Игра-викторина "Железная дорога-это не игрушка"
учебно-методический материал по обж (подготовительная группа) на тему

Фонарева Нина Владимировна

Учебное пособие по железнодорожным правилам для старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Игра-викторина67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игра -викторина

Для старшего дошкольного возраста

« Железная дорога – это не игрушка»

Составила: Фонарева Н.В.

                                                                 Амелина М.Н.

Санкт – Петербург

2016г.

Цель: закрепить знания детей о железнодорожном транспорте, как об одном из средств передвижения.

Задачи: - расширить знания детей о профессиях на железной дороге.

               - закрепить знания детей о железнодорожных  знаках и их значении.

               - обогатить словарь детей за чет железнодорожных профессий.

               - воспитывать уважение к труду работников железнодорожного транспорта.

Оборудование: железнодорожные знаки, картинки работников на железной дороге (обходчик, осмотрщик вагонов, монтеры, кассир, проводник, машинист), картинки электрички, поезд, машинист, перрон, проводница, семафор, пазлы с железнодорожным переездом.

Предварительная работа: выучить с детьми загадки и стихи о железной дороге, познакомить детей  с железнодорожными знаками.

Ход занятия:

На экране слайд с изображением железнодорожного локоматива.

Ведущий: - Ребята, послушайте стихотворение и скажите, о ком мы сегодня будем с вами говорить

     Быстро поезд нарисуем,

     Синей краской обведем.

     Светофор у рельс поставим –

     Будем мокнуть под дождем.

                                                      Нарисуем мы монтера

                                                      И обходчика путей

                                                      Рядом рыжую собачку –

                                                      С ней им будет веселей.

   Нарисуем рельсы, шпалы,

   И конечно же, вагон.

   Проводница в синей форме

   Скромно выйдет на перрон.

Дети: О железнодорожниках.

Ведущий: Сегодня мы собрались на викторину  железнодорожников, где вы сможете показать свои знания о железнодорожном транспорте, о профессиях, которые встречаются на железной дороге и какие правила необходимо соблюдать, чтобы с вами не случилась беда. Вы выполните несколько заданий и за каждое правильно выполненное задание вы получите деталь от игры «Пазл», которые потом сможете сложить в единую картинку и посмотреть, что получится.

Железная дорога

В наше время так нужна!

И любая из профессий,-

Всем почетна и важна.

Ведущий: - Ребята, люди каких профессий работают на железной дороге?

 Дети читают стихи.

1 ребенок: Когда я вырасту большим,

                    Буду я обходчиком,

                    Дошколятам объясню

                    Очень все доходчиво.

                                                          Вот сюда ходить нельзя –

                                                          Близко мчатся поезда,

                                                          К стрелке ты не подходи –

                                                          «Скорый» на твоем пути.

                   Рельсы, шпалы, поезда-

                   Ходить сюда без мам нельзя!

На экране появляется слайд с изображением обходчика.

Ведущий: От работы обходчика зависит состояние рельс, шпал, переездов. Как пограничник на заставе, обходчик должен ежедневно обходить вверенный ему участок дороги.

2 ребенок: Я вагоны осмотрю,

                    Все «больные» подлечу,

                    По колесикам вагонным

                    Молоточком постучу.

                                                                 Если надо, то и гайки

                                                                 Инструментом закручу.

                                                                 Мчитесь дальше поезда

                                                                 Вы в большие города.

На экране слайд с изображением осмотрщика.

Ведущий: - Ребята, вагоны, как и люди могут «заболеть». Осматривает и «Лечит» вагоны осмотрщик вагонов. Как только поезд прибудет на станцию, осмотрщик с обеих сторон начинает осматривать вагоны. Молоточком на длинной ручке они простукивают буксы и колесные пары. А вдруг колесо от трения об  рельсу стало плоским, и колесную пару надо менять? А еще осмотрщик на слух  может определить утечку воздуха из тормозной системы. Осмотрщики сильные, выносливые, закаленные люди. Они работают в любое время года, в жару и стужу. Без сигнала осмотрщика, что все благополучно, поезд не поедет.

3 ребенок: Мы – монтеры пути.

                   С инструментом в руках,

                   В желтых жилетах

                   Всегда на путях.

                                                                Не поедут без нас

                                                                Никогда поезда,

                                                                Ремонтируем рельсы

                                                                Мы на совесть всегда.

На экране слайд с изображением монтеров.

Ведущий: А эта профессия требует силы, выдержки, разнообразных знаний и умений. Помогают им в работе путевые машины. Монтеры ремонтируют путь.

4 ребенок: Посмотрите на меня –

                    Я уже большая

                   На железной , на дороге

                   Работать я мечтаю

                                                     Буду я кассиром –

                                                     Билеты выдавать.

                                                     Будете недолго

                                                     В кассу вы стоять.

На экране слайд с изображением кассира.

Ведущий: Работа кассира ответственна. Она требует внимания, сосредоточенности, хорошего знания компьютера и чуткого отношения к пассажирам.

5 ребенок: Форму синюю надену,

                     Пилоточку достану

                     И красивой проводницей

                     У вагона встану.

                                                    Буду чай с лимоном

                                                    В купе к вам приносить.

                                                    Думаю, не сможете

                                                    Вы меня забыть.

                                                 

На экране слайд с изображением проводницы.

Ведущий: - Рабочее место проводника – весь вагон. В нем он поддерживает порядок, следит за работой отопления, радио, исправностью освещения. Проводник понимает сигналы светофора и может оказать пассажирам первую медицинскую помощь.

6 ребенок: Я уже давным – давно

                    Машинистом стать хочу.

                    Мамочку свою родную

                    Я в вагоне прокачу.

                                                           Вставать я буду рано,

                                                           Ведь наша забота

                                                           Всех пассажиров отвозить

                                                           С утра на работу.

На экране слайд с изображением машиниста. 

Ведущий: - Работа машиниста, ребята, сложная и ответственная. Он управляет поездом с помощью прибора, который находится слева от машиниста. На приборе несколько рукояток. Справа от машиниста, у бокового окна, второй прибор – пневматический кран. Он служит для торможения поезда. В кабине у машиниста есть телефон, микрофон, холодильник, электроплита, шкафчик для одежды. Машинист видит впереди сигнальные огни светофора и по нему определяет свободен ли путь.

Ведущий: А сейчас вам понадобятся внимание и сообразительность. Давайте составим « Словарь будущего железнодорожника»

А теперь я вас проверю

И игру для вас затею

Я задам сейчас вопросы –

Отвечать на них не просто.

Отгадайте, что это?

- несколько вагонов, прицеплены к локомотиву (поезд)

- мощные стальные полосы (рельсы)

- место остановки поезда (железнодорожная станция)

- место, откуда для пассажиров начинается железная дорога (вокзал)

- основной документ пассажира (билет)

- хозяйка пассажирского вагона (проводник)

- закон для отправления и прибытия поездов (расписание)

- все то, что принадлежит пассажиру (багаж)

- пассажирская платформа (перрон)

- полосатый загородительный брус, установленный на железнодорожном переезде (шлагбаум)

- постоянные сигналы, которые стоят вдоль железной дороги, приказывая или остановить поезд или продолжить движение (семафор)

- место пересечения железной дороги с автомобильной (переезд)

-сооружение для прокладки железной дороги под землей, в горах (тоннель)

- деревянные и железобетонные брусья, на которых лежат рельсы (шпалы)

Ответы детей сопровождаются картинками.

Подв. Игра «Поезд»

Ведущий: Чтоб пыл веселья не угас,

                    Чтоб время шло быстрее.

                    Друзья, я приглашаю вас

                    К загадкам побыстрее.

1 ребенок: Мимо рощи, мимо яра,

                    Мчит без дыма, мчит без пара

                    Паровозова сестричка.

                    Кто такая?                      

                                                                (электричка)

2 ребенок: Железные избушки

                    Прицеплены друг к дружке

                    Одна из них с трубой

                    Везет всех за собой

                                                                  (поезд)

3 ребенок: В быстром поезде сидит

                    И в окно свое глядит

                    Он движеньем управляет

                    Грузы вовремя доставляет.

                                                                     (машинист)

4 ребенок: Он на вокзале есть всегда,

                    К нему подходят поезда.

                    Двойное «Р» содержит он

                    И называется….                      

                                                                     (перрон)

5 ребенок: Я хозяйка в доме на колесах,

                   Я всегда вас чаем напою.

                   День и ночь тружусь не уставая.

                   Назови профессию мою!

                                                                               (проводница)

6 ребенок: Я глазищами моргаю

                   Неустанно день и ночь

                   Машинистам помогаю

                   Но зовусь не светофор

                                                                 (семафор)

Ответы детей сопровождаются слайдами.

Дид. Игра «Собери поезд»

На столе лежат фрагменты пассажирского и грузового поездов. Дети на фланелеграфе выкладывают два поезда.

Ведущий: Везде и всюду правила, их надо знать всегда.

                   Без них не выйдут в плаванье из гавани суда.

                   Без правил жить на свете ни как, ни как нельзя.

                   Выходят в рейс по правилам большие поезда.

На железной дороге много правил, чтоб с вами не случилась беда их нужно знать. А вот знаете ли вы их? Мы сейчас и проверим.

Правила эти железнодорожные –

Строгие очень, но вовсе не сложные,

Ты их запомни, слушай внимательно,

В жизни помогут они обязательно.

1 ребенок: Я в обход, - сказал Зайчишка,-

                    Ты рискуешь жизнью, Мишка.

                    В это самое мгновенье,

                    Вдруг объявят отправленье,

                    Поезд тронется, тогда –

                    Неминуема беда.

                                                  - Не подлезайте под вагоны!

2 ребенок: На платформе две дворняжки,

                    Разыгрались в догонялки:

                    Позабыв про электричку,

                    Догоняет брат сестричку!

                    Рассердился очень папа,

                    И детей отшлепал лапой!

                            - Не устраивайте подвижных игр на платформе!

                                                 

3 ребенок: Жарко в вагоне, проветрюсь немножко,-

                    Высунул голову Ослик в окошко,

                    Что же ты делаешь?! Вот озорник!

                     Сядь – кА на место,- сказал проводник,-

                  Впредь так не делай никогда,

                  Чтобы с тобой не случилась беда.

                                 - Не высовывайся из окна на ходу поезда!

4 ребенок: На железной дороге два братца,

                    Захотели друг с другом подраться:

                    Забодаю! – мычит Белолобый.

                    Черно – белый мычит: - Ну, попробуй.

                     Драчуны! Уносите – ка ноги,

                     Поскорее с железной дороги!

                     Хорошо, что вмешалась Сорока:

                     Все могло бы закончиться плохо!

                   - Не ходите и не играйте на железнодорожных путях!

5 ребенок: На перроне теснотища,

                    Жеребенка Лошадь ищет:

                    Где ты, серый Жеребенок,

                    Непослушный мой ребенок?

                    Он за маму не держался,

                    Потому и потерялся.

         - На вокзале и в других многолюдных местах держись за руку взрослого!

6 ребенок: Глазам не верю

                    Для чего здесь батарея?

                    Помогает же движенью

                    Паровое отопленье!

                    Может быть зимою вьюжной

                    Здесь шоферам греться нужно

                    Оказалось – это знак

                    Говорит шоферу так:

                    « Железнодорожный переезд со шлагбаумом»

  - Железнодорожный переезд со шлагбаумом.

7 ребенок: Знак висит у переезда

                    Беззаботности нет места

                    Тут шлагбаум – не положен

                    Буду очень осторожен

                    Почему же в летний зной

                    Знак не сняли с мостовой.

                    Оказалось этот знак

                    Говорит шоферу так-

                    « Здесь шлагбаум, переезд

                    Подожди пройдет экспресс»

 - Нерегулируемый железнодорожный переезд!

После каждого стихотворения дети ищут нужный железнодорожный знак.

   

Ведущий: Правила запомнил –

                   В тайне не держи:

                   Всем друзьям, знакомым,

                   Знаешь – расскажи!

Дид. Игра «Составь слово»

Дети составляют из букв слова машинист и пассажир.

Ведущий  предлагает детям проговорить скороговорку:

                             Мчится поезд, скрежеща,

                            Же – че – ща, же – че – ща!

Дети проговаривают скороговорку.

Ведущий: Молодцы, ребята! Вы справились с заданием, знаете все правила безопасности на железной дороге. Наша игра – викторина подошла к концу. А теперь давайте попробуем сложить картинку – пазл.

Дети собирают пазлы, получается железнодорожный переезд.

На экране слайд с изображением железнодорожного переезда Сестрорецка.

Ведущий: Спасибо всем за активное участие. Хочу вас поблагодарить и вручить эмблему «Юный железнодорожник».        

                   

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина «Железная дорога - детям не игрушка"

В игровой форме вы сможете закрепить знания детей о железнодорожном транспорте, как об одном из средств передвижения. Расширить представления детей о профессиях железнодорожников, правилах повед...

Железная дорога – детям не игрушка

Открытое занятие в старшей группеЖелезная дорога – детям не игрушкаМубаракшина Диляра Наилевнавоспитатель ГБДОУ д/с № 27Калиниского района СПб.   Цель:Формирование у детей потребности в собл...

Неделя акции «Безопасность на дороге, это не игрушка» в детском саду.

 Одна из первых недель работы детского сада, открывшегося после продолжительного ремонта  и радостно принявшего ребятишек, совпала с проведением с 23.11 2015 по 26.11.2015 г. профилак...

Викторина «Железная дорога – детям не игрушка» (подготовительная группа)

Цель: закрепить знания детей о железнодорожном транспорте, как об одном из средств передвижения. Расширить представления детей о профессиях железнодорожников, правилах поведения на железной дороге. Во...

Статья "Железная дорога- детям не игрушка!"

Статья предназначена для родителей детей-дошкольников. Статья о том, какую мы провели работу по безопасности на железной дороге....

Педагогический проект "Железная дорога - детям не игрушка!"

Знакомство детей с правилами поведения и безопасности на железной дороге. Формирование у воспитанников осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья....