Правила и безопасность дорожного движения
план-конспект занятия по обж (старшая группа) на тему

Знакомство детей с правилами дорожного движения, дорожными знаками, правилами поведения на улице.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravila_i_bezopasnost_dorozhnogo_dvizheniya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

воспитателя детского сада № 93

Выборгского района г.Санкт-Петербурга

Ефремовой Людмилы Дмитриевны

     Тема: «Правила  и  безопасность  дорожного  движения».

     Образовательная  область: «Познание»

     Виды  детской  деятельности: познавательно-исследовательская, игровая.

     Цель: закрепить знания о безопасном поведении детей на улице и проезжей части.

     Задачи:  закреплять  знания  о  работе  светофора; учить  правилам  дорожного  движения; расширять  представления  о  дорожных  знаках  и  их  назначении;  воспитывать  ответственность  за  свою  безопасность  и  жизнь  других  людей.   Развивать  память,  внимание.  Воспитывать  уважительное  отношение  ко  всем  участникам  дорожного  движения.

     Предварительная работа:

  1. Целевая прогулка по территории детского сада, на улицу.
  2. Загадки о дорожных знаках.
  3. Чтение стихотворений, рассказов о правилах поведения на улице.
  4. Рассматривание иллюстраций, составление рассказов, беседы.
  5. Рисование по данной теме.

      Планируемые  результаты:  знает  и  соблюдает  правила  безопасного  поведения  на  улице  и  в  транспорте,  правила  дорожного  движения,  понимает  значение  сигналов  светофора;  узнаёт  и  называет  дорожные  знаки,  знает  их  назначение.

                  Содержание организационной  деятельности  детей.

                           В группу  к  детям  «приходит»  Светофор.

        -Здравствуйте,  мои  друзья!

-Здравствуй,  Светофор!  А  разве  мы  с тобой  друзья?

      -Я  всех  считаю  своими  друзьями.  Но,  к  сожалению  многие  из    вас  не  хотят  со  мной  дружить,  а  некоторые  даже  не  обращают  на  меня  внимания.  А  ведь  я  день  и  ночь  тружусь,  чтобы  сохранить  вашу  жизнь  и  здоровье!

     -Прости,  Светофор,  если  мы  тебя  обидели.  Мы  бы  тоже  хотели  с тобой  дружить,  но  не  знаем,  как  это  сделать.

       -Я  с  удовольствием  вас  научу.  Во-первых,  вам  надо  отгадать  загадки.  Слушайте:

  Тихо  ехать  нас  обяжет                    Что  за  «зебра»  на  дороге?

  Поворот  вблизи  покажет                 Все  стоят,  разинув  рот.

  И  напомнит,  что  и  как,                  Ждут,  когда  мигнёт  зелёный

  Вам  в  пути  (дорожный  знак)         Значит  это  (переход)

 

Дом  на  рельсах  тут  как  тут,            Пьёт  бензин,  как  молоко,

Всех  умчит  он  в  пять  минут,           Может  бегать  далеко,

Ты  садись  и  не  зевай,                            Возит  грузы  и  людей,

Отправляется  (трамвай)                      Ты  знаком,  конечно,  с  ней.

                                                                     Обувь  носит  из  резины,  называется  

                                                                                                            (машина).

Встало  с  краю  улицы  в  длинном  сапоге

Чучело  трёхглазое  на  одной  ноге.

Где  машины  движутся,  где  сошлись  пути,

Помогает  людям  дорогу  перейти  (светофор).

        -Молодцы!  А  теперь  ответьте  мне,  кто  такие  пешеходы?  (ответы детей)

  -Правильно, пешеходы  -  это  люди,  которые  ходят  пешком,  но  при  этом  являются  участниками  дорожного  движения.  К  пешеходам  относятся  и  люди,  ведущие  велосипед,  мопед,  коляску,  мотоцикл,  везущие  санки,  тележку,  детскую  коляску.                                                                 Быть  внимательным  пешеходом  нужно  начинать  сразу,  как  только  вы  выходите  на  улицу.  Ведь  даже  до  светофора  нужно  уметь  правильно  дойти.  При  выходе  из  дома  обратите  внимание,  нет  ли  приближающего  транспорта .  Играть  на дороге  и  вблизи  дороги  нельзя!  Малыши  должны  ходить  по  улице  только  в  сопровождении  взрослых,  а  лучше,  держась  с  ними  за  руки.  Умный  пешеход  никогда  не  выбежит  на  дорогу,  даже  если  это  место  для  перехода.  Он  пойдёт  спокойно,  потому  что  для  водителя  выскочивший  на  дорогу  человек – всегда  неожиданность,  и  неизвестно,  сумеет  ли  водитель  справиться  с  этой  неожиданностью.  

         Послушайте,  пожалуйста,  песню,  в которой поётся о том, как мальчик  нарушал  правила дорожного движения на  улице  и  вот  что  произошло  с  его  футбольным  мячом.  

                     (слушание  записи  песни  «Футбольный  мяч»)

     _Ребята,  а  как  пешеходу  переходить  улицу?

  Как  называется  это  место  для  перехода? (ответы детей).

- Правильно,  пешеходный  переход – это  специальная  область  на  проезжей  части,  предназначенная  для  перехода  пешеходов  на  другую  сторону  улицы.  

   Пешеходные  переходы  обычно  устраивают  на  перекрёстках  улиц  и  дороги  в  местах,  где  ходит  большое  количество  людей.  

   Пешеходный  переход  обозначается  специальным  дорожным  знаком:

  широкими  белыми  линиями -  зеброй.

                        (рассматривание  картинки)

  - Многие  из  вас  знают,  что  водитель  должен  пропустить  пешехода,  идущего  по зебре,  но  всё  же  нужно  быть  осторожным  и  переходить  дорогу  только  в  том  случае,  если  все  машины  уже  остановились  для  того,  чтобы  пропустить.  Ведь  у  машины  могут  быть  неисправными  тормоза  или  водителя  что-то  или  кто-то  отвлечёт,  и  он  не  заметит,  что  вы  собираетесь  перейти  дорогу,  и  может  случиться  несчастье.  Поэтому  в  любом  случае  нужно  быть  осторожными.  

     А  если  пешеходный  переход  пересекает  дорогу  с  большим  потоком  машин,  перед  ним  дополнительно  устанавливают  светофор.  В  таком  случае  водители  пропускают  пешеходов, только  когда  на  светофоре  горит  зелёный  свет

     Значит,  зелёный  свет  светофора  означает,  что  можно  идти!

Для  пешеходов  можно  идти,  а  для  машин  -  можно  ехать!  Поэтому  светофор  светит  в  несколько  сторон.  Посмотрите  на  меня!

И  если  пешеходам  горит  зелёный  свет,  то  водителям  обязательно  горит  красный,  и  наоборот.

     Вы  поняли  уже, что  красный  свет  для  всех  означает  одно:  стой!

  -  А  для  чего  нужен  жёлтый  свет?

   - Правильно,  жёлтый  свет  предупреждает  о  том,  что  сейчас  от  светофора  поступит  новая  команда,  и  нужно  быть  внимательным  и  готовым  действовать  так,  как  «скажет»  светофор.

  -  Ребята,  давайте  послушаем  советы,  которые  нам  скажут  красные,  жёлтые  и  зелёные  братики:

 Охраняют  пост  два  брата:  каждый -бравый  часовой.

 Вы  запомните,  ребята,  кто  из  них  вам  скажет: «Стой!»

Братец  красный  очень  строгий,  он  спешит  предупредить:

«Стойте,  дети,  здесь  опасно  вам  сейчас  переходить!»  

вслед  зелёный  братец, мило  улыбаясь,  говорит:

Ваше  время  наступило,  проходите,  путь  открыт!»

 Днём  и  ночью  оба  брата  службу  верную  несут,  вы  их  слушайтесь,  ребята,  и  они  не  подведут.

У  светофора  окошечка  три?  При  переходе  на  них  посмотри.

Если  в  окошечке  красный  горит: «Стой!  Не  спеши!»  он  говорит.

Красный  свет – идти  опасно,  не  рискуй  собой  напрасно.

Если  вдруг  жёлтое  вспыхнет  окошко,  подожди,  постой  немножко.

Если  в  окошке  зелёный  горит,  ясно,  что  путь  пешеходу  открыт

.Зелёный  свет  зажжётся  вдруг,  теперь  идти  мы  можем.

Ты,  светофор,  хороший  друг  шофёрам  и  прохожим.

       

    Послушайте  стихотворение  Олега  Бедарева  «Если  бы…»

Идёт  по  улице  один  довольно  странный  гражданин.

Ему  дают  благой  совет: «На  светофоре  красный  свет!

На  переходе  нет  пути.  Сейчас  никак  нельзя  идти»!

-Мне  наплевать   на  красный  свет»!

Промолвил  гражданин  в  ответ.

Он  через  улицу  идёт  не  там,  где  надпись  «Переход»,

Бросая  грубо  на  ходу:»Где  захочу,  там  перейду»!-

Шофёр  глядит  во  все  глаза! « Разиня  впереди» !

Нажми  скорей  на  тормоза, -  разиню  пощади!

А  вдруг  бы  заявил  шофёр: «Мне  наплевать  на  светофор!»-

И  как  попало  ездить  стал?

Ушёл  бы  постовой  с  поста? Трамвай  бы  ехал  как  хотел?

Ходил  бы  каждый  как  умел?

Да…там,  где  улица  была,   невероятные  дела  произошли  бы  вмиг!

Сигналы,  крики  то  и  знай:  машина – прямо  на трамвай,

Трамвай  наехал  на  машину,  машина  врезалась  в  витрину…

Но  нет:  стоит  на  мостовой  регулировщик – постовой,

Висит  трёхглавый  светофор,  и  знает  правила  шофёр.

         -Ребята,  какие  ситуации  в  стихотворении  являются  нарушением  условий  безопасного  поведения  на    дороге? (ответы детей0.

        -Какие  сигналы  светофора  вы  знаете? (ответы детей0.

       -Ребята,  послушайте,  пожалуйста,  что  случается  с  теми,  кто  не  выполняет  правила  дорожного  движения (читают  дети)

Мы  частенько  замечаем  и  для  вас  изображаем

Шалунов на  мостовой. Тех,  кто  к  правилам  движенья

Не  имеет  уваженья  и  рискует  головой.

Чтоб  несчастья  избежать,  просим  им  не  подражать.

Вдоль  по  улице  гонялся  с  клюшкою  мальчишка

Хорошо,  что  жив  остался,  в  синяках  да  шишках

Ты  не  в  цирке!  Здесь  дорога! Подвернётся  руль  немного-

Ну кого  ты  удивишь,  под  машину  угодишь.

А  это  что  ещё  за  мода- перебегать  наискосок?

Ты  видел  знаки  перехода? А  где  дорогу  пересёк?

Друзья  несутся  во  всю  прыть,  а мы  за  них  в  тревоге:

Машину  быстро  не  остановить  на  ледяной  дороге.

----- Взрослым  и  детям  необходимо  выполнять  правила  дорожного  движения?

Нужно  правила  движенья  выполнять  без  возраженья!

       -А теперь,  ребята,  давайте  поиграем  в  игру  «Светофор»

    (красный  свет – замерли,  жёлтый – похлопали,  зелёный – шагаем)

     -Ребята,  а  ещё  на  улице  пешеходам и  водителям помогают  лучшие  друзья – дорожные  знаки.

 Каждый  знак  имеет  своё  название.

Дорожные  знаки  рассказывают  о  том,  какова  дорога,  как  надо  ехать,  что  разрешается  и  что  нельзя  делать  на  дороге.

 Давайте  рассмотрим  с  вами  некоторые  из  них.

                     (рассматривание  знаков)

   - Послушайте,  ребята,  стихотворение.

Город,  в  котором  с  тобой  мы  живём,

Можно  по  праву  сравнить  с  букварём.

Азбукой  улиц,  проспектов,  дорог

Город  даёт  нам  всё  время  урок.

Вот  она,  азбука,  над  головой,

Знаки  развешаны  над  головой.

Азбуку  города  помни  всегда,

Чтоб  не  случилась  с  тобою  беда.

-Ну  а  сейчас,  ребята, споём  песню  о  правилах  дорожного  движения.

              (песня  «Дорога  -  не  тропинка…»)