Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста
методическая разработка по обж на тему

Стельмина Алена Владимировна

Выступление перед педагогами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stelmina_obzh.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема моего выступления «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» 1слайд

Безопасности формула есть:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности – всё избежать,

А где надо – на помощь позвать. 2 слайд

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

В связи с этим актуальность моей работы такова.:

 Актуальность:

    Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта, развитой сетью коммуникаций, технизацией жилища. Поэтому необходимо сформировать у детей модель безопасного поведения, которая позволит действовать адекватно в конкретной сложной ситуации.  3 слайд

Цель:

Знакомство дошкольников с правилами и нормами безопасного поведения для приобретения социального опыта

Формирование основ безопасного поведения на улице и дома. Слайд 4

Задачи:

  • создавать условия по ознакомлению дошкольников с основами безопасного поведения в различных ситуациях на дороге и дома;
  • формировать представление дошкольников о безопасности поведения в различных ситуациях;
  • обогащать словарный запас и развивать связную речь;
  •  развивать у детей самостоятельность и ответственность. (слайд 5)

Перед вами структура взаимодействия участников проекта. – это родители педагоги и сами дети.  Слайд 6

 Очень важно сотрудничать с семьями  воспитанников. Слайд 7

Родители, участвуя в процессе формирования знаний по ОБЖ, сами приобретают необходимые знания и начинают понимать свою ответственность перед детьми и за детей Кроме того, надо учесть следующие возможные направления работы воспитателей  с родителями:

- организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия;

- ознакомление родителей с работой детского сада по предлагаемой программе (собрания, открытые занятия, специальные экспозиции, тематические видеофильмы);

- организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, милиционера, пожарника);

- ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в «уголках родителей»).

- разработка разных буклетов по каждому разделу ОБЖ

Для вас я приготовила буклет для родителей «Опасности дома»

При разработки системы работы придерживаюсь следующих принципов: Слайд 8

Принцип полноты

Содержание занятий и других видов деятельности должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-то раздел выпадет из раздела, то дети окажутся незащищенными от представленных в нем определенных источников опасности.

Принцип системности

Работа должна проводиться системно весь учебный год при гибком распределении видов деятельности в течение дня на каждом возрастном этапе.

Принцип наглядности

Принцип сезонности

При ознакомлении детей с природой учитывать местные условия.

Принцип возрастной адресованности

При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно, с соответствующим усложнением от группы к группе.

Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи

Формы и методы работы по обучению детей основам безопасности жизнедеятельности, используемые в работе: слайд 9

--комплексные и интегрированные занятия 

--практическое занятие «

--сюжетно-ролевые игры: «слайд 10

--экскурсии в школу, в библиотеку,

--игры-соревнования, подвижные игры, дидактические игры, сделанные руками педагогов 

--беседы») ; 11 слайд

--знакомство с художественной литературой 

--продуктивные виды деятельности. 

--конструирование:; слайд11

--моделирование и анализ заданных ситуаций;

-познавательные викторины

--развлечения:

--экскурсии:

Весь материал носит познавательный, информационный и обучающий характер и помогает формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через решение проблемных ситуаций, через художественное слово и игру. И все это  конечно использую в своей работе.

Изучив литературу,  я выделила рад опасностей связанных с пребыванием человека: опасности дома, опасности на дороге и улице, опасности на природе и опасности в общении с незнакомыми людьми. И работаю по этим направлениям. Слайд 13

Опасности дома: Слайд 14,15

 цель: знакомить детей с предметами домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для них.

-Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми запретами

-Открытое окно, балкон  как источник опасности

-Экстремальные ситуации в быту

Мероприятия: Беседы, ЧХЛ, игры, рисование, практические занятия, рассматривание иллюстраций,  папки передвижки для родителей, родительские собрание.

По этому разделу был мною разработан проект краткосрочный . На тему «Мир технических чудес» (бытовые электроприборы) слайд 15

Цель: Знакомить с назначением , работой и правилами пользования бытовыми электроприборами.

-План: 

Рассматривание бытовых электроприборов. Слайд 15

  • Раскраски на тему «Электроприборы». Слайд 16
  • Коллаж «Бытовая техника в нашем доме» слайд 17
  • Оформление книги о бытовых электроприборах будущего.слайд 17
  •  Оформление тетради - энциклопедии «Что было раньше, что сейчас», «И как бытовая техника помогает человеку в жизни»  слайд 16

Разная информация по пожарной безопасности:

Уголок по пожарной безопасности слайд 19

Картотеки игр худ слова. игры дома и в детском саду по пожарной безопасности.

Опасности на улице: слайд 20

Цель: знакомить  детей с правилами дорожного движения. Поведения к осознанию необходимости соблюдения правил дорожного движения. Формировать навыки безопасного поведения на улице.

- Правила поведения в транспорте

- «Зебра»  и  Дорожные знаки

- Если ребёнок потерялся на улице

- Правила езды на велосипеде

Мероприятия: экскурсии,рассмотрение  машины дпс, рисование дорожных знаков,настольные игры,  ЧХЛ,сюжетно – ролевые игры.

- знакомлю детей с правилами поведения на улицах города: рассказываю о правилах дорожного движения; объясняю, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города: беседую с детьми о том, часто ли они бывают на улице, названия каких машин знают, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре.

-Для иллюстрации использую рассказы из жизни, специально подобранные сюжеты.

-  предлагаю детям привести аналогичные примеры и разыграть ситуации правильного и неправильного поведения на улице. -Можно также предложить детям ситуации-загадки: воспитатель описывает какую-либо ситуацию, дети ее оценивают и обосновывают свою оценку в процессе общего обсуждения.

-  рассказываю детям о том, как следует переходить дорогу, знакомит их с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор, «островок безопасности»).

- Детей старшего дошкольного возраста необходимо научить различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. Объясняю, что означает каждый знак, разыгрывает дорожные ситуации с помощью макета города со светофорами, автомобилями, пешеходами.

- познакомлю детей с правилами езды на велосипеде и самокате:

Детям можно предложить рассмотреть различные ситуации, изображенные на картинках, рассказать о случаях, которые происходили с ними, их знакомыми, друзьями.

-  знакомлю детей с правилами поведения в транспорте.

- провожу с детьми беседу о том, куда они ездили с родителями, на каком виде транспорта, как они себя вели, почему нельзя ездить без взрослых. Можно организовать игру «Поездка в автобусе».

-Детям рассказывали о работе милиционеров-регулировщиков, которые следят за порядком на тех перекрестках, где нет светофора.

-Знакомить  детей с работой Государственной инспекцией по безопасности движения (ГИБДД). Организуют игры на сюжеты, отражающие работу ГИБДД.

- макет по пдд, развлечение юный пешеход.

Опасности в природе слайд 23

Цель: развивать у детей основы экологической культуры. Формировать бережное отношение к природе. Довести до сведения детей правила безопасного поведения на природе.

- Животные могут быть опасные.

- Ядовитые и лекарственные растения

-Загрязнение окружающей среды

- Бережное отношение к живой природе

В этом разделе знакомим детей с проблемами загрязнения окружающей среды, объясняем, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе.

-Ухудшение экологической ситуации представляет определенную угрозу здоровью человека. Необходимо объяснить детям, что выполнение привычных требований взрослых (пей кипяченую воду, мой фрукты и овощи, мой руки перед едой) в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь.

-С детьми старшего дошкольного возраста организовываются опыты с микроскопом, лупой, фильтрами для наглядной демонстрации того, что содержится в воде.

-Необходимо объяснять детям, что можно делать и чего нельзя делать при контактах с животными.

-Рассказываю  детям о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах и которые нужно знать каждому. Для ознакомления с этими растениями используем картинки, наглядные материалы.

-Для закрепления этих правил используем настольные игры-классификации, игры с мячом в «съедобное - несъедобное» , соответствующий наглядный материал, а в летний сезон наблюдения на участке.

Опасности контакта с незнакомыми людьми.

Цель: Дать детям понятие о незнакомых людях, какие опасности подстерегают их при контакте с незнакомцами. Выработать у детей Навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях.

-Встреча с опасными людьми

- будь внимателен и осторожен

- если чужой приходит в наш дом.

-На занятиях   рассказываю об опасности контактов с незнакомыми взрослыми, учитывая, что у детей собственные представления о том, какие взрослые могут быть опасными, а какие нет. Большинство детей считает, что опасными являются люди с неприятной вненостью или неопрятно одетые.

-я использую примеры из знакомых сказок и литературных произведений (Чудище в «Аленьком цветочке» оказалось добрым заколдованным принцем).

-Также рассматриваем и обсуждаем возможные ситуации насильственного поведения со стороны взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину) и объясняем детям, как следует вести себя в подобных ситуациях.

Разъясняю  детям, что опасности могут подстеречь их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени.

-Также на занятиях разыгрываю разные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми. В игровой тренинг следует включить разного рода «уговоры», привлекательные обещания. Возможные реальные ситуации могут подкрепляться сказочными сюжетами, например «Волк и семеро козлят».

Результаты работы

  • У детей вырос устойчивый интерес к занятиям  по ОБЖ.
  •  Пополнился опыт безопасного поведения.
  •  Проявляется самостоятельность, ответственность и осознанное отношение к правилам и нормам безопасного поведения в различных сложных ситуациях в быту и на улице.
  • Пополнился словарный запас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ  СОСТАВЛЕНА ПО АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ. В НЕЙ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ.ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ДИНАМИКА. ПРОГРАММОЙ МОГУТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПЕДАГОГИ И СРЕДНЕЙ ГРУППЫ-СЛЕДУЕТ УПРОСТИТЬ МЕРО...

Сообщение из опыта работы.Тема"Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

Тема: "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность""Самое дорогое у человека-это жизнь"Н.А.ОстровскийНа современном этапе развити...

СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

Технология по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста (обучение детей правилам дорожного движения)

Работа педагога по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения и навыками правильного поведения на улицах города, во дворах и в городском транспорте....

Технология по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста ( обучение детей правилам дорожного движения ).

Жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью. Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей. ...