Картотека дидактических и подвижных игр по правилам дорожного движения в старшей группе
картотека по обж (старшая группа) на тему

Тузова Елена Александровна

                                              ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

                 «Угадай транспорт»

 Цель: закрепить представления детей о транспорте, умение по описанию узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность. Материал: картинки (карточки) с изображением транспорта. Ход игры: Воспитатель загадывает детям загадки о видах транспорта. Кто первым из детей отгадает, о каком транспорте идет речь в загадке, получает картинку с его изображением. У кого в конце игры будет больше картинок, тот и победитель

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_pdd.odt18.04 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических и подвижных игр по правилам дорожного движения в старшей группе

                                            ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

                 «Угадай транспорт»

 Цель: закрепить представления детей о транспорте, умение по описанию узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность. Материал: картинки (карточки) с изображением транспорта. Ход игры: Воспитатель загадывает детям загадки о видах транспорта. Кто первым из детей отгадает, о каком транспорте идет речь в загадке, получает картинку с его изображением. У кого в конце игры будет больше картинок, тот и победитель.

               «Подумай – отгадай»

Цель: уточнить представления о транспорте и правилах дорожного движения; активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; воспитывать сообразительность и находчивость. Материал: фишки. Ход игры: Воспитатель задает вопросы детям. Кто из детей знает правильный ответ, поднимает руку. Кто первым ответит правильно, получает фишку. Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы.

Вопросы: 

       - Сколько колес у легкового автомобиля? (4)

  • Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (1)
  •  Кто ходит по тротуару? (пешеход)
  • Кто управляет автомобилем? (Водитель)
  • Как называется место пересечения двух дорог? (Перекресток)
  •  Для чего нужна проезжая часть? (Для движения транспорта)
  •  По какой стороне проезжей части движется транспорт? (По правой)
  • Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? (Авария или ДТП)
  •  Какой свет верхний на светофоре? (Красный)
  •  Сколько сигналов у светофора? (Три)
  • На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру)
  • Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? («Скорая помощь», пожарная и полицейская машины)
  •  Что держит в руке инспектор ГИБДД? (Жезл)
  • Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской площадке).

                     «Собери знак»

Цель: закрепить знания детей о дорожных знаках и ПДД; развивать логическое мышление, внимательность; воспитывать культуру безопасного поведения детей на дороге и в общественных местах.

Материал: в конвертах пазлы – дорожные знаки, фишки.

Ход игры: Воспитатель рассаживает детей по экипажам и по общей команде (сигнал свистка) дети открывают конверты и складывают свои знаки из частей (пазлы). Через 5 - 7 минут игра прекращается. Сколько знаков собрано правильно, столько очков получает команда. Можно заработать и дополнительные очки, если игроки правильно ответят, как называется знак и какое он имеет значение. За правильный ответ воспитатель дает экипажу фишку.

                     «Красный - зеленый»

Цель: закрепить представления детей о дорожных знаках; развивать внимание, логическое мышление, сообразительность, находчивость.

Материал: воздушные шары красного и зеленого цвета.

Ход игры: Нужно взять два шарика – зелѐный и красный. Воспитатель дает ребенку в руку красный шарик, ребѐнок – называет запрещающий знак. Если зелѐный шарик, называет знак разрешающий, предписывающий. Не называет – выбывает из игры. А победитель получает в награду воздушный шарик.                     «Светофор»

Задачи: закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах, развивать внимание, зрительное восприятие; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.

Материал: круги красного, желтого, зеленого цвета, светофор.

Ход игры: Ведущий, раздав детям кружки зеленого, желтого, красного цветов, последовательно переключает светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый из них.

                                   «Автомульти»

Цель: учить соотносить сказочного персонажа и его транспортного средства, правильно называть, развивать память, мышление, сообразительность.

Ход игры: Детям предлагается ответить на вопросы из мультфильмов и сказок, в которых упоминаются транспортные средства.

  • 1. На чѐм ехал Емеля к царю во дворец? (На печке)
  •  2. Любимый двухколѐсный вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед)
  •  3. Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живѐт на крыше? (Вареньем)
  • 4. Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину? (Велосипед)
  •  5. Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (В карету)
  •  6. На чѐм летал старик Хоттабыч? (На ковре-самолѐте)
  • 7. Личный транспорт Бабы-Яги? (Ступа)
  • 8. На чѐм поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной? (На поезде)
  • 9. Ехали медведи на велосипеде, А за ними кот Задом наперед, А за ним комарики... На чем летали комарики? (На воздушном шарике.)
  • 10. На чѐм катался Кай? (На санках)
  • 11. На чѐм летал Барон Мюнхгаузен? (На ядре)
  • 12. В чѐм плыли по морю царица с младенцем в «Сказке о царе Салтане»? (В бочке)

                         «Вопросы и ответы»

Цель: закрепить знания о ПДД, дорожных знаках, поведения на улице; развивать мышление, память, сообразительность, речь.

Материал: фишки.

Ход игры: Воспитатель делит детей на две команды, задает вопросы, дети отвечают, за правильный ответ вручается фишка. Побеждает команда, набравшая большее количество фишек.

  • 1. Из каких частей состоит улица? (дорога, тротуар)
  • 2. Где можно гулять детям? (во дворе)
  • 3. Как надо вести себя в автобусе? (не кричать, тихо)
  • 4. Где люди ждут транспорт? (на остановке)
  • 5. Где можно переходить дорогу? (светофор, пешеходный переход)
  • 6. Назови сигналы светофора? (красный, желтый, зеленый)
  • 7. На какой сигнал можно перейти дорогу? (на зеленый)
  • 8. С кем можно переходить дорогу? (со взрослыми)
  • 9. Как называют человека, управляющего машиной? (водитель)
  • 10.Из чего состоит машина? (кузов, кабина, колеса)
  • 11.Где ездят машины, где ходят пешеходы? (по дороге, по тротуару)
  • 12.Какими бывают дорожные знаки? (запрещающие, предупреждающие, знаки сервиса, информационные, указательные, предписывающие знаки)
  • 13.Как нужно обходить автобус? (подождать, когда уедет)
  • 14.Назовите виды транспорта? (пассажирский, воздушный, морской, наземный, грузовой, гужевой, специальный и т. д.)

                                 «Да, нет»

Цель: закрепить правила дорожного движения, поведения в транспорте.

 Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети хором отвечают “да” или “нет”.

I вариант:

Быстрая в горе езда?- Да.

Правила знаешь движения?- Да.

Вот в светофоре горит красный свет Можно идти через улицу?- Нет.

Ну, а зелѐный горит, вот тогда Можно идти через улицу?- Да.

Сел в трамвай, но не взял билет. Так поступать полагается?- Нет.

 Старушка, преклонные очень года, Ты место в трамвае уступишь ей?- Да. Лентяю ты подсказал ответ, Что ж, ты помог ему этим?- Нет.

Молодцы, ребята, запомним, Что “нет”, а что “да”, И делать, как нужно, старайтесь всегда!

II вариант: 

Светофор знаком всем детям?

Знают все его на свете?

Он дежурит у дороги?

У него есть руки, ноги?

Есть фонарики – три глаза?!

Он включает все их сразу?

Вот включил он красный свет Это значит, хода нет?

На какой идти нам надо?

Синий - может быть преградой?

А на жѐлтый мы пойдѐм?

На зелѐный - запоѐм?

Ну, наверное, тогда На зелѐный встанем, да?

Пробежать на красный можно?

Ну, а если осторожно? А гуськом пройти тогда,

То, конечно, можно? Да! Верю я глазам, ушам

Светофор знаком всем вам!

И, конечно, очень рад Я за грамотных ребят!

                     "Отремонтируй светофор"

Цель: закреплять знания детей о сигналах светофора.

Материал: шаблон светофора, круги красного, желтого, зеленого цвета.

Ход игры: Воспитатель объясняет детям, что светофор сломался, необходимо отремонтировать светофор (правильно собрать по цвету). Дети накладывают круги на готовый шаблон светофора.

                    «Четвертый лишний»

 1. Назовите лишнего участника дорожного движения:

  •  Грузовик
  •  Дом
  •  «Скорая помощь»
  •  Снегоуборочная машина

2. Назовите лишнее средство транспорта: 

  •  Легковая машина
  •  Грузовая машина
  •  Автобус
  •  Детская коляска

3. Назовите средство транспорта, не относящееся к общественному транспорту: 

  •  Автобус
  •  Трамвай
  •  Грузовик
  •  Троллейбус

4. Назовите лишний «глаз» светофора: 

  •  Красный
  •  Синий
  •  Желтый
  •  Зеленый

                                «Игра в слова» 

1. Хлопните в ладоши, услышав слово, относящееся к светофору. Объясните выбор каждого слова. 

Словарь: три глаза, стоит на улице, перекресток, голубой свет, одна нога, желтый свет, красный свет, переход через улицу, помощник пешехода, зеленый свет, стоит дома.

2 . Хлопните в ладоши, услышав слово, относящееся к пассажиру. Объясните выбор каждого слова.

 Словарь: автобус, маршрут, остановка, дорога, купание, чтение, сон, билет, кондуктор, перелет на самолете, пешеход, сиденье, салон, кровать.

3. Составьте рассказ со словами: утро, завтрак, дорога в школу (детский сад), тротуар, булочная, аптека, перекресток, наземный переход, светофор, детский сад.

                                     «Игра в мяч»

 Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках.

Материал: мяч.

Ход игры: Воспитатель с мячом встает в центр круга и бросает ребенку мяч, одновременно задавая вопрос. Тот отвечает и бросает мяч воспитателю. Игра проводится со всеми детьми по очереди. Воспитатель: По дороге кто идет? Ребенок: Пешеход. Воспитатель: Кто машину ведет? Ребенок: Водитель. Воспитатель: Сколько «глаз» у светофора? Ребенок: Три глаза. Воспитатель: Если красный «глаз» горит, то о чем он говорит? Ребенок: Стой и жди. Воспитатель: Если желтый «глаз» горит, то о чем он говорит? Ребенок: Подожди. Воспитатель: Если зеленый «глаз» горит, то о чем он говорит? Ребенок: Можете идти. Воспитатель: Идут наши ножки по пешеходной… Ребенок: Дорожке. Воспитатель: Где мы автобус ждем? Ребенок: На остановке. Воспитатель: Где играем в прятки? Ребенок: На детской площадке.

                       ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

              «Где мы были, мы не скажем, на чем ехали покажем»

Цель: закрепить знания о видах транспорта, учить детей изображать виды транспорта в команде, с помощью рук, эмоциональной выразительности, звуков, развивать творчество, пластику, сообразительность, находчивость, воспитывать согласованность, сотрудничество.

Ход игры: Каждая команда решает, какое транспортное средство будет изображать (троллейбус, карету, теплоход, паровоз, вертолѐт). Представление транспортного средства должно проходить без комментария. Команда соперника отгадывает задуманное. Задание можно усложнить, предложив команде конкретный вид транспорта.

                                       «Зебра»

Цель: упражнять детей в точности исполнения правил игры, развивать быстроту реакции, скорость, ориентировку в пространстве.

Материал: полоски белой бумаги (картона).

Ход игры: Всем участникам в каждой команде, кроме последнего, раздаѐтся по полоске белой бумаги (картона). По сигналу - первый участник кладѐт полосу, встаѐт на неѐ и возвращается к своей команде. Второй шагает строго по своей полосе, кладѐт свою «ступеньку» зебры и возвращается обратно. Последний участник шагает по всем полоскам, возвращаясь, собирает их.

                                        «Грузовики»

Цель: развивать ловкость, скорость, быстроту реакции, точность движений, согласованность и сотрудничество в команде.

Материал: рули, мешочки с песком для каждой команды и две стойки.

Ход игры: Первые участники команд держат в руках руль, на головы им помещается мешочек с песком – груз. После старта участники обегают вокруг своей стойки и передают руль и груз следующему участнику. Побеждает команда, первой выполнившая задание и не уронившая груз.

                                           «Трамваи»

Цель: развивать ловкость, скорость, быстроту реакции, точность движений, согласованность и сотрудничество в команде.

Материал: потребуется по одному обручу для каждой команды и по одной стойке. Ход игры: Участники в каждой команде делятся на пары: первый – водитель, второй – пассажир. Пассажир находится в обруче. Задача участников как можно скорее обежать вокруг стойки и передать обруч следующей паре участников. Побеждает команда, первой выполнившая задание.

                                             «Светофор»

Цель: учить соотносить действия с цветом светофора, развивать внимание, зрительное восприятие, мышление, сообразительность.

Материал: круги красного, желтого, зеленого цвета.

Ход игры: Воспитатель показывает кружок, а дети выполняете действия: - красный – молчат; - желтый – хлопают в ладоши; - зеленый – топают ногами. – на красный цвет – делают шаг назад, – на желтый – приседают, – на зелѐный – маршируют на месте.                 «Цветные автомобили»

Цель: закрепить цвета светофора (красный, желтый, зеленый), упражнять детей в умении реагировать на цвет, развивать зрительное восприятие и внимание, ориентировку в пространстве.

Материал: рули красного, желтого, зеленого цвета, сигнальные карточки или флажки красного, желтого, зеленого цвета.

Ход игры: Дети размещаются вдоль стены или по краю площадки. Они автомобили. Каждому дается руль разного цвета. Ведущий стоит лицом к играющим с сигналами такого же цвета как рули. Ведущий поднимает сигнал определенного цвета. Дети, у которых рули такого же цвета выбегают. Когда ведущий опускает сигнал, дети останавливаются и идут в свой гараж. Дети во время игры гуляют, подражая автомобилям, соблюдая ПДД. Затем ведущий поднимает флажок другого цвета, и игра возобновляется.

                                           «Птицы и автомобиль»

Цель: развивать ловкость, скорость, ориентировку в пространстве, внимание. Материал: руль или игрушечный автомобиль.

Ход игры: Дети – птички летают по комнате, взмахивают руками (крыльями). Воспитатель говорит: Прилетели птички, Птички – невелички,

 Все летали, все летали, дети бегают, плавно взмахивая руками

Крыльями махали. Так они летали, Крыльями махали.

На дорожку прилетали присаживаются, постукивают пальцами по коленям Зернышки клевали.

Воспитатель берет в руки руль или игрушечный автомобиль и говорит: Автомобиль по улице бежит, Пыхтит, спешит, в рожок трубит. Тра-та-та, берегись, берегись, Тра-та-та, берегись, посторонись! Дети – птички бегут от автомобиля

                                              Сюжетно-ролевые игры

                                                           «Пешеходы»

Информационная часть. Рассказать детям: об обязанностях пешеходов; о том, где разрешается ходить; о правилах перехода в установленных местах; о том, что запрещается пешеходам; о классификации дорожных знаков (предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные и др.)

Атрибуты:

- Набор дорожных знаков, пешеходных дорожек;

- Накидки, обозначающие различные виды транспорта;

- Иллюстрации по дорожным знакам

Создание проблемной ситуации: Дети отправились на экскурсию по городу

Задача детей: выбрать безопасный путь, соблюдать правила дорожного движения. Что случится, если не будет дорожных знаков?

Задача детей: вспомнить значение дорожных знаков.

                                                «Пассажиры»

Информационная часть. Рассказать детям: о правилах поведения в общественном транспорте и обязанностях пассажиров; о том, где надо ожидать транспортное средство перед посадкой; правилах поведения в легковом автомобиле.        

                           


                               



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических и подвижных игр по правилам дорожного движения

Дидактические игры по правилам дорожного движения...

Картотека дидактических и подвижных игр по правилам дорожного движения

Картотека дидактических и подвижных игр по правилам дорожного движения...

Картотека дидактических и подвижных игр по правилам дорожного движения

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ  «Угадай  транспорт» Цель: закрепить  представления  детей  о  транспорте,  умение  по  описаниюузнавать  предметы...

Картотека дидактических и подвижных игр по правилам дорожного движения.

Здесь представлены дидактические и подвижные игры по правилам дорожного движения....

Картотека дидактических и подвижных игр по правилам дорожного движения старшая группа

Картотека дидактических и подвижных игр по правилам дорожного движения старшая группа - хороший помощник для тематической недели по Правилам Дорожного Движения....

Презентация "Картотека дидактических и подвижных игр по правилам дорожного движения" к проекту по ПДД. Подготовительная группа

Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП детей. Одной из причин такого...

Картотека дидактических и подвижных игр по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста.

закрепить представления детей о транспорте, умение по описаниюузнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевуюактивность....