Программа по обучению дошкольников пожарной безопасности «Огонек» на 2017-2022 годы
рабочая программа по обж на тему

Полтавчук Тамара Владимировна

Программа освещает организацию работы с детьми дошкольного возраста по обучению навыкам пожарной безопасности в МБДОУ, мониторинг и эффективность усвоения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_pb_ogonyok_2017-2022_tv.doc237.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №7 «Жар-птица»

Программа

 по обучению дошкольников пожарной безопасности «Огонек»

на 2017-2022 годы

г. Нижневартовск


Программа

 по обучению дошкольников пожарной безопасности «Огонек»

на 2017-2022 годы

Разработала: Т.В. Полтавчук

Содержание программы

Актуальность темы

1 раздел. Организация работы с детьми дошкольного возраста по обучению навыкам пожарной безопасности в МБДОУ.

1.1. Сущность пожарной безопасности.

1.2. Создание развивающей предметно-пространственной среды по обучению пожарной безопасности.

1.3. План информационного обеспечения групп по обучению пожарной безопасности.

1.4. Особенности работы с детьми по пожарной безопасности в образовательном процессе.

1.4.1. Перспективный план работы с детьми дошкольного возраста по обучению навыкам пожарной безопасности МБДОУ ДС №7 «Жар-птица».

1.4.2. Формы работы с детьми.

1.5. Работа с педагогами по обучению мерам пожарной безопасности МБДОУ ДС №7 «Жар-птица».

1.6. План работы по обучению мерам пожарной безопасности педагогического коллектива МБДОУ ДС №7 «Жар-птица».

1.6.1.  План работы по обучению мерам пожарной безопасности педагогического коллектива МБДОУ ДС №7 «Жар-птица» на 2017 -2018 учебный год.

1.6.2. План работы по обучению мерам пожарной безопасности педагогического коллектива МБДОУ ДС №7 «Жар-птица». 2018 -2019 учебный год.

1.6.3. План работы по обучению мерам пожарной безопасности педагогического коллектива МБДОУ ДС №7 «Жар-птица»на 2019-2020 учебный год

 1.6.4. План работы по обучению мерам пожарной безопасности педагогического коллектива МБДОУ ДС №7 «Жар-птица»на 2020-2021 учебный год

1.6.5. План работы по обучению мерам пожарной безопасности педагогического коллектива МБДОУ ДС №7 «Жар-птица»на 2021-2022 учебный год

1.7. Работа  с родителями по формированию компетентности в вопросе пожарной безопасности

1.7.1. План работы по обучению мерам пожарной безопасности родителей МБДОУ ДС №7 «Жар-птица» на 2017-2018 учебный год

1.7.1. План работы по обучению мерам пожарной безопасности родителей МБДОУ ДС №7 «Жар-птица» на 2018-2019 учебный год

1.7.1. План работы по обучению мерам пожарной безопасности родителей МБДОУ ДС №7 «Жар-птица» на 2019-2020 учебный год

1.7.1. План работы по обучению мерам пожарной безопасности родителей МБДОУ ДС №7 «Жар-птица» на 2020-2021 учебный год.

1.7.1. План работы по обучению мерам пожарной безопасности родителей МБДОУ ДС №7 «Жар-птица» на 2021 -2022 учебный год.

2. раздел. Мониторинг навыков пожарной безопасности у детей  МБДОУ ДС №7 «Жар-птица»

3. раздел   Показатели эффективности программы

Заключение

                                                                                   

Актуальность темы

Знание и  соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека,  когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.

        Потребность обучения  детей  правилам  противопожарного режима   подтверждает статистика пожаров из-за шалости детей с огнем. Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что малышей отличает пассивно-оборонительная реакция:  от страха ребенок прячется в укромные  места,  вместо  того, чтобы  покинуть горящий дом или позвать на помощь.  Вместе с тем, детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу  по  привитию навыков острожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации пожара.

Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, чтобы уберечь детей от трагедии.

Для обеспечения безопасности жизнедеятельности всех участников образовательного процесса необходимо не только создание условий, но повышение компетентности сотрудников МБДОУ, родителей и воспитанников в вопросах пожарной безопасности. Поэтому можно считать, что противопожарная безопасность — одна из самых актуальных задач. Она обусловлена:

1. Объективной необходимостью более раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения, освоения ими соответствующих практических умений поведения при пожаре;

2. Отсутствием образовательных программ обучения детей по пожарной безопасности;

3. Отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у дошкольников;

4. Потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту; избегания пожароопасных ситуаций;

5. Недостаточной компетентностью родителей в вопросе пожарной безопасности.

6. Недостаточное внимание пожарной безопасности в ходе воспитательно-образовательного процесса, осуществляемого с детьми дошкольного возраста.

7. Отсутствие четкого распределения программного содержания в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста.

Поэтому на сегодняшний день возникла необходимость формирования у всех участников воспитательно-образовательного процесса осознанного отношения к противопожарной безопасности.

Дошкольный период является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности.

Цель данной программы:

формирование у всех участников образовательного процесса навыков безопасного поведения в быту.

Основные задачи:

  • формировать у детей сознательное и ответственное отношение к пожарной безопасности;
  • формировать у детей представления об опасных и вредных факторах, возникающих во время пожара;
  • воспитывать навыки адекватного поведения в различных пожароопасных ситуациях;
  • формировать умение применять знания в повседневной жизни, обеспечивающие безопасность в доме, детском саду.
  • повышать компетентность педагогов и родителей в вопросах формирования навыков безопасного поведения, знаний правил пожарной безопасности;
  • укреплять и расширять рамки взаимодействия детского сада и пожарной службы по обучению дошкольников и их родителей правилам пожарной безопасности.

Работа по формированию пожарной безопасности со всеми участниками образовательного процесса строится по следующим принципам:

  • «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
  • дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
  • сочетание научности и доступности материала;
  • наглядность;
  • рациональное сочетание разных видов деятельности, характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • профессиональная компетентность педагога;
  • систематичность и последовательность;
  • принцип от близкого к далекому;
  • принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов МБДОУ;
  • принцип учета региональных условий.        

Данная программа рассчитана на пять лет (2017-2022 годы)

В ней представлено содержание работы со всеми участниками образовательного процесса.

1 раздел.

Организация работы с детьми дошкольного возраста по обучению навыкам пожарной безопасности в МБДОУ ДС №7 «Жар-птица»

1.1. Сущность пожарной безопасности

Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (А.С.Вернадский, М.В.Ломоносов, И.М.Сеченов). Огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А.Адлера, Б.Паскаля, З.Фрейда. В работах отечественных психологов В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, А.Н.Леонтьева, Д.В.Эльконина освещено реальное многообразие идей и подходов к проблемам безопасности жизнедеятельности личности. Вопросы привития навыков безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной, Т.Г. Хромцовой, К.Ю.Белой

Современное дошкольное образовательное учреждение представляет собой сложную систему, компонентами которой в первую очередь являются люди, материальные средства, сложное техническое оборудование. Все, что окружает человека вовремя его работы, жизнедеятельности, требует особого внимания, поэтому должны быть предприняты определенные меры по обеспечению безопасности жизни воспитанников и охраны труда разных категорий сотрудников.

Противопожарная безопасность – одна из обязательных составляющих среды, в которой растет и воспитывается ребенок. Она включает в себя требования к устройству помещения и противопожарную грамотность – поведение, снижающее риск возникновения пожаров, и навыки, необходимые для действий в экстремальных ситуациях.

Под пожарной безопасностью объекта понимается такое его состояние, при котором с установленной вероятностью исключается возможность возникновения и развития пожара и воздействия на людей опасных факторов пожара, а также обеспечивается защита материальных ценностей

Пожаром называется процесс горения, возникший непроизвольно (или по злому умыслу), который будет развиваться, и продолжаться до тех пор, пока не выгорят все горючие вещества и материалы, либо не возникнут условия, приводящие к самопотуханию, либо не будут приняты специальные активные меры по его локализации и тушению.

Горение – химическая реакция окисления, сопровождающаяся выделением теплоты и света.

Под очагом пожара понимают место (участок) наиболее интенсивного горения. Первоначальным очагом пожара может быть небольшой участок или предмет, а по мере развития пожара может стать все помещение, охваченное огнем.

При пожаре происходит:

  • горение с выделением теплоты, света и продукта сгорания;
  • газообмен под воздействием конвенционных потоков горячих и холодных газов, обеспечивающий доставку в зону горения окислителя и отвод из нее продуктов сгорания;
  • передача теплоты из зоны горения в окружающее пространство (опасность загорания рядом стоящих объектов).

Зона горения – занимает часть пространства, в котором протекают процессы термического разложения горючих материалов в объеме диффузионного факела пламени;

Зона задымления – зона, где продукты сгорания поднимаются над зоной горения в виде тепловой струи и образуют в верхней зоне под перекрытием слой дыма.

Классификация пожаров по типу:

  • индустриальные (пожары на заводах, фабриках и хранилищах);
  • бытовые пожары (пожары в жилых домах и на объектах культурно-бытового назначения);
  • природные пожары (лесные, степные, торфяные и ландшафтные пожары).

Причины возникновения пожаров

  • неосторожное обращение с огнём;
  • несоблюдение правил эксплуатации производственного оборудования и электрических устройств;
  • самовозгорание веществ и материалов;
  • разряды статического электричества;
  • грозовые разряды;
  • поджоги;
  • неправильное пользование газовой плитой
  • солнечный луч, действующий через различные оптические системы

Можно выделить несколько основных свойств пожаров:

Высокая температура пламени, достигающая в наиболее горячей части 1200-14000С, передача тепла теплоизлучением, конвекции. Например, при пожаре в помещении с закрытой дверью около 40% тепла передаётся посредством излучения пламени на стены, 5% – через проёмы наружу и 50-55% уносится конвективными потоками также наружу через верхнюю часть окон.

Излучение пламени вызывает ожоги и болевые ощущения у людей, находящихся в зоне пожара. Минимальное расстояние от очага пожара, на котором может находиться человек, м: R=1,6H, где H – средняя высота факела пламени. Эту формулу нужно знать и в случае необходимости уметь применить. Люди в возбуждённом состоянии могут не заметить, что обожглись, или заметить это слишком поздно.

Наличие дыма резко снижает видимость внутри зданий и сооружений. Задымление создаёт угрозу для жизни людей, затрудняет спасение пострадавших.

Наличие токсичных газов в дыме (оксид углерода, оксид азота, сернистый газ, фосген) может привести к отравлению и смерти.

Температура дыма также представляет собой большую опасность для жизни людей. Этот факт часто не учитывают. Так, при температуре вдыхаемого дыма 600С (при отсутствии токсичных веществ) может наступить смерть.

Перенос огня на смежные здания и сооружения искрами, излучением, конвекцией.

Возможность взрыва оборудования, аппаратуры на промышленных предприятиях.

1.2. Создание развивающей предметно-пространственной среды

по обучению пожарной безопасности

Данные исследователи доказывают, что среда – это окружающие социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. Развивающая предметно-пространственная среда выполняет ответную функцию – она побуждает к игре, формирует воображение. Она как бы является материальной средой мысли ребенка. Таким образом, развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где, в каком окружении он растет. Следовательно, в играх происходит более глубокий, сложный процесс преобразования и условия того, что взято из жизни, т.е. из окружающей ребенка среды.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении (Л.С.Выготский, Н.Т.Гринявичене, Д.В.Менджерицкая, Н.Я.Михайленко, Н.Н.Поддъков, Е.А.Флерина, С.Л.Новоселова и др.). Развивающая предметно-пространственная среда представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Поэтому в каждой возрастной группе должен быть организован уголок безопасности, в котором размещены игровые материалы по пожарной безопасности.

При организации уголка безопасности необходимо опираться на следующие принципы:

1) насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы – должна быть оснащена средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе наглядным, игровым, оборудованием (в соответствии со спецификой Программы).

Это должно обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников;
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей;

2) трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) полифункциональность материалов предполагает:

  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды;
  • наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре;

4) вариативность среды предполагает:

  • наличие в группе различных пространств (для игры, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей;

5) доступность среды предполагает:

  • доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, где осуществляется образовательный процесс;
  • свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

6) безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования;

 7) свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры.

Для решения задач по пожарной безопасности был составлен план информационного обеспечения группы МБДОУ.

1.3. План информационного обеспечения группы по обучению пожарной безопасности  

МБДОУ ДС №7 «Жар-птица»

Содержание

Сроки

Ответственный

1

Пополнение уголка по пожарной безопасности

В течение года

Воспитатели группы

2

Подбор наглядных пособий (картинки, плакаты, литература, развивающие игры)

В течение года

Воспитатели группы

3

Пополнение методической и художественной литературой

В течение года

Воспитатели группы

4

Оформление стенда по пожарной безопасности: «Основы безопасной жизнедеятельности»

Сентябрь

Воспитатели группы

1.4. Особенности работы с детьми по пожарной безопасности

в образовательном процессе

Анализ произошедших пожаров в стране показал, что 50% происходит по причине незнания и несоблюдения правил пожарной безопасности. Поэтому важным является формирование знаний и практических умений в вопросе пожарной безопасности у воспитанников, их родителей и педагогов МБДОУ.

Вся образовательная работа строится по трем направлениям:

  1. Работа с детьми
  2. Работа с педагогами
  3. Работа с родителями (законными представителями).

Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется:

  1. В совместной деятельности взрослого и детей
  2. Самостоятельной деятельности детей.

В совместной деятельности взрослого и детей – реализуется через организацию различных видов детской деятельности: беседы-занятия (каждый четвертый четверг месяца), сюжетно-ролевые и дидактические игры, просмотр видео и презентационного материала, развлечения.

В самостоятельной деятельности – реализуется через свободную деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Воспитание у дошкольников безопасного поведения в быту должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы.

Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, презентаций и видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.

В процессе воспитания детей педагоги детского сада учитывают следующее:

  • в детском саду происходит не только знакомство с пожаром и причинами его возникновения, но и формирование у детей правильного поведения во время пожара, осуществляется воспитание у дошкольников не только навыков безопасного поведения в быту, но и овладение знаниями и навыками действий в чрезвычайных ситуациях;
  • автоматизация знаний по пожарной безопасности проводятся не только по плану, но и при наличии любой возможности (ежедневно) в процессе игр, прогулок, чтобы помочь детям полностью усвоить правила безопасного поведения;
  • использование интересных и активных форм работы с детьми, как: КВН, викторины, развлечения и досуги, выставки и конкурсы способствуют повышению интереса к пожарной безопасности;
  • использование всех доступных форм работы с детьми: рассказы, беседы, игры, мультимедийные презентации, видеофильмы, чтение художественной и познавательной литературы, прогулки, и так далее, не отдавая предпочтения какой-либо одной;
  • создание и систематическое обновление в группе уголка пожарной безопасности, состоящего из макетов с игрушечным транспортом, атрибутами, дидактическими играми, значками, эмблемами;
  • создание и систематическое обновление информационного стенда для родителей «Основы безопасной жизнедеятельности».



1.4.1. Перспективный план работы с детьми дошкольного возраста

 по обучению навыкам пожарной безопасности МБДОУ ДС №7 «Жар-птица»

Возрастной период

Группа общеразвивающей направленности детей от 2 до 3 лет

Группа общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет

Группа общеразвивающей направленности детей от 4 до 5 лет

Группа общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет

Группа общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет

Сентябрь - «Пожар в доме»

Программное содержание:

Познакомить детей с тем, что такое пожар. Вести в словарь новые слова. Воспитывать бережное отношение к собственной жизни.

Сформировать представления о пожаре, причинах его возникновения. Воспитывать бережное отношение к собственной жизни.

Сформировать представления о пожаре, причинах его возникновения. Учить правильно действовать во время пожара. Воспитывать бережное отношение к собственной жизни.

Систематизировать знания детей о пожаре и его причинах. Развивать умение правильно действовать во время пожара. Воспитывать чувство самосохранения.

Закрепить с детьми знания  видов пожаров, их причины. Учить устанавливать зависимость между поведением человека и последствиями.  Закрепить умение правильно действовать во время пожара. Воспитывать чувство самосохранения.

Виды деятельности

  • Беседа «Пожар в доме»;
  • Дидактическая игра «Причины пожаров»;
  • Чтение художественной литературы;
  • Отгадывание загадок;
  • Разбор проблемных ситуаций;
  • Продуктивная деятельность-рисование «Внимание-пожар»;
  • Просмотр электронных презентаций по пожарной безопасности «Пожар в транспорте», «Пожар в лесу», «Пожар в доме».

Октябрь - «Спички детям - не игрушка»

Познакомить с тем, что такое спички, дрова, как происходи огонь. Воспитывать интерес к окружающему.

Сформировать представления, что такое спички, их назначение. Развивать знания о роли огня в жизни людей.  Воспитывать чувство собственной безопасности.

Познакомить с особенностями применения огня людьми. Сформировать представления о правилах безопасного обращения с огнем.

Формировать у детей представление о том, что спички - это не игрушка. Учить правильно себя вести во время чрезвычайной ситуации. Воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь.

Закрепить правила обращения с огнем. Систематизировать знания о чрезвычайных ситуациях, возникающих в результате небрежных действий человека с огнем. Воспитывать умение правильно действовать при возникновении пожара.

Виды деятельности

  • Беседа «Спички детям – не игрушка»;
  • Дидактическая игра «Шалости со спичками»;
  • Чтение художественной литературы;
  • Отгадывание загадок;
  • Разбор проблемных ситуаций;
  • Продуктивная деятельность-аппликация: «Огонь-враг»;
  • Развлечение «Кошкин дом».

Ноябрь  «Осторожно: электроприборы!»

Познакомить детей с электроприборами (утюгом, чайником). Сформировать представления об их назначении. Воспитывать правильное обращение с электроприборами.

Познакомить детей с электроприборами (плитой, телевизором, микроволновой печью). Сформировать представления о их назначении и правилах пользования данными электроприборами. Воспитывать правильное обращение с электроприборами.

Сформировать представления детей о роли электроприборов в жизни человека. Познакомить с положительными и отрицательными сторонами пользования электроприборов. Воспитывать умение соблюдать правила безопасного обращения с ними.

Систематизировать представления об электроприборах и их функциях. Обобщить знания о правилах обращения с электроприборами.  Воспитывать осознанное отношение к таким предметам.

Закрепить знания детей об основных функциях, назначении и особенностях работы электроприборов. Развивать умения правильно пользоваться ими. Воспитывать интерес к окружающим предметам.

Виды деятельности

  • Беседа «Осторожно – электроприборы»;
  • Дидактическая игра «Узнай и назови»;
  • Чтение художественной литературы;
  • Отгадывание загадок;
  • Разбор проблемных ситуаций;
  • Рисование «Наши помощники»;

Декабрь «Огонь – друг или враг?»

Познакомить детей с тем, что огонь может быть другом, а может быть врагом человеку. Воспитывать интерес к окружающему.

Познакомить детей с тем, что огонь может быть другом, а может быть врагом человеку. Сформировать представления о поведении, которое обусловливает возникновение пожара. Воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь.

Развивать знания детей о том, что огонь может быть другом, а может быть врагом человеку. Развивать представления о поведении, которое обусловливает возникновение пожара. Воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь.

Систематизировать представления о функциях огня («огонь – друг; огонь – враг»). Формировать правила соблюдения пожарной безопасности в быту. Познакомить с легковоспламеняющимися предметами. Обобщить знания детей о правилах пожарной безопасности, нормах поведения во время пожара.

Закрепить знания о правилах соблюдения пожарной безопасности в быту. Систематизировать представления о легковоспламеняющихся предметах. Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, нормах поведения во время пожара.

Виды деятельности

  • Бесед: «Огонь-друг или враг?»;
  • Дидактическая игра «Составь рассказ по картинке»;
  • Чтение художественной литературы;
  • Отгадывание загадок;
  • Разбор проблемных ситуаций;
  • Рисование «Огонь-друг»;
  • Просмотр электронных презентаций по пожарной безопасности «Что мы знаем о пожаре?», «Опасные ситуации».

Январь - «Детские шалости с огнем»

Познакомить детей с тем, что действия дети могут привести к пожару. Показать, что нельзя так поступать. Воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь.

Познакомить детей с причинами возникновения пожаров, обусловленными детскими играми с огнем. Показать последствия таких ситуаций, учить делать   элементарный анализ, выводы. Воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих людей.

Продолжать знакомить детей с причинами возникновения пожаров, обусловленными детскими играми с огнем. Учить анализировать ситуации, делать выводы. Воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих людей.

Систематизировать знания о причинах возникновения пожаров, обусловленными детскими играми с огнем. Развивать умение анализировать ситуации, делать выводы. Воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих людей.

Закрепить знания детей о том, как детские шалости могут навредить здоровью. Систематизировать правила поведения в быту. Воспитывать правильное поведение.

Виды деятельности

  • Бесед: «Детские шалости с огнем»;
  • Дидактическая игра;
  • Чтение художественной литературы;
  • Отгадывание загадок;
  • Разбор проблемных ситуаций;
  • Рисование «Осторожно-беда!»;
  • Викторина по пожарной безопасности.

Февраль - «Кухня-не место для игр»

Сформировать представления о том, что на кухне нельзя трогать электроприборы, самостоятельно производить действия (наливать чай, включать плиту, чайник).

Познакомить детей с правилами поведения на кухне. Развивать знания об электроприборах, бытовой технике, ее ролью в жизни людей. Сформировать представление о правилах использования бытовой техники и электроприборов.

Развивать знания детей о правилах поведения на кухне. Закрепить знания об электроприборах, бытовой технике, ее роли в жизни людей. Закрепить представление о правилах использования бытовой техники и электроприборов.

Обобщить знания детей о соблюдении правил поведения на кухне. Систематизировать знания о ситуациях, которые могут произойти на кухне. Формировать умения ориентироваться в нестандартных ситуациях, находить пути решения. Воспитывать ответственное отношение к собственной жизни, безопасности.

Закрепить знания детей о соблюдении правил поведения на кухне. Закрепить знания о ситуациях, которые могут произойти на кухне. Развивать умения ориентироваться в нестандартных ситуациях, находить пути решения. Воспитывать ответственное отношение к собственной жизни, безопасности.

Виды деятельности

  • Беседа «Кухня-не место для игр»;
  • Дидактическая игра «Детские шалости»;
  • Чтение художественной литературы;
  • Отгадывание загадок;
  • Разбор проблемных ситуаций;
  • Конструирование «Мой дом – моя крепость».

Март - «Пожар в лесу»

Познакомить детей с причинами возникновения пожаров в лесу. Расширить словарь детей. Воспитывать ответственное отношение к собственной жизни, безопасности.

Познакомить детей с причинами возникновения пожаров в лесу. Учить устанавливать связь между поведением человека и последствиями в лесу. Познакомить с правилами поведения в лесу. Воспитывать бережное отношение к природным объектам.

Познакомить детей с причинами возникновения пожаров в лесу. Развивать умение соблюдать правила поведения в лесу. Воспитывать бережное отношение к природе.

Расшить представления детей о причинах возникновения пожаров в лесу.  Углубить знания о правилах поведения в лесу. Воспитывать бережное отношение к природе.

Закрепить знания детей о причинах возникновения пожара в лесу. Учить анализировать поведение человека в лесу, определять последствия его влияния на природу. Развивать мыслительный процессы. Воспитывать бережное отношение к природе.

Виды деятельности

  • Беседа «Пожар в лесу»;
  • Дидактическая игра;
  • Чтение художественной литературы;
  • Отгадывание загадок;
  • Разбор проблемных ситуаций;
  • Рисование «Пожар в лесу»;

Апрель - «Службы спасения»

Познакомить детей с пожарной машиной Расширить словарь детей. Воспитывать интерес к окружающему.

Познакомить детей со службами спасения. Сформировать представления о их роли в жизни людей. Воспитывать умение ориентироваться в чрезвычайной ситуации, действовать в соответствии с ней.

Развивать знания у детей о службах спасения. Познакомить с их номерами. Воспитывать умение соблюдать правила в чрезвычайной ситуации, действовать в соответствии с ней.

Расширить знания у детей о службах спасения. Продолжать знакомить с их номерами. Воспитывать умение соблюдать правила в чрезвычайной ситуации, действовать в соответствии с ней.

Закрепить знания у детей о службах спасения. Закрепить их номер. Воспитывать умение соблюдать правила в чрезвычайной ситуации, действовать в соответствии с ней.

Виды деятельности

  • Беседа «Службы спасения»;
  • Дидактическая игра;
  • Чтение художественной литературы;
  • Отгадывание загадок;
  • Разбор проблемных ситуаций;
  • Аппликация ««Службы спасения – наши друзья»;
  • Просмотр электронных презентаций «Огонь-друг и враг человека», «Отважная профессия-пожарный»;
  • Выставка детских рисунков «Не играйте с огнем!»;
  • Просмотр электронных презентаций «Опасные вещества».

Май  - «Педагогическая диагностика»

Педагогическая диагностика

Педагогическая диагностика

Педагогическая диагностика

Педагогическая диагностика

Педагогическая диагностика


1.4.2. Формы работы с детьми

Работа по формированию у детей навыков безопасного поведения в быту будет эффективнее, если будут использоваться формы работы:

  • беседа;
  • развлечения (КВН, викторины и т.д.);
  • выставка творческих работ;
  • чтение художественной литературы;
  • просмотр электронных презентаций;
  • просмотр мультфильмов по ПБ из серии «Уроки тетушки Совы», «Смешарики»;
  • дидактическая игра;
  • отгадывание загадок;
  • анализ проблемных ситуаций;

1.5. Работа по обучению мерам пожарной безопасности с участниками образовательного процесса МБДОУ ДС №7 «Жар-птица»

Известно, что для того, чтобы работа по пожарной безопасности была результативной, необходимо объединение усилий всех участников образовательного процесса. Поэтому был разработан перспективный план работы с педагогами и родителями МБДОУ. Это позволит добиться решения некоторых задач, направленных на формирование у всех участников образовательного процесса навыков безопасного поведения в быту. 


1.6. План работы по обучению мерам пожарной безопасности

педагогического коллектива МБДОУ ДС №7 «Жар-птица»

1.6.1. План работы по обучению мерам пожарной безопасности педагогического коллектива МБДОУ ДС №7 «Жар-птица» на 2017-2018 учебный год

№ п/п

Содержание

Сроки

Ответственный

1

Представление развивающих игр на пожарную тематику

ноябрь

Т.В.Полтавчук, ответственный за работу по ППБ

2

Консультация «Играя – обучаем детей»

январь

Т.В.Полтавчук, ответственный за работу по ППБ

3

Представление работы по Программе за год.

           май

Т.В.Полтавчук, ответственный за работу по ППБ

 

1.6.2. План работы по обучению мерам пожарной безопасности

педагогического коллектива МБДОУ ДС №7 «Жар-птица» на 2018-2019 учебный год

№ п/п

Содержание

Сроки

Ответственный

1

Рекомендации: «Использование наглядного материала в работе с детьми по пожарной безопасности».

      ноябрь

Т.В.Полтавчук, ответственный за работу по ППБ

2

Педагогический час: «Организация сюжетно-ролевой игры «Пожар в квартире»

январь

Т.В.Полтавчук, ответственный за работу по ППБ

3

Представление работы по Программе за год.

май

Т.В.Полтавчук, ответственный за работу по ППБ

1.6.3. План работы по обучению мерам пожарной безопасности педагогического коллектива МБДОУ ДС №7 «Жар-птица» на 2019-2020 учебный год

№ п/п

Содержание

Сроки

Ответственный

1

Организация конкурса детского рисунка на противопожарную тематику

ноябрь

Т.В.Полтавчук, ответственный за работу по ППБ

2

Буклет: «Детские авторы о пожаре»

    Апрель

Т.В.Полтавчук, ответственный за работу по ППБ

3

Представление работы по Программе за год.

Май

Т.В.Полтавчук, ответственный за работу по ППБ

1.6.4.  План работы по обучению мерам пожарной безопасности

педагогического коллектива МБДОУ ДС №7 «Жар-птица» на 2020-2021 учебный год

№ п/п

Содержание

Сроки

Ответственный

1

Презентация «Формы, методы и приемы работы с детьми по формированию навыков пожарной безопасности»»

ноябрь

Т.В.Полтавчук, ответственный за работу по ППБ

2

Представление работы по Программе за год.

Май

Т.В.Полтавчук, ответственный за работу по ППБ

1.6.5.  План работы по обучению мерам пожарной безопасности

педагогического коллектива МБДОУ ДС №7 «Жар-птица» на 2021-2022 учебный год

№ п/п

Содержание

Сроки

Ответственный

1

Педагогический час: «Работа с родителями по профилактике пожаров»

январь

Т.В.Полтавчук, ответственный за работу по ППБ

2

Представление работы по Программе за год.

Май

Т.В.Полтавчук, ответственный за работу по ППБ

1.7. Работа с родителями по формированию компетентности  

в вопросе пожарной безопасности

Большое внимание по формированию компетентности родителей в вопросе пожарной безопасности в МБДОУ должно уделяться работе с родителями. На собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды следует подчеркивать ту моральную ответственность, которая лежит на взрослых.

Следует учитывать тот факт, что в силу своих возрастных особенностей для детей дошкольного возраста играет большую роль пример родителей. Поэтому родителям необходимо строго соблюдать правила пожарной безопасности, не нарушать и своим поведением подчеркивать важность соблюдения правил в быту.

Взрослые должны, общаясь с ребенком постоянно объяснять правила поведения детей дома, во время эксплуатации электроприборов и бытовой техники.  Разбирать ситуации, когда происходит пожар, объяснять важность соблюдения правил безопасности и учить вести себя во время чрезвычайных ситуаций.

В ходе совместной деятельности воспитатель знакомит родителей с работой, которую проводят в группе, (показ открытых занятий, развлечений и досугов), рассказывает об успехах детей в освоении правил пожарной безопасности. Во всех группах оформлены папки передвижки, стенды, ширмы по данной проблеме.

Знания закрепляются в ходе досугов и встреч, в которых участвуют и родители, также устраиваются соревнования семейными командами.

Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей можно выработать знания детей о правилах пожарной безопасности, нормах поведения во время пожара.

Использование перспективного плана работы с родителями позволяет эффективнее решать поставленные задачи, добиваться цели.

1.7.1. План работы по обучению мерам пожарной безопасности

родителей МБДОУ ДС №7 «Жар-птица» на 2017-2018 учебный год

№ п/п

Содержание

Сроки

Ответственный

1

Подготовить памятки «Родителям об огне»,

«Как действовать при пожаре»,

«Когда уходишь из дома»

Октябрь

Т.В.Полтавчук, ответственный за работу по ППБ

2

Выступление на родительских собраниях «Не оставляйте детей одних»

Декабрь

Воспитатели групп

3

Консультация «Огнеопасные предметы»

Март

Т.В.Полтавчук, ответственный за работу по ППБ

1.7.2 . План работы по обучению мерам пожарной безопасности

родителей МБДОУ ДС№7 «Жар-птица» на 2018 -2019 учебный год

№ п/п

Содержание

Сроки

Ответственный

1

Подготовить памятки: «Правила пользования электроприборами», «Детские шалости»,

«Пожар на кухне».

Октябрь

                   

Т.В.Полтавчук, ответственный за работу по ППБ

2

Презентация: «Статистика о пожарах» к родительским собраниям

Декабрь

Воспитатели групп

3

Консультация «Роль личного примера в формирование навыков пожарной безопасности у детей дошкольного возраста».

Март 

Т.В.Полтавчук, ответственный за работу по ППБ

1.7.3.  План работы по обучению мерам пожарной безопасности

родителей МБДОУ ДС№7 «Жар-птица»  на 2019 -2020 учебный год

№ п/п

Содержание

Сроки

Ответственный

1

Оформление стенда по вопросам безопасности жизнедеятельности: «Чтобы в доме не было беды».

         октябрь

Т.В.Полтавчук, ответственный за работу по ППБ

2

Консультации: «Чем опасны пожары в лесу» Анкетирование.

март

Т.В.Полтавчук, ответственный за работу по ППБ

3

Досуг с детьми и родителями «Огонь – друг, огонь – враг»

май

Т.В.Полтавчук, ответственный за работу по ППБ

1.7.4.  План работы по обучению мерам пожарной безопасности

родителей МБДОУ ДС№7 «Жар-птица»  на 2020 -2021 учебный год

№ п/п

Содержание

Сроки

Ответственный

1

Оформление стендовой информации по вопросам безопасности жизнедеятельности: стенгазета: «Меры пожарной безопасности в быту», «Опросник по пожарной безопасности для взрослых и детей»

Октябрь

Т.В.Полтавчук, ответственный за работу по ППБ

2

Встреча с интересными людьми – пожарным (родителем)

           март

Т.В.Полтавчук, ответственный за работу по ППБ

 

1.7.3.  План работы по обучению мерам пожарной безопасности

родителей МБДОУ ДС№7 «Жар-птица»  на 2021 -2022 учебный год

№ п/п

Содержание

Сроки

Ответственный

1

Консультации: «Чем опасны пожары в лесу» Анкетирование.

         октябрь

Т.В.Полтавчук, ответственный за работу по ППБ

2

Спортивный праздник совместно с детьми «Человеку друг огонь, только зря его не тронь!»

март

Т.В.Полтавчук, ответственный за работу по ППБ

3

Досуг с детьми и родителями «Огонь – друг, огонь – враг»

май

Т.В.Полтавчук, ответственный за работу по ППБ

2  раздел.

Педагогическая диагностика освоения программы по обучению дошкольников пожарной безопасности «Огонек»

Основными методами диагностики сформированной компетентности дошкольников в вопросе пожарной безопасности в МБДОУ является: беседа, дидактические игры, рассматривания картинок, наблюдение, эксперимент, анализ продуктов творческой деятельности и другие.

Результаты оцениваются в бальной системе.

3 балла ставится, если ребенок понимает содержание вопроса или картинки, дает полный содержательный ответ, ссылается на ранее полученные им знания, рассуждает, приводя убедительные аргументы, устанавливает связи и зависимости, приводит пример их личного опыта. Знает, как вести себя в чрезвычайных ситуациях, дает адекватную оценку конкретной ситуации.

2 балла ставится, если ребенок понимает поставленный вопрос, содержание картинки, но частично дает на него ответ, затрудняется обосновать свой выбор, допускает ошибки в изложении своих мыслей. Понимает сущность ситуации, но не знает либо дает ошибочный ответ, касающийся правил поведения в конкретной ситуации.

1 балл ставится, если ребенок понимает вопрос, но затрудняется на него ответить, либо дает неверный ответ, ошибается в своих высказываниях, не понимает сущность ситуации и не может назвать, как необходимо действовать в чрезвычайной ситуации. Ребенок не понимает поставленный вопрос, не понимает содержание картинки, предложенной ситуации.

Результаты исследования представляются в виде трехуровневой шкалы:

Низкий уровень (от 10 до 12 баллов) – когда ребенок не справился с заданием самостоятельно, даже с небольшой помощью воспитателя.

Средний уровень (от 13 до 15 баллов) – справляется с небольшой помощью воспитателя.

Высокий уровень (от 16 до 18 баллов) – ребенок самостоятельно справляется с предложенным заданием.

Педагогическая диагностика освоения программы по обучению дошкольников пожарной безопасности «Огонек»

Фамилия имя ребенка

Причины пожара

Действия при пожаре

Правила пожарной безопасности

предметы  опасные для возгорания

Поведение  в лесу

Знание номера 112 и своего домашнего адреса

итого

Уровень

Итого:

Уровень освоения:

3. Показатели эффективности программы

Основными показателями можно считать:

  1. Сформированные у детей знания и умения, обеспечивающие безопасность в доме, МБДОУ.
  2. Сформированная компетентность педагогов в вопросе пожарной безопасности.
  3. Сформированная компетентность у родителей в вопросе пожарной безопасности.
  4. Созданная материально-техническая база группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по пожарной безопасности «Огонек » для детей старшего дошкольного возраста

Данный проект ориентирован на удовлетворение потребностей:Личности ребенка: В приобретении знаний по пожарной безопасности, навыков безопасного поведения в экстремальных ситуациях, в развитии поз...

Педагогическая диагностика освоения программы по обучению дошкольников пожарной безопасности «Огонек»

В материале представлена  диагностическая карта по освоению программы  обучению дошкольников пожарной безопасности «Огонек». Даны примерные вопросы и задания для выявлления ...

Программа по обучению дошкольников пожарной безопасности «Огонек» на 2017-2022 годы

Цель данной программы: формирование у всех участников образовательного процесса навыков безопасного поведения в быту....

ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГЕ «ЗЕЛЕНЫЙ ОГОНЕК»

    Цель программы: Создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков,...

Мониторинг на основании ООП (с учётом примерной общеобразовательной программы под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой) за 2017-2022 учебные года

Мониторинг на основании ООП  (с учётом примерной общеобразовательной программы под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой) за 2017-2022 учебные года...

Мониторинг на основании ООП (с учётом примерной общеобразовательной программы под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой) за 2017-2022 учебные года

Мониторинг на основании ООП (с учётом примерной общеобразовательной программы под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой) за 2017-2022 учебные года...