Программа Дорожная Азбука
рабочая программа по обж на тему

Филимонова Елена Викторовна

Программа дополнительного образования   по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dorozhnaya_azbuka.docx434.85 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Соловушка\Desktop\документы\СОЛОВЕЙ2-ЛОГО.jpg

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №61 «Соловушка»

ПРОГРАММА

 «ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»

        

г. Нижневартовск

№ п/п

Содержание

Стр.

Информационная карта  

3

 

Пояснительная записка

5

Содержание программы

12

Взаимодействие с семьей

16

Предполагаемые результаты

18

Информационно- методическое обеспечение

19

Кадровое обеспечение

20

Материально-техническое обеспечение

20

Механизмы реализации программы

20

Список литературы

24

Наименование программы

Программа дополнительного образования   по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге детей дошкольного возраста, МБДОУ ДСКВ №61 «Соловушка», «Дорожная Азбука»

Разработчики программы

Воспитатель первой квалификационной категории

Филимонова  Елена Викторовна,

Ответственный по ПДДТТ  МБДОУ ДСКВ №61 «Соловушка»

Гизатуллина Олеся Сергеевна

Целевая группа

Дети 3-7 – го жизни.

Нормативно-правовые основы разработки программы

  1. Закон «Об образовании РФ»
  2. «Конституция Российской Федерации»
  3. Федеральная программа развития образования, Концепции модернизации российского образования до 2010
  4. Программа развития образования города Нижневартовска
  5. Устав дошкольного образовательного учреждения.

Цель программы

Создать условия, оптимально обеспечивающие процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений, положительных, устойчивых привычек осознанного безопасного поведения на улицах города. 

Задачи  программы

  • Организация  развивающей предметно-пространственной среды ДОУ по данному направлению в соответствии с критериями: содержательной насышенности, полифункциональности, трансформируемости, вариативности, доступности и безопасности;
  • Повышение уровня сформированности у детей практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему НОД, игр, тренингов,

формирование качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки.

  • Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
  • Разработка комплекса мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге;
  • Повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения дошкольников правилам дорожного движения.
  • Активизация пропагандистской деятельности среди родителей (лиц их заменяющих) воспитанников ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.
  • Обеспечение консультативной помощи родителям (лицам их заменяющих)  по соблюдению правил поведения на улицах и дорогах с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей.

Приоритетное направление

Обеспечение решения задач личностного развития детей при подготовке к школе,  воспитание грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

Ожидаемый результат

Увеличение доли воспитанников имеющих  высокий уровень знаний и положительное отношение к соблюдению ПДД. 

Образовательный:

- Овладение базовыми правилами поведения на дороге;

- Анализ готовности ребенка решать дорожно-транспортные ситуации;

- Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;

- Развитие творческих способностей;

- Формирование устойчивого познавательного интереса.

Воспитательный:

- Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;

- Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.

Социальный:

- Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;

- Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.

- Проведение праздников, развлечений и конкурсов по тематике ПДД.

- Повышение компетентности педагогов по дошкольников

- Повышение компетентности родителей по дошкольников

Сроки реализации программы

4 года

                                                     

Город, в котором с тобой мы живем,  светофор

                                                     Можно по праву сравнить с букварем.

                                                    Азбука улиц, проспектов, дорог,

                                                    Город дает нам все время урок! 

                                                                                                    Я. Пишумов                                                                

Пояснительная записка

Ежегодно на дорогах нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами. светофор

На основании Федерального Закона «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: - приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении;

- приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

- соблюдение интересов граждан, общества и государства.

Но, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольников, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.

Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей - воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада и родители (лица их замещающие). Но, как правило, родители (лица их замещающие) не всегда знают правила дорожного движения или не всегда выполняют их, имеют смутное представление о проблеме детского дорожно-транспортного травматизма. Главная задача воспитателей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. В работе с родителями (лицами их замещающими) использовать активные методы подачи педагогических знаний по вопросам дорожной грамотности, выбирая демократичные формы общения и учитывая педагогическую активность родителей. Сотрудничество с родителями (лицами их замещающими) не должно носить декларативный и назидательный характер.

Задача воспитателя перевести родителей из разряда пассивных слушателей в активных участников воспитательно-образовательного процесса. Родители должны постоянно помнить об ответственности за своих несовершеннолетних детей, из-за неосторожного поведения которых, а порой и вполне сознательного нарушения Правил дорожного движения может произойти дорожно-транспортное происшествие.

Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребёнка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми. Первоочередная задача – выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребёнку по данному вопросу со стороны педагогов детского сада и родителей (лиц их замещающих). Только совместными усилиями, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром улиц и дорог.

 Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие качественного обучения дошкольников правилам дорожного движения направляет нашу работу на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса.

Предложенная программа – попытка показать на практике систему деятельности педагогов по обучению дошкольников основным правилам дорожного движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают самые серьезные трудности и опасности.

 Обучение правилам дорожного движения дает желаемый результат, если оно прочно связано со всеми направлениями воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Так во время НОД по познавательному развитию, развитию речи, формированию элементарных математических представлений, изобразительной деятельности, физической культуре, музыкально-театрализованной деятельности, а также в повседневной жизни у детей формируются необходимые знания и умения, обеспечивающие правильное поведение детей на улицах города, в общественном транспорте и т.д., культура поведения, выдержка и дисциплина.

Ознакомление с правилами дорожного движения должно происходть систематично, последовательно с усложнением программных требований от группы к группе.

Наша задача не только дать ребенку определенную систему знаний, но самое главное – сформировать прочную привычку в применении полученных знаний и выполнение  правил поведения в обыденной жизни.светофор

Программа «Дорожная Азбука» разработана для детей в возрасте от 3 до 7 лет. При написании программы мы опирались на следующие нормативные документы:

  1. Закон «Об образовании РФ»
  2. «Конституция Российской Федерации»
  3. Федеральная программа развития образования, Концепции модернизации российского образования до 2010
  4. Программа развития образования города Нижневартовска
  5. Устав дошкольного образовательного учреждения.

При разработке программы мы руководствовались тремя важнейшими правилами:

1. Все знания ребенок дошкольного возраста усваивает в игре. Поэтому роль различного вида игр приобретает решающее значение.

2. Вся работа по обучению детей ПДД должна проводиться регулярно, круглый год и в определенной развивающей системе.

3. Мы воспитываем пешехода, а не водителя, и поэтому особое внимание следует заострять на правилах для пешеходов. светофор

 «Дорожная Азбука» - это Программа дополнительной образовательной работы педагогов ДОУ с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, с привлечением родителей (законных представителей) воспитанников.

Цель Программысветофор

Создать условия, оптимально обеспечивающие процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений, положительных, устойчивых привычек осознанного безопасного поведения на улицах города. светофор

Задачи Программы

  • Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ по данному направлению в соответствии с критериями: содержательной насышенности, полифункциональности, трансформируемости, вариативности, доступности и безопасности;
  • Повышение уровня сформированности у детей практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему НОД, игр, тренингов,

формирование качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки.

  • Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
  • Разработка комплекса мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге;
  • Повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения дошкольников правилам дорожного движения.
  • Активизация пропагандистской деятельности среди родителей (лиц их заменяющих) воспитанников ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.
  • Обеспечение консультативной помощи родителям (лицам их заменяющих)  по соблюдению правил поведения на улицах и дорогах с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей.

Главная идея Программы светофор

обеспечение широкой направленности содержания образовательного процесса ДОУ на ознакомление дошкольников:

- с правилами дорожного движения,

- воспитания навыков безопасного поведения на улицах города,

- достижения должного уровня в освоении человеческой культуры.светофор

Принципы программы

  • Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, научно обоснованными и практически опробированными методиками;
  • Принцип комплексности и интегративности – согласованная и непротиворечивая реализация всех задач профилактики детского дорожно-транспортного травматизма  в системе всего воспитательно-образовательного процесса и всех видов деятельности детей.
  • Принцип дифференцированного подхода в работе с педагогами и родителями, а также при конкретизации целей и задач.
  • Принцип возрастной адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет индивидуальных способностей и разноуровневого развития.
  • Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
  • Наглядности - дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
  • Деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
  • Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в целенаправленной деятельности по обучению детей правилам дорожного движения.
  • Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи – привлечение родителей в воспитательно - образовательный процесс (ничто не убеждает лучше примера родителей)светофор

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Программа «Дорожная Азбука» предназначена  для детей 3-7 лет.

Реализуется в режимных моментах: непосредственно-образовательной деятельности и совместной деятельности педагогов с детьми, а также досугов и развлечений продолжительностью

10-15 минут для младшего и среднего дошкольного возраста

и 20-30 минут для старшего дошкольного возраста

Программа отвечает современным задачам образования, в частности – усиление внимания к повышению уровня сформированности у детей практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения, овладение базовыми правилами поведения на дороге и в транспорте;

Программа «Дорожная Азбука» построена с учетом нормативно – правовых требований российского законодательства и Декларации прав ребенка, утвержденной ЮНЕСКО.светофор

Условия программы «Дорожная Азбука»,  обеспечивающие успешность развития ребенка

  • активное взаимодействие ребенка с окружающим миром эмоционально – практическим путем: через игру, общение, обучение в непосредственно-образовательной деятельности, предметную деятельность, экскурсии; целевые прогулки;
  • создание развивающей среды в группе и ДОУ, построенной на принципе личностно – ориентированного подхода;
  • подготовленность педагогов и родителей к решению вопроса формирования знаний и соблюдения правил дорожного движения детьми;
  • тесное сотрудничество с родительской общественностью;
  • взаимодействие ДОУ с социумом.светофор

Содержание Программы        

Система и последовательность работы по формированию знаний о правилах дорожного движения и умения применять их представлена по блокам.

Блок 1. «Топ – топ, топает малыш!» (младший дошкольный возраст)

Блок 2. «По дороге в детский сад» (средний дошкольный возраст)

Блок 3. «Улицы родного города» (старший дошкольный возраст)

(Приложение 1)

Программа «Дорожная Азбука» предусматривает то, что в процессе освоения ребенком содержания этих тематических блоков осуществляется его социализация в окружающем мире, помогающая ему усвоить представления о соблюдении правил дорожного движения, формирования навыков безопасного поведения на улицах города и в транспорте.

Безусловно, настоящая схема не может передать всю полноту работы по данному вопросу. Все эти задачи присутствуют как бы внутри работы по формированию знаний ПДД и профилактике ДДТТ.

Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам: «В гостях у «Светофорчика», «Страна вежливых пешеходов и водителей», «Безопасный путь в детский сад» «Добрая дорога детства», «Школа Спасайкина» и т.д. Работа по каждой теме должна включать: непосредственно-образовательную деятельность, игры, целевые прогулки, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники и развлечения.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний:

  • об алгоритме поведения на проезжей части дороги (последовательности действий при переходе проезжей части улицы, правилах поведения при поездке на велосипеде по тротуару, действий в непосредственной близости от опасных участков дороги и т.п.);
  • умению классифицировать  дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные;
  • знание различных видов транспорта, умение их классифицировать;
  • знание культуры поведения в транспорте и умение применять полученные знания в жизненных ситуациях.

Организуя работу по ознакомлению с правилами дорожного движения, важен выбор деятельности или деятельностей в их взаимосвязи. Необходимо учитывать, что ведущими для детей являются игра, труд и общение, и именно на основе интеграции этих видов деятельности строится формирование представлений о правилах дорожного движения.

Одним из условий формирования у детей устойчивых знаний и умений безопасного поведения на улицах, дороге, и в транспорте является создание развивающей среды в группе.светофор

Компоненты развивающей среды:

Уголок дорожного движения для детей: 

  • наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации: транспорт,

светофор, дорожные знаки; сюжетные картинки с проблемными дорожными ситуациями плакаты);

  • настольно-печатные игры (разрезные картинки, пазлы, игры с правилами - «ходилки», лото, домино и т.д.);
  • настольный перекресток (маленькие дорожные знаки, различные игрушечные виды транспорта, игрушки - светофор, фигурки людей);
  • атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток, фуражка, флажки для перехода улицы, игрушки транспортные, дорожные знаки: нагрудные и переносные, модель светофора и т.д.);
  • детская художественная литература по тематике дорожного движения;
  • конструкторы (строительный, металлический);
  • пособия и игры по обучению детей ПДД;
  • безопасные маршруты « Дом – детский сад» (старший дошкольный возраст);
  • альбомы с фотографиями: «Моя улица», «Мой двор» (с рассказами детей, с отметками опасных мест, где необходимо быть внимательными – это поможет детям научиться анализировать свои действия). (Приложение 2)светофор

        Информационный стенд  для родителей - систематически выставляются материалы по обучению детей правилам поведения на улице, в общественном транспорте:

  • консультации, рекомендации,
  • листовки,
  • памятки,
  •  материалы для чтения детям: рассказы, стихи, пословицы, загадки и т.д.

        Дополнительные материалы:светофор

  • использование ИКТ (фото - фильмы, видеофильмы, презентации);
  • медиатека аудиосказок, мультфильмов, видеоигр по теме;
  • подборка рекламных роликов для детей и для родителей;
  • раздаточный материал по различным темам;

Действующие выставки рисунков и поделок по дорожно-транспортной тематике.светофор

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. светофор

Педагогические средства, позволяющие эффективно решать поставленные задачи: 

– «Городок безопасности» для дошкольников ДОУ.

– Семинары-практикумы для педагогов ДОУ и города, на базе дошкольного учреждения.

– Перспективное планирование.

– Работа по проекту «Страна «Светофория».

– Информационно-практическая, проектная деятельность работа творческой группы ДОУ.

– Разработка целевых прогулок «Умная дорога».светофор

Особенностью Программы является –

разработка и реализация в работе с детьми образовательных проектов.

Взаимодействие с семьейсветофор

Большое внимание в ДОУ необходимо уделять работе с родителями. На собраниях и в беседах, с помощью наглядной пропаганды следует подчеркивать ту моральную ответственность, которая лежит на взрослых. Безоговорочным подчинением требованиям дорожной дисциплины родители должны подавать пример детям, так как нарушать правила поведения дошкольники учатся, прежде всего, у взрослых. Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Тогда и привычка правильно ходить по улице станет у детей нормой поведения.

Организуя столь важную работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с родителями нужно продумать их участие в проводимых мероприятиях. (Приложение 3).

В Концепции дошкольного воспитания подчёркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».

Взаимодействие с родителями по профилактике детского дорожного травматизма строится по следующим направлениям:

  • выработка плана совместных действий;
  • повышение уровня компетентности взрослых в знании правил дорожного  движения,  культуры поведения на улице;
  • активизация внедрения детских удерживающих устройств в автомобилях;
  • информирование о формах и методах воспитания у ребёнка уважения к правилам дорожного движения и их выполнения;
  • активизация участия родителей в педагогическом процессе дошкольного учреждения: в организации и проведении совместных мероприятий с использованием их профессионального опыта медицинского работника, сотрудника полиции;
  • приглашение к сотрудничеству в организации предметно-развивающей среды в помещении и на улице дошкольного учреждения;
  • ознакомление с результатами мониторинга динамики дорожно-транспортного травматизма в  городе, регионе;
  • повышение роли родительской общественности в проведении профилактических мероприятий с детьми, родителями и сотрудниками детского сада;
  • совершенствование форм взаимодействия детского сада и семьи по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы соблюдения правил дорожного движения не считаются важными, и зачастую сами родители являются нарушителями (неустанавливают в транспортное средство детское автокресло, перебегают дорогу в неустановленном месте, перед близко идущим транспортом).

Первичной и постоянной средой для ребенка является семья. Поэтому тот социальный опыт, который дети получают в семье, становится основной для формирования представлений о правилах дорожного движения. Естественное усвоение ребенком социального опыта поведения на улице и выполнение правил дорожного движения происходит в процессе подражания близким, личностно значимых для малыша. Семья, являясь составляющей жизни ребенка, удовлетворяет его потребности в эмоциональной и физической защищенности детей на улице, доверии и первичной информации о том, как надо выполнять правила дорожного движения.

Никакое обучение не будет эффективным, если самые близкие люди, которые пользуются у дошкольника особым авторитетом, не соблюдают правила дорожного движения. Нарушение родителями правил приводит к тому, что дети, подражая им, вырабатывают манеру опасного для жизни и здоровья поведения на дороге, которая впоследствии может привести к непоправимой беде.

Поэтому необходимо убедить родителей в том, что они, прежде всего, отвечают за безопасность своих детей и самое простое, что они могут сделать – это быть хорошим примером для подражания. В такой работе педагогам надо опираться на родителей, как на равноправных участников образовательного процесса становления личности ребенка.

Кроме того, активное участие родителей в создании необходимых условий для профилактической работы с детьми (оформление автогородков, автоплощадок, изготовление атрибутов и пособий для НОД, игр) повышает их ответственность.

С целью выявления заинтересованности родителей в обучении детей правилам дорожного движения и формирования у них навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города педагогами МБДОУ ДСКВ №61 «Соловушка» проведено анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников, результаты которого показали следующее: 65% родителей относятся к соблюдению ПДД положительно (стараются соблюдать или всегда соблюдают) и готовы сотрудничать с педагогами ДОУ в решении данной проблемы; 34% опрошенных родителей общаются с ребенком на тему безопасности на дороге; 29% считают, что в дошкольном возрасте еще рано обучать ребенка ПДД. (Приложение 4)

После анализа опроса родителей следует приступать к планированию совместной деятельности ДОУ и семьи по данной проблемесветофор

Предполагаемые результаты Программы:

Увеличение доли воспитанников имеющих  высокий уровень знаний и положительное отношение к соблюдению ПДД.

Образовательный:

- Овладение базовыми правилами поведения на дороге;

- Анализ готовности ребенка решать дорожно-транспортные ситуации;

- Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;

- Развитие творческих способностей;

- Формирование устойчивого познавательного интереса.

Воспитательный:

- Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;

- Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.

Социальный:

- Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;

- Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.

- Проведение праздников, развлечений и конкурсов по тематике ПДД.

- Повышение компетентности педагогов по дошкольников

- Повышение компетентности родителей по дошкольниковсветофор

Информационно- методическое обеспечение:

  • Методическая база кабинета зам зав по ВМР: теоретическая и методическая литература:
  • Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство АСТ - ЛТД», 1997.
  • Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных образовательных учреждениях, Омск , 2012 г
  •  Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М.: МИПКРО, 1998.
  • Методические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного возраста по безопасности жизнедеятельности /Авт. – сост. М.Р. Максиняева, Т.Ю.Филиппова, – М., 1999.
  • Нам на улице не страшно (воспитание у детей в детском саду и семье навыков дисциплинированного пешехода). Сборник методических рекомендаций для работников детских учреждений и родителей. Под ред. Е.П. Арнаутовой. – М.: «АВИКО ПРЕСС», 2000.

      Кадровое обеспечение.светофор

  1. Заведующий
  2. Зам. Зав по ВиМР
  3. Старший воспитатель
  4. Педагогические кадры – 22
  5. Музыкальный руководитель- 2
  6. Инструктор по физической культуре- 1
  7. Учитель- логопед- 1
  8. Учитель- дефектолог- 1
  9. Специалисты по запросам - работники ГИБДД, медсестры, работники библиотеки.светофор

Материально- техническое обеспечение:

В ДОУ имеется «городок безопасности», «дорожная разметка»  на территории, музыкальный и физкультурный залы, оснащенные мультимедиа, необходимым оборудованием и атрибутами.светофор

Механизм реализации программы.

Формирование у детей устойчивых знаний и умений безопасного поведения на улицах, дороге, и в транспорте - длительный, непрерывный процесс, который предусматривает корректировку разработанных мероприятий на последующих этапах работы в зависимости от достигнутых результатов.

Исполнители обеспечивают реализацию программы по 3 блокам:светофор

1.Информационно- аналитический блок.

Задачи: Анализ уровня подготовленности педагогов, привлечение внимания родителей к проблеме сотрудничества по ПДДТТ (профилактике детского дорожно-транспортного травматизма).

•        Анализ годового плана ДОУ и его корректировка в соответствии с поставленными задачами

•        Анкетирование педагогов (приложение № 5)

•        Анкетирование родителей (приложение № 4)

•        Анализ состояния воспитательно- образовательной работы

•        Анализ уровня знаний дошкольников по данной теме

Анализ анкет и результаты проверок выявили следующие проблемы:

- нет достаточной системы в работе по обучению дошкольников ПДД;

- работа с родителями по ПДДТТ сводится лишь к наглядной информации;

- воспитатели не имеют достаточных знаний для проведения целенаправленной работы, слабо ориентируются в программно- методическом обеспечении.светофор

2. Практический блок.

 Задачи: Изучение воспитателями методических источников и педагогической периодики, составление и обсуждение перспективного плана по обученю дошкольников ПДД, формирование у родителей активной позиции по вопросам ПДДТТ.

•        Организация работы по разработке перспективного планирования, разработке и реализации образовательных проектов, вовлечению родителей к проведению совместных мероприятий.светофор

3.Контрольно - оценочный блок

Задачи: анализ полученных результатов (мониторинг)

•        Анализ эффективности мероприятий

•        Контроль за проведением мероприятий

•        Анализ полученных результатов

•        Внесение коррективов в программу на основе полученных результатов

Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации.светофор

•        Организацию и координацию деятельности по реализации программы осуществляет заведующий ДОУ, зам. Зав. по ВиМР, старший воспитатель, ответственный по ПДДТТ ДОУ, согласно плану работы;

•        Контроль за проведением плановых мероприятий;

•        Отчет о реализации программы на педсовете;

•        Корректировка содержания планов;светофор

Мониторинг усвоения содержания программы «Дорожная Азбука»

С целью отслеживания результативности программы и выявления уровня сформированности знаний и представлений детей о ПДД (виды транспорта и их назначение, сигналы светофора, правила для пешехода, виды знаков и их названия, правила поведения в общественном транспорте, места для игр детей и т.д.), нами разработан диагностический инструментарий, состоящий из ряда вопросов для бесед с детьми по всем разделам данной Программы и оценочных критериев. (Приложение 6)светофор

Результаты реализации Программы «Дорожная Азбука»

На констатирующем этапе реализации программы «Дорожная Азбука» необходимо провести диагностику уровня знаний детей старшего дошкольного возраста, для чего нами разработан диагностический инструментарий -  опросник для детей (Приложение 7).

Дети дошкольного возраста именно принимают и усваивают предъявленные к ним требования, а готовность в полной мере отвечать за свои поступки придёт позже.

Сравнительные результаты диагностики уровня  сформированности знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице  позволили сделать вывод о том, что данный уровень повысился на 33%, это в свою очередь говорит о положительной динамике развития общечеловеческих норм безопасного поведения, достижении высокого уровня культуры на дороге детей старшего дошкольного возраста на основе реализации программы «Дорожная Азбука».

Таким образом, анализ результатов апробированной Программы «Дорожная Азбука» позволяет нам утверждать, что эффективность воспитания безопасного поведения дошкольников соотносится со степенью разработанности организационных форм взаимодействия всех участников образовательного процесса (педагогов, воспитанников и их родителей (лиц их замещающих, социума), а также - обеспечение широкой направленности содержания образовательного процесса ДОУ на ознакомление детей с правилами дорожного движения,  воспитания у детей навыков безопасного поведения на улицах города  и  достижения должного уровня в освоении человеческой культуры.

Список литературы:

  1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002. - 144 с.
  2. Баряева Л.Б. Азбука дорожного движения: программа и методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения. – М.: Дрофа, 2007. – 75 с.
  3. Бабина Р.П. Занимательная дорожная азбука. – М.: ТЦ Сфера, 1997. – 95 с.
  4. Волков С.Ю. Про правила дорожного движения. Стихи для самых маленьких. – М.: Омега, 2006. – 64 с.  
  5. Грезина О.Ю., Пятаева С.А. Работа с детьми в ДОУ по обучению их ПДД. – Волгоград: Перемена, 1998. – 72 с.
  6. Дети и дорога. Дошкольник на улице: методический комплект/Под ред. В.А. Полякова. – М.: АПН СССР, 1991. – 25 с.
  7. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2004. – 80 с.
  8. Извекова Н.А., Медведева А.Ф., Полякова Л.Б., Малюшкина А.Б. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.
  9. Ижевский П.В. Обучение правилам дорожного движения: 1- 4 кл.: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2007. - 31 с.
  10.  Калашникова О.В. Путешествие в страну дорожных знаков и сказок  - Волгоград: Учитель, 2006. - 70 с.
  11.  Коган М.С. Правила дорожные знать каждому положено! – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 120 с.
  12.  Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 4-5 лет. – М.: Просвещение, 2005. – 94 с.
  13.  Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. – М.: Просвещение, 2005. – 94 с.
  14.  Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 6-7 лет. – М.: Просвещение, 2007. – 122 с.
  15.  Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошк. возраста: кн. для воспитателей дет. сада/К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская  и др. – М.: Просвещение, 2006. – 94 с.
  16.  Майорова Ф.С. Изучаем дорожную азбуку. М.: Третий Рим, 2005. – 64 с.
  17.  Маркин Н.И., Денисов М.Н. Безопасность на дорогах: Учеб. – метод. комплект. – М.: Просвещение. 2006. – 72 с.
  18.  Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М.: Просвещение, 2003. – 92 с.
  19.  Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения. Подготовительная группа. Занимательные материалы. – Изд. 2-е, переработанное. - Волгоград: ИТД «Корифей» – 96 с.
  20.  Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста./Под ред. Е.Л. Романовой, А.Б. Малюшкина. М.: Просвещение, 2005. – 122 с.
  21.  Старцева О.Ю. Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. – М.: ТЦ Сфера, 2008. - 64с.
  22. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 80


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Дорожная азбука для дошколят"

В образовательной программе «Дорожная азбука для дошколят» выстроена эффективная система взаимодействия и преемственности в работе с родителями и другими специалис...

Программа "Дорожная азбука"

Программа по обучению детей основам безопасности дорожного движения...

Программа "Дорожная азбука"

Программа «Дорожная азбука» в сфере профилактики детского дорожно-транспортного травматизма «Дорога без опасности» среди образовательных организаций Ханты – Мансийск...

Парциальная программа "Дорожная азбука"

Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транс...

Программа "Дорожная азбука"

Программа по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге  «Дорожная азбука»...

Программа "Дорожная азбука для дошколят"

Презентация программы "Дорожная азбука для дошколят"...

Дополнительная программа "Дорожная азбука"

Программа «Дорожная азбука»,  разработана в силу особой актуальности проблемы  - обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города....