Программа дополнительного образования "Юный пешеход"
рабочая программа по обж (старшая группа) на тему

БОРЗОВА АЛЬБИНА ЮРЬЕВНА

Программа дополнительного образования "Юный пешеход" предназначен для детей старшего дошкольного возраста.

Цель программы: формировать у дошкольников устойчивые навыки осознанного соблюдения и выполнения правил дорожного движения, выработать стереотип безопасного поведения на дороге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunyy_peshehod1.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное  учреждение «Детский сад №78"

 г. Чебоксары Чувашской Республики

Рассмотрена                                                                                  Утверждена

на заседании                                                                                   Заведующий

педагогического совета                                                                 ___________  _______________

                                                                                                          (подпись)           (Ф.И.О.)

Протокол № ____                                                                           Приказ № _____

от «____» ____________ 2016 года                                              от «____»  ____________2016 года

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

                                                                                                        Разработала

                                                         Борзова А.Ю.,

                                                                     воспитатель  высшей

                                                                                     квалификационной категории

                                                       

                   

                                 

Чебоксары   2016

Пояснительная записка.

    Сегодня в России особенно остро стоит проблема безопасности

дорожного движения, поэтому необходимо в образовательных учреждениях

вести работу по обучению основам безопасного поведения на улицах и

дорогах, необходимости сознательного выполнения им Правил дорожного

движения.

    Очень часто в аварийных ситуациях на дорогах виновниками являются дети.

Исследования психологов показывают, что в особенностях психики ребёнка

наблюдается разрыв в применении теоретических и практических знаний,

поэтому дети мало думают об опасностях на дорогах. За каждой из дорожных

трагедий - судьба ребенка и горе родителей. И поэтому я считаю, что

невозможно оставаться равнодушным, когда речь идет о безопасности детей.

Нужно как можно раньше воспитывать в детях сознательное и правильное

отношение к Правилам дорожного движения, которые должны стать

нормой поведения каждого человека. Чем раньше дети научатся культуре

поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на

проезжей части улиц.

     Необходимы все более разнообразные формы и методы работы с детьми по

изучению ПДД, которые зависят от особенностей познавательной

деятельности и возможностей детей . Учитывая актуальность и значимость

профилактических мер по предупреждению детского дорожно-транспортного

травматизма, обучения и воспитания детей, необходимо организовать работу кружка для старших дошкольников «Юный  пешеход».  При составлении программы были учтены возрастные и психофизиологические особенности детей,  рекомендации работников ГИББД, интересы детей.

   Программа кружка «Юный  пешеход».  рассчитана на 1 год обучения

и предназначается для детей старшего дошкольного возраста. Занятия

предполагает проведение теоретических и практических занятий. Занятия

проводятся 2ч в неделю (22 часа в год). Занятия по предупреждению

ДДТТ проводятся дифференцированно и индивидуально, как на уровне

постановки задач, так и при выборе способов и темпов их реализации. Каждое

занятие по программе помогает детям успешно усвоить правила дорожного

движения. Чем раньше дети начинают изучать Правила дорожного движения,

тем больше уверенности, что они запомнят их на всю жизнь.

    Система занятий в рамках программы построена следующим образом:

по каждой теме организуется несколько основных занятий. Все темы

связаны между собой и подчинены одной цели. Весь материал даётся в

доступной и привлекательной для детей форме. Закрепление

осуществляется во время наблюдений, практических занятий в группах,

работе с дополнительной литературой.

     Педагогический анализ знаний и умений детей проводится 2 раза в год: в сентябре и в мае.

Цель программы:

формировать у детей знания, умения и навыки осознанного поведения на дорогах  города, выработать стереотип безопасного поведения на дороге.

Задачи:

Образовательные:

  • Создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дороге.
  • формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения.
  • развивать умение предвидеть «дорожные ловушки», используя органы зрения и слуха при оценке дорожной обстановки.
  • отслеживать уровень знаний и умений детей в начале и конце учебного года.
  • применять современные формы, методы обучения и воспитания, направленные на предупреждение несчастных случаев с детьми на улицах и во дворах.
  • использовать материально-технический потенциал и возможности ДОУ для обучения и воспитания грамотных участников дорожного движения.
  • формировать у родителей устойчивый интерес к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, привлекать родителей к активному участию в жизни ДОУ, самостоятельной деятельности с детьми.

Коррекционные :

  • формировать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной

ситуации;

  • развивать у учащихся такие умения, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, находчивость;
  • развивать у детей самостоятельность и ответственность за своё здоровье и безопасность.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
  • вырабатывать у детей  культуру поведения в транспорте и дорожную этику;
  • формировать у учащихся сознательное и ответственное
  • воспитывать бережное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих;
  • воспитывать дисциплинированность, усидчивость, активность,

любознательность, ответственность.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

      Содержание программы соответствует Закону Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребенка, действующим Правилам дорожного движения регионального характера, учитывает психофизиологические  возрастные особенности детей, опирается на Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».

     Весь курс распределен на 8 блоков, каждый блок содержит 2 темы:

Блок 1. Наш город и его транспорт.

             Транспортные средства на улицах города.

             Аппликация «Автобус».

Блок 2.  Улицы нашего города.

              Я путешествую по улицам города.

              Экскурсия на автобусе по улицам города.

Блок 3.  Общественный транспорт.

               В городском транспорте.

               Кукольный театр «Петрушка едет в цветочный магазин»

Блок 4.   Велосипед, самокат. Мы – юные водители.

               Праздник на площадке с дорожными знаками и разметками.

               Целевая прогулка к перекрестку, светофору.

Блок 5.   Дорожные знаки.

               Дорожные знаки – надежные друзья.

               Практическое занятие «Дорожные знаки своими руками»

Блок 6.  Страна Светофория.

               Светофор – регулировщик безопасного движения.

               Ручной труд «Светофоры для водителей и пешеходов» (из бросового материала).

Блок 7.  Игры во дворе.

              Дорога - не место для игр.

              Прослушивание рассказа Н.Носова «Автомобиль» и прсмотр фильма       «Правила поведения на дороге».

Блок 8. Мы - юные пешеходы.

             Посещение спектакля ТЮЗ «Когда поют светофоры».

             Музыкально-спортивный праздник «Посвящение в пешеходы».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п\п

Раздел

Количество занятий

1.

Вводное занятие. Диагностика.

 сентябрь

2

2.

Наш город и его транспорт.

 октябрь

2

3.

Улицы нашего города

 ноябрь

2

4.

Общественный транспорт.

 декабрь

3

5.

Велосипед, самокат. Мы – юные водители.

 апрель

2

6.

Дорожные знаки.

 январь

2

7.

Страна Светофория.

 февраль

2

8.

Игры во дворе.

 март

2

9.

Мы - юные пешеходы.

 май

3

10.

Итоговое мероприятие. Диагностика.

 май

2

Всего занятий в год:

22

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

- Уголок по правилам дорожного движения  «Страна Светофория»;

-  Авторский педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорожная азбука»;

- Кружок «Юный пешеход» для детей старшего дошкольного возраста;

- Педагогический проект «Безопасная дорога от дома до детского сада»;

- Газета для детей «Советы Светофора»;

- Настольный и напольный макеты дороги с дорожными знаками, светофором и мелкими транспортными средствами;

- Напольный макет «Улица нашего города»;

- Напольная  разметка «Перекресток» с макетами домов и дорожными знаками;;

- Плакаты « Виды транспорта», «Дорожные знаки», « Три цвета светофора», «Жесты регулировщика»;

- Набор транспортных средств различного функционального назначения;

- Набор настольных дорожных знаков всех групп;

- Мягкие модули для конструирования светофора, транспортных средств, поста  ГИБДД;

- Набор плоскостных фигур автомашин, городских зданий, дорожных знаков;

- Набор деревянных дорожных знаков;

- Крупный детский конструктор « Автодорога»;

- Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: разноцветные рули, фуражка и полицейский жезл инспектора ГИБДД, жилеты, накидки с изображением дорожных знаков, свисток, различные виды машин;

-  Уголок творчества с конструкторами «Лего», строительным материалом  для свободного моделирования различного вида транспортных средств, металлический конструктор;

- Наборы строительных деталей для конструирования макета улицы и дороги «Строим сами»;

- Набор карточек « Дорожные знаки»;

- Обучающие карточки «Дорожная азбука»;

- Учебно-наглядное пособие  «Основы безопасности детей дошкольного возраста»;

- Иллюстрации с изображением транспортных средств, дорожных знаков;

- Иллюстрации с различными дорожными ситуациями для индивидуальной и подгрупповой работы;

- Картотека предметных картинок «Транспорт»;

- Картотека дидактических игр по ПДД;

- Картотека подвижных игр по ПДД;

- Картотека стихов и произведений по ПДД;

- Раздаточный материал по ПДД для детей старшего дошкольного возраста;

-  Дидактические игры «Учим дорожные знаки», «Правила дорожного движения», «Внимание! Дорога!», «Моделируй дорожный знак», «О чем говорят знаки», « Собери дорогу, «Что говорит жезл?» и т.д.;

-  Настольно-печатные игры «Помоги Незнайке», «Расставь правильно знаки», Дорожное лото»;

- Развивающая игра «Спецрейс»;

-  Пазлы;

-  Видеофильм «Спасайка и Умейка», «Азбука безопасности на дороге»;

-  Мультимедийные презентации: «Светофорик приглашает», «Виды транспорта», «Воздушный транспорт», «Правила дорожного движения», «Дорожные знаки», «Соблюдай Правила дорожного движения», «Дорожное движение», «Правила дорожного движения для водителей», «Азбука Пешехода», «Автомобиль. Дорога. Пешеход.», «Правила дорожного движения для малышей», 2Уважайте Правила дорожного движения»;

- Библиотека «Светофорик» с художественной, иллюстрированной литературой, энциклопедиями, книжками-раскрасками на каждого ребенка:

  • Дидактический словарь в картинах «Автомобильный транспорт»;
  • Лебедев-Кумач «Про умных зверюшек»;
  • Михалков С. «Бездельник светофор»;
  • Маршак С. «Светофор»;
  • Мигунова «Уроки малышам» ПДД, «Светофор»;
  • Сапотницкая «Правила маленького пешехода»;
  • Дарья Орлова. «Правила дорожного движения для дошкольников и малышей». –М:АСТ, 2012.

ДИАГНОТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ПРОВЕРКИ УРОВНЯ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР.

    Для проверки знаний детей старшего дошкольного возраста правил дорожного движения и Правил безопасного поведения на дороге используются 4 методики: “Подбери слова”,“Продолжи предложение”,  “Дорожная история”, “Проверь себя”.

Тест для детей старшего дошкольного возраста “Подбери слова”

Цель: выявить знания детей по ПДД, уровень развития словарного запаса речи.

Инструкция: Воспитатель называет определение, например, воздушный транспорт. Ребенок должен перечислить слова, относящиеся к этому определению (самолет, вертолет, воздушный шар).

  1. Наземный транспорт
  2. Воздушный транспорт
  3. Предупреждающие знаки
  4. Запрещающие знаки
  5. Знаки сервиса
  6. Сигналы светофора
  7. Действия человека

Норма для детей старшего дошкольного возраста 15-20 слов из различных групп.

Методика для детей старшего дошкольного возраста “Продолжи предложение”

Цель: выявить знания детей о правилах дорожного движения, умения правильно рассуждать, развитие логического мышления.

Задача детей: продолжить предложение.

  1. Пешеходы всегда должны двигаться…….
  2. Я никогда не нарушаю………
  3. Светофор состоит из……..
  4. Я знаю, что знаки бывают……..
  5. Я помню случай, когда на дороге…….
  6. Плохо, когда взрослые…..
  7. Регулировщик, это человек, который…..
  8. Пассажирам автобуса запрещается…….
  9. Знать правила дорожного движения нужно для того, чтобы……

 Тест для детей старшего дошкольного возраста “Дорожная история”.

Цель: выявить знания детей о правилах дорожного движения, оценка словарного запаса и воображения.

Инструкция: ребенку дается задание придумать дорожную историю, затратив 3 минуты и затем пересказать ее. История может включать разные ситуации, которые произошли либо самим ребенком, либо может быть вымышленная, придуманная с различными персонажами из сказок, мультфильмов.

При обработке результатов учитывается: знания детей ПДД, необычность сюжета, разнообразие персонажей, образов, оригинальность, словарный запас ребенка, рассказ должен состоять из полных предложений.

Оценка результатов:

“отлично” - ставится за историю, необычную и оригинальную, свидетельствующую о незаурядной фантазии ребенка, хороших знаниях по ПДД, богатом словарном запасе.

“хорошо” - если история простая, нет оригинальности, знания по ПДД недостаточные.

“плохо” - ребенок не сумел придумать историю.

Тест “Проверь себя”

Цель: определить уровень развития знаний и умений усваиваемые детьми по правилам дорожного движения в подготовительной группе.

Задача ребенка найти лишнее слово.

1. Знаки сервиса включают в себя… (больницу, пост ГАИ, телефон, аптеку).

2. В специальный транспорт входит… (скорая машина, пожарная машина, машина милиции, велосипед).

3. В понятие “транспорт” входит…(машина, автобус, велосипед, пешеход, трактор).

4. Общественный транспорт включает в себя…(автобус, троллейбус, трамвай, прицеп, такси).

5. У машины есть…(колеса, руль, парус, педаль, фары).

6. Пешеход имеет право…(переходить улицу, идти по тротуару, играть на проезжей части).

7. Запрещающие знаки включают в себя…(поворот направо запрещен, разворот запрещен, остановка запрещена, круговое движение).

8. Водителю велосипеда можно… (ездить, не держась за руль, двигаться по крайней правой полосе в один ряд, двигаться по обочине дороги, если это не создает помех пешеходам).

9. Дорожные знаки делятся на…(предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные, разрешающие).

10. Светофор состоит из цветов (зеленого, желтого, красного, синего).

Норма для детей подготовительной группы 7-8 правильных ответов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев, В.А. Организация безопасности и жизнедеятельности дошкольников [Текст] / Ананьев В.А. - Томск; Томский гос. университет, 2000. - 220 с.

2. Антонов, Ю.Е. Основные положения программы «Здоровый дошкольник» [Текст] / Антонов Ю.Е., Иванова Е.Ю. // Обруч. - 1996 - N 1. - С. 5-6.

3. Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений [Текст]: Сб. нормативно-правовых документов / Под ред. Стеркиной Р.Б. - М., 1997. - 204 с.

4. Баксанский, О.Е. Проблемное обучение: обоснование и реализация [Текст] / О.Е. Баксанский // Наука и школа. - 2000. - №1. - с. 19-25.

5. Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение [Текст] / А.В. Брушлинский. - М., 1983. - 350 с.

6. Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость [Текст] / Вавилова Е.Н. - М.: Просвещение, 1981. - 56 с.

7. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6 томах.[Текст] / Л.С. Выготский // Т. 2 - М. - 1982. - с. 437.

8. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического, экспериментального психологического исследования [Текст] / Давыдов В.В. - М.: Педагогика 1986. - 165 с.

9. Брунер, Дж. Исследования познавательной деятельности [Текст]/ Дж. Брунер, Р. Оливер, П. Гринфилд. - М., 1971 - 365 с.

10. Дошкольное образование в России в документах и материалах [Текст]: Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. - М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования "Школа юного пешехода"

Программа направлена на  формирование у дошкольников представлений о правилах дорожного движения  и воспитания  культуры дорожной  безопасности. В ней раскрываются организационные ...

Программа дополнительного образования по обучению безопасного поведения на дороге «Юные пешеходы» (от 6 до 7 лет)

Одной из важнейших задач дошкольного образования является формирование безопасной, здоровой образовательной среды и осознанного безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях. Целью данной п...

ПРОГРАММА дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа экологической направленности для детей 3-4 лет « Мы юные экологи»

Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу....

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЮНЫЙ ПЕШЕХОД»

Программа имеет социально-педагогическую направленность, обеспечивает общественное развитие ребенка во взаимодействии и общении с другими людьми, социальной средой города, осуществляет формирование у ...