Дидактические игры по ПДД
методическая разработка по обж (подготовительная группа) на тему

Клочкова Ольга Николаевна

Дидактические игры по ПДД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дидактические игры по ПДД29.54 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по ПДД

Составитель: Ольга Николаевна Клочкова

Задачи:

- Формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения

- применять современные формы, методы обучения и воспитания, направленные на предупреждение несчастных случаев с детьми на улицах и во дворах

- развивать интерес к правилам безопасного поведения у детей, как участников дорожного движения

- воспитывать ответственных, грамотных участников дорожного движения

«Вопросы и ответы»

Цель:  закрепить  знания  о  ПДД,  дорожных  знаках,  поведения  на  улице;

развивать мышление, память, сообразительность, речь.

Материал: фишки.

Ход  игры:  Воспитатель  делит  детей  на  две  команды,  задает  вопросы,  дети

отвечают,  за  правильный  ответ  вручается  фишка.  Побеждает  команда,

набравшая большее количество фишек.

1.  Из каких частей состоит улица? (дорога, тротуар)

2.  Где можно гулять детям? (во дворе)

3.  Как надо вести себя в автобусе? (не кричать, тихо)

4.  Где люди ждут транспорт? (на остановке)

5.  Где можно переходить дорогу? (светофор, пешеходный переход)

6.  Назови сигналы светофора? (красный, желтый, зеленый)

7.  На какой сигнал можно перейти дорогу? (на зеленый)  

8.  С кем можно переходить дорогу? (со взрослыми)

9.  Как называют человека, управляющего машиной? (водитель)

10.  Из чего состоит машина? (кузов, кабина, колеса)

11.  Где ездят машины, где ходят пешеходы? (по дороге, по тротуару)

12.  Какими бывают дорожные знаки? (запрещающие, предупреждающие,

знаки сервиса, информационные, указательные, предписывающие знаки)

13.  Как нужно обходить автобус? (подождать, когда уедет)

14.  Назовите виды транспорта? (пассажирский, воздушный, морской,

наземный, грузовой, гужевой, специальный и т. д.)

15. Какие дома на нашей улице?

16. Какое движение на нашей улице -одностороннее или двухстороннее?

17. Где должны ходить пешеходы?

18. Где должны ездить машины?

19. Что такое перекресток? Где и как нужно его переходить?

20. Что обозначает пешеходный переход?

21. Как регулируется движение на улице?

22. Какие сигналы светофора вы знаете?

23. Какие дорожные знаки есть на нашей улице? Для чего они предназначены?

24. Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают?

25. Как надо вести себя в автобусе?

26. Можно ли играть на улице?

Игра «Да, нет»

Цель: закрепить правила дорожного движения, поведения в транспорте.

Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети хором отвечают “да” или “нет”.

I вариант:

Быстрая в горе езда?- Да.

Правила знаешь движения?- Да.

Вот в светофоре горит красный свет

Можно идти через улицу?- Нет.

Ну, а зелѐный горит, вот тогда

Можно идти через улицу?- Да.

Сел в трамвай, но не взял билет.

Так поступать полагается?- Нет.

Старушка, преклонные очень года,

Ты место в трамвае уступишь ей?- Да.

Лентяю ты подсказал ответ,

Что ж, ты помог ему этим?- Нет.

Молодцы, ребята, запомним,

Что “нет”, а что “да”,

И делать, как нужно, старайтесь всегда!

II вариант:

Светофор знаком всем детям?

Знают все его на свете?

Он дежурит у дороги?

У него есть руки, ноги?

Есть фонарики – три глаза?!

Он включает все их сразу?

Вот включил он красный свет

Это значит, хода нет?

На какой идти нам надо?

Синий - может быть преградой?

А на жѐлтый мы пойдѐм?

На зелѐный - запоѐм?

Ну, наверное, тогда

На зелѐный встанем, да?

Пробежать на красный можно?

Ну, а если осторожно?

А гуськом пройти тогда,

То, конечно, можно? Да!

Верю я глазам, ушам

Светофор знаком всем вам!

И, конечно, очень рад

Я за грамотных ребят!

Игра «Законы улиц и дорог» (с макетом)

Задачи: совершенствовать знания о правилах поведения на улицах и дорогах; развивать внимание, умение решать проблемные ситуации, читать дорожные знаки, самостоятельно ориентироваться на улице; воспитывать интерес к выполнению правил дорожного движения.

Правила: участвуя в разыгрывании дорожных ситуаций, не нарушать ПДД. Задания нужно выполнять до конца.

Материалы: игровое поле, фигурки пешеходов и транспорта, дорожные знаки.

Игра имеет несколько вариантов с различным уровнем сложности.

1. Знакомство с планом города, его постройками и обитателями. Можно дать названия городу, реке, улицам и т. д.

2. Необходимо помочь жителям города выбрать безопасный маршрут идобраться до нужного места: профессору — в магазин «Оптика», чтобы купить новые очки, в киоск — за свежей газетой, на почту — отправить телеграмму, вчасовую мастерскую и т. д. Домохозяйке — за покупками в булочную, продуктовый магазин, отправить посылку, встретить внучку из школы и т. д. Человеку — доречного или железнодорожного вокзала, на футбольный матч, в гостиницу, ресторан и т. д. Школьнице — до школы, в библиотеку, цирк…

3. Можно ввести в игру дорожные знаки, светофоры, регулировщика, транспорт: «скорую помощь», пожарную машину, милицию, такси, автобус, грузовик «Продукты». Дать задание решить различные проблемные ситуации, соблюдая при этом ПДД. Например, грузовику «Продукты» загрузиться нахлебозаводе и развести свежий хлеб в детский сад, школу, ресторан, хлебный магазин.

4. Воспитатель проводит игру в виде дорожной викторины, задавая детям вопросы.

Где можно в городе кататься на роликах?

Покажите самые опасные места в городе.

Что изменится на дороге с приходом зимы?

Что такое дорожная разметка и для чего она нужна?

При этом воспитатель моделирует ситуацию — ночью сильный ураган сорвал все знаки в городе, утром на дорогах начались беспорядки — и даёт задание её исправить.

Игра «Умный  мяч»

Цель:  закрепить  знания  детей  о  правилах  дорожного  движения,  дорожных

знаках.

Материал: мяч.

Ход  игры:  Воспитатель  с  мячом  встает  в  центр  круга  и  бросает  ребенку  мяч, одновременно  задавая  вопрос.  Тот  отвечает  и  бросает  мяч  воспитателю.  Игра проводится со всеми детьми по очереди.

Воспитатель: По дороге кто идет?

Ребенок: Пешеход.

Воспитатель: Кто машину ведет?

Ребенок: Водитель.

Воспитатель: Сколько «глаз» у светофора?

Ребенок: Три глаза.

Воспитатель: Если красный «глаз» горит, то о чем он говорит?

Ребенок: Стой и жди.

Воспитатель: Если желтый «глаз» горит, то о чем он говорит?

Ребенок: Подожди.

Воспитатель: Если зеленый «глаз» горит, то о чем он говорит?

Ребенок: Можете идти.

Воспитатель: Идут наши ножки по пешеходной…

Ребенок: Дорожке.

Воспитатель: Где мы автобус ждем?

Ребенок: На остановке.

Воспитатель: Где играем в прятки?

Ребенок: На детской площадке.

Игра «Продолжи предложение»

Цель: выявить знания детей о правилах дорожного движения, умения правильно рассуждать, развитие логического мышления.

Задача детей: продолжить предложение.

Пешеходы всегда должны двигаться…….

Я никогда не нарушаю………

Светофор состоит из……..

Я знаю, что знаки бывают……..

Я помню случай, когда на дороге…….

Плохо, когда взрослые…..

Регулировщик, это человек, который…..

Пассажирам автобуса запрещается…….

Знать правила дорожного движения нужно для того, чтобы……

Проанализируйте процесс обобщения, рассуждения ребенка, умения правильно рассуждать.

«Аукцион загадок о дорожных знаках»

1.Шли из сада мы домой.
   Видим – знак на мостовой.
   Круг, внутри – велосипед,
   Ничего другого нет.
   Что это за знак?

(велосипедная дорожка)

2.  Я хочу спросить про знак,

Нарисован знак вот так:

В треугольнике ребята

Со всех ног бегут куда-то

(осторожно дети)

3. Это знак такого рода:

Он на страже пешехода.

Переходи с нами вместе

Ты дорогу в этом месте

(знак пешеходный переход)

4. В голубом иду я круге

И понятно всей округе

Если вдуматься немножко-

Пешеходная дорожка

«Аукцион загадок о транспорте»

1. Дом на улице идёт,
На работу всех везёт,
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)

2.У него два колеса
И седло на раме,
Две педали есть внизу,
Крутят их ногами…(Велосипед)

3.Пьёт бензин, как молоко,

Может бегать далеко,

Возит грузы и людей,

Ты знаком конечно с ней. (Машина)

4.Мчится огненной стрелой

Мчится вдаль машина

И зальет пожар любой

Смелая дружина (Пожарная машина)

5.Дом по улице идет,
На работу всех ведет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.   (Автобус)

«Викторина - А как поступишь ты?»

1. Если ты уронил мяч и он покатился на дорогу, как поступишь ты?

2. С кем ты переходишь дорогу (проезжую часть)?

3. Мама с тобой идёт по улице. На противоположной стороне ты видишь папу, как ты поступишь?

4. Как правильно перейти дорогу, где нет светофора, но есть «зебра» и знак «пешеходный переход»?

Игра: «Правила дорожные ребятам знать положено»

1. Кого называют пешеходом?

2. Какие цвета светофора ты знаешь?

3. Где и как нужно переходить дорогу?

4. Почему нельзя играть рядом с дорогой? Где детям можно играть?

5. Где можно кататься на велосипеде и самокате?

6. Почему нельзя выходить на проезжую часть из-за машины, куста, дерева или сугроба?

Игра: «Что ты знаешь пассажир»

1. Где нужно ожидать автобус?

2. Почему нельзя ждать транспорт, стоя на краю тротуара?

3. Кто такой пассажир?

4. Как правильно заходить и выходить из автобуса?

5. Какие правила нужно соблюдать пассажирам общественного транспорта?

Игра: «Водитель должен знать!»

1. В понятие “транспорт” входит…(машина, автобус, велосипед, пешеход, трактор).

2. В специальный транспорт входит… (скорая машина, пожарная машина, машина милиции, велосипед).
3. Общественный транспорт включает в себя…(автобус, троллейбус, трамвай, прицеп, такси).
4. У машины есть…(колеса, руль, парус, педаль, фары).).

Белая Звёздочка - «Угадай знак»

Ведущий показывает дорожные знаки: «Светофорное регулирование», «Осторожно дети», «Пешеходный переход», «Перекрёсток» «Въезд запрещен», дети объясняют, что означает каждый знак, разыгрывают дорожные ситуации.

1 По обочине дороги
Как солдатики стоят.
И мы строго выполняем,
Все что нам они велят. (Дорожные знаки)

2. Круглый знак, а в нём окошко,

Не спешите с горяча,

А подумайте немножко:

Что здесь, свалка кирпича? (Проезд запрещен)

3. Полосатая лошадка, ее зеброю зовут,
Но не та, что в зоопарке,
По ней люди все идут. (Пешеходный переход)

4. В белом треугольнике с окаемкой красной
Человечкам-маленьким очень безопасно.
Этот знак дорожный знают все на свете:
«Будьте осторожны, на дороге дети!» (Осторожно дети)

3. Днем и ночью я горю,
Всем сигналы подаю.
Есть три цвета у меня.
Как зовут меня друзья? (Светофор

УГАДАЙ ТРАНСПОРТ

Задачи:

закреплять представления детей о транспорте, умению описанию (загадке)

узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.

Правила: называть транспорт можно только после того, как прозвучит загадка о нём.

Выигрывает тот, кто больше даст правильных ответов, т. е. получивший больше

картинок с транспортом. Дети сидят полукругом.

Воспитатель:

Мы с вами беседовали о транспорте, наблюдали за его движением по

дороге, а сегодня поиграем в игру, которая называется «Угадай транспорт».

Послушайте правила игры. Я буду загадывать загадки о транспорте, а вы должны

подумать и правильно их отгадать. Кто первым правильно отгадает, о каком

транспорте идёт речь в загадке, получает картинку с его изображением. У кого в

конце игры будет больше картинок, тот и победит.

Дом —чудесный бегунок

На своей восьмёрке ног.

Бегает аллейкой

По стальным двум змейкам.

(Трамвай)

Что за чудо светлый дом?

Пассажиров много в нём.

Носит обувь из резины

И питается бензином.

(Автобус)

Что такое —отгадай:

Ни автобус, ни трамвай.

Не нуждается в бензине,

Хотя колёса на резине.

(Троллейбус)

Их видно повсюду, их видно из окон,

По улице движутся быстрым потоком.

Они перевозят различные грузы —

Кирпич и железо, зерно и арбузы.

(Грузовики)

Этот конь не ест овса,

Вместо ног —два

колеса.

Сядь верхом и мчись на нём!

Только лучше правь рулём!

(Велосипед)

Длинной шеей поверчу,

Груз тяжёлый подхвачу.

Где прикажут —положу,

Человеку я служу!

(Подъёмный кран)

К нам во двор забрался «крот»,

Роет землю у ворот.

Сотни рук он заменяет,

Без лопаты он копает.

(Экскаватор)

Вот утюг так утюг!

Ах, какой огромный!

Он прошёл —дорога вдруг

Стала гладкой, ровной!

(Каток)

Мчится огненной стрелой,

Мчится вдаль машина.

И зальёт пожар любой

Смелая дружина.

(Пожарная машина)

Полотно, а не дорожка,

Конь не конь —сороконожка.

По дорожке той ползёт,

Весь обоз один везёт.

(Поезд)

Овсом не кормят,

Кнутом не гонят,

А как пашет —Пять плугов тащит.

(Трактор)

Эта сильная машина

Едет на огромных шинах.

Сразу полгоры убрал

Семитонный...(самосвал).

Чтобы он тебя повёз,

Не попросит он овёс.

Накорми его бензином,

На копыта дай резину.

И тогда, поднявши пыль,

Побежит...(автомобиль

ИГРАЙ, ДА СМЕКАЙ

Задачи:

развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить

соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим

изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.

Правила: изображение дорожного знака закрывается только после прослушивания информации о нём. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет все изображения, прозвучавшие в загадках или стихах.

В игре участвуют 4-6 детей, перед которыми разложены таблицы с изображением

дорожных знаков и пустые карточки. Принцип игры —лото. Воспитатель читает

загадки (стихи) о дорожных знаках, дети закрывают карточками их изображения на

таблице.

Эй, водитель, осторожно!

Ехать быстро невозможно.

Знают люди все на свете —

В этом месте ходят дети.

(Знак «Дети»)

Здесь дорожные работы —

Ни проехать, ни пройти.

Это место пешеходу

Лучше просто обойти.

(Знак «Дорожные работы»)

Никогда не

подведёт

Нас подземный переход:

Дорога пешеходная

В нём всегда свободная.

(Знак «Подземный переход»)

У него два колеса и седло на раме,

Две педали есть внизу, крутят их ногами.

В красном круге он стоит,

О запрете говорит.

(Знак «Велосипедное движение за

прещено»)

Этой зебры на дороге

Я нисколько не боюсь.

Если все вокруг в порядке,

По полоскам в путь пущусь.

(Знак «Пешеходный переход».)

Красный круг, прямоугольник

Знать обязан и дошкольник.

Это очень строгий знак.

И куда б вы не спешили

С папой на автомобиле —

Не проедете никак!

(Знак «Въезд запрещён»)

Я не мыл в дороге рук,

Поел фрукты, овощи.

Заболел и вижу пункт

Медицинской помощи.

(Знак «Пункт первой медицинской помощи»)

Этот знак на переезде —

В непростом, заметим, месте.

Тут шлагбаум не стоит,

Паровоз вовсю дымит.

Скорость он набрал уже,

Так что будь настороже.

(Знак «Железнодорожный переезд без шлагбаума»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...