Сказка как средство формирования у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в социуме
консультация по обж (старшая группа) на тему

Шелдякова Валентина Николаевна

Научить детей бдительности и осторожности, читая сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_kak_sredstvo_form-ya_navykov.docx31.34 КБ

Предварительный просмотр:

СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СОЦИУМЕ

Период дошкольного детства у детей характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые сочетаясь с повышенным любопытством, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Эффективным способом обучения дошкольников навыкам безопасного поведения в социуме является сказка.

Сказки – это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Это только по форме сказки иносказательны, а содержание их – жизненный опыт многих поколений. Сказки многослойны, и один из слоев – те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и обсуждая народные сказки, играя в них, ребята легко усвоят, что в «другом», большом мире необходимо соблюдать определенные правила. Не верить всем, обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз за разом повторяя эти нехитрые, но очень важные «сказочные» истины, мы научим детей и бдительности, и осторожности. Причем (что очень важно!) не запугивая и не очерняя окружающий мир. Постепенно дети смогут понять, что мир – разный, что есть в нем и добрые, и злые и от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадешь.

Сказки русского народа вобрали всю мудрость и опыт старших поколений. Раньше, когда не было книг, они служили и развлечением  и учебником жизни. Слушая сказку, узнаешь все правила безопасного поведения. И уже точно не откроешь дверь своего дома, как это сделали семеро козлят. А если будешь пить воду из открытых водоемов, то в лучшем случае «козленочком станешь», а то и в больницу угодишь с кишечной инфекцией. Именно из сказки узнаешь, что нельзя быть слишком доверчивым к чужим людям, а то попадешь в беду.

Сказки – верные помощники во многих жизненных ситуациях. В общем, сказка – ложь, но что-то в ней есть… И если мы будем не просто читать ребенку на ночь сказочную историю, а и обсуждать прочитанное, то возможно на примере сказочных героев заложить основы необходимых правил безопасности. Ну, как еще доходчивее можно объяснить детям, что нельзя открывать дверь квартиры чужим людям , даже если они кажутся хорошими и добрыми, как не на примере сказок. Только сказки заканчиваются хэппи-эндом, а вот в жизни чаще все совсем наоборот.

Почти в любой сказке, народной или авторской , есть достойные обсуждения моменты. Это и сказка «Три поросенка» и «Волк и семеро козлят», и «Красная Шапочка», «Колобок». У А.Усачева в книге «Маленькая собачка Соня»  есть поучительная, но не страшная история о Сониных экспериментах с электричеством. А чудесная сказка А. Линдгрен «Малыш и Карлсон» - это просто учебник по ОБЖ. Только и обсуждай экстремальные ситуации, в которые Малыша втягивал неугомонный Карлсон (1, с.33).

На занятиях мы с ребятами читаем и анализируем сказку. Обсуждение начинаем с ответов на вопрос: «О чем эта сказка?» Далее вспоминаем, что в сказках всегда зашифровано много важной информации. На примере героев, сказка нас хочет научить чему - то важному, и мы должны догадаться – чему именно. Важно – создать ситуацию, в которой  ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом.

Ребятам на занятиях предлагаю следующие вопросы:

1.В каких сказках герои нарушали правила личной безопасности дома?

2.Кто из героев соблюдал правила безопасности и тем самым выручил других из беды?

3.Назовите сказочные указатели движения, которые помогали героям идти к намеченной цели.

4.Кто из героев сказок не соблюдал правила личной безопасности на улице, и к чему это привело?

5.Назовите сказочные транспортные средства и придумайте правила безопасного использования их.

6.Придумай для младшего друга поучительную сказку, в которой герои расскажут о правилах безопасного поведения (2,с.45)

Примеры используемых сказок:

«Заюшкина избушка», «Семеро козлят» - эти сказки говорят  - «Не пускай в дом чужих!».

«Не разговаривай с незнакомцами и не уходи с ними!» - это правило дети усваивают при анализе сказок «Снежная королева», «Золотой ключик или приключения Буратино».

«Не принимай угощение от чужих!» - учат «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и «Кот, лиса и петух».

В сказках «Гуси лебеди», «Маша и медведь» - дети учатся видеть опасности, которые подстерегают ребенка  оставшегося без присмотра взрослых.

Много других сказок с увлекательными сюжетами , на примере героев попадающих в сложные ситуации помогут ребенку стать осторожнее.

Сказка учит, что не бывает событий только плохих. Некоторые обидчики помогают нам задуматься над тем, что у нас не получается, что мы не умеем или делаем плохо, или не с тем дружим, что за наказанием, часто скрывается забота. Так сказочный урок приходит в реальную жизнь и направляет ребенка по пути к осознанию происходящих с ним событий.

В качестве примера привожу конспект мероприятия «Сказочная безопасность».

СКАЗОЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.

Конспект мероприятия

Воспитатель: Добрый день! Уважаемые гости, предлагаем вашему вниманию несколько ситуаций по «Правилам безопасности». Что же такое, правила безопасности? (Выслушать ответы детей).

Все вы правы, это когда ведешь себя так, чтобы не случилось неприятностей или беды.

Есть правила на свете,

Должны их знать все дети.

Сейчас отправимся мы в путь

В страну сказок, где правила живут.

(Выходит Красная Шапочка, прогуливается)

Воспитатель:

На краю старинного села,

Девочка прекрасная жила.

Красной Шапочкой звала.

Раз несла она через лесок

Маслица горшок и пирожок

Вдруг на встречу серый,

С голодухи смелый!

Злой и отвратительный волк!

Волк: Вы разрешите с вами познакомится,

А может быть я тот, кого вы ищете,

А может быть, вам этот день запомнится

Как самый лучший день

Из многих тысяч дней.

Красная Шапочка: Здравствуйте! Меня зовут Красная Шапочка!

Я к милой бабушке иду

По этой тропке, на опушке,

Волк(в сторону): Ну что, я тоже помогу проведать добрую старушку.

Красная Шапочка: Ой! Что Вы!...

Волк: Да не страшись меня

Ты зорька ясная

Не бойся, как огня

Огнеопасен я! (берет Красную Шапочку за руку – уходят)

Воспитатель:

Красная Шапочка

С волком болтала

Где живет бабушка, рассказала.

Волк же голодный

Хитер был и смел,

Чуть бабушку с внучкою

Вместе не съел.

(Раздается испуганный крик из домика)

Петух: Кукареку! Кококо!

Здесь лиса недалеко!

Посмотрю в окошко я,

Что она мне принесла?

Лиса: Петя, Петя, Петушок!

Где ты, миленький дружок!

Для тебя я принесла

И гороху, и пшена

Петух: Ой, лисичка, будь добра

Заходи скорей сюда! (Петух открывает дверь, впускает лису, слышится шум, выбегает петух, лиса пытается догнать его).

Петух: Котик, братик, спаси меня!

Кот: Что за шум? Кто кричит?

Петух: Это я, твой петушок,

Выручай меня, дружок!

Кот: (прогоняет лису)

Видишь, Петя

Сколько раз

Я давал тебе наказ.

Ты не слушал, дверь открыл,

И в беду ты угодил!

Воспитатель:

Не открывай чужому дверь,

Любым словам его не верь.

Тебе он скажет «Я от мамы,

Она забыла взять панаму»

Ты незнакомца впустишь в дом,

А он к тебе придет с ружьем.

Тебя он может напугать,

И шубу мамину забрать.

Выходит ребенок: Хозяйка и Василий – усатый старый кот.

Не скоро проводили соседей до ворот.

Словечко за словечком и снова разговор.

А в доме перед печкой огонь прожег ковер.

Вбегают котята с ведрами.

1й котенок: Тилибом, тилибом!

Загорелся Кошкин дом,

Стоит дым столбом!

Кот: Пожар! Горим, горим!

Злой пожар все выше, выше

Озарил соседний дом!

2й котенок: Выпал на пол уголек

Деревянный пол зажег,

Не смотри, не жди меня, не стой!

Заливай его водой!

Кот: Везде пожар!

Горим, горим! Звоните срочно 01! (Убегают)

Воспитатель: Чтоб не ссориться с огнем, Нужно больше знать о нем.

Крепко помните друзья,

Что с огнем шутить нельзя!

(Выходит Зайчиха с плюшевым зайцем)

Зайчиха: (горько с жалостью):

Ай, ай! Мой зайчик попал под трамвай!

Мой зайчик, мой мальчик,

Попал под трамвай.

Он бежал по дорожке,

И ему перерезало ножки,

И теперь он больной и хромой,

Маленький заинька мой.

Доктор Айболит:

Не беда. Подавайте-ка его сюда!

Я пришью ему новые ножки,

И он опять побежит по дорожке.

Нужно слушаться без спора,

Указанья светофора!

Нужно правила движенья,

Выполнять без промедленья!

Это вам всем говорит,

Добрый доктор Айболит!

Воспитатель: Пусть для спешки есть причина,

Пусть торопимся опять,

Но нельзя перед машиной

На дорогу выбегать!

Слышится хрюканье и повизгивание. Появляется Хрюша, плачет.

Воспитатель: Что случилось?

Хрюша: Мы играли со Степашкой в догонялки, я побежал за ним и упал, ууу! Больно!

Воспитатель: Чем же тебе помочь?

Хрюша: Надо спросить Степашку. Он в лесу живет, и знает листочки каких растений, лечат ссадины и царапины. Степашка иди сюда!

Степашка:

Я знаю!

По дороге там и тут

Подорожники растут

Подорожник – горемыка

Весь истоптан, посмотри-ка

Низко стелется у ног

Пожалей его, дружок.

Сам страдалец он, не прочь

И чужой беде помочь.

Может верно, послужить

Если кто пораниться.

Стоит листья приложить

Ранка и затянется.

Воспитатель: Степашка! А что это там. Это твой пакет?

Степашка: Ура! Наверное, там подарки. Делим их на всех!

Воспитатель: Подожди, Степашка, это не твой пакет. И не мой тоже.

(Спросить  у гостей «Может ваш?» Нет. Что же нам делать?)

Надо позвонить в службу 02. Кто позвонит? Кто объяснит, в чем дело?

Степашка звонит: Здравствуйте! Меня зовут Степашка! Я нахожусь в детском саду №93, улица Октябрьская, дом 17 «а». Мы нашли незнакомый пакет. Приезжайте к нам. (Звук сирены. Входит полицейский. Осторожно берет пакет, прислушивается, заглядывает и достает предметы новогодней пиротехники (хлопушку, бенгальский огонь).

Полицейский: Как же они тут оказались? Хорошо, что вы не взяли чужой пакет, там могло оказаться что-нибудь опасное для здоровья и даже для жизни. Кстати! Хрюша, Степашка, а этими предметами вам можно пользоваться самостоятельно? (отвечают)

Полицейский: А какие номера служб спасения вы знаете?

Хрюша и Степашка: Если пожар – 01

Если кому-то плохо - 03.

Полицейский: Молодцы! До свиданья! Если что-нибудь еще случится, вызывайте, всегда поможем.

(Уходит, слышится сигнал сирены).

Воспитатель: Пора нам возвращаться из страны сказок:

Есть правила на свете

Должны их знать все дети

В обратный путь поторопитесь

В детском саду очутитесь. (Выходят все дети без костюмов).

  1. Ты помни правила всегда

Чтобы не случилась вдруг беда.

И неприятность не пришла,

И где – то вдруг тебя нашла,

И надо их не только знать,

А постоянно выполнять.

  1. За правилами безопасности следи –

Помни о здоровье, и жизнь свою щади.

  1. Правила пожарной безопасности

И дорожного движения

          Имеют для жизни

Большое значенье.

  1. Чтоб не волновались водители,

Не переживали родители,

Будем правила выполнять

Их будем четко соблюдать!

Если ребенок с раннего возраста начинает осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: «Чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». И хочется верить, будет более мудрым, а жизнь его – счастливой и безопасной.

Библиографический список

  1. Авдеева, Н.Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/Н.Н. Авдеева – СПб: Детство – пресс,2007.- 145с.
  2. Гнусарева, Е.Ф. Сказотерапия как средство формирования безопасного поведения у дошкольников/Е.Ф. Гнусарева//Дошкольное воспитание. – 2011. - №3. – С.4551.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в социуме

Интегрированное сюжетно - игровое театрализованное представление "Осень в гостях у сказки"...

Консультация для педагогов «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения по средствам ознакомления с ПДД».

Консультация для воспитателей Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения по средствам ознакомления с ПДД»....

"Методическая разработка по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в социуме"

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге, на улице и в транспорте. Закрепить представления детей о том, что правила, предписанные пешеходам, пассажирам и ...

Конспект НОД по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в социуме «Путешествие в страну Светофорию»

формировать понятия безопасного поведения на улице, в процессе практического применения правил дорожного движения, опираясь на имеющиеся знания детей.— расширять знания об улице (тротуары);&mda...

«Методическая разработка по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в социуме»

С первых лет жизни любознательность ребёнка, его активность в вопросах познания окружающего мира, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него.Работа по воспитанию безопасного п...

«Методическая разработка по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в социуме»

Принципы организации работы по формированию безопасного поведения – системность, интеграция, преемственность между дошкольной организацией и семьей, доступность содержания, возрастная адресованн...