Организация работы по изучению ПДД в детском саду
материал по обж (подготовительная группа) на тему

В работе отражен опыт работы по теме "Организация работы по изучению ПДД в детском саду"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_raboty_po_izucheniyu_pdd_v_detskom_sadu.docx46.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация работы по изучению ПДД в детском саду»

Актуальность

Воспитание культуры поведения на улице – актуальная задача сегодняшнего дня. Формирование дисциплинированности, организованности пребывания на улицах и дорогах, в общественном транспорте надо начинать еще в раннем возрасте, поэтому данный вопрос должен стать неотъемлемой частью воспитательного процесса в дошкольных учреждениях. Правила, усвоенные в детстве, в дальнейшем становятся нормой поведения, их соблюдение – потребность.

Цель организации работы – формирование  и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде

Задачи:

  1. Развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице
  2. Формирование у детей навыков и  умений наблюдения за дорожной обстановкой , а также формирование    устойчивых положительных привычек безопасного поведения  на улице
  3. Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе

Наш детский сад стремится дать своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Требуется кропотливая воспитательная работа с детьми. И, разумеется, в этом плане детский сад играет первостепенную роль.

Принципы организации образовательного процесса:

  • Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
  • Наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
  • Деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
  • Интеграции – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
  • Дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических

ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.

  • Возрастной адресованности – одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
  • Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.

Методы и технологии, применяемые  в работе  с детьми:

  • Интерактивный метод обучения.
  • Моделирование опасных и безопасных        

   дорожных ситуаций.

  • Технология игрового обучения.
  • Метод проектов

Три аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой

  • Ребенок-пешеход
  • Ребенок пассажир городского транспорта
  • Ребенок водитель детских транспортных средств (велосипед, аргамак, самокат)

«С чего начать? Как научить детей Правилам дорожного движения?» – этот вопрос задает обычно каждый педагог, принимая руководство воспитательной работы с 3-х летними детьми. А с такими детьми трудно работать: они ведь еще слишком малы!

Прежде всего, воспитатель должен создать положительный эмоциональный настрой при изучении с детьми правил дорожного движения. Эмоциональный положительный настрой к изучению Правил уличного движения формируют игры: дидактические и конструктивные, художественные произведения на соответствующую тематику. Примеры педагог должен подбирать сообразно детским возможностям, иными словами такими, чтобы дети действительно увлеклись, чтобы во время занятий выявилась их творческая смекалка, сообразительность, самостоятельность в преодолении трудностей. Прежде всего воспитатель должен создать положительный эмоциональный настрой при изучении с детьми правил дорожного движения. Эмоциональный положительный настрой к изучению Правил уличного движения формируют игры: дидактические и конструктивные, художественные произведения на соответствующую тематику. Примеры педагог должен подбирать сообразно детским возможностям, иными словами такими, чтобы дети действительно увлеклись, чтобы во время занятий выявилась их творческая смекалка, сообразительность, самостоятельность в преодолении трудностей.

        

Формы работы с детьми по ПДД

Уголки безопасности

В каждой возрастной группе оформлен уголок безопасности с информацией для родителей и с выставкой детских работ. Представлены дидактические, настольные игры, атрибуты для ролевых игр, которые используются детьми в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности, а также в специально организованной форме обучения. Под руководством воспитателей дети и родители изготавливают атрибуты для сюжетно-ролевых игр, делают из бумаги, природного, бросового материала подарки для детей младших групп, своих сестер и братьев.

В каждой группе находятся макеты улиц. Используя макет, воспитатели знакомят детей с темами: «Наша улица», «Пешеходы на улице», «Транспорт», «Светофор» и т.д. 

Формы работы с детьми по ПДД

        Формирование знаний о дорожных знаках, используя  разные виды деятельности: занятия. игры, развлечения.

Расширение  представлений о дорожных знаках и их назначении.

Развитие образной речи, внимания. памяти.

Закрепление  знаний о правилах поведения на улицах города и поселка.

Воспитание  ответственности за свою безопасность.

 Закрепление  знаний о видах транспорта, применяя настольные дидактические игры.

Знакомство детей с видами транспорта в ясельной группе с использованием напольного  покрытия.

Развитие  умения различать транспортные средства на картинках и называть их (машина, самолёт, кораблик). Уметь различать и называть  по внешнему виду грузовые и легковые автомобили        

Знакомство детей с правилами дорожного движения и дорожными знаками с использованием дидактических игр.

Организованная образовательная деятельность

Интересной и эффективной формой работы стала организация подвижных и ролевых игр, например «Регулировщик», «Водители и пешеходы», в которых дети доводят до автоматизма навыки безопасного поведения на улице.

Работа с детьми ведётся систематически, планомерно. С детьми проводятся экскурсии, прогулки, наблюдения, непосредственная образовательная деятельность, где ребят знакомят с правилами поведения на улице, с дорожными знаками, воспитывают навыки безопасного поведения. В ходе целевых прогулок педагоги закрепили знания детей об особенностях близлежащих улиц,  познакомили детей с дорожными знаками, пешеходным переходом, правилами поведения на улице. 

Целевые   прогулки(экскурсии)         

С детьми проводятся экскурсии, прогулки, наблюдения, непосредственная образовательная деятельность, где ребят знакомят с правилами поведения на улице, с дорожными знаками, воспитывают навыки безопасного поведения. В ходе целевых прогулок педагоги закрепили знания детей об особенностях близлежащих улиц,  познакомили детей с дорожными знаками, пешеходным переходом, правилами поведения на улице.

Разнообразие игр по ПДД

Одной из форм работы с детьми по предупреждению ДДТТ является проведение специальных занятий познавательного характера с детьми по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста». В непосредственно образовательной деятельности дети получали знания о транспорте, улицах города, правилах поведения в транспорте, на улице; педагоги продолжали формировать навыки безопасного поведения, показывая значимость соблюдения ПДД. 

Для ребят средней и подготовительной групп проводятся выставки рисунков, поделок. Свои знания о ПДД дети переносили в художественно-творческую деятельность: рисование, аппликацию, конструирование.

Наиболее привлекательным для детей является чтение художественной литературы «Сказки о ПДД для детей», «Азбука безопасности».  Рассматривание иллюстраций и плакатов: младшие группы – «Транспорт», «Всем ребятам надо знать – как по улице шагать».  Средняя, старшая  подготовительные группы - «Безопасность на дороге».

        Встречи с инспектором ОГББД

Для выполнения поставленных задач по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма,  мы объединили усилия дошкольного учреждения, семьи и общественности. В детском саду проходят встречи с сотрудниками ОГБДД.

Методы активизации родителей

  • Обсуждение разных точек зрения по профилактике детского травматизма
  • Решение проблемных задач  в воспитании  и формировании навыков безопасного поведения
  • Ролевое проигрывание ситуаций.
  • Тренинговые игровые упражнения и задания.
  • Анализ родителями и педагогами поведения ребенка на улице
  • Обращение к опыту родителей
  • Привлечение к активной деятельности

В пропаганде правил дорожного движения в нашем саду широко используется наглядная агитация. Для родителей изготовлен стенд. На нем помещены выдержки из правил движения, которые должны усвоить дети, перечень литературы для взрослых и дошкольников о правилах поведения на улице. Здесь также помещаются детские рисунки, образцы книг, картинок, тексты стихотворений и загадок, фотоснимки улиц, задания по закреплению у детей правил поведения на улице. Соответствующая художественная литература, плакаты.

(Газеты и буклеты прилагаются в методических разработках)

Дорожная азбука (схемы прилагаются)

Работа с родителями

Работа по изучению правил дорожного движения проводится в тесном контакте с родителями. В детском саду оформлен стенд «Родителям о правилах дорожного движения». В папках-передвижках помещаются соответствующие статьи и брошюры. На родительские собрания приглашаются работники ОГБДД. Совместная работа педагогического коллектива детского сада, сотрудников ОГБДД и родителей, несомненно, дает свои положительные результаты в деле предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма. 

Многие родители имеют водительские права, водят машину, но не всегда знакомят своих детей с Правилами дорожного движения.

Поэтому одной из важных форм по пропаганде соблюдения правил дорожного движения являются беседы с родителями. Воспитатели должны сделать родителей своими помощниками в ликвидации дорожной безграмотности детей. Время от времени воспитатели должны проводить беседы, собрания с родителями, чаще напоминать им, что в результате дорожно-транспортных происшествий гибнут сотни детей. Несчастные случаи происходят потому, что взрослые не приучают детей к строгой дисциплине на улице и соблюдению правил движения. Часто родители безответственно оставляют на улице малышей без присмотра. Иногда сами взрослые отнюдь не служат примером для детей и подростков, нарушая правила движения. Очень часто, видя шалости и недисциплинированность детей на улице, они не останавливают их, чтобы объяснить, какой опасности они себя подвергают, не требуют, чтобы дети приучались к культуре поведения на улице и строгому соблюдению правил уличного движения.

Задача воспитателя – убедить родителей в необходимости не пропускать ни одного случая нарушения правил движения детьми – своими или чужими. Можно привести в беседе такой пример:  У одного малыша, который живет в вашем дворе, есть велосипед, и вы увидели, что он катается по проезжей части. Если вы, родители, не остановите его, то может случиться беда.

Родители в обязательном порядке должны сами приводить детей в группу к воспитателю и забирать домой. Нельзя допускать, чтобы дошкольники шли без родителей. Очень опасно доверять уводить ребенка из сада ученику младших классов. Он сам еще не твердо знает правила дорожного движения, может заиграться по дороге или растеряться в сложной ситуации.

Воспитатели должны также рассказать родителям о порядке перевозки детей в машинах, автобусах, на велосипедах, санках, в колясках в разные времена года, при различной погоде. Скажем, в дождь родители должны быть особенно внимательны. Не торопится, не перебегать улицу, не закрываться зонтиком при переходе улицы. Необходимо познакомить родителей с месторасположением детского сада относительно городских магистралей, улиц и переулков, указать на наиболее опасные места. Важно, чтобы родители, ведя ребенка в детский сад, учили его азбуке улиц и дорог. Родители, повторяем должны стать первыми помощниками воспитателя в этом важном деле, от которого зависит жизнь и здоровье детей. Следует подчеркивать, что только совместными усилиями детского сада и семьи можно научить детей соблюдать столь необходимые в их будущей жизни правила дорожного движения.

  Материально-техническая база детского сада по разделу
«Изучение правил дорожного движения»

Разметка на асфальте на территории ДОУ.
Атрибуты для сюжетных игр в летнее время года.
Уголки безопасности дорожного движения в группах.
Информационные стенды для родителей.
Атрибуты для проведения игр по отработке практических навыков.
Мини-коврики с дорожной разметкой для игр с машинками.
 

 В ДОУ совершенствуется  материально-техническая  база. Приобретены дидактические игры, папки-передвижки для родителей по ПДД,  сюжетные картинки «Уроки безопасности», плакаты, альбомы по тематике безопасности дорожного движения, игрушки различных видов транспорта,  электронные игры, методическая литература.

 Оснащение методического кабинета по разделу «Изучение правил дорожного движения»

  • Наглядные пособия.
  • Методическая и художественная литература.
  • Сценарии праздников, экскурсий, бесед, консультаций, конспекты занятий и развлечений по пропаганде дорожной азбуки.
  • Фотоальбом, детские рисунки.
  • Комплект плакатов по предупреждению дорожного травматизма.
  • Комплект плакатов «Правила дорожного движения».
  • Материал по работе с родителями.
  • Макет светофора, дорожные знаки

В оснащении предметно-развивающей среды учитываются основные требования ФГОС, продолжается обновление и совершенствование материально-технической  базы в рамках изучения правил дорожного движения.

Материально-техническая база  детского сада по разделу  

«Изучение правил дорожного движения»

  • Разметка на асфальте на территории ДОУ
  • Атрибуты для сюжетных игр в летнее время года.
  • Уголки безопасности дорожного движения в группах.
  • Информационные стенды для родителей
  • Атрибуты для проведения игр по отработке практических навыков.
  • Мини-коврики с дорожной разметкой для игр с машинками
  • Интерактивные игры
  • Задачи на 2016-2017 учебный год
  • Создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости по проблеме «Предупреждение ДДТТ»
  • Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов
  • Формирование у детей практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения.
  • Активизировать внимание родительской общественности к решению задач по обучению дорожной азбуке.
  • Привлечение к взаимодействию органов образования , ОГБДД, здравоохранения.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация работы по изучению ПДД в детском саду»

Воспитание культуры поведения на улице - актуальная задача сегодняшнего дня. Формирование дисциплинированности, организованности пребывания на улицах и дорогах, в общественном транспорте надо начинать...

«Организация работы по изучению ПДД в детском саду»

Система работы по обучению детей безопасному поведению на улицах и дорогах....

Организация работы по изучению ПДД в детском саду.

С каждым годом в нашей стране увеличивается протяженность автомобильных дорог, растет поток грузов, выпускается большое количество автобусов, грузовых и легковых автомашин. Безопасность дви...

Статья: "Организация работы по изучению ПДД в детском саду".

В статье "Организация работы по изучению ПДД в детском саду" я делюсь опытом по основным формам работы с детьми в ДОУ по обучению правилам дорожного движения....

«Организация работы по изучению ПДД в детском саду»

Жизнь и здоровье человека является наивысшей ценностью. Государство берет на себя ответственность за защиту, охрану и обеспечение безопасности жизнедеятельности человека. Одной из составляющих общей б...