систематизация и обобщение материала по данной теме.

Для родителей:

Осознанный интерес родителей к проблеме данного проекта.

Продукты проекта.

Для детей:

Аппликации, рисунки, исследовательские работы, страничка наблюдений.

Для педагогов:

Презентация проекта «Осенняя пора - пора очарованья»

Для родителей:

  • Консультация для родителей «Мы пошли гулять. Осень»
  • Папка – передвижка «А что там за окном?»
  • Совместная деятельность родителей и детей «Осенняя поделка из природного материала».
  • Индивидуальные беседы о том, как одевать детей на прогулку осенью.                                                                            

Содержание проекта:

        1 этап. Подготовительный.

  • Обсуждение темы и составление плана проекта.
  • Подбор методического и практического материала по данной теме.
  • Сбор природного материала и помещение его в уголке природы.
  • Создание картотеки стихотворений, загадок по теме.

        2 этап. Деятельный.

  • В работе с детьми использовали разнообразные методы обучения: наблюдения, познавательное чтение, продуктивная деятельность (акцент сделан на лепку, аппликацию, рисование), рассматривание картин, занятия-беседы познавательно-эвристического характера, элементарные опыты,
  • В уголке природы размещали натуральные овощи, фрукты и муляжи, также различный природный материал. Дети учились различать их по внешнему виду, правильно называть.
  • Организовывали цикл наблюдений за изменениями в природе, использовали разнообразные дидактические игры и упражнения с природными материалами.
  • С целью эмоционального погружения детей в тему использовали стихи осенней тематики.

        3 этап. Завершающий.

  • Выставка творческих работ детей и их родителей.
  • Развлечение - праздник "Осень".
  • Презентация проекта "Осенняя пора - пора очарованья"

        Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, могут самостоятельно решать проблемные задачи, проявляют чувство ответственности за природу, себя и других. Образовательная деятельность в рамках проекта была содержательной, наполнена яркими впечатлениями, интересными делами, радостью общения.

Системная паутинка по проекту

«Осенняя пора - пора очарованья»

Направления развития

Содержания работы

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры: « Овощной магазин », «Семья – Собираемся на прогулку в лес», «Семейный праздник».

Дидактические игры: «Грибная полянка», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Что было бы, если из леса исчезли…»

«С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию»,

Игры – драматизации: «Репка»,  «Расскажите, звери, мне, как готовитесь к зиме», «Прятки» (Д. Коренева)

«Гриб – боровик» (инсценирование с использованием театра из бросового материала)

Трудовая деятельность:

сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, семян, листочков для гербария)

уборка опавшей листвы

подготовка клумбы группового участка к зиме

укрывание корней деревьев опавшей листвою.

Беседа: «Осенние хлопоты человека осенью»

Беседы по ОБЖ:

«Почему в лесу нельзя ничего пробовать?»

«Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?»

«Как вести себя у водоёмов поздней осенью?»

Познавательное развитие

Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.

Ознакомление с окружающим:

«Осенний лес. Дары леса»

«Приметы осени»

«В гости к осени»

Беседы:

«Что мы знаем о лесе», «Почему деревья сбрасывают листья»,

«Осень. Что ты о ней знаешь?»

Цикл наблюдений:

за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём);

за красотой и богатством осенних красок;

за цветником;

за перелетными птицами;

за насекомыми;

за деревьями, растущими на территории детского сада.

Целевые прогулки:

 «Деревья и кустарники нашего детского сада»,

«Ищем приметы осени»

Экспериментирование:

«Опыты с глиной и песком»

Ситуативная беседа:

«Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»

«Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»

«Почему я люблю (не люблю) осень?»

Речевое развитие

Творческое рассказывание детей по темам:

«Мы гуляли на участке»

«Что я видел в парке?»

Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок с использованием мнемотаблиц.

Словесные игры: «Опиши словами осень!», «Осень в лесу»,

«Вспомни – назови», «Один – много», «Будь внимательным», «Осенние деревья», «Подбери действие».

Чтение художественной литературы:

Пословицы, поговорки, загадки об осени

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»

А. Плещеев «Скучная картина»

К. Бальмонт «Осень»

Н. Сладков «Осень на пороге»

Е. Благинина «Улетают, улетели»

Г. Скребицкий «Четыре художника. Осень»

А. Ерикеев «Наступила осень

Л.Толстой «Дуб и орешник»

З.Федоровская «Осень»

К.Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев»

Г.Скребицкий «Белка готовится к зиме»

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация:

«Осенние деревья»

Вот уж последняя стая крыльями машет вдали»

«Что нам осень подарила»

Рисование:

«Нарядные грибочки»

«Золотая осень» (пейзаж)

Лепка:

«Деревья осеннего леса»

«Овощи»

«Грибочки»

Рассматривание картины Левитана «Золотая осень»

Самостоятельная художественная деятельность:

Рисование «Ветка рябины»

Рисование «Чем нам осень нравится»

«Наш участок осенью»

«Деревья осенью»

Иллюстрирование книжки – малышки «Осень бродит по дорожке…»

Слушание музыкальных произведений:

П. И. Чайковский «Осенняя песнь»

А. Вивальди «Осень»

Пение:

«Золотая песенка» слова З. Петровой, музыка Г. Вихаревой

«Дождик» слова Пикулёвой, музыка Попляновой

«В золоте берёзонька» слова и музыка Вихаревой

Музыкально – дидактическая игра: «Узнай песенку»

Досуги, развлечения:

«Час загадки» (дети отгадывают загадки)

«Осенний праздник»

Физическое развитие

Беседы:

«Как одеваться осенью?»

«Если хочешь быть здоров»

Подвижные игры:

«Съедобное — несъедобное!»

«Я знаю 5 названий!»

«Осенние листочки»

«Вороны и собачка!»

«Перелёт птиц»

«Гуси – лебеди»

Игры – соревнования: «Кто быстрее обежит лужи»

Физкультминутки:

«Клён»

— Ветер тихо клён качает,

Вправо-влево наклоняет:

Раз – наклон

И два – наклон,

Зашумел листвою клён.

«Листопад»

— Мы – листики осенние

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели!

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели….

«Грибы»:

— Дети утром рано встали, за грибами в лес пошли.

Приседали, приседали – белый гриб в траве нашли!

На пеньке растут опята, наклонитесь к ним, ребята!

Наклоняйся, раз-два-три, и в лукошко набери!

Вон на дереве орех – кто подпрыгнет выше всех?

Если хочешь дотянуться, надо сильно потянуться!

Три часа в лесу бродили, все тропинки исходили!

Утомил всех долгий путь – дети сели отдохнуть!

Пальчиковая гимнастика:

«Листья»

Ветер северный подул: с-с-с (дети шевелят всеми пальцами)

Все листочки с липы сдул… (подуть на пальцы)

Полетели, закружились (вращение кистями рук)

И на землю опустились (кладут пальцы на стол)

Дождик стал по ним стучать: (стучат пальцами по столу)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

Град по ним заколотил, (стучат кулаками по столу)

Листья все насквозь побил.

Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд,

назад)

Одеялом их накрыл. (крепко прижать ладони к столу)

 

Итоги проекта.

   В ходе работы по проекту «Осенняя пора - пора очарованья» дети вели наблюдения, экспериментировали, участвовали в конкурсах, принимали участие в празднике «Осень золотая» рисовали, лепили, играли, слушали музыку, рассматривали картины и иллюстрации, знакомились с литературными произведениями, сочиняли свои сказки и рассказы.

    В ходе работы дети постоянно задавали вопросы.     К детским вопросам, я - взрослый, относилась внимательно, отвечала на них таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребенка, задавала встречные вопросы: «А ты как думаешь сам?», что побуждало  ребенка к самостоятельным размышлениям. Отвечая на детские вопросы, обращалась к мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

     Работая над проектом, я ставила задачу не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям, способствовать развитию самостоятельной мыслительной деятельности.

    В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров.

    На основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас.

   Большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.

Литература

1.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

«Природа» Тематические занятия по формированию изобразительных навыков у детей 2-7 лет Н.В.Дубровская Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2005

«Времена года» комплексные занятия для детей 4-7 лет Л.Б.Фесюкова Харьков 2008

«Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» В.А.Дрязгунова Москва Просвяшение 1981

«Экологическое воспитание в детском саду» О.А.соломенникова Мозаика-Синтез Москва 2005

« Добро пожаловать в экологию» О.А.Воронкевич Санкт –Петербург «Детство-Пресс»

«Словесные игры в детском саду» А.К.Бондаренко Москва «Просвещение» 1998

«Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Т.С.Комарова Москва «Просвящение» 1991

«Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» Р.И.Жуковская Москва «Просвещение» 1981


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Осенняя пора, очей очарованье».

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе....

Осенняя пора очей очарование...Приятна мне твоя прощальная краса..

Фото с прогулки с детьми. Дети собирают яркие осенние листья в букеты,читают стихи о осени...

МИНИ МУЗЕЙ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА ТЕМА № 1 "ОСЕННЯЯ ПОРА ОЧЕЙ ОЧАРОВАНИЯ"

ЦЕЛЬ: 1. Воспитывать любовь к природе родного края.2. Познакомить детей с цветовой гаммой осенних листьев.3. Учить  детей сравнивать листья по величине: большой, маленький.4. Работать ...

конспект совместной деятельности педагога с детьми по образовательной области художественно-эстетическое развитие "Осенняя пора-очей очарование"

конспект направлен на то, чтобы развивать у детей интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на произведение мкзыкального искусства, формированию навыков исполнения танцевальных движений. Рас...

"Осенняя пора - очей очарованье". Осенний букет.

Аппликация. Сложная работа - работа с ножницами. Нужно четко вырезать по контуру. Дети заинтересованы!...