Обучение дошкольников навыкам безопасного поведения на дорогах.
консультация по обж (младшая группа) на тему

Клепова Оксана Анатольевна

Клепова Оксана Анатольевна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №11 «Олененок» г. Мичуринск.

 Обучение дошкольников навыкам безопасного поведения на дорогах.

Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему современности.

 Дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.

Правила дорожного движения едины для детей и взрослых, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения, в дальнейшем — школа и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребенка люди. Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы; уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных.

Поэтому главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.

Обучение детей правилам дорожного движения в нашем дошкольном учреждения провожу и на занятиях и в свободное от занятий время, начав его в первой младшей группе. Дети этого возраста учатся различать грузовые и легковые автомобили, называть части автомобиля; у них формируются пространственные ориентировки, умения различать красный и зеленый цвета. Все обучение детей проводится в игровой форме. Так, при проведении дидактической игры «Красный — зеленый» воспитатель говорит детям: «Ты, Алеша, вместе со своим другом Мишуткой идешь в гости к бабушке. Когда я покажу зеленый кружок, вы с Мишей идите, когда я покажу красный кружок — стойте». Такая игра, но с разными игрушками, проводилась с детьми несколько раз. Дети хорошо научились различать красный и зеленый цвета. Потом им объясняю, почему при зелёном свете светофора надо идти, а при красном стоять. Какие я ставлю перед собой задачи:

  • Формировать у детей пространственную ориентировку.
  • Знакомить детей с транспортными средствами: грузовым и легковым автомобилями, общественным транспортом.
  • Обучать различать красный и зеленый цвета.

Показатели развития:

  • Дети различают, могут назвать красный и зеленый цвет.

·         Различают автобус, автомобиль и грузовую машину

Во второй младшей группе, опираясь на знания, полученные детьми в первой младшей группе, я продолжила  работу по формированию у детей пространственной ориентировки, учила их различать легковые и грузовые машины, закрепляла умение называть части автомобиля.

Дети на прогулках наблюдали за различными видами транспорта, в свободное от занятий время рассматривали иллюстрации с изображением машин, называли их.

Используя  игры с несложными правилами и сюжетом, закрепляла у ребят умение различать красный, зеленый и желтый цвета, учила ориентироваться в пространстве, знать понятия «далеко», «близко», «вверху», «внизу», «слева направо», «справа налево».

Много внимания я  уделяю индивидуальной работе с детьми: рассматриванию картинок, игрушек, изображающих автобусы, машины, светофор. В беседах с детьми выясняю, на каком транспорте они ездили, в какую дверь входили и выходили, что говорил водитель. Какие задачи ставлю во  II младшей группе:

  • Совершенствовать ориентировку в окружающем пространстве.
  • Закреплять умение различать красный, желтый, зеленый цвета.
  • Продолжать знакомить и распознавать некоторые виды транспорта.
  • Учить определять и называть из каких частей состоят машины (кабина, колеса, окна, двери).
  • Знакомить детей с понятиями: «улица», «дорога», «тротуар», «проезжая часть»; со светофором.
  • Познакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте.

Показатели развития:

  • Дети могут ориентироваться в пространстве, понимать и употреблять понятия: здесь, там, вверху, внизу, близко, далеко.
  • Во время игры ориентируются на «проезжей части»: поворачиваться направо, налево, разворачиваться, двигаться прямо и в обратном направлении, задним ходом.

·        Знают дорогу, улицу, тротуар, некоторые виды транспорт

Знания, приобретенные детьми в младших группах, расширялись и углублялись  в последующих группах нашего сада .

Конец формы

. Как я уже отмечала, деятельность по воспитанию культуры дорожного движения и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма должна носить многоплановый характер, ее нельзя ограничить рамками детского сада. Важная роль в формировании у детей правильного поведения на улице, дорогах, в транспорте принадлежит родителям, дедушкам и бабушкам, старшим детям в семье, поэтому мы тесно сотрудничаю с ними по данному вопросу. Доводим до сведения родителей учебную программу, даем рекомендации, как вести себя на улице с детьми, какие проводить наблюдения.

Для родителей организовали  консультации по темам: «Причины детского дорожно-транспортного травматизма», «Что должен знать ребенок в младшем дошкольном возрасте по ПДД», « Правила перевозки детей в автомобиле», «Правила поведения на остановках».

Часто мы видим молодых мам и пап, ведущих за руку своих детей там, где переход не обозначен. И нередко, к сожалению, это бывают «наши» родители. И  мы поняли: использование отдельных средств (беседы, практические упражнения) в отрыве от воспитательных факторов не приведет к желаемой цели. А воспитательный фактор включает тесный контакт педагогов и родителей.

В ходе повседневной работы с родителями информируем их о том, как ребенок ведет себя на прогулках, в группе, и даю им необходимые рекомендации, например:

  • прочитать стихотворение;
  • купить ребенку (или сделать с ним вместе) игрушечные автомобили, светофоры, фигурки постовых и организовать игру с различными ситуациями, в которые дети могут попасть на улице.

Сейчас, когда у многих родителей имеется видеоаппаратура, компьютерная техника, можно использовать их для обучения ребенка правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах и улицах. Усвоение материала в форме просмотра мультфильмов происходит эффективнее, чем обычная беседа.

 Мы рекомендуем родителям во время прогулок с детьми следующее:

  • понаблюдать за работой светофора, обратить внимание ребенка на связь между цветами на светофоре и движением машин и пешеходов;
  • показать знаки дорожного движения, рассказать об их назначении и порядке действий пешеходов и водителей.

Ребенок учится законам дороги, прежде всего, на примере взрослых. Пример старших должен способствовать выработке у ребенка привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Это главный фактор воспитания дисциплинированного поведения на улице.

В пропаганде правил дорожного движения широко используем наглядность: папки-передвижки, альбомы, плакаты, стенды с детскими рисунками. В течение года в папках-передвижках, помещаю материал о правилах дорожного движения, который должен быть усвоен детьми, перечень литературы для взрослых и детей о правилах поведения на улице.

И в заключении хочу сказать, что каждому педагогу, которому доверено воспитание наших детей, необходимо овладеть современными научно – педагогическими знаниями, основанными на практическом опыте и рекомендациях работников ГИБДД. Только тогда число дорожно-транспортных происшествий с участием детей значительно уменьшится.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Клепова Оксана Анатольевна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №11 «Олененок» г. Мичуринск.

 Обучение дошкольников навыкам безопасного поведения на дорогах.

Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему современности.

 Дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.

Правила дорожного движения едины для детей и взрослых, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения, в дальнейшем — школа и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребенка люди. Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы; уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных.

Поэтому главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.

Обучение детей правилам дорожного движения в нашем дошкольном учреждения провожу и на занятиях и в свободное от занятий время, начав его в первой младшей группе. Дети этого возраста учатся различать грузовые и легковые автомобили, называть части автомобиля; у них формируются пространственные ориентировки, умения различать красный и зеленый цвета. Все обучение детей проводится в игровой форме. Так, при проведении дидактической игры «Красный — зеленый» воспитатель говорит детям: «Ты, Алеша, вместе со своим другом Мишуткой идешь в гости к бабушке. Когда я покажу зеленый кружок, вы с Мишей идите, когда я покажу красный кружок — стойте». Такая игра, но с разными игрушками, проводилась с детьми несколько раз. Дети хорошо научились различать красный и зеленый цвета. Потом им объясняю, почему при зелёном свете светофора надо идти, а при красном стоять. Какие я ставлю перед собой задачи:

  • Формировать у детей пространственную ориентировку.
  • Знакомить детей с транспортными средствами: грузовым и легковым автомобилями, общественным транспортом.
  • Обучать различать красный и зеленый цвета.

Показатели развития:

  • Дети различают, могут назвать красный и зеленый цвет.
  • Различают автобус, автомобиль и грузовую машину

Во второй младшей группе, опираясь на знания, полученные детьми в первой младшей группе, я продолжила  работу по формированию у детей пространственной ориентировки, учила их различать легковые и грузовые машины, закрепляла умение называть части автомобиля.

Дети на прогулках наблюдали за различными видами транспорта, в свободное от занятий время рассматривали иллюстрации с изображением машин, называли их.

Используя  игры с несложными правилами и сюжетом, закрепляла у ребят умение различать красный, зеленый и желтый цвета, учила ориентироваться в пространстве, знать понятия «далеко», «близко», «вверху», «внизу», «слева направо», «справа налево».

Много внимания я  уделяю индивидуальной работе с детьми: рассматриванию картинок, игрушек, изображающих автобусы, машины, светофор. В беседах с детьми выясняю, на каком транспорте они ездили, в какую дверь входили и выходили, что говорил водитель. Какие задачи ставлю во  II младшей группе:

  • Совершенствовать ориентировку в окружающем пространстве.
  • Закреплять умение различать красный, желтый, зеленый цвета.
  • Продолжать знакомить и распознавать некоторые виды транспорта.
  • Учить определять и называть из каких частей состоят машины (кабина, колеса, окна, двери).
  • Знакомить детей с понятиями: «улица», «дорога», «тротуар», «проезжая часть»; со светофором.
  • Познакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте.

Показатели развития:

  • Дети могут ориентироваться в пространстве, понимать и употреблять понятия: здесь, там, вверху, внизу, близко, далеко.
  • Во время игры ориентируются на «проезжей части»: поворачиваться направо, налево, разворачиваться, двигаться прямо и в обратном направлении, задним ходом.
  • Знают дорогу, улицу, тротуар, некоторые виды транспорт

Знания, приобретенные детьми в младших группах, расширялись и углублялись  в последующих группах нашего сада .

. Как я уже отмечала, деятельность по воспитанию культуры дорожного движения и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма должна носить многоплановый характер, ее нельзя ограничить рамками детского сада. Важная роль в формировании у детей правильного поведения на улице, дорогах, в транспорте принадлежит родителям, дедушкам и бабушкам, старшим детям в семье, поэтому мы тесно сотрудничаю с ними по данному вопросу. Доводим до сведения родителей учебную программу, даем рекомендации, как вести себя на улице с детьми, какие проводить наблюдения.

Для родителей организовали  консультации по темам: «Причины детского дорожно-транспортного травматизма», «Что должен знать ребенок в младшем дошкольном возрасте по ПДД», « Правила перевозки детей в автомобиле», «Правила поведения на остановках».

Часто мы видим молодых мам и пап, ведущих за руку своих детей там, где переход не обозначен. И нередко, к сожалению, это бывают «наши» родители. И  мы поняли: использование отдельных средств (беседы, практические упражнения) в отрыве от воспитательных факторов не приведет к желаемой цели. А воспитательный фактор включает тесный контакт педагогов и родителей.

В ходе повседневной работы с родителями информируем их о том, как ребенок ведет себя на прогулках, в группе, и даю им необходимые рекомендации, например:

  • прочитать стихотворение;
  • купить ребенку (или сделать с ним вместе) игрушечные автомобили, светофоры, фигурки постовых и организовать игру с различными ситуациями, в которые дети могут попасть на улице.

Сейчас, когда у многих родителей имеется видеоаппаратура, компьютерная техника, можно использовать их для обучения ребенка правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах и улицах. Усвоение материала в форме просмотра мультфильмов происходит эффективнее, чем обычная беседа.

 Мы рекомендуем родителям во время прогулок с детьми следующее:

  • понаблюдать за работой светофора, обратить внимание ребенка на связь между цветами на светофоре и движением машин и пешеходов;
  • показать знаки дорожного движения, рассказать об их назначении и порядке действий пешеходов и водителей.

Ребенок учится законам дороги, прежде всего, на примере взрослых. Пример старших должен способствовать выработке у ребенка привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Это главный фактор воспитания дисциплинированного поведения на улице.

В пропаганде правил дорожного движения широко используем наглядность: папки-передвижки, альбомы, плакаты, стенды с детскими рисунками. В течение года в папках-передвижках, помещаю материал о правилах дорожного движения, который должен быть усвоен детьми, перечень литературы для взрослых и детей о правилах поведения на улице.

И в заключении хочу сказать, что каждому педагогу, которому доверено воспитание наших детей, необходимо овладеть современными научно – педагогическими знаниями, основанными на практическом опыте и рекомендациях работников ГИБДД. Только тогда число дорожно-транспортных происшествий с участием детей значительно уменьшится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы ДОУ по обучению дошкольников навыкам безопасного поведения на улицах и на дороге.

Представленный материал является разработкой старшего воспитателя Е.А.Нестерук  в целях организации системы работы дошкольного образовательного учреждения по профилактике детского дорожно-транспо...

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

методические приемы обучения ребенка навыкам безопасного поведения на дороге

данные рекомендации помогут родимтелям правильно научить ребенка безропасному поведению на дороге...