КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: Безопасность детей- забота общая!
консультация по обж (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Двойнишникова Екатерина Андреевна

 Консультация  для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezopasnost_detey-zabota_obshchaya.docx21.83 КБ
Файл bezopasnost_detey-zabota_obshchaya.pptx560.93 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ - ЗАБОТА ОБЩАЯ»

Воспитатель: Двойнишникова Е.А.

Социальные проблемы современности особенно сказываются на детях. Такие особенности детей дошкольного возраста, как восприимчивость, доверчивость к окружающим взрослым, открытость в общении и любознательность определяют поведение в опасной ситуации и способствуют их уязвимости. У дошкольников часто наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. В связи с этим необходим поиск педагогических условий обеспечения социальной безопасности ребёнка.

Для решения этих задач необходимо:

        • Оказывать воспитывающее и обучающее воздействие на детей на НОД и в свободной деятельности;

        • Организовывать проблемные и игровые ситуации, обеспечивающие развивающее взаимодействие детей между собой;

        • Создавать развивающую предметно-игровую среду, побуждающую использовать знакомые правила в самостоятельной и совместной деятельности взрослых с детьми.

        

    Для начала необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.

        Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Программа по безопасности жизнедеятельности включает в себя 5 разделов:

I раздел. Ребёнок в общении с другими людьми.

II раздел. Ребёнок и природа.

III раздел. Ребёнок дома.

IV раздел. Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка.

V раздел. Ребёнок на улицах города.

1. «Ребенок и другие люди», в котором дается объяснение тому, что именно может быть опасным в общении с другими людьми; что не всегда приятная внешность совпадает с добрыми намерениями и какое поведение следует выбрать в сложной ситуации.

2. «Ребенок и природа». Мы говорим о загрязнении окружающей среды, о бережном отношении к живой природе; о ядовитых растениях; о контактах с животными.

        Необходимо объяснить детям, что выполнение привычных требований взрослых (пей кипяченую воду, мой фрукты и овощи, мой руки перед едой) в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь.

        С детьми старшего дошкольного возраста организовываются опыты с микроскопом, лупой, фильтрами для наглядной демонстрации того, что содержится в воде. Это способствует формированию чувства брезгливости к «грязной» воде. С младшими детьми показываем опыт со снегом.

        Необходимо объяснять детям, что можно делать и чего нельзя делать при контактах с животными. Например, можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки.

3. «Ребенок дома» – пожароопасные предметы, острые и тяжелые предметы, балкон, открытое окно и другие бытовые опасности. А также, умение пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях. Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:

        • предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы);

        • предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей нужно научиться правильно, обращаться (иголка, ножницы, нож);

        • предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты).

        Воспитатель объясняет, что предметами первой группы могут пользоваться, только взрослые, детям нельзя.  Здесь, уместны прямые запреты. Ребенок, ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам. Прямые  запреты могут дополняться объяснениями, примерами из литературных произведений (например, Кошкин дом»  С. Маршака, «Путаница» К. Чуковского, «Жил на свете слонёнок» Г. Цыферова или более сложные произведения Б. Житкова, Л. Толстого), играми драматизациями.

4. «Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка» – изучение строения организма, закрепление навыков личной гигиены, о роли лекарств и витаминов, отношение к больному человеку, а также детские страхи, конфликты между детьми и т.д. Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. Очень важным является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни

5. «Ребенок на улице» – правила дорожного движения, правила поведения в транспорте, если ребенок потерялся, ориентирование на местности.

        Воспитатель знакомит детей с правилами поведения на улицах города: рассказывает о правилах дорожного движения; объясняет, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города: беседует с детьми о том, часто ли они бывают на улице, названия каких машин знают, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре.

        Воспитатель  рассказывает детям о том, как следует переходить дорогу, знакомит их с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор, «островок безопасности»). Детей старшего дошкольного возраста необходимо научить различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. Объясняет, что означает каждый знак, разыгрывает дорожные ситуации с помощью макета города со светофорами, автомобилями, пешеходами.

        Необходимо познакомить детей с правилами езды на велосипеде и самокате. Знакомит детей с правилами поведения в транспорте.

Используются самые различные методические приемы:

1. Целесообразно разыгрывать разные ситуации: ребёнок дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок с взрослыми и т.д.

2. Изучать литературу, посвященную безопасности детей.

        Большое значение отводится чтению художественных произведений, а именно сказкам. Сказки — это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Содержание сказок — жизненный опыт многих поколений. В сказках мы познаем — те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и «обсуждая» народные сказки, играя в них, малыш легко усвоит, какую-то новую ситуацию или проблему, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни.

        Можно использовать примеры из таких знакомых сказок и литературных произведений  (например, злая мачеха прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина. Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй. Чудище в «Аленьком цветочке» оказалось добрым заколдованным принцем).

3. Обращать внимание на иллюстрации.

        У детей образная память. Детская психика «подстраховывается», что малыш увидел, — так и будет стоять у него перед глазами.

4. Задавайте вопросы.

        Если ребенок пока говорить не умеет (или разговаривает еще плохо), он все равно вас поймет. Суть вопроса ведь даже не в том, чтобы сразу получить правильный ответ. Вопрос подчеркивает главное, заставляет задуматься. А нам как раз это и надо.

        Побуждайте малыша задавать вопросы вам (впрочем, у них это получается без проблем, тут главное — не отойти от темы). Реагируйте эмоционально. Маленькие дети способны спрашивать и отвечать жестами, звуками, действием. Они реагируют эмоционально, а то, что прожито через эмоции, глубже остается в нас.

5. Прогулка.

        Прогулка идеальное время для того, чтобы поговорить с ребенком о его безопасности. Конечно, дети, как правило, с трудом воспринимают «голые» советы о том, как надо вести себя в опасной ситуации или как избежать ее. Здесь нам помогут наблюдения на участке, особенно в летний сезон.

6. Игра — очень важный момент в жизни маленьких детей.

        Именно через игру они и познают мир, и осваиваются в нем. Например, игры с мячом «съедобное - несъедобное» или игра «Поездка в автобусе».

Можно использовать такие дидактически игры:

        • «Кто из этих людей твои родственники»,

        • «Кто лишний»,

        • «Как можно закончить предложение»,

        • «Угадай по признаку» и др.

        Если вам стало известно, что ребенок поступил правильно в затруднительных обстоятельствах, надо обязательно похвалить его. Это поможет ему быть более уверенным в дальнейшем. Если ребенок поступил неправильно, не нужно ругать его — спокойно объясните допущенную ошибку и расскажите о возможных последствиях.

        Цель «безопасного» воспитания — внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход. Каждый навык безопасного поведения отрабатывается постепенно. Проверяйте, усвоил ли ребенок сказанное вами. Выясняйте, что оказалось непонятным. Уже подчеркивалось, что соблюдение правил безопасности должно быть доведено до автоматизма. Только тогда гарантируется безопасность ребенка.

        

Средства воспитания безопасного поведения у детей

  • Говорить и проводить беседы на темы безопасности с детьми (можно не более 20–25 минут).
  • Расширять знания детей по безопасности при помощи дидактических игр и пособий, специально подобранных по теме «безопасность».
  • Проводить ежедневные «минутки  безопасности», включая их в различные занятия и другие режимные моменты.
  • Закреплять с детьми  знание ими домашнего адреса, телефона, фамилии, имени и отчества родителей.
  • Включать в занятия каламбуры, песни, стихи, загадки по данной теме.
  • Учить детей убирать за собой рабочее  место и игрушки. Порядок в своей комнате дома и в группе детского сада – не только для чистоты, но и для безопасности.
  • Физически развивать ребенка – это один из факторов, который влияет на поведение ребенка в опасной ситуации (развивать силу, ловкость и выносливость).
  • Учить ребенка отвечать на вопросы уточняющего характера («А что ты будешь делать, если ты заблудился в лесу или потерялся в магазине?».
  • Использовать произведения детской художественной литературы, в том числе и специальной, для моделирования детям правил безопасности жизнедеятельности.
  • Использовать ролевые игры – например «Юные медработники». Это направление обучает детей элементарным приёмам оказания первой медицинской помощи (позвать взрослых, приложить холод и т.п.).
  • «Юный пожарник». А это направление обучает детей правилам поведения при пожаре. Ребенок должен суметь объяснить место пожара, что горит, с кем он находится, свою фамилию и суметь назвать свой домашний адрес).
  • Выучить с детьми номера телефонов экстренных служб: «101» – пожарная служба; «102» - полиция»; «103»-скорая медицинская помощь; «112» – общая экстренная служба.

Итак, можно сделать выводы, что для проведения НОД по “Основам безопасности жизнедеятельности дошкольников”, можно использовать разнообразные методические приемы:

        • беседы,

        • эксперименты,

        • наглядность,

        • сюжеты из жизни,

        • художественные произведения,

        • игры,

        • рисование на различные темы.

        

Но нужно помнить, что главное – это личный пример родителей, воспитателей и просто взрослых людей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Безопасность детей – Забота общая Консультация для педагогов Воспитатель: 1 кв. категории Двойнишникова Е.А.

Слайд 2

«Что такое безопасность?» Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том , чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Безопасность жизнедеятельности дошкольников, её обеспечение должно осуществляться в двух направлениях: -устранение травмоопасных ситуаций -воспитание безопасного поведения.

Слайд 4

1. Целесообразно разыгрывать разные ситуации. 2. Изучать литературу, посвященную безопасности детей. 3. Обращать внимание на иллюстрации. 4. Задавайте вопросы. 5. Прогулка. 6. Игра — очень важный момент в жизни маленьких детей. Различные методические приемы:

Слайд 5

«Что нужно учитывать взрослым, обучая детей безопасности?» Вызвать у дошкольников желание соблюдать правила безопасности путём познания, а не запретов. Внушить ребёнку, что опасности можно избежать, если вести себя правильно, моделируя опасную ситуацию и обучение, как ее избежать, под контролем взрослого. В общении с детьми использовать и закреплять такие понятия, как «опасно», «безопасно», «осторожно».

Слайд 6

«Как обучить ребёнка безопасному поведению?» Уточнить и систематизировать знания детей о безопасности; Систематизировать знания дошкольников о безопасности и соблюдении правил и норм безопасности Закрепить полученные дошкольниками знания и формировать на их основе умения безопасного поведения в жизни. Создать условия для применения детьми умений и навыков безопасного поведения в соответствии с жизненной ситуацией.

Слайд 7

«Средства воспитания безопасного поведения у детей» Говорить и проводить беседы на темы безопасности с детьми (можно не более 20 – 25 минут). Расширять знания детей по безопасности при помощи дидактических игр и пособий, специально подобранных по теме «безопасность». Проводить ежедневные «минутки безопасности», включая их в различные занятия и другие режимные моменты. Закреплять с детьми знание ими домашнего адреса, телефона, фамилии, имени и отчества родителей. Включать в занятия каламбуры, песни, стихи, загадки по данной теме. Учить детей убирать за собой рабочее место и игрушки. Порядок в своей комнате дома и в группе детского сада – не только для чистоты, но и для безопасности.

Слайд 8

Физически развивать ребенка – это один из факторов, который влияет на поведение ребенка в опасной ситуации (развивать силу, ловкость и выносливость). Учить ребенка отвечать на вопросы уточняющего характера ( «А что ты будешь делать, если ты заблудился в лесу или потерялся в магазине?». Использовать произведения детской художественной литературы, в том числе и специальной, для моделирования детям правил безопасности жизнедеятельности Использовать ролевые игры – например «Юные медработники». Это направление обучает детей элементарным приёмам оказания первой медицинской помощи (позвать взрослых, приложить холод и т.п.). «Юный пожарник». А это направление обучает детей правилам поведения при пожаре. Ребенок должен суметь объяснить место пожара, что горит, с кем он находится, свою фамилию и суметь назвать свой домашний адрес). Выучить с детьми номера телефонов экстренных служб: «101» – пожарная служба; «102» - полиция»; «103»-скорая медицинская помощь; «112»- общая экстренная служба.

Слайд 9

Соблюдение правил безопасности воспитателями: Перед началом рабочего дня: Проверить групповое помещение: - Проверить в группе освещение; - Убедиться в исправности электрооборудования; - Проверить правильность расстановки детской мебели; - Проверить санитарное состояние всех помещений и проветрить их; - Проверить температуру в помещении после проветривания. Во время приёма пищи детьми : - Проверить состояние посуды; Следить за температурным режимом пищи Не раскладывать и не разливать горячую пищу в присутствии детей; - Не разрешать убирать детям посуду за собой после приема пищи; - Следить за правильным использованием столовых приборов во время еды;

Слайд 10

При проведении занятий и при использовании ТСО: - Проверить исправность технического оборудования и его подключение к электросети; - Проверить освещенность группового помещения; - Проверить соблюдение правил и норм СаНПиН (ростовые показатели, наличие индивидуального рабочего места; целостность и безопасность учебного материала и оборудования;) - Запрещается проводить проветриванием помещения во время проведения занятий; - Соблюдение временного интервала при проведении занятий; - Обязательное проведение физкультминуток и комплексов упражнений для глаз, для кистей рук и т.д. При проведении прогулок: - Проверка территории прогулочной площадки на предмет нахождения посторонних предметов; - Точное знание количества детей в группе; - Осмотр одежды для воспитанников по сезону; - Соблюдать правила безопасности выхода и входа с прогулки; - Не допускается на одной территории прогулка двух групп одновременно; - Запрещается оставлять детей во время прогулки без присмотра; - Обеспечить контроль за соблюдением личной гигиены; - Следить за организацией игр детьми.

Слайд 11

При проведении игры: - Соблюдение четкой организации игровой деятельности; - Дети должны находиться под наблюдением воспитателя; - Проводить игры в интересной для детей форме; - Следить за безопасностью и целостностью игрушек; - Следить за правилами безопасного поведения во время игр; При проведении дневного сна: - Во время сна воспитатель должен находиться с детьми; - Проводить проветривание во время сна запрещается; При окончании рабочего дня: - Проверить электричество, воду, оборудование и закрыты ли двери и окна (фрамуги); - Сдать количество детей по смене; - Подготовиться к занятиям и продумать план следующего рабочего дня; - Привести в порядок рабочее место воспитателя. - Уходя из помещения выключить свет.

Слайд 12

«Памятка для родителей». (располагается в доступном для родителей месте) Приводя ребёнка в детский сад, родитель обязан знать, что: Ребёнок должен быть эмоционально и физически здоров . Нельзя приносить с собой : жевательную резинку, мелкие и опасные предметы (пуговицы, кнопки, зажигалки), лазерные игрушки, монеты, лекарственные препараты, шнурки, жгуты и т.д. Знать и проверить перед уходом, что находится в карманах у ребёнка. Нельзя оставлять в шкафчике лекарственные препараты и витамины. Нельзя приносить продукты питания; Нельзя приносить с собой опасные и ломанные игрушки: дротики, пистолеты, ружья, кинжалы, лук со стрелами, игрушки сомнительного производителя, стеклянные, игрушку – «Челюсть» и т.д. Нельзя детям надевать украшения; Одежда и обувь должна соответствовать размеру и росту ребёнка. Нельзя давать ребенку в детский сад сотовый телефон, а также другие электронные игры и гаджеты .

Слайд 13

Спасибо за внимание! Успехов в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Безопасность детей - забота общая"

Безопасность детей - забота общая...

Консультация для родителей "Безопасность детей-забота общая"

Консультация для родителей  "Безопасность детей-забота общая"...

Родительское собрание «Обеспечение безопасности детей- забота общая. Осторожно- коронавирус!».

Цель: формирования и развития знаний о коронавирусе и мерах профилактики; познакомить с путями заражения, с симптоматикой заболевания и профилактическими мерами по недопущению распространения заболева...

Консультация для педагогов «Безопасность детей - забота общая!»

Консультация для педагогов «БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ - ЗАБОТА ОБЩАЯ!»...

Консультация для педагогов по теме «БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ - ЗАБОТА ОБЩАЯ!»

Консультация для педагогов по теме  «БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ - ЗАБОТА ОБЩАЯ!»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ - ЗАБОТА ОБЩАЯ!»

Консультация для педагогов "Безопасность детей- забота общая!"...

Консультация для родителей «Безопасность детей — наша общая забота»

laquo;Безопасность детей — наша общая забота»Консультация для родителей  Подготовил: Дусимова Екатерина Валерьевна       Самое ценное ч...