Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.
материал по обж на тему
Идея: Создание системы непрерывного воспитания и образования в формировании основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.
Цель: познакомить детей дошкольного возраста с правилами и нормами безопасного поведения для приобретения социального опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
Но возможно - всё избежать,
А где надо – на помощь позвать.
Т.Г. Хромцова
1. Актуальность опыта.
Увы, очень часто мы страдаем из – за своей собственной неосторожности, беспечности, из-за неумения или нежелания предвидеть последствия своих необдуманных поступков. Мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и свою семью от чрезвычайных ситуаций. Наименее защищенными и подготовленными к действию в подобных ситуациях оказались наши дети. И как ни печально, именно дети страдают на пожарах, на дорогах, на воде, в лесу, так как не знают, как вести себя в сложившихся экстремальных ситуациях. По данным статистики МЧС России ежегодно большое количество детей становятся жертвами ЧС, вследствие, своего незнания и легкомыслия. Это не может не вызвать тревогу.
Очень важно каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу и т.д.
Ребенок должен осознанно действовать в той или иной обстановке. У дошкольников обязательно нужно развивать самостоятельность и ответственность, чтобы в опасные моменты своей жизни, они всегда могли адекватно действовать. Ведь столкнувшись с опасной ситуацией, дети начинают ее решать методом проб и ошибок. На это уходит время и не всегда достигается лучший результат. В опасной же ситуации ребенок должен уметь найти быстрое решение проблемы и желательно с наименьшим ущербом для здоровья. Нужно помочь ребенку вступить в мир готовым к любым неожиданностям.
Таким образом, сумма знаний о безопасной жизнедеятельности очень важна для каждого ребенка.
На мой взгляд, необходимо целенаправленное и систематическое воздействие на дошкольников со стороны взрослых в различных видах деятельности с целью их интеллектуального, физического, нравственного, духовного развития и формирования опыта безопасного поведения.
2. Идея и цель опыта.
Идея: Создание системы непрерывного воспитания и образования в формировании основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.
Цель: познакомить детей дошкольного возраста с правилами и нормами безопасного поведения для приобретения социального опыта.
Задачи:
- создавать условия по ознакомлению дошкольников с основами безопасного поведения;
- воспитывать у детей осознанное отношение к правилам и нормам поведения в различных чрезвычайных ситуациях;
- формировать представление дошкольника о безопасности поведения в различных ситуациях;
- учить детей регулировать свои поведенческие реакции;
- учить детей выходить из сложных, проблемных ситуаций не навредив своему здоровью и здоровью окружающих;
- развивать у детей самостоятельность и ответственность;
- развивать у детей способности к предвидению возможной опасности и построения адекватного безопасного поведения;
- обогащать словарный запас детей и развивать связную речь.
3. Теоретическое обоснование.
Под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов и сознательных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми.
В настоящее время существуют различные исследования в области обучения детей безопасному поведению (Л.Григорович, С.Мартынов, К.Белая, В.Зимонина и др.).
Л.Григорович предлагает педагогам и родителям рассматривать вместе с детьми рисунки, на которых изображены опасные ситуации, вызывающие у них эмоциональный отклик, сопереживание, заставляющие задуматься, представить ситуацию в реалии, сделать вывод о не правильном поведении персонажа.
С.Мартынов делает акцент в предупреждении бытового детского травматизма на соблюдение двух принципов – создание безопасного дома для ребенка и в повседневном кропотливом труде по воспитанию детей (специальные занятия, беседы, игры).
К.Белая и В.Зимонина дают подробные рекомендации педагогам и родителям, предлагая конспекты занятий, целевых прогулок, бесед, записи игр театрализованные представления.
Н.Мельникова, Л.Захарова, Р.Шакурова разработали план-программу “Один дома”, по которой с помощью драматизации сказок, инсценировок, игровых тренингов дети 6-7 лет учатся адекватно реагировать на сложную ситуацию, оказывать первую медицинскую помощь себе, сверстникам и взрослым.
Т.Храмцовой разработана система педагогических условий, направленных на формирование опыта безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста, включающая поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов и детей).
Программа Р.Б.Стеркиной “Основы безопасности детей дошкольного возраста”, целью которой является воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных, неожиданных, ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение. Данная программа включает в себя такие разделы как: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улицах города».
4. Описание опыта.
Приступив к работе я провела диагностирование детей и результаты показали что преобладает средний и низкий уровень сформированности представлений о безопасности жизни у детей. Поэтому необходимо систематизировать знания воспитанников в данном направлении.
В основу своей работы я беру программу Р.Б.Стеркиной “Основы безопасности детей дошкольного возраста”. В ней раскрываются основные темы и содержание работы по обучению детей безопасному поведению.
Для формирования основ безопасного поведения дошкольников необходимо организовать воспитательно - образовательный процесс, включающий все виды деятельности (игровую, продуктивную, познавательную, речевую, физкультурно-оздоровительную, музыкально - ритмическую) и условия.
Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от содержания предметно – развивающей среды созданной мною в группе, которая включает:
- уголок безопасности;
- познавательно–агитационные материалы;
- иллюстративные стенды для детей и взрослых.
- подборка литературы;
- подборка иллюстрационного материала;
- информационный уголок для родителей;
- проведение фотосессий.
Формы организации работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности:
Вид деятельности | Кол-во | Форма организации | 3-4 | 4-5 | 5-6 | 6-7 |
занятие | 1 | фронтальная | 15 | 20 | 20 | 25 |
| 4 | Подгрупповая | 15 | 20 | 20 | 25 |
Игровая деятельность | 4 | Подгрупповая | - | - | - | - |
Продуктивные |
2 | Подгрупповая |
15 |
20 |
20 |
25 |
беседы | 4 | фронтальная | 15 | 20 | 20 | 25 |
Игровые тренинги | 4 | Подгрупповая | 15 | 20 | 20 | 25 |
развлечения | 1 | фронтальная | - | - | - | - |
Экскурсии | 1 | фронтальная | - | - | - | - |
При подготовке и проведении занятий, развлечений и других видах деятельности учитывала эмоциональное восприятие детьми информации по данной теме. В основе лежали следующие образовательные технологии:
- Игровая;
- ТРИЗ;
- Интеграция
Благодаря которым повысился интерес воспитанников к данной теме, а также их родителей. Повысилась активность детей в участии мероприятий направленных на формирование знаний, умений и навыков в области безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях.
Самое главное преимущество дошкольников состоит в том, что они любят правила. Я часто замечала, как дошколята напоминают о правилах родителям, воспитателям. Если правила излагаются ясными, простыми и спокойными, без тревожных слов, фразами — дети обязательно воспользуются этими правилами.
Неоспоримо, что в воспитании детей главная роль отводится семье, поэтому необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам в формировании основ безопасности жизнедеятельности. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.
5. Критерии результативности и результатов.
В процессе диагностического обследования уровня сформированости основ безопасности жизнедеятельности мною были взяты такие показатели как:
- Психологическая устойчивость детей;
- Сформированость представлений о безопасности поведения в различных ситуациях;
- Умение регулировать свои поведенческие реакции;
- Умение находить выход из сложных, проблемных ситуаций не навредив своему здоровью и здоровью окружающих;;
- Умение предвидеть опасность и построить адекватное безопасное поведение;
На основе полученных данных я сделала вывод, что у детей повысился уровень сформированости представлений безопасного поведения.
6. Перспективы развития.
К.Д.Ушинский писал, что “образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей”. Поэтому, в дальнейшей своей работе необходимо продолжать формирование основ безопасного поведения детей, включая новые методы и приемы:
- Экскурсии в пожарную часть округа;
- Беседы с представителями ГО ЧС;
- Участие в окружных, городских, областных смотрах конкурсах художественного и прикладного творчества «Безопасности глазами детей»;
- Участие в окружном и спортивном городском конкурсе «01 спешит на помощь»;
- Участие в проведении занятий, родительских собраниях главного государственного инспектора ОАО по пожарному надзору.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ СОСТАВЛЕНА ПО АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ. В НЕЙ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ.ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ДИНАМИКА. ПРОГРАММОЙ МОГУТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПЕДАГОГИ И СРЕДНЕЙ ГРУППЫ-СЛЕДУЕТ УПРОСТИТЬ МЕРО...
Сообщение из опыта работы.Тема"Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"
Тема: "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность""Самое дорогое у человека-это жизнь"Н.А.ОстровскийНа современном этапе развити...
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
основы безопасности...
СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...
Технология по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста (обучение детей правилам дорожного движения)
Работа педагога по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения и навыками правильного поведения на улицах города, во дворах и в городском транспорте....
Технология по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста ( обучение детей правилам дорожного движения ).
Жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью. Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей. ...
Проект по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста 5 - 7 лет «Азбука безопасности»
Участившиеся в последнее время трагические ситуации травматизма детей в быту, в лесу, на улицах и анализ причин их возникновения убеждают в необходимости систематической подготовки детей к встрече с р...