Главные вкладки

    "Формирование навыков безопасного поведения детей на прогулке в детском саду"
    консультация по обж (старшая, подготовительная группа) на тему

    Малышева Оксана Вилутовна
    Консультация для воспитателей о формировании навыков безопасного поведения детей на прогулке в детском саду( старшего и подготовительного возраста)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Консультация для воспитателей.21.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Формирование навыков безопасного поведения детей на прогулке в детском саду»

    Подвижные, как ртуть,

    Неугомонные, живые,

    Растут они, не ведая забот,

    Родительскому сердцу дорогие.

    И дети тоже чувствуют, что нет

    Гарантий от опасностей и бед.

    Но лишь тогда они проявят опасенье,

    Коль будут знать,

    чего бояться им.

    Об актуальности темы безопасности можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу?

    Очень важно каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу и т. д.

    Ребенок должен осознанно действовать в той или иной обстановке. У дошкольников обязательно нужно развивать самостоятельность и ответственность, чтобы в опасные моменты своей жизни они всегда могли адекватно действовать. Ведь столкнувшись с опасной ситуацией, дети начинают ее решать методом проб и ошибок. На это уходит время и не всегда достигается лучший результат. В опасной же ситуации ребенок должен уметь найти быстрое решение проблемы и желательно с наименьшим ущербом для здоровья. Нужно помочь ребенку вступить в мир готовым к любым неожиданностям.

    Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей в детском саду- дать каждому основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

    Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема для нас, воспитателей, представляется актуальной еще и потому, что каждый день, ежеминутно и ежесекундно, мы отвечаем за сохранение здоровья и благополучия каждого ребенка.

    Дети дошкольного возраста любознательны, активно двигаются. Стремятся к самостоятельности и это нередко приводит к травмоопасным ситуациям. Поэтому в дошкольном возрасте важно создать условия в детском саду, которые помогут накапливать опыт безопасного поведения.

    Задачи воспитания и развития детей:

    1. Обогащение представлений детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.

    2. Ознакомление детей с простейшими способами безопасного поведения в разнообразных опасных ситуациях.

    3. Формирование знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

    4. Развитие умений и навыков безопасного поведения у детей в разнообразных опасных ситуациях.

    5. Закрепление умений и навыков безопасного поведения в условиях специально организованной и самостоятельной деятельности.

    6. Развитие осознанности и произвольности в выполнении основных правил безопасного поведения в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.

    7. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным ситуациям.

    Главное, что мы должны сделать в своей работе— это воспитание у ребенка адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях.

    Хотим мы этого или нет, но в силу некоторых возрастных особенностей ребенок еще не может обеспечить собственную безопасность. Это должны сделать мы, взрослые. Перечислю эти особенности.

    Основные физиологические и психологические особенности

    дошкольников.

    1. Анатомо-физиологические особенности.

    Из-за маленького роста у детей небольшой угол обзора, небольшое поле зрения, поэтому они не способны быстро перевести взгляд с близких объектов на дальние и наоборот. быстро оценить ситуацию.

    2. Сложности в управлении поведением, импульсивность.

    Эти особенности связаны с невысоким уровнем самоконтроля, в результате чего поступки нередко совершаются под влиянием эмоций.

    3. Повышенная двигательная активности.

    В сочетании с любопытством и при отсутствии контроля со стороны взрослых она может стать причиной попадания детей в опасные ситуации.

    4. Эмоция страха.

    Является причиной возникновения множества проблемных ситуаций. В страхогенной ситуации они теряются, впадают в состояние безысходности, незащищенности. Чем труднее ситуация. Тет сильнее в центральной нервной системе развивается торможение.

    5. Дошкольники не способны запомнить или предвидеть все возможные риски техногенной, природной и социальной среды. Ребенок не понимает и не прогнозирует возможные последствия своего поведения, не видит потенциальную опасность.

    6. Неадекватность самооценки, переоценка своих возможностей.

    Прогулка имеет большое значение в плане формирования навыков безопасного поведения детей.

    Исходя из  практики, рассмотрим  формы работы с детьми по формированию навыков безопасного поведения

    1. В первую очередь, с детьми проводится вступительная беседа на тему: «Правила поведения на участке д/ сада во время прогулки», в ходе которой дети учатся соблюдать правила безопасного поведения на участке д/с. Они должны знать границы своего участка, им напоминается об опасностях, которые могут подстерегать их на участке.

    2. Другим структурным компонентом прогулки является индивидуальная работа, дидактические игры. Они непродолжительны по времени, но и здесь формируются навыки безопасного поведения. При отработке с отдельными детьми физических упражнений, которые у них не получаются, обязательно еще раз проговариваются отдельные элементы, которые могут содержать в себе опасность. Есть часть упражнений, где просто необходимо соблюдать технику безопасности.

    В рамках использования дидактических игр эффективными являются такие:

    «Сгруппируйте опасные и безопасные предметы или объекты (на улице, в природе) »;

    «Приведи пример того, что опасно, а что безопасно»;

    «Как ты думаешь, что будет дальше, если мальчик (девочка) поступят так. »; и другие.

    При проведении таких игр дети учатся запоминать свои действия в ходе игры и анализируют результаты. В д/игре формируются знания об источниках опасности, о мерах предосторожности, действиях в опасных ситуациях, формируются знания об оказании первой помощи.

    3. Следующим компонентом прогулок являются подвижные игры. Формирование навыков безопасного поведения детей происходит при организации самих игр и при использовании спортивного инвентаря.

    Примеры:

    – Игры с мячом («Ловишки с мячом») -детям объясняется, что догоняя, метиться нужно в туловище, а не в голову.

    – Игры с бегом врассыпную. Предупреждаем, что бегаем, не наталкиваясь друг на друга, во избежания столкновений, падений. Для игр отбираем не поврежденный, а исправный инвентарь. П/игры уже сами по себе содержат движение, поэтому при их организации должно быть все четко продумано, чтобы избежать опасных ситуаций.

    4. Особый интерес и удовольствие дети получают во время трудовой деятельности. Однако трудовая деятельность сопряжена с опасностью для здоровья детей, если используемый инвентарь и оборудование не соответствуют росту, физическим возможностям, оборудование не должно быть тяжелым и травмоопасным. Поэтому мы тщательно осматриваем оборудование перед выполнением трудового процесса, объясняем правила работы с тем или иным инструментом.

    При всяком виде трудовой деятельности воспитатель должен помнить об охране их здоровья: не перегревать детей, вовремя заканчивать работу, следить, чтобы дети не поранили друг друга лопатой, граблями и т. д. .Процесс работы надо организовать так, чтобы обеспечить смену движений, чтобы дети отдыхали.

    5. При организации самостоятельной деятельности детей особое внимание следует уделить той категории детей, которые отличаются наибольшей подвижностью, активностью. Такие дети должны в течение всей прогулки находиться под контролем со стороны воспитателя.

    Выводы: падения, ушибы, порезы, ссадины, травмы в большинстве своем происходят по прямой или косвенной вине взрослых. «Вакцина против травматизма-воспитание», - так сказал один из известных ученых. Эта формула адресована, в первую очередь, нам, воспитателям. Воспитывая ребенка и прививая ему навыки безопасного поведения, взрослые ежеминутно должны помнить, что главное- это внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если случиться такое, то найдет из нее выход. Нет большей заслуги, чем сбережение жизни детей, а самое трудное- это научить их беречь свою жизнь.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Методические рекомендации в помощь воспитателям для формирования навыков безопасного поведения у детей безопасного поведения вблизи дороги".

    Данная стать познакомит с причинами дорожно-транспортных проишествий и как сформировать у детей дошкольного возраста навык безопасного поведения....

    Опыт работы "Реализация образовательной области "Безопасность" через формирование навыков безопасного поведения на улицах, в транспорте у детей дошкольного возраста"

    Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые...

    Опыт работы "Реализация образовательной области "Безопасность" через формирование навыков безопасного поведения на улицах, в транспорте у детей дошкольного возраста"

    Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, к...

    Формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах. Беседы.

    материал посвящён  формированию у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге, на улице, в транспорте. В методической разработке представлены конспекты бесед для детей младше...

    Формирование навыков безопасного поведения детей старшего возраста зимой.

    Эта статья содержит различные формы, методы и средства работы,  которые могут применяться во время ознакомления детей с правилами безопасного поведения в зимний период с учетом их жизненного опыт...

    Конспект занятия по формированию навыков безопасного поведения «Правила поведения в транспорте и на улице»

    1. Учить детей правилам поведения в общественном транспорте.2. Закрепить знания детей о правилах поведения в общественных местах, на улице.3. Учить детей быть осторожными, помочь запомнить и выполнять...