Программно - методическое сопровождение образовательного процесса , на основе примерной образовательной программы « От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы," Подвижные и дидактические игры для знакомства детей с правилами дорожного движения"
учебно-методический материал по обж (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
Обучение детей правилам дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Воспитывает ответственность за безопасность своей жизни и жизни других людей, потребность в соблюдении правил дорожного движения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podvizhnye_i_didakticheskie_igry.docx | 33.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Подвижные игры
Цветные автомобили
Дети размещаются вдоль стены или по краю площадки. Они - автомобили. Каждому дается флажок, круг, кольцо какого- либо цвета (по желанию). Воспитатель стоит лицом к играющим в центре комнаты (площадки) с тремя цветными флажками в руках.
Воспитатель поднимает флажок какого- либо цвета. Дети, имеющие флажок такого же цвета, бегут по заранее намеченной дороге, соблюдая правила дорожного движения. На ходу они гудят, подражая автомобилю. Когда воспитатель опустит флажок, дети останавливаются и направляются каждый в свой гараж. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, и игра возобновляется.
Воспитатель может поднимать один, два или все три флажка одновременно, и тогда все автомобили выезжают из своих гаражей. Если дети не заметят, что флажок опущен, зрительный сигнал можно дополнить словесным: -«Автомобили (называет цвет) остановились». Воспитатель может обойтись одним словесным сигналом («Выезжают синие автомобили», «Синие автомобили возвращаются домой»).
В гости к Айболиту
Для участия в игре можно пригласить школьников, сотрудников ГИБДД, которым поручают роли регулировщиков.
На полу (или на асфальте) мелом обозначают перекрестки, пешеходные переходы, выставляют одного или двух регулировщиков. Желательно, чтобы дорога шла по кольцу и была не короткой. Дети, надев разные шапочки зверей, едут или идут к доктору Айболиту (воспитатель), который ждет их в конце пути. Дети по двое едут к доктору на велосипедах или идут пешком. Регулировщики отмечают тех, кто нарушил правила перехода, остановки. Когда все звери прибывают к Айболиту, начинается разбор нарушений. Регулировщики по очереди вызывают, нарушителей. Доктор Айболит объявляет, что каждый из них, не соблюдая правил, попал под машину и должен срочно пройти курс лечения. Тот же, кто правильно проделал весь путь, получает от Айболита подарок. (В качестве подарка можно использовать мелкие игрушки, сладости, работы детей по изобразительной деятельности.)
Светофор
Игра проводится на участке детского сада, на которой обозначают перекресток, переходы. В центре встает мальчик («светофор») с красными кругами на спине и груди и зеленым на плечах, два желтых круга держит в руках. Дети начинают переходить улицу по пешеходным переходам, а «светофор» поворачивается к ним, то боком, то спиной, соответственно разрешая или запрещая переход. Пешеходы должны знать, что означает желтый свет: если «светофор» поднял руки с желтыми кругами, значит, переходить еще нельзя, нужно лишь приготовиться, а тот, кто не успел перейти улицу, должен остановиться на середине улицы и ждать зеленого сигнала.
Эту же игру можно провести, заменив «светофор» регулировщиком. Нарушители правил подвергаются штрафу: объясняют свои ошибки.
Лабиринт
Игра проводится тогда, когда дети уже знакомы со значениями отдельных знаков и указателей («Въезд запрещен», «Пешеходный переход», «Велосипедное движение запрещено» и др.).
Зимой с помощью снежных валов высотой 0,5-0,7 м на расстоянии 1 м друг от друга возводится лабиринт. Летом его можно сделать из песка, кирпичей, уменьшив высоту стен. В лабиринте устанавливают знаки. Зимой на санках, а летом на велосипедах или самокатах дети проезжают по лабиринту, точно соблюдая указания знаков.
Перекресток
На полу выкладывают шнуры, пересекающие друг друга под прямым углом. У одного конца шнура стоит взрослый с сигналами светофора. Дети под музыку подходят к перекрестку и действуют по сигналам педагога: красный - останавливаются желтый - маршируют на месте, зеленый идут вправо, влево или вперед.
К своим знакам
На площадке; в произвольном порядке стоят шесть человек (помощники), у каждого в руках по дорожному знаку: «Осторожно, дети!», «Пешеходный переход», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Дорожные работы», «Дикие животные», «Подземный переход».
Дети делятся на шесть групп и берутся за руки, образуя шесть кругов. В середину каждого круга входят помощники, показывают детям дорожные знаки, объясняя их значение.
Далее ведущий (воспитатель) по очереди подходит к каждому кругу и предлагает детям следовать за ним. Стараясь отвлечь внимание детей от помощников, показывает им различные движения: ходьба на пятках, прыжки, повороты вокруг себя, ходьба на корточках и др. Дети идут за ведущим и повторяют все движения, которые он показывает. Пока дети идут за ведущим, помощники опускают знаки и перемещаются по площадке, т.е. меняются местами.
По сигналу ведущего (свисток) играющие должны быстро найти свой Знак и встать в круг, взявшись за руки (помощники стоят в середине круга держат знаки над головой).
Побеждает тот, кто первым найдет свой знак. Игра проводится два-три раза.
Самый быстрый
Каждый участник игры очерчивает себе кружок (зелеными, желтыми, красными мелками) и встает в него. Ведущий - в середине площадки. По его команде « Раз, два, три - беги!» дети разбегаются. По команде «Раз, два, три - в светофор беги!» дети должны встать в свой круг, ведущий старается их опередить. Игрок, не успевший занять кружок, становится ведущим.
Светофор и скорость
В центре зала стоят два стола и два макета светофора. Дети встают и рассчитываются на первый-второй. По команде ведущего первые бегут к светофорам и разубирают их, а вторые собирают. Так повторяется несколько раз. Побеждает команда, собравшая светофор первой.
К своим флажкам!
Играющие делятся на три группы. Каждая группа встает в круг, в центре которого находится игрок с флажком в руках: красным, желтым, зеленым. По первому сигналу ’воспитателя (хлопок в ладоши) все, кроме игроков с флажками, разбегаются по площадке. По второму сигналу останавливаются, приседают и закрывают глаза, а игроки с флажками меняются местами. По команде воспитателя «К своим флажкам!» дети открывают глаза и бегут к флажкам своего цвета, стараясь первыми построиться в круг. Выигрывает тот, кто первым сделает это.
Нарисуем дорогу
На земле веревкой обозначена дорога. Дети перепрыгивают через нее. Ширину дороги постепенно увеличивают. Побеждает тот, кто перепрыгнет через дорогу в самом широком месте.
Бегущий светофор
Дети следуют за ведущим! Время от времени он поднимает флажок, затем поворачивается кругом. Если он поднял зеленый флажок, дети продолжают двигаться за ведущим; если желтый - прыгают на месте; если красный - все должны замереть месте и не двигаться 15-20 секунд. Кто ошибся - выходит из игры. Побеждает самый внимательный.
Умелый переход
Первый вариант. На расстоянии 60 см параллельно друг другу кладут два шнура длиной 5 м. Надо с завязанными глазами пройти между ними.
Второй вариант. Из двух шнуров делают два круга (внешний и внутренний). Расстояние между ними -1м. Нужно с завязанными глазами пройти между шнурами.
Мяч в корзину
В двух-трех шагах от игроков ставят три корзины: красного, желтого, зеленого
цвета. По сигналу ведущего надо красный мяч бросить в красную корзину, а желтый в желтую, зеленый — в зеленую. Ведущий может несколько раз подряд называть один и тот же цвет или, например, после красного назвать зеленый и т.д.
Дидактические игры
Автомобиль
В коробке лежит разобранная модель автомобиля (пазлы). Дети по команде воспитателя начинают собирать его. Выигрывает ребенок (или команда), первым выполнивший задание.
Светофор
На все вопросы можно отвечать только «да» или «нет».
1)Быстрая в городе очень езда. Правила знаешь движения?
2)Вот в светофоре горит красней свет. Можно пройти через улицу?
3)Ну, а зеленый горит. Вот тогда можно идти через улицу?
4)Сел в трамвай, но не взял билет. Так поступать полагается?
Старушке в преклонные очень года ты место в трамвае уступишь?
Угадайка
Играющие строятся в ряд. Перед каждым - несколько табличек с дорожными знаками (перевернуты рисунками вниз). Такой же комплект знаков находятся у ведущего. Он открывает любой знак из своего набора. Выигрывает тот, кто у себя быстрее отыщет такой же знак, а потом правильно назовет его значение.
Наша улица
Цель. Расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя на улице, о светофоре; учить различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно- указательные) для водителей и для пешеходов.
Материал:
Макет улицы с домами, перекрестками, автомобилями и светофор (игрушки), куклы-пешеходы, куклы-водители, дорожные знаки, деревья (макеты).
Игра проводится на макете.
Ход игры
Первый вариант (для пешеходов).
С помощью кукол дети разыгрывают личные дорожные ситуации. Так, на управляемом перекрестке на зеленый сигнал светофора куклы переходят улицу, на желтый останавливаются, ждут, на красный продолжают стоять.
Затем куклы идут по тротуару или обочине дороги до пешеходного перехода, обозначенного информационно-указательным знаком «Пешеходный переход»,и там переходят проезжую часть.
Второй вариант (для водителей). Ведущий показывает дорожные знаки: «Светофорное регулирование», «Дети», «Пешеходный переход» (предупреждающе); «Въезд запрещен», «Подача звукового гнала запрещена» (запрещающие); «Движение прямо», «Движение направо» (предписывающие); «Место остановки автобуса », «Пешеходный переход», «Подземный переход» (информационно-указательные), Дети объясняют, что обозначает каждый сигнал, разыгрывают дорожные ситуаций. За правильный ответ ребёнок получает фишку. По количеству фишек определяют победителя.
Светофор
Цель. Закреплять представление детей о назначении светофора, о его сигналах.
Материал. Цветные картонные кружки (желтые, зеленые, красные,)макет светофора.
Ход игры
Ведущий, раздав детям кружки Жёлтого, зеленого, красного цвета, последовательно переключает светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый из них. Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о значении цветов.
Логические дорожки
Цель. Развивать наглядно-образное мышление на условно-схематических изображениях, используемых для ориентирований в пространстве. Закреплять знание правил дорожного движения.
Материал. Игровое поле, на котором изображены разветвленные дорожки и домики на концах; письма на карточках, в которых кратко описан путь к одному из домов.
ход игры
Перед ребенком - дорожка, по которой нужно пройти к домику и отметить его. Чтобы правильно выполнить это задание, необходимо смотреть на карточку. Примерное содержание письма: «Иди по травке к светофору, мимо елочки к вишенке, далее мимо знака “Пешеходный переход” к домику». Взрослый смотрит, как дети выполняют задание; если необходимо, объясняет и поправляет ошибки. Во время игры ребенок называет дорожные знаки, встречающиеся по пути, тем самым закрепляя их названия.
Угадай, какой знак
Цель. Продолжать учить детей различать дорожные знаки, закреплять знания правил дорожного движения, формулировать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Материал. Кубики с наклеенными на них дорожными знаками: указательными, пpедупреждающими, запрещающими, информационно-указательными и знаками сервиса.
Ход игры
Первый вариант. Воспитатель по очереди приглашает детей к столу, на котором лежат кубики. Ребенок берет кубик, называет знак и подходит к тем детям, у которых есть знак этой группы.
Второй вариант. Ведущий называет знак. Дети находят его на своих кубиках, показывают его и рассказывают о том, что он означает:
Третий вариант Детям раздают кубики они внимательно изучают их, затем каждый рассказывает о своей знаке, не называя его остальные отгадывают знак по описанию.
Моделируемые знаки
Цель; Закреплять знания детей о знаки дорожного движения, развивать зрительную память, внимание.
Материал. Элементы знаков: круги (красный, синий), треугольники (красные), прямоугольники (синие), силуэт взрослого человека, силуэт детей, велосипед и т.д.
Ход игры
Перед ребенком лежит набор элементов —педагог предлагает собрать знак запрещающий, предупреждающий, указательный или составить знак «Пешеходный переход»; рассказать том, что он обозначает.
Улица города.
Цель. Уточнять и закреплять знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспорта.
Материал. Макет улицы (деревья, автомобили, куклы-пешеходы, светофоры, дорожные знаки).
Ход игры
Ведущий рассматривайте детьми макет улицы, задает ряд вопросов. Ответы дети сопровождают показом на макете.
Вопросы к детям
Какие дома вы видите на нашей улице?
Какое движение на нашей улице - одностороннее или двустороннее?
Где должны идти пешеходы? Где должны ездить машины?
Что такое перекресток? Где и как нужно его переходить?
Что обозначает пешеходный переход?
Как регулируется движение на улице?
Какие сигналы светофора вы знаете?
Какие дорожные знаки есть на нашей улице? Для чего они предназначены?
Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают? Как надо вести себя в автобусе?
Можно ли играть на улице?
Далее воспитатель предлагает детям водителям «проехать» по улице, соблюдая правила дорожного движения; кто-то из детей исполняет роль пешехода. Выигрывает тот, кто лучше справится с ролью водителя и пешехода.
Поставь дорожный знак
Цель. Учить детей различать следующие дорожные знаки: «Железнодорожный переезд», «Осторожно, дети!», «Пешеходный переход», «Дикие животные» (предупреждающие); «Въезд запрещен», «Проход закрыт», «Движение на велосипедах запрещено» (запрещающие); «Прямо», «Направо», «Налево», «Круговое движение», «Пешеходная дорожка» (предписывающие); «Место стоянки», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Автозаправочная станция», «Пункт технического обслуживания автомобилей» (информационно-указательные); «Пункт первой медицинской помощи», «Автозаправочная станция», «Телефон», «Пункт
Питания»,»Автозаправочная станция», «Пункт технического обслуживания автомобилей» (информационно-указательные); «Пункт первой медицинской помощи», «Автозаправочная станция», «Телефон», «Пункт питания», «Место отдыха»,»Пост ГИБДД» (Знаки сервиса). Формировать внимание, навык ориентировки в пространстве.
Материал. Дорожные знаки, игровое поле с изображением дорог, пешеходных переходов, железнодорожного переезда, административных и жилых домов, автостоянок, перекрестков.
Ход игры
Детям предлагают рассмотреть игровое поле и то, что на нем изображено, расставить дорожные знаки (например, у школы - знак «Осторожно, дети!», у кафе - «Пункт питания», !и. перекрестке - «Пешеходный переход»).
Выигрывает тот, кто за определенное время успеет расставить все знаки правильно и быстро.
Теремок
Цель. Учит различать дорожные знаки для водителей (велосипедистов и водителей); закреплять знание предупреждающих знаков («Железнодорожный переезд», «Дети», «Опасный поворот»), запрещающих знаков («Въезд запрещен» (велосипедисту, водителю), «Движение на велосипедах запрещено», «Проход закрыт»), предписывающих («Обязательное направление движения», «Прямо», «Направо», «Налево», «Круговое движение», «Велосипедная дорожка»), информационно-указательных («Место стоянки», «Пешеходный переход»), знаков сервиса; воспитывать внимание, навыки осознанного использования знаний правил дорожного движения в повседневной жизни.
Материал. Картонные круги с изображением различных дорожных знаков, бумажный конверт с вырезанным в нем окошком, палочка.
Ход игры
Ведущий вставляет в конверт с окошечком круг, на котором нарисовано несколько знаков. С помощью палочки поворачивает круг, так чтобы в окошке появились разные знаки. Дети называют их и объясняют значение.
Найди такой же знак
Цель: закрепить знание дорожных знаков.
Оборудование: 2 комплекта дорожных знаков.
Содержание игры.
Вариант 1. Воспитатель предлагает ребенку выбрать знак, назвать, что он обозначает, и найти другой такой же.
Вариант 2. На доске развешаны дорожные знаки, воспитатель предлагает отгадать загадку и найти на доске отгадку.
Загадки
Круглый знак, а в нем окошко,
Не спешите сгоряча,
подумайте немножко:
Что здесь, свалка кирпича?
(«Проезд закрыт»)
Я в кругу с обводом красным,
Это значит: тут опасно.
Тут, поймите, запрещенье ...
(«Пешеходного движенья»)
В голубом иду я круге,
И понятно всей округе,
Если вдуматься немножко -
... («Пешеходная дорожка»)
Шли из сада мы с тобой,
Видим — знак на мостовой:
Круг, внутри велосипед,
Ничего другого нет.
(«Велосипедная дорожка»)
Я хочу спросить про знак,
Нарисован знак вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то.
(«Осторожно, дети!»)
Одинаковые, но разные
Цели:
- уточнить представление о знаках, обозначающих переход через дорогу;
- закрепить знание отличия разрешающих и запрещающих знаков.
Оборудование: дорожные знаки.
Содержание игры.
Воспитатель напоминает о том, какие дорожные знаки существуют, предлагает найти по описанию знаки предупреждающие («Дети», «Дорожные работы», «Железнодорожный переезд»), запрещающие («Въезд запрещен», «Движение на велосипеде запрещено»), предписывающие («Место остановки автобуса», «Пункт питания», «Пункт первой помощи») и отдает каждый знак отгадавшему ребенку. Затем предлагает детям собраться в группы по видам знаков.
Составь такой же знак
Цель: закрепить знание названий и значения дорожных знаков.
Оборудование: основание дорожных знаков (треугольники, круги, прямоугольники и квадраты), геометрические фигуры, силуэты.
Содержание игры.
Воспитатель предлагает выбрать основание для дорожного знака, составить его изображение и рассказать, какая может произойти история, если не соблюдать его предписаний.
Какие они разные - дорожные знаки
1.Чтение стихотворения В. Головко «Правила движения»:
Правила движения
Все без исключения
Знать должны зверюшки:
Барсуки и хрюшки.
Зайцы и тигрята,
Пони и котята.
Вам, ребята, тоже
Все их надо знать.
- Вопросы:
А вы знаете правила движения?
Что помогает соблюдать правила движения?
Какие бывают дорожные знаки?
- Рассматривание, сравнение, уточнение содержания и классификация знаков (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры для ознакомления детей с правилами дорожного движения
Материал подобран для воспитателей. Можно использовать в непосредственно - образовательной деятельности....
Конспект занятия в средней группе по знакомству детей с правилами дорожного движения: "Веселое знакомство".
Конспект занятия по ПДД средней группе....
Подвижные и дидактические игры для знакомства детей с правилами дорожного движения
Обучение детей правилам дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Проблема обучения дошкольников ...
Планирование работы воспитателя ДОО ФГОС Перспективное планирование образовательного процесса вторая младшая группа по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Планирование работы воспитателя ДОО ФГОС Перспективное планирование образовательного процесса вторая младшая группа по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы,...
Планирование работы воспитателя ДОО ФГОС Перспективное планирование образовательного процесса первая младшая группа по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Планирование работы воспитателя ДОО ФГОС Перспективное планирование образовательного процесса первая младшая группа по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы,...
Дидактические игры по ознакомлению детей с правилами дорожного движения
Дидактические игры по ознакомлению детей с правилами дорожного движения...