Проект «Основы безопасности и жизнедеятельности дошкольников»
методическая разработка по обж (младшая, средняя, старшая группа) по теме

Чаховская Любовь Ивановна

Проект «Основы безопасности и жизнедеятельности дошкольников»

МБДОУ  "Детский сад "Сеспель". Разработала воспитатель:Чаховская Любовь Ивановна

Чувашская Республика

Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать!

Паспорт проекта:

Описание организации: данный проект реализуется на базе МБДОУ "Детского сада "Сеспель" – отдельно стоящее здание, расположенные в селе Красноармейское Красноармейского района ЧР. Наш детский сад — это 90 малышей от 1,5 до 6 лет, и каждый со своими интересами, вопросами, капризами и радостями. Поэтому так важно, чтобы они знали правила и не подвергали свою жизнь опасности.

Полное название проекта: «Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников»

Автор проекта: Чаховская Любовь Ивановна

Продолжительность проекта: 2016-2018гг. 

Вид проекта: долгосрочный.

Тип проекта: познавательно – ориентированный

Участники проекта: педагоги, работники детского сада, воспитанники и их родители.

Возраст детей: дети старшего дошкольного возраста.

Проблема: Современная наука совершила переворот в культурно-историческом бытие людей, меняются ценностные ориентации и установки, проблема поддержания безопасной жизнедеятельности, устойчивого здоровья становится предметом научных исследований, появляются специальные практики и методики. Существуют различные подходы к данному вопросу, поэтому необходимо подобрать такие образовательные средства, которые позволят наиболее эффективно достичь максимального результата в дошкольном возрасте, так как у детей дошкольного возраста недостаточно сформированы понятия о собственной безопасности, как в социуме, так и в окружающем мире.

Актуальность проекта:

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире, и считается одной из наиболее важных проблем требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье, подвергаются насилию. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности — первостепенные задачи нашей страны. «Стратегический приоритет политики в сфере детства – это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни», — подчеркнуто Президентом РФ в послании Федеральному Собранию.

Правовой основой формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности на современном этапе являются:

  1. Конвенция о правах ребенка.
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании».
  3. «Концепция дошкольного воспитания», В.В. Давыдов, В.А. Петровский.

Принципы реализации проекта:

1. доступность:

  • учет возрастных особенностей детей
  • адаптированность материала

2. систематичность и последовательность:

  • постепенная подача материала от простого к сложному
  • частое повторение усвоенных знаний, правил и норм

3. наглядность и занимательность:

  • предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза

4. динамичность:

  • интеграция проекта в разные виды деятельности

5. дифференциация:

  • создание благоприятной среды для усвоения, предложенного к изучению материала каждым ребенком. 

Цель проекта:

Формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.

В соответствии с целью сформированы задачи:

Задачи проекта

  • изучить теоретические основы воспитания безопасного поведения детей дошкольного возраста;
  • выделить факторы, оказывающие влияние на поведение ребенка в опасной ситуации;
  • проанализировать современные программы МБДОУ с позиции воспитания безопасного поведения детей;
  • разработать перспективный план и конспекты по правилам безопасности жизнедеятельности;
  • определить педагогические условия воспитания безопасного поведения ребенка в жизни;
  • внедрить в воспитательно-образовательный процесс педагогические технологии и методики по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников;
  • создать систему воспитательной — образовательной работы по основам безопасной жизнедеятельности;
  • создать систему в работе с родителями по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников.

Задачи в работе с педагогами

  • создать условия для формирования безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста через вариативные формы обучения;
  • повысить профессиональную компетенцию педагогов в вопросах организации и воспитания детей ста
  • систематизировать и обобщить работу методической службы МДОУ по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников через вариативные формы обучения;
  • создать систему мониторинга по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников для всех участников педагогического процесса (воспитатели, родители, воспитанники).

Задачи в работе с детьми

  • формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;
  • формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
  • расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
  • закрепить у детей знания о правилах поведения на улиц, дороге, транспорте;
  • развить основы экологической культуры ребенка и становление у него ценного и бережного отношения к природе;
  • способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребёнка-дошкольника;

Задачи в рабате с родителями

  • знакомить родителей с работой МБДОУ по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
  • повышать уровень знаний родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
  • воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, за безопасность детей, их эмоциональное благополучие;
  • создать особую форму общения между родителями и воспитателями: «Доверительно деловой контакт»

Критерии эффективности проекта:

  • Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по охране и безопасности жизни детей.
  • Формирование у детей самостоятельности и ответственности в чрезвычайных ситуациях.
  • Налаживание связи семьи с сотрудниками детского сада и социумом.
  • Автоматизация у детей навыков безопасного поведения в любой ситуации.
  • Пробудить у родителей интерес к проблемам детского сада.
  • Дети, родители будут не только сами соблюдать правила безопасного поведения, но так же привлекать к тому других людей.

Прогнозируемый результат реализации проекта:

Дети:

  • осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
  • проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;
  • умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
  • знание правил безопасного поведения на улицах города.
  • умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
  • умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;
  • умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;
  • способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;
  • представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.

Родители:

  • осознанная причастность к воспитанию личности безопасного типа.

Педагоги:

  • сформированная ориентация на реализацию компетентностного подхода к развитию ценностей здорового и безопасного образа жизни. Предложенный проект – попытка показать на практике систему деятельности родителей и воспитателей ДОУ по обучению дошкольников основным правилам безопасности. Сформировать у детей необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения в различных ситуациях.

Система и последовательность работы по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников представлена тематическими блоками:

  • Мир вокруг
  • Пожарная безопасность
  • Безопасная дорога

Блок «Мир вокруг»:

  • Дается объяснение тому, что именно может быть опасным в общении с другими людьми; что не всегда приятная внешность совпадает с добрыми намерениями и какое поведение следует выбрать в сложной ситуации.
  • Если ребенок потерялся, ориентирование на местности.
  • Мы говорим о загрязнении окружающей среды, о бережном отношении к живой природе; о ядовитых растениях; о контактах с животными
  • Острые и тяжелые предметы, балкон, открытое окно и другие бытовые опасности. А также, умение пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях. Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей (предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей нужно научиться правильно, обращаться (иголка, ножницы, нож); предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты).
  • Изучение строения организма, закрепление навыков личной гигиены, о роли лекарств и витаминов, отношение к больному человеку, а также детские страхи, конфликты между детьми и т.д.

Блок «Пожарная безопасность»:

  • Представление о пожаре, об опасности огня, о порядке действия во время пожара А также, умение пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях. Пожароопасные предметы опасности. Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей (предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы);

Блок «Безопасная дорога»:

  • Правила дорожного движения, правила поведения в транспорте.

Рабочий план реализации проекта

Содержание работы Срок исполнения Ответственный

Организационная работа

Помощь воспитателям в составлении планов работы по ОБЖ Сентябрь ст. воспитатель

Оформление уголков безопасности дорожного движения и противопожарной безопасности в группах для родителей и детей Сентябрь Воспитатели

Памятки и буклеты для родителей В течение года Воспитатели

Консультация для педагогов «Формирование у дошкольников сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих» Декабрь ст. воспитатель

Методическая работа

Оформление выставки новых наглядно-дидактических и методических материалов в методическом кабинете Октябрь ст. воспитатель

Пополнение методического кабинета и групп методической, детской литературой и наглядными пособиями В течение года Заведующий, ст. воспитатель, воспитатели

Контроль организации работы с детьми по теме «Безопасность»:

  • ПДД
  • противопожарная безопасность
  • личная безопасность
  • безопасность на природе Октябрь, май Заведующий, ст. воспитатель

Подбор и систематизация игр по всем группам по теме «Безопасность» (ПДД, противопожарная безопасность, личная безопасность, безопасность на природе) В течение года ст. воспитатель, воспитатели

Работа с детьми

Участие в городском конкурсе детского творчества по пожарной безопасности «Юные таланты за безопасность»Июнь-июль ст. воспитатель, воспитатели

Участие в городском конкурсе детского рисунка «Помни правила движения, как таблицу умножения!», посвящённого профилактике нарушений правил дорожного движения, в рамках Всероссийской акции «Внимание, дети!» Сентябрь ст. воспитатель, воспитатели

Конкурс детских творческих работ на тему «Безопасность»:

  • ПДД
  • противопожарная безопасность
  • личная безопасность
  • безопасность на природе В течение года ст. воспитатель

воспитатели

Участие в конкурсе детских творческих работ «Осторожно, огонь!» Март ст. воспитатель,

воспитатели

Участие в городском конкурсе детских агитационных бригад на тему безопасности дорожного движения Апрель ст. воспитатель,

воспитатели

Целевые прогулки:

Младшая и средняя группы;

Старшая и подготовительная группы

1 раз в 2 месяца

1 раз в месяц

Воспитатели

Игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные) ежемесячно Воспитатели

Тематические вечера или досуги 1 раз в квартал Муз. рук, инстр-р по физ-ре, воспитатели

Занятия в группах:

  • ОБЖ
  • ознакомление с окружающим
  • развитие речи
  • изобразительная деятельность
  • конструирование По сетке занятий Воспитатели

Чтение художественной литературы В течение года Воспитатели

Чтение и заучивание стихотворений по тематике В течение года Воспитатели

Загадывание детям загадок на тему «Безопасность» В течение года Воспитатели

Просмотр видеофильмов, м/ф В течение года Воспитатели

Проведение учений по противопожарной безопасности 1раз в квартал ст. воспитатель,

воспитатели

Взаимодействие с родителями

Оформление родительских уголков Сентябрь ст. воспитатель,

воспитатели

Общее родительское собрание «Дорожная азбука»

(с приглашением представителя ГИБДД и просмотром видеофильма) Октябрь Заведующий,

ст. воспитатель

Участие в городском семейном конкурсе поделок «Безопасные дороги-детям» Ноябрь ст. воспитатель,

воспитатели

Участие в спортивном конкурсе «Пристегни, а то потеряешь!» Февраль ст. воспитатель,

воспитатели

Участие родителей в подготовке и проведении мероприятий по теме: «Безопасность» в МДОУ 1 раз в квартал Заведующий

Межведомственные связи

Участие представителя ГИБДД и ТУСЗН в проведении общего родительского собрания Октябрь Заведующий

Участие инспектора ГИБДД, ПЧ-11 в проведение мероприятий 1 раз в квартал Заведующий

Привлечение школьников – выпускников детского сада к изготовлению атрибутов для игр и проведению занятий по тематике В течение года ст. воспитатель

Формы организации по формированию основ безопасного поведения.

  • Познавательные занятия
  • Беседы
  • Рассказ
  • Рассказ – объяснение
  • Работа с наглядным материалом
  • Дискуссии
  • Игры (подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические)
  • Игровые ситуации — загадки
  • Моделирование ситуаций
  • Просмотр тематических фильмов
  • Просмотр мультфильмов
  • Конкурсы
  • Викторины
  • Кроссворды
  • Продуктивная деятельность (рисование, конструирование, аппликация, лепка)
  • Развлечения
  • Праздники
  • Экскурсии и т.д.

Средства обучения

  • Плакаты;
  • Иллюстрации;
  • Сюжетные картинки, отображающие различные ситуации;
  • Разрезные картинки;
  • Мозаики;
  • Настольно-печатные игры;
  • Дидактические игры;
  • Атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
  • Компьютерные презентации;
  • Карточки для индивидуальной работы;
  • Видеоуроки по ОБЖ;
  • Игрушечный транспорт различного функционального назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарные машины, скорой медицинской помощи и т. д.);
  • Транспортные средства: (самокаты, машинки на аккумуляторах, велосипеды);
  • Макеты: светофоров, деревьев, улиц, домов, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков);
  • Настольный макет, моделирующий улицы и дороги;
  • Альбомы по ОБЖ;
  • Дорожные знаки;
  • Муляжи съедобных и несъедобных грибов, плодов;
  • Аптечка;
  • Карточки с телефонами служб спасения;
  • Телефон;
  • Картотека подвижных игр по ОБЖ;
  • Подборка художественной литературы по теме;
  • Конспекты занятий, бесед, досугов, развлечений;
  • Папки-передвижки;
  • Подборка тематических консультаций и памяток для родителей.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Основы безопасности и жизнедеятельности дошкольников»

Формирование безопасности жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой для педагогического сообщества, поскольку обусло...

Проект «Основы безопасности и жизнедеятельности дошкольников»

    В жизни всякое может случитьсяНаводнение, буря, пожар,В лесу мы можем заблудитьсяИ солнечный схватить удар.Опасностей в мире много:Аварий на дорогах,Растения несъедобные...

Конспект непосредственной образовательной деятельности В рамках познавательно-ориентированного проекта «Основы безопасности и жизнедеятельности дошкольника»

Технологии исследовательской деятелльности дошкольников  для детей старшей 5-6 лет. Тема "Его величество Электричество"...

Краткосрочный проект «Основы безопасности и жизнедеятельности дошкольников»

Формировать у детей осознанное выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта...

Краткосрочный проект «Основы безопасности и жизнедеятельности дошкольников» в старшей группе"

Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. Формирование безопасности жизнедеятельности детей в условиях дошкольного...