Главные вкладки

    Рабочая учебная программа Образовательная область : «Безопасность»
    календарно-тематическое планирование по обж (старшая группа) на тему

    Арнаутова Людмила Викторовна

    Самое ценное в мире  – здоровье и жизнь ребенка. Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам дорожного движения, пожарной безопасности и привитие навыков правильных действий в опасных ситуациях. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл bezopasnost.docx33.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение   муниципального образования         г. Саяногорск детский сад комбинированного вида № 4 «Чиполлино»

                                                                                 Утверждаю

                                                                                        Заведующий МБДОУ д/с № 4 «Чиполлино»

                                                                                      ________________________/Баранникова О.М./

    Рабочая   учебная   программа

    Образовательная область : «Безопасность»

    Дисциплина: безопасность

    Возрастная группа: старшая   логопедическая

                                                                      Авторы:

                                                                      Арнаутова Л.В. воспитатель

                                       

    г. Саяногорск, 2014 г.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Самое ценное в мире  – здоровье и жизнь ребенка. Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам дорожного движения, пожарной безопасности и привитие навыков правильных действий в опасных ситуациях.

    Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно прививать детям навыки поведения с ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.

    П. Лич и П.Статмэн в своих исследованиях отмечают, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем – то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности.

    К.Д.Ушинский писал, что “образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей”.

    Рабочая учебная программа разработана для МБДОУ детский сад № 4 «Чиполлино», старшая логопедическая группа на основе программ:

    - Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ № 655 от 23 ноября 2009 г.).

    - «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Сборник «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи». Автор–составитель Г.В.Чиркина.

    Также использована книга: К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей».

    В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного образования о признании самоценности дошкольного периода детства.

    Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций.

    Формирование у ребенка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях предполагает развитие ориентировки в пространстве, формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, самостоятельность, уверенность в своих действиях, поэтому такая работа ведется в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса (на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром через рассматривание картин, наблюдения на экскурсиях, беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов; на занятиях по развитию элементарных математических представлений учим ориентироваться в окружающем пространстве; на занятиях художественного творчества дети изготавливают атрибуты к играм и т.д.).

    Образовательная область «Безопасность»

     Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

    • формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
    • приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
    • передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
    • формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. 

    Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности

    Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском саду.

    Закреплять умение соблюдать правила участия в играх с природным материалом: беречь постройки, сделанные из песка другими детьми, не кидаться шишками, песком и другими твердыми материалами.

    Закреплять правила безопасного передвижения в помещении (спокойно спускаться и подниматься по лестнице, держаться за перила; открывать и закрывать дверь, держась за дверную ручку).

    Объяснить детям, что в случае необходимости взрослые звонят по телефону «01» (при пожаре), «02» (вызов милиции), «03» («Скорая помощь»).

    Рассказать детям, что в случае неосторожного обращения с огнем или электроприборами может произойти пожар.

    Закреплять представления о правилах поведения с незнакомыми людьми (не разговаривать с незнакомцами, не брать у них различные предметы; при появлении незнакомого человека на участке сообщить об этом воспитателю).

    Закреплять умение называть свою фамилию и имя; фамилию, имя и отчество родителей, домашний адрес и телефон.

    О правилах безопасности дорожного движения. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения и поведения на улице. Расширять знания о светофоре, который регулирует движение на дороге.

    Познакомить детей с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи».

    Закреплять знания о специальном транспорте: «Скорая помощь» (едет по вызову к больным людям), пожарная машина (едет тушить пожар), «Милиция» (едет на помощь людям, попавшим в беду). Познакомить с действиями инспектора ГИБДД в различных ситуациях.

    Закреплять правила поведения в общественном транспорте. Познакомить детей с метро, с правилами безопасного поведения в нем.

    Продолжать объяснять детям, что остановки общественного транспорта находятся вблизи проезжей части дороги, поэтому, ожидая транспорт, нужно вести себя спокойно, держаться за руку взрослого.

    Объяснять детям, что кататься на велосипеде можно только в присутствии взрослых, не мешая окружающим.

    Межпредметные связи с другими образовательными областями

    «физическая культура»

      формирование  физических качеств и свойств организма- основы безопасной жизнедеятельности

    «здоровье»

    Формирование представлений о функциональных особенностях организма и средствах его защиты от вредных воздействий окружающей среды

    «коммуникация»

    Развитие общения детей друг  с другом и взрослыми в процессе  организации  мероприятий

    «труд»

    Формирование трудовых умений при организации безопасной среды существования

    «познание»

    Расширение  представлений об окружающем мире, опасностях, подстерегающих человека в процессе взаимодействия с миром, формирование ЭМП, формирование целостной картины мира.

    «социализация»

    Формирование гендерной принадлежности, развитие партнерских взаимоотношений в процессе безопасной жизнедеятельности

    «чтение художественной литературы»

    Использование художественных произведений для  формирования представлений о безопасных способах взаимодействия с окружающей средой

    «художественное творчество»

    Развивать умение отражать свои представления об окружающей среде в продуктивной деятельности

    «музыка»

    Использовать средства музыки для формирования безопасного поведения ребенка

    Занятия проводятся 1 раз в две недели продолжительностью не более  25 минут. Общее количество занятий в год 18.

    ТЕМАТИЧЕСКИЙ    ПЛАН  

    Период

    Тема занятия

    Цель занятия

    Используемая литерату

    ра

    Интеграция образовательных областей

    Комплексно-тематический план ДОУ

    Сентябрь

    1

    Диагностика

    Выявить уровень знаний, умений, навыков в данной образовательной области.

    «Коммуникация», «Познание»

    «Здравствуй, детский сад!»

    2

    «Правила безопасного поведения на улицах»

    О правилах безопасности дорожного движения. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения и поведения на улице. Расширять знания о светофоре, который регулирует движение на дороге.

    № 1, с.40

    «Чтение худ. лит-ры», «Музыка», «Физическая культура», «Здоровье»

    «Осень»

    Октябрь

    3

    «Не все грибы съедобны»

    Познакомить детей с ядовитыми грибами, научить их распознавать и различать.

    № 1, с.52

    «Познание», «Коммуникация», «Чтение худ. лит-ры», «Здоровье»

    4

    «Опасные предметы»

    Расширить представления детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме.

    № 1, с. 56

    «Познание», «Коммуникация», «Чтение худ. лит-ры», «Здоровье»

    «Мой дом, мой город»

    Ноябрь

    5

    «Правила поведения при общении с животными»

    Расширить представления детей о диких и домашних животных с точки зрения их опасности для человека. Познакомить с правилами безопасного общения.

    № 1, с. 11

    «Познание», «Коммуникация», «Чтение худ. лит-ры», «Здоровье»

    «В мире животных»

    6

    «Опасные ситуации дома»

    Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации дома, научить ребенка правильно себя вести в таких ситуациях. Закреплять представления о правилах поведения с незнакомыми людьми.

    № 1, с. 13

    «Познание», «Коммуникация», «Здоровье»

    Декабрь

    7

    «Огонь – наш друг, огонь – наш враг!»

    Рассказать детям, что в случае неосторожного обращения с огнем или электроприборами может произойти пожар.

    № 1, с. 18

    «Познание», «Коммуникация», «Чтение худ. лит-ры»

    8

    «Правила поведения при пожаре»

    Объяснить детям, что в случае необходимости взрослые звонят по телефону «01» (при пожаре), «02» (вызов милиции), «03» («Скорая помощь»).

    Рассказать детям, что в случае неосторожного обращения с огнем или электроприборами может произойти пожар.

    № 1, с.22

    «Познание», «Коммуникация», «Чтение худ. лит-ры»

    «Новый год»

    Январь

    9

    «Небезопасные зимние забавы!»

    Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть зимой при катании на лыжах, санках и коньках, научить правилам поведения в таких ситуациях

    №  1, с.25

    «Познание», «Коммуникация», «Здоровье»,

    «Зима»

    10

    «Как устроен мой организм»

    Познакомить детей со строением тела человека, с назначением и работой сердца, органов дыхания и пищеварения.

    № 1, с. 30

    «Познание», «Коммуникация», «Здоровье»

    Февраль

    11

    «Бережем свое здоровье или советы доктора Неболейкина»

    Формировать здоровый образ жизни, рассказать о профилактике заболеваний, сообщить элементарные сведения о лекарствах и болезнях. Расширить представления  детей о работе врача.

     № 1, с.33

    «Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Социализация»

    «Транспорт»

    12

    «Соблюдаем режим дня»

    Познакомить детей с понятием режим дня, показать важность его соблюдения.

    №  1, с.31

    «Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Социализация»

    «День защитника Отечества»

    Март

    13

    «Дорожные знаки»

    Познакомить детей с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи».

    № 1, с. 43

    «Познание», «Коммуникация», «Худ. тв-во», «Чтение худ. лит-ры»

    «Что нас окружает» (предметный мир)

    14

    «Детская площадка»

    Объяснять детям, что кататься на велосипеде можно только в присутствии взрослых, не мешая окружающим. Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском саду. Закреплять умение соблюдать правила участия в играх с природным материалом: беречь постройки, сделанные из песка другими детьми, не кидаться шишками, песком и др. твердыми материалами.

    № 1, с. 26

    «Познание», «Коммуникация», «Здоровье»

    Апрель

    15

    «Ядовитые растения»

    Познакомить детей с ядовитыми растениями, ягодами, грибами, научить их распознавать и различать.

    №  1, с.51

    «Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Худ. тв-во»

    «Весна»

    16

    «Правила поведения на природе»

    Рассказать о правилах, которые необходимо соблюдать на природе, чтобы не навредить животному и растительн. миру. Показать детям, что в природе все взаимосвязано.

    №  1, с. 47

    «Познание», «Коммуникация», «Чтение худ. лит-ры»

    Май

    17

    «Правила поведения на воде»

    Познакомить детей с правилами поведения на воде, указать на важность их неукоснительного соблюдения для сохранения своей жизни и здоровья.

    №  1, с. 24

    «Познание», «Коммуникация», «Здоровье»

    «Народная культура и традиции»

    18

    Диагностика

    Выявить уровень освоения программы.

    «Познание», «Коммуникация»,

    Результаты освоения Программы

    Соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду.

    Соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения.

    Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция»), объясняет их назначение.

    Понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи».

    Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».

    Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).

    Способы проверки знаний, умений и навыков.

    Диагностическое обследование проводится 3 раза в течение учебного года (сентябрь, январь, май) с целью выявления уровня знаний, умений и навыков. Оцениваются количественные и качественные показатели. По результатам диагностики готовится аналитический отчет.

    Оценка уровня развития:

    1.  высокий – все компоненты развиты

    2.  средний – большинство компонентов развиты

    3.  низкий – большинство компонентов недостаточно развиты

     Список оборудования:

    Макет дороги, светофор, машины, дорожные знаки, различные плакаты, картинки и иллюстрации по теме занятия, муляжи грибов, овощей и фруктов, телефон.

    Литература:

    1. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая учебная программа.Образовательная область "Музыка"

    Рабочая учебная программа по реализации основной учебной программы образовательной области "Музыка" МБДОУ Детский сад №9 п.г.т. Никель  Мурманской области  на 2011-2012 уч. год для детей дош...

    Учебная программа Образовательная область "Музыка" для детей 3-7 лет

    Учебная программа Образовательная область "Музыка" в контексте ФГТ для детей дошкольного возраста (3-7 лет)  является авторской разработкой и рассчитана на один год реализации.    ...

    Рабочая учебная программа (образовательная область Коммуникация, средняя группа)

    Основой для разработки рабочей программы по образовательной области коммуникация представили:- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»  под ред...

    Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения на 2012-2013 учебный год. Образовательная область «Музыка» для детей дошкольного возраста (2-7 лет)

    Рабочая учебная программа отвечает требованиям Государственного стандарта и возрастным особенностям детей. Программа разработана с учетом дидактических принципов - их развивающего обучения, псих...

    Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения на 2014-2015 учебный год. Образовательная область «Музыка».

    Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения на 2014-2015 учебный год.  Образовательная область «Музыка» ...

    Рабочая учебная программа Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка) для детей 2-7 лет.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основанием для оценки качества музыкального обра...

    Рабочая учебная программа по разделу "Безопасность" подготовительная группа

    Рабочая учебная программа по разделу "Безопасность" подготовительная группа...