История появления правил дорожного движения
учебно-методическое пособие по обж по теме

история

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_svetofora.docx520.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №37»

Нижнекамского муниципального района РТ

 

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ

ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

                                                                                                           

           

                                                              Воспитатель по обучению детей

                                                         татарскому и русским языкам

                                                  МБДОУ № 37

                                                             Миндубаева Гузель Сиреньевна

г.Нижнекамск,РТ

Обеспечение безопасности движения стало актуальной государственной проблемой. Особое значение в решении этой проблемы имеет правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности, и жить которым придется при несравненно большей интенсивности автомобильного движения.

С каждым годом все оживленнее становится движение на улицах города. Увеличение транспорта и скоростей обязывает пешеходов, а особенно детей быть более бдительными. Для ребенка улица полна неожиданностей и для того, чтобы успешно ориентироваться в условиях дороги, необходим высокий уровень концентрации воли   и внимательности, способность координировать свое внимание на основном и не отвлекаться на второстепенные детали дорожного движения. Причиной дорожно – транспортных происшествий часто являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ Правил Дорожного Движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Ребенок 3х лет не может осознать опасности. Ничто так не влечет малыша, как автомобиль – будь то игрушечный или настоящий. Дети считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять игру.

Объясняется это тем, что они не умеют управлять своим поведением. Они  не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой.

Избежать такого опасного поведения можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка. Обучая безопасному поведению на дороге, необходимо внушать, что проезжая часть предназначена исключительно для транспортных средств, а не для игр. Еще до того, как они пойдут в школу, дети должны ориентироваться в транспортной среде, прогнозировать разные ситуации, правильно определять место, где можно переходить дорогу, а перед переходом быть достаточно терпеливым и всегда оглядываться по сторонам, прежде чем сойти с тротуара.

В связи с этим многому можно научить ребенка  в процессе повседневного общения с ним в быту, на прогулках, в играх. Наиболее активной формой обучающего   воздействия являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные занятия и игры.

При их проведении воспитатель имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные сведения, формировать умения и некоторые важные качества. Организованный характер занятий, выделение для них особого времени в режиме дня дают воспитателю возможность заранее продумать содержание, подобрать игры, воздействовать на всех детей.

Помощь взрослых в овладении детьми основами безопасного поведения на дороге базируется на знании стадий, которые ребенок обычно проходит в своем развитии. Конечно, не все проходят их в одно время. Поэтому даже опытным взрослым надо всегда помнить, что можно ожидать от детей того или иного возраста. Это приобретает особое значение в ходе планирования занятий по основам Правил дорожного движения и отбора учебного материала к каждому занятию.

Традиционной формой работы детского сада с родителями является проведение Дней открытых дверей, когда родители имеют возможность непосредственно, своими глазами увидеть и оценить проводимую с детьми работу, получить ответы на интересующие вопросы, посетить открытые занятия по обучению детей ПДД; принять участие в заседании круглого стола, пополнить и систематизировать свои знания, получить консультацию по вопросам семейного воспитания детей.

Для достижения желаемых результатов необходимо обучать дошкольников ПДД не только в учебное время, но и во всех видах детской деятельности (творческих играх, изобразительной деятельности, на интегрированных занятиях, прогулках, утренней гимнастике).

В детском саду успешно применяются такие нетрадиционные формы работы с родителями, как проведение совместных занятий, тренингов, праздников, развлечений, экскурсий по городу в Автогородок; привлечение родителей к изготовлению пособий, атрибутов, развивающих игр по ПДД, к подготовке к городским и республиканским конкурсам по профилактике ДДТТ.

Основные задачи обучения детей ПДД – знакомить с правилами этического и безопасного поведения на дороге и в транспорте; научить различать и понимать, что означают некоторые дорожные знаки, обсуждать различные опасные ситуации, научить их необходимым мерам предосторожности.

Таким образом, в детском саду накоплен значительный опыт работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, который, мы надеемся, поможет и в дальнейшем исключить случаи ДДТТ  среди наших воспитанников.

                       

       

           

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ В ДЕТСКОМ САДУ

Под формой обучения принято понимать специально организованную деятельность обучающего (воспитателя) и детей, протекающую по установленному порядку в определенном режиме.

К основным формам организации учебно-воспитательного процесса в детском саду относятся: игра, занятие, экскурсия.

Все перечисленные формы различаются по количественному составу детей, характеру взаимодействия между воспитателем и детьми (степенью активности и самостоятельности), способам (методам и приемам) деятельности, месту проведения. Организационные формы обучения разделяются на фронтальные, групповые и индивидуальные.

В дошкольном учреждении дети находятся под наблюдением воспитателей на протяжении целого дня. В этих условиях появляется возможность целенаправленного, непринужденного педагогического воздействия на ребенка в довольно длительный промежуток времени. Планомерная смена игровой деятельности детей в период пребывания в детском саду позволяет организовывать процесс их подготовки по безопасному поведению на улицах и дорогах в зависимости от места их проведения. В ходе бесед, чтения литературы, организации игр  повышаются возможности усвоения всеми детьми ПДД, что способствует закреплению материала, который был сообщен воспитателем ранее.

Характерной особенностью форм дошкольного воспитания и обучения детей является то, что в их организации и проведении преобладает игра.

Обучение есть двусторонний процесс. С одной стороны, он предполагает деятельность обучающего, который учит, передает детям те или иные знания и умения; с другой стороны – деятельность ребенка, в процессе которой он овладевает новым содержанием. Детская деятельность бывает различной: в зависимости от обстоятельств, применяемых педагогических воздействий и возраста ребенка она может приобретать характер практических манипуляций  с предметами,  игры специальной учебной деятельности. Во всех случаях имеет место обучение в широком смысле слова, хотя оно и протекает различным образом в условиях разных видов детской деятельности.

                           

АВТОГОРОДОК В НАШЕМ ГОРОДЕ

Детский автогородок Нижнекамска был создан в 1986 г. С июня 1994 года он является экспериментальной базой министерства образования и Управления ГАИ республики Татарстан. На территории автогородка, занимающего площадь 2,5 га, имеются следующие архитектурные сооружения: железнодорожный переезд, мост, автовокзал, гараж для хранения детских транспортных средств, пост ГАИ, игровое пространство, имитирующее часть города с тротуарами, магистральными дорогами, перекрестками нескольких типов, оснащенными светофорами и дорожными знаками, учебный корпус.

Техническая база автогородка представлена 30 детскими велосипедами, 200 подростковыми велосипедами, 16 спортивными велосипедами, детскими педальными лошадками, 2 тренажерами, 1 экзаменатором, 3 игровыми автоматами.

Учебная база для проведения занятий по изучению ПДД (в учебном корпусе) имеет: тренажеры, экзаменаторы, игровые автоматы, 6 компьютеров, 6 телевизоров, 15 магнитофонов, 8 диапроекторов, методические пособия, дидактические и настольные игры.

Детский городок Нижнекамска стал центром работы педагогических коллективов 30 общеобразовательных школ города и района и 78 детских садов по изучению детьми правил дорожного движения

На базе детского автогородка создан и функционирует методический центр по обучению детей ПДД в котором работают энергичные, инициативные педагоги.

Опыт педагогов методического центра автогородка широко освещался в прессе и на телевидении. Помимо непосредственного обучения детей на базе автогородка, в школах и детских садах педагоги методического центра ведут интересную работу с преподавателями ПДД города: проводят открытые занятия в школах и дошкольных учреждениях, переводят методическую литературу (с русского на татарский) и разрабатывают методические рекомендации в помощь руководителям кружков, помогают в оформлении методических кабинетов, автоплощадок школ и учебных заведений, проводят семинары для преподавателей, выступают на родительских собраниях

Нижнекамский автогородок стал своеобразным центром организации воспитательной работы с детьми. В нем создан и активно функционирует штаб ЮИДД, агитбригада учащихся, выступающая в школах и дошкольных учреждениях, работают детские кружки, проводятся игры, викторины городские конкурсы по безопасности дорожного движения.

                                                                                                       

   

КТО ЕСТЬ КТО НА ДОРОГЕ

Когда выходишь на улицу из дома, мимо нас проходят много людей. Одни из них торопятся на работу, другие спешат по разным делам, третьи идут в магазин, а некоторые просто гуляют. Но все эти люди – мужчины и женщины, подростки и взрослые, мальчики и девочки – выйдя на улицу становятся  пешеходами.

Пешеход – это человек, который идет по дороге пешком, а не едет в каком-либо транспортном средстве.

Люди, которые входят в салон автобуса, трамвая или троллейбуса, спускаются по эскалатору и заходят в вагон метро, садятся в электричку или маршрутное такси, становятся пассажирами.

Пассажир – это человек, едущий в любом транспортном средстве, за исключением водителя.

Люди, которые управляют каким-либо транспортным средством, заставляя его двигаться, те, кто находится за рулем автомобиля или автобуса, троллейбуса или маршрутного такси, велосипеда или мотоцикла, являются – водителями.

Водитель – это человек, который управляет транспортным средством.

Все они – и пешеходы, и пассажиры, и водители – должны соблюдать определенные правила движения. Только в этом случае они могут сохранить здоровье, и даже жизнь. И главное правило, которое нужно запомнить:

Дорога требует серьезного и ответственного отношения от всех участников дорожного движения – и от водителей, и от пешеходов

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Было время, когда по улицам и дорогам ездили лишь всадники верхом на лошадях, колесницы и конные повозки. Их можно считать первыми транспортными средствами. Ездили они, не соблюдая никаких правил, и поэтому нередко сталкивались друг с другом. Ведь улицы городов в те времена обычно были узкими, а дороги извилистыми и ухабистыми. Стало ясно, что нужно упорядочить движение по улицам и дорогам, то есть изобрести правила, которые сделали бы движение по ним удобным и безопасным.

Эти правила помогали регулировать движение по улицам городов. Некоторые из этих правил дошли и до наших дней. Например, уже в те времена  на многих улицах было разрешено одностороннее движение.

В России дорожное движение регулировалось царскими указами. Так в указе императрицы Анны Иоанновны от 1730 года говорилось: «Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей в упряжи, со всяким опасением и осторожностью, смирно. А тех, кто не будет соблюдать сих правил – бить кнутом и ссылать на каторгу». А в указе Екатерины 2 сказано: «На улицах  ямщикам ни в коем разе не кричать, не свистеть, не звенеть и не

В конце 18 века появились первые «самодвижущиеся повозки» - автомобили. Ездили они очень медленно и вызывали у многих критику и насмешки. Например, в Англии ввели правило, по которому впереди каждого автомобиля должен идти человек с красным флагом или фонарем и предупреждать встречные кареты и всадников. А скорость движения не должна была превышать 3 километра в час; кроме того, водителям запрещалось подавать предупредительные сигналы. Вот такие были правила: не свисти, не дыши и ползи как черапаха.

Но, несмотря ни на что, автомобилей становилось все больше и больше. И в 1893 году во Франции появились первые правила для автомобилистов. Сначала в разных странах были разные правила. Но это было очень неудобно.

Поэтому в 1909 году на Международной конференции в Париже была принята Конвенция по автомобильному движению, которая установила единые правила для всех стран. Эта Конвенция ввела первые дорожные знаки, установила обязанности водителей и пешеходов.

  Современным правилам дорожного движения почти 100 лет!

                   

                       

                   ИСТОРИЯ СВЕТОФОРА

А знаете ли вы, когда появился светофор?

Оказывается, регулировать движение с помощью механического прибора начали уже 140 лет назад, в Лондоне. Первый светофор стоял  в центре города на столбе  высотой 6 метров. Управлял им специально приставленный человек. С помощью системы ремней он поднимал и опускал стрелку прибора. Потом стрелку заменил фонарь, работавший на светильном газе. В фонаре были зеленые и красные стёкла, а жёлтые ещё не придумали.

Первый электрический светофор появился в США, в городе Кливленде, в 1914 году. Он тоже имел лишь два сигнала – красный и зеленый – и управлялся вручную. Жёлтый сигнал заменял предупреждающий свисток полицейского. Но уже через 4 года в Нью-Йорке появились трёхцветные  электрические светофоры с автоматическим управлением.

Интересно, что в первых светофорах зелёный сигнал находился наверху, но потом решили, что лучше поместить сверху красный сигнал. И теперь во всех странах мира сигналы светофора располагаются по единому правилу: вверху – красный, посередине – жёлтый, внизу – зелёный.

У нас в стране первый светофор появился в 1929 году в Москве. Он был похож на круглые часы с тремя секторами – красным, жёлтым и зеленым. А регулировщик вручную поворачивал стрелку, устанавливая её на нужный цвет.

Потом в Москве и Ленинграде (Санкт- Петербург) появились электрические светофоры с тремя секциями современного типа. А в 1937 году в Ленинграде появился первый пешеходный светофор.

           

                             

     

КАК УСТРОЕН СВЕТОФОР

Было время, когда перейти через улицу большого города было совсем непросто. Люди подолгу стояли на тротуаре и ждали, когда же закончится нескончаемый поток конных экипажей.

Что уж говорить про наши дни, когда поток машин несётся в несколько рядов! Как пешеходам перейти улицу? А ведь ещё есть машины, которые двигаются в поперечном направлении и им тоже необходимо освободить дорогу. На помощь участникам дорожного движения – и пешеходам, и водителям – приходит светофор. В переводе с греческого языка светофор – «носитель света». Он регулирует движение с помощью световых сигналов. В большинстве светофоров используют сигналы трех цветов: красного, жёлтого и зелёного. Почему были выбраны именно эти цвета?

Красный – цвет опасности. Он хорошо виден и днём и ночью, и в дождь и в туман. Не случайно пожарные машины всех стран выкрашены в красный цвет. Они предупреждают других участников движения об опасности и требуют уступить им дорогу. Вот и красный сигнал светофора запрещает движение. Он словно говорит: «Стой! Путь закрыт!»

Зеленый – резко отличается от красного, их невозможно перепутать. Поэтому зелёный сигнал светофора, в отличие от красного, не запрещает, а разрешает движение. Он как будто говорит: «Путь открыт! Смело вперед!»

Жёлтый – призывает водителей и пешеходов быть внимательными, словно говоря им: «Внимание! Скоро движение будет либо разрешено, либо запрещено!»

Вот и устанавливаются в городах светофоры с тремя секциями, в которых зажигается то красный, то жёлтый, то зелёный сигнал. Они так и называются – трехсекционные. Иногда на светофорах, кроме трех основных секций, устанавливают дополнительные зелёные стрелки. Они указывают направление, в котором разрешено движение. Наряду с трёхсекционными светофорами, есть ещё специальные светофоры для пешеходов. В них используются только два световых сигнала – красный и зеленый. На них изображены человечки – пешеходы. Красный человечек – стоит, а зелёный – идёт. Любому пешеходу сразу понятно: если светится красный пешеход – идти через дорогу нельзя, надо стоять. А вот если светится зелёный пешеход – можно переходить улицу.

                        Если красный свет горит –

                        Значит, путь тебе закрыт!

                        Если жёлтый свет горит –

                        «Приготовься!» - говорит.

                        А зелёный свет горит –

                        Путь вперёд тебе открыт!                       

         

                       ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ

Представьте себе, что с дорог исчезли все дорожные знаки. Даже страшно подумать, что в этом случае произойдёт! Пешеходы не будут знать: где можно переходить дорогу, а где нельзя; где находятся остановки общественного транспорта и пешеходные переходы.

Водители не смогут определить: есть ли впереди опасный поворот ли неровная дорога; где на дороге могут появиться дети, а где запрещено движение машин, с какой скоростью можно ездить по дороге, и где дорога пересекается с железнодорожными путями.

На дорогах возник бы тогда полный хаос. Авария за аварией, а пешеходам было бы опасно переходить дорогу.

Для обеспечения безопасности движения и существуют дорожные знаки. Их много, они имеют разные цвета и форму. Сделано это для того, чтобы все, кто участвует в дорожном движении – и пешеходы, и водители – могли лучше понимать язык знаков.

Все дорожные знаки помогают организовывать дорожное движение. Их принято делить на восемь групп:

1. Предупреждающие знаки.

2. Знаки приоритета.

3.Запрещающие знаки.        

4.Предписывающие знаки.

5.Знаки особых предписаний.

6.Информационные знаки.

7.Знаки сервиса.

8.Знаки дополнительной информации (таблички).

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История правил дорожного движения ( раздел программы: «Безопасность»; подготовительная группа)

Обобщать знания детей о правилах дорожного движения и систематизировать основные понятия по теме ПДД....

История появления правил дорожного движения.

История появления правил дорожного движения.История светофора Было время, когда по улицам и дорогам ездили лишь всадники верхом на лошадях, колесницы и конные повозки. Их можно считать первыми тр...

« Волшебные человечки». Фантастическая история как форма представления детям Правил Дорожного Движения .

Рассказ поможет педагогу или родителю дошкольника интересно преподнести важную информацию про ПДД и организацию движения на улицах города....

История появления Правил дорожного движния , тогда и сейчас.

Правила дорожного движения (сокращенно: ПДД) — свод правил, регулирующих обязанности водителей транспортных средств и пешеходов, а также технические требования, предъявляемые к тр...

История возникновения правил дорожного движения

Материал можно использовать при организации неднли безопасности в детском саду....

Познавательно -игровое занятие "История правил дорожного движения"

Тема: Познавательно -игровое занятие "История правил дорожного движения"Образовательная область: социально- коммуникативная.Форма проведения: игровая, продуктивная.Форма организации: группов...