Доклад "Развитие познавательно-исследовательской деятельности и формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников".
статья по обж на тему

Лядская Елена Александровна

В статье представлен опыт работы  МАДОУ ДСКВ  "Югорка" по развитию познавательно-исследовательской деятельности и формированию основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Представляя детям полную свободу проявлять их резвость, следует устранять от них всё, что может сделать её чересчур убыточной, и не оставлять у них под руками ничего хрупкого и ценного... Я не знаю, видел ли кто-нибудь, чтобы ребёнок, оставленный на свободе, убил или искалечил себя или причинил себе значительный вред, если только его не поместили неосторожно на высоком месте, не покинули одного у огня, не оставили подле него опасных орудий».

Жан-Жак Руссо

        Развитие исследовательских способностей ребёнка – одна из важнейших задач современного образования в соответствии с ФГОС и основа развития личности дошкольника. Поисково-исследовательская деятельность всегда интересна детям любого возраста, поскольку можно не только провести опыт, но и увидеть результат.

     Поисково-исследовательская деятельность позволяет детям расширять свои представления об окружающем мире, о свойствах материалов, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения.    

     Я считаю, что самая  интересная и актуальная работа с детьми на сегодняшний день - экспериментирование.

      Особое внимание уделяется созданию развивающей среды, так как правильно организованная среда способствует всестороннему развитию ребёнка.

    В нашем учреждении созданы все условия для познавательного и интеллектуального развития детей.

    Для детей в возрасте 2-3 лет материалы для познавательно-исследовательской деятельности должны быть яркими и привлекательными, которые вызывают интерес ребёнка. К таким объектам относятся наборы объёмных геометрических тел, различающихся по цвету и величине доски-вкладыши с основными формами (круг, квадрат, треугольник), крупные цветные мозаики, пирамидки, стержни для нанизывания колец, шнуровки и т.п.

     Большое поле для исследования в действии открывает оборудование для игры с песком и водой. Центры песка имеются в каждой возрастной группе.

    В группах созданы уголки для экспериментирования, которые наполнены необходимым оборудованием.

    В зависимости от возраста детей, уголки пополняются необходимыми для экспериментирования материалами.

    Все материалы находятся в доступном для детей месте.

Имеются картотеки игр-экспериментов для разных возрастных групп.

        

    Для детей старшего дошкольного возраста в детском саду создана  исследовательская  мини лаборатория, где они могут как с помощью воспитателя, так и самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты. Лаборатория постоянно пополняется всё новыми материалами для экспериментирования.

Алгоритм экспериментальной деятельности.

1.Постановка исследовательской задачи.
2. Повторение правил безопасности жизнедеятельности в  ходе осуществления    

     экспериментирования.
3. Уточнение плана исследования.
4. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
5. Анализ, обобщение и фиксирование полученных результатов  

    экспериментирования.

6. Уборка рабочих мест.

          Не следует думать, что детское экспериментирование таит в себе особую опасность; оно не более опасно, чем ставшая привычной работа с ножницами, клеем, пластилином и т.д. Но при проведении экспериментально-исследовательской деятельности не следует пренебрегать правилами безопасности.

      Обязанность следить за соблюдением безопасности целиком лежит на педагоге.

Существуют правила безопасности для воспитателя и детей.

Правила безопасности для воспитателя:

1. Перед началом деятельности повторить с дошкольниками правила безопасности для детей.

2. Колющие и режущие инструменты даются детям непосредственно перед работой и с напоминанием об их правильном использовании.

3. Столы (рабочие места для детей) подбираются по высоте в соответствии с задачами деятельности и ростом детей.

4. Не использовать в экспериментах опасные и вредные для здоровья вещества и предметы.

Правила безопасности для детей:

  1. Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другим.
  2. Нельзя ничего брать и трогать без разрешения воспитателя.
  3. Клади каждую вещь на своё место.
  4. Делай всё аккуратно (не разбрызгивай воду, не рассыпай песок и т.д) .
  5.  Делать всё нужно дружно!
  6. После эксперимента вымой руки с мылом.

   

    Для достижения успеха в познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми мы стараемся:

•  вызвать интерес дошкольников к содержанию деятельности, обеспечить достаточной мотивацией (тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора);

•  предложить доступный для возраста материал (с рациональным соотношением известного и неизвестного);

• дозировать степень активности взрослого (средний дошкольный возраст: взрослый – непосредственный участник, старший дошкольный возраст – взрослый – советчик, партнёр, ориентир в выборе деятельности);

•  создать доброжелательную обстановку и со вниманием  и уважением относиться ко всем мыслям и гипотезам детей.

 Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности, оно тесно связано со всеми видами деятельности ребёнка. 

   Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих  и других способностей.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение чётко выразить свою мысль (т.е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Всё это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

  Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы не только самим оберегать и защищать ребёнка, но и подготовить его к встрече с различными опасными ситуациями. С целью обеспечения преемственности между детским садом и семьей по вопросу воспитания основ безопасности жизнедеятельности мы привлекаем родителей воспитанников к активному участию в педагогическом процессе, через:

•  совместное детско-взрослое творчество (рисунки, поделки, оформление плакатов

на тему: «Безопасность дома», «Ситуации, опасные для жизни и здоровья»);

•  совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность:

создание познавательно-развивающей среды в группе (родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях);

•  Наряду с традиционными методами работы в нашей педагогической практике, используется очень актуальный и эффективный метод проектной деятельности.

    Включение родителей в исследовательские и практико-ориентированные проекты способствует вовлечению родителей в сферу интересов ребёнка, совместному поиску решения, достижению цели.

    Опыт  работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников показывает, что не следует пренебрегать разумными правилами безопасности, поскольку такое пренебрежение может повлечь за собой несчастные случаи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание безопасных условий и формирование основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников

Одно из важных условий  при организации образовательного процесса для меня является безопасность воспитанников. Также важной задачей образовательно-воспитательной работы считаю -  формирован...

Создание безопасных условий и формирование основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников

Одно из важных условий  при организации образовательного процесса для меня является безопасность воспитанников. Также важной задачей образовательно-воспитательной работы считаю -  формирован...

Проектная деятельность по формированию основ безопасности жизнедеятельности "Азбука безопасности"

Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений.Опас...

Формирование основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников через познавательную проектную деятельность

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире, представляет серьезную проблему Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любо...

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ НА СТАЖИРОВОЧНУЮ ПЛОЩАДКУ . Конспект образовательной деятельности по «Социально-коммуникативному-развитию» формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников

Конспект на открытое занятие по формированию основ безопасности жизнедеятельности у дошкольниковТема: «Путешествие в страну Безопасности»Цель: формирование осознанного безопасного пов...

Проект методической разработки «Познавательная проектная деятельность в формировании основ безопасности жизнедеятельности дошкольников»

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире, представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение трех задач:1. Идентификац...