Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Путешествие в прошлое светофора».
методическая разработка по обж (подготовительная группа)

Горячева Анжела Вячеславовна

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы (6 – 7 лет) по теме «Путешествие в прошлое светофора».

 Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы, целью этого занятия является формирование у детей основных навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_proshloe_svetofora.docx36.9 КБ

Предварительный просмотр:

    Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Путешествие в прошлое светофора». 

Описание материала. Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы (6 – 7 лет) по теме «Путешествие в прошлое светофора». 

 Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы, целью этого занятия является формирование у детей основных навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города.

Направление. Познавательное.

Возраст: дети 6-7 лет, подготовительная группа.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Программное содержание. Познакомить детей с историей светофора, с процессом преобразования этого устройства человеком. Формировать у детей основные навыки безопасного поведения на улицах и дорогах города. Развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира, активизировать познавательную деятельность.

 Цель занятия. Уточнить представление о работе светофора.  Продолжать знакомить  с правилами дорожного движения, учить применять их в различных ситуациях. Развивать зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Воспитывать чувство ответственности, способствовать созданию положительного эмоционального настроения.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках и сигналах светофора.

Развивающие: развивать у детей азы дорожной грамоты, умение пользоваться речью для выражения своих мыслей, желаний, чувств, создать условия для развития внимания, мышления.

Воспитательные: воспитание грамотного пешехода и культуры поведения на улице, формировать желание соблюдать правила дорожного движения.

Методические приёмы:

*игровой (использование сюрпризного момента);

*наглядный (использование мультимедийной установки, дидактических игр);

*словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);

*поощрение (анализ занятия).

Наглядные средства обучения (демонстрационный материал): макет улицы, дома, деревья, машины, люди, макет светофора, руль, презентация, кружки - сигналы (красный, желтый, зеленый) для игры, карточки (огонь, солнце, трава), фишки, дорожные знаки «Внимание, дети!», «Пешеходный переход», «Животные на дороге», игра «Собери  картинку» - транспорт.

Приемы руководства деятельностью детей.

Приемы постановки цели и мотивации деятельности детей: демонстрация иллюстраций.

Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: беседа, игры, создание ситуации  направленной на применение личного опыта детей, анализ и выводы, физкультминутка.

Приемы поддержания интереса у детей: игровые ситуации, ситуация выбора, возможность применения личного опыта.

Виды детской деятельности в НОД:

- коммуникативная;

- игровая;

- двигательная;

- познавательная.

Ожидаемые результаты:

- умение предвидеть и называть потенциально опасные ситуации на улице;

- развитие свободного общения с взрослым и со сверстниками;

- активизация мыслительной деятельности детей;

- проявление эмоциональной отзывчивости.

Критерии оценки:

- активность;

- эмоциональность;

- аргументирование своих высказывание и действий;

- взаимодействие с участниками НОД.

Предварительная работа. Экскурсия по улицам города, целевые прогулки к светофору, пешеходному переходу. Закрепление правил ДД и безопасного поведения на улице, знакомство детей с требованиями, предъявляемыми к пешеходам, пассажирам, велосипедистам. Отгадывание загадок о транспорте и дорожных знаках. Чтение стихов, рассказов о правилах поведения на улице.

Ход НОД

Воспитатель: 

Вы, ребята, проходите.

Друг на друга посмотрите.

Поздоровайтесь ладошками,

Улыбнитесь все немножко.

    Объяснение ведется на основе макета улицы, по ходу объяснения он заполняется и создается общий план.

Воспитатель:

- Ребята, перед нами улица города. Как, вы не видите улицу? А что вы видите?

(Дорога).

- Правильно, дорога. А чего же еще не хватает? Что стоит вдоль дороги? Дети:

- Дома,  кафе, больницы, школы, детские сады, магазины.

Воспитатель:

- А у каждого дома и магазина растут…

Дети:

- Деревья, кустарники, цветы.

Дети расставляют дома, деревья.

Воспитатель:

- Ну, вот теперь перед нами улица. Посмотрите внимательно, чего еще не хватает на улице?

Дети:

- Машин и людей.

Воспитатель:

-Верно, не хватает транспорта и людей.

Дети ставят людей и машины.

Воспитатель:

- Вот по тротуарам пошли люди. Как их называют?

Дети:

- Пешеходы.

Воспитатель:

- По дороге поехал транспорт.

- Здесь шумное, оживленное место, по дороге туда - сюда едут машины. Как во всем разобраться, особенно на перекрестке. Покажите, где перекресток?

- А теперь отгадайте загадку, о приборе, который помогает машинам и людям на перекрестке.

Вот трёхглазый молодец.

До чего же он хитрец!

Кто откуда ни поедет,

Подмигнёт и тем, и этим.

Знает, как уладить спор,

Разноцветный…

Дети:  

- Светофор!

Воспитатель показывает макет светофора.

- Правильно, ребята, это светофор!

Он вежливый и строгий, известен на весь мир.

На улице широкой самый главный командир.

Рассматривают светофор.

По считалке выбирают ребенка и дают в руки руль.

- Ребята, а как называется человек, который управляет транспортом?

Дети:

- Водитель!

Воспитатель:

- А как назвать нас - людей, находящихся в салоне транспорта?

Дети: 

- Пассажиры!

Воспитатель:

- Правильно, мы с вами пассажиры и поэтому давайте вспомним как нужно вести себя в транспорте?

Дети:

- Разговаривать тихо, не толкаться, не бегать, ни ходить, уступать место пожилым людям.

Воспитатель:

- Ну, поехали!

Завели мотор (круговые движения руками, произносим р- р-р!)

Мы едем, едем, едем, едем.

Ох, как далёк наш путь  (крутим руль)

Но скоро мы приедем,   (наклоняемся, имитируя поворот)

И сможем отдохнуть.

Воспитатель:

- Представьте, что мы вышли из автобуса и попали в большую красивую страну с широкими улицами, по ним движется много легковых и грузовых автомобилей, едут автобусы. И никто никому не мешает. А почему? (Ответы детей.)

 - Потому, что в этой стране есть строгие правила для машин и людей. Чтоб сохранить свое здоровье и жизнь, не попасть в аварию и не получить травму, мы должны четко соблюдать правила дорожного движения. Давайте вспомним. Пока мы едем, мы — пассажиры, а когда мы идем – мы кто?

Дети:

- Пешеходы!

Воспитатель:

- Молодцы, дети!

- Занимайте места на стульчиках. Я расскажу вам о том, когда появился светофор и как он раньше выглядел.

 - Когда-то давно, давно люди передвигались на лошадях, для того чтобы не заблудиться, на дорогах устанавливали указатели, которые помогали людям ориентироваться, куда надо ехать, потом появились машины. Росли города, многочисленным повозкам и машинам становилось все сложнее передвигаться по улицам, не мешая друг другу. Люди поняли, что важно не только ориентироваться на дороге, но и регулировать движение. Появились первые регулировщики. Кто такой регулировщик? (Это человек, который стоит на дороге и с помощью жезла показывает, кому куда ехать.)

- Шло время, движение транспорта становилось все более интенсивным, и регулировщики уже не справлялись с регулировкой движения с помощью жезлов. Тогда человек придумал светофор. Первый светофор появился в Лондоне. Создал его железнодорожный инженер Джон Пик Найт  10 декабря 1868 года. Тогда светофор имел два цвета: красный и зеленый. Управлял им специально поставленный полицейский. В нашей стране первый светофор был установлен в 1929 году. Он был трехцветным и одновременно светился тремя цветами. По трехцветному кругу, как на часах, бегала стрелка. Если стрелка останавливалась на красном цвете – водитель  останавливался, переходила на желтый – готовился в путь. Стрелка очутилась на зеленом цвете – отправлялся дальше. 

- Сейчас у нас электрические светофоры.

Воспитатель:

- А сколько цветов у светофора, какие?

Дети:

- Три. Красный, желтый и зеленый.

Воспитатель:

     Тише, тише, осторожней

Через улицу иди,

Ты налево, ты направо

Непременно посмотри.

На светофоре красный свет –

Для пешехода нет пути,

Сейчас никак нельзя идти!

А если жёлтый свет горит,

Он приготовиться велит.

Зелёный вспыхнет впереди –

Свободный путь – переходи!

А если снова жёлтый свет,

То перехода вовсе нет!

Нужно слушаться без спора

Указаний светофора.

Нужно правила движенья

     Выполнять без возраженья!

- Что означает красный сигнал? Желтый? Зеленый сигнал?

Дети:

- Красный сигнал – переходить дорогу нельзя. Желтый сигнал – подождать.

Зелёный сигнал – можно идти.

Воспитатель:

- А для чего нужно водителям подчиняться сигналам светофора?

Дети:

- Чтобы не было аварий.

Воспитатель:

- Ребята, а сейчас я предлагаю немного отдохнуть и поиграть. А поиграем мы в игру «Светофор».  

- Вы будете - автомобили. У меня в руках кружки - сигналы светофора.

Красный кружок – дети – автомобили стоят.

Желтый кружок – дети – автомобили стоят.

Зеленый кружок – дети – автомобили едут.

2 вариант игры: Я буду показывать цвета светофора, а вы при виде определенного цвета должны взяться рукой за тот же цвет, найти вы его можете в окружающем пространстве, либо у себя на одежде.

Воспитатель: 

- А как вы думаете, почему запрещающим сигналом является красный?

(Ответы детей.)

Воспитатель: 

- Он яркий, виден издалека. Из-за того, что красный цвет заметнее,  красный цвет обозначает опасность, огонь. Поэтому красный цвет призывает к осторожности! (Выставляется карточка – огонь.)

-  А что напоминает желтый цвет? (Ответы детей..)

- Солнышко у нас может быть другом, согреть, или врагом, можем перегреться, заболеть. Солнышко как бы предупреждает: «Внимание! Будь осторожен! Не торопись!» (Выставляется карточка – солнышко.)

- А что нам напоминает зеленый цвет? (Ответы детей.)

- Поля, луга, леса. Мы любим, отдыхать на природе, там спокойно. Это безопасность. (Выставляется карточка – травка.)

Воспитатель: 

- В каком порядке расположены сигналы светофора?

Дети:

- Сверху красный, желтый - посередине, зеленый – внизу.

Воспитатель: 

- Кроме светофора для машин, есть светофор для пешеходов.

На посту стоят два брата, каждый – бравый часовой!

Вот выходит братец красный, он спешит предупредить:

«Стойте, граждане, опасно вам сейчас переходить!

Встал на пост зеленый братец, улыбаясь, говорит,

«Вот теперь стоять вам хватит, проходите, путь открыт»

Днем и ночью оба брата службу верную несут.

Вы их слушайтесь ребята, вас они - не подведут. (Я. Пишумов.)

Воспитатель:

-  А сколько секций у пешеходного светофора?

Дети:

- Две, цвета – красный и зелёный.

Воспитатель:

- У пешеходного светофора используются два цвета. На них нарисованы человечки: красный – стоит на месте, зеленый – шагает. 

Заучи закон простой:

Красный свет зажегся – СТОЙ!

А зеленый впереди-

Говорит он всем – ИДИ!

- Перед вами, на столах, лежат фишки. Сейчас я проверю ваши знания об устройстве современного светофора. Внимательно слушайте вопрос и поднимайте нужную фишку.

- Сколько цветов на современном светофоре? (Дети поднимают фишку с цифрой 3).

- На какой свет светофора можно переходить улицу? (Дети поднимают фишку зеленого цвета).

- На какой свет светофора машинам нельзя двигаться? (Дети поднимают красную фишку).

- Где устанавливают светофор? (Дети поднимают фишку с изображением перекрестка).

- Молодцы, вы показали хорошие знания!

- В разных местах группы расположены дорожные знаки. Отгадайте мои загадки, найдите и покажите нужный знак.

Этот знак у школы встретить можно:

Значит, нужно ехать осторожно!

Эй, водитель, не спеши,

Здесь проходят малыши.

Дети: 

- Этот знак треугольной формы, а внутри него изображены бегущие дети. Знак означает: «Внимание, дети!».

Этот знак такого рода!

Он на страже пешехода,

Переходим с вами вместе

Мы дорогу в этом месте.

Дети: 

- Этот знак означает, что здесь можно переходить улицу по пешеходному переходу. «Пешеходный переход».

- А как называется пешеходный переход?

Дети:

- «Зебра».

Этот знак предупреждает

И животных охраняет.

Дети: 

- На этом знаке нарисован олень. Он говорит нам, что на дорогу может выбежать дикое животное. «Животные на дороге».

Если кто сломает ногу,

Здесь врачи всегда помогут.

Помощь первую окажут,

Где лечиться дальше, скажут.

Дети: 

- «Пункт первой медицинской помощи».

Воспитатель:

- Я горжусь вами. Вы правильно показали все знаки.

- Ребята, разделитесь на пары и соберите разрезные картинки. (Дети выполняют задание).

- Давайте поиграем в игру «Подумай – отвечай».

1. Где можно гулять детям? (во дворе)

2. Где люди ждут транспорт? (на остановке)

3. Где можно переходить дорогу? (по пешеходному переходу)

4. На какой сигнал можно перейти дорогу? (зеленый)

5. Из чего состоит машина? (кузов, кабина, колеса)

6.Назовите виды транспорта? (пассажирский, воздушный, наземный, грузовой, специальный и т. д.)

7. Сколько колес у легкового автомобиля? (4)

8. Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (1)

9. Для чего нужна проезжая часть? (Для движения транспорта)

10. Какой свет верхний на светофоре? (Красный)

11. На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру)

12. Что держит в руке инспектор ГИБДД? (Жезл)

- В Лондоне есть памятник светофору. А хотите увидеть светофоры будущего? Они будут выглядеть так (Показ презентации).

Нужно правила все знать!

Возле трассы не играть!

И животных без присмотра

На дорогу не пускать!

Если правила ты знаешь

И всегда их соблюдаешь –

Смело в путь! Вперёд иди.

За собой друзей веди.

Итог занятия:

- Что нового и интересного узнали сегодня? Давайте вспомним, что мы делали на занятии? 

Дети:

- Говорили о светофоре, вспомнили дорожные знаки и правила дорожного движения, поведения в транспорте, играли в светофор и дорожные знаки. 

Воспитатель:

- Какие правила дорожного движения вы напомните сегодня своим родителям.

Дети: 

- Как правильно переходить дорогу,  что запрещено перевозить детей в машине, без детского кресла, нельзя превышать скорость на дороге, где находятся школы и детские сады.

Воспитатель:

- Мне очень понравилось, как вы занимались. И теперь я уверена, что вы знаете дорожные знаки, цвета светофора, узнали о том, откуда появился светофор и какие они были раньше. Я уверена, что вы будете соблюдать правила дорожного движения, и на дороге с вами ни чего не случится. Надеюсь, что правилам дорожного движения вы будете учить своих младших товарищей, сестричек и братиков. Мне понравилось с вами путешествовать, а вам?

— Ребята, а сейчас я предлагаю вам нарисовать светофор или сделать аппликацию светофоров, а потом мы их подарим малышам и расскажем о нем.

Литература.

1. Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи. – СПб.: ООО  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста/ Сост. Н.А.Извекова, А.Ф. Медведева, А.Н. Федотова.; под ред. Е.А. Романовой, А.Б.Матюшкина. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

2. Данилова Т.И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. – СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», г. Санкт-Петербург,  2009.
3. ОБЖ. Подготовительная группа. Разработка занятий/ Сост. Фисенко М.А.-Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.

4. Старцева О.Ю. Школа дорожных наук: Дошкольникам о правилах дорожного движения. 3-е изд., дополн. – М.: ТЦ Сфера, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением "Путешествие в прошлое лампочки"

Задачи:•Познакомить детей с историей электрической лампочки•Вызвать эмоциональный положительный настрой, интерес к прошлому этого предметаОписание4 слайд--Ребята, вы любите путешествовать? Хотите сего...

Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением « Путешествие в прошлое лампочки» Старший дошкольный возраст

Программное содержание: Познакомить детей с историей возникновения электрической лампочки; подвести детей к пониманию того, что человек преобразует предметы для себя и других людей.Развивать у де...

Познавательное развитие . Ознакомление с предметным и социальным окружением. "Путешествие в прошлое пылесоса"

Цель: познакомить детей с историей изобретения и совершенствования пылесоса....

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Путешествие в прошлое пылесоса». Старшая группа.

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Путешествие в прошлое пылесоса». Старшая группа.Провела Седова О. А. 05.04.2021. Литература. О. В. Дыбина. Ознак...