"Электробезопасность в быту"
методическая разработка по обж (старшая, подготовительная группа)

Вероника Владимировна Понуровская

Дети в игровой форме расширят и укрепят свои знания о бытовом электричестве, его пользе и опасностях, которые он несет при несоблюдении элементарных правил безопасности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx22.67 КБ
Office presentation icon elektrobezopasnost_1.ppt1.61 МБ
Office presentation icon elektrobezopasnost_2.ppt2.37 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка для дошкольников «Чтобы не случилось беды. Правила электробезопасности в быту."

Подготовила воспитатель

ГБОУ школа №131

Красносельского района

г.Санкт-Петербург

В.В.Понуровская

 

Цель: предотвратить детский электротравматизм.

Задачи: 

  • расширить и укрепить знания детей об электрической энергии:   пользе и опасности, которые она несет;
  • подробно ознакомить с ролью электричества в быту;
  • закрепить правила безопасного обращения с электроприборами;
  • довести до понимания детей необходимость бережного отношения к себе и другим;
  • познакомить с причиной появления статического электричества;
  • сформировать желание экономить электроэнергию;
  •  вызвать интерес к познанию окружающего мира.

       

         Предварительная работа:

на протяжени 2-х недель идет  знакомство с темой «Безопасное электричество», ребята рассказывают о бытовых предметах, которые их окружают, проигрываются ролевые сюжеты на заданную тематику.

Для занятия потребуются: мультимедийное оборудование, дидактический материал.
Словарь новых слов: электричество, электроэнергия, электроприборы, электрический ток, провода, батарейка. 
Формы работы: беседа, рассматривание, наблюдение, отгадывание загадок,  игровая деятельность.

Ход занятия.

Организационный момент.

 Дети садятся на стульчики. Приветствие.  
- Ребятки давайте улыбнемся друг другу.  Ваши улыбки зажглись, словно электрические лампочки, и озарили все вокруг.  А теперь представим, что наши ладошки превратились в лампочки (сжали кулачки) и загорелись (разжали кулачки), осветив нашу группу (пальчиковая разминка 5-7 раз). Сегодня у нас необычное занятие.  А тему вы  узнаете,  отгадав загадки:

К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество.

Это …(электричество) Хором

Без ног бежит,

Без огня горит,

Без зубов, а кусается.

(Электричество)

По тропинкам я бегу,

Без тропинки не могу.

Где меня, ребята, нет,

Не зажжется в доме свет.

(Электрический ток)

Вот этот предмет

К потолку повесили,

Стало в доме весело.

Она снаружи вроде груша,

Висит без дела днем,

А ночью освещает дом.

(Лампочка)

Правильно, сегодня мы познакомимся с электричеством, узнаем, как оно попадает к нам в дом, и какие правила нежно соблюдать при обращении с электроприборами.

Электричество проделывает очень сложный и долгий путь от электростанций к нашим домам, поступая по линиям электропередачи. Электричество есть повсюду. Наша жизнь немыслима без него. Все электроприборы работают от электричества.

Ребята, а какие вы знаете электроприборы?  Вам помогут загадки.

Полюбуйся, посмотри –

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лед,

Там сама зима живет. (Холодильник)

Только я, только я,

Я на кухне главная.

Без меня, как ни трудитесь,

Без обеда насидитесь.(плита)

Посмотри на меня

В брюхе жарко у меня,

А в носу моем дыра.

Когда все во мне кипит,

Из нее пар валит. (чайник) 

На столе я нахожусь,

Вам, ребята, пригожусь.

Меня вечером включите

Когда читать вы захотите. (лампа)

Если кнопочку нажать,

Будет музыка звучать. (Магнитофон)

Есть у меня в квартире робот.

У него огромный хобот.

Любит робот чистоту

И гудит, как лайнер "ТУ"

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает. (Пылесос)

По сатиновому полю

В рейс пошел электроход.

Он плывет, с волнами споря,

То назад, а то вперед…

Там, где он оставил след,

Ни одной морщинки нет! (Утюг)                                            

Что говорить – не солнце я,  

Но освещать умею.

Меня лишь включите, друзья,  

И станет жизнь светлее.  

Не будет времени для сна  

Всегда, когда я включена.( лампочка)

                                                                                       

Вот так дом – одно окно, каждый день в окне кино! (телевизор)

Через поле и лесок

Подается голосок.

Он бежит по проводам —

Скажешь здесь,

А слышно там. (телефон)

Посмотри на бочок

Во мне вертится волчок.

Ни кого он не бьёт,

Зато всё собьёт. (Миксер )  

 

                         

 Рассказ воспитателя об электричестве
- А что же такое невидимое заставляет эти приборы трудиться? Дети: Электрический ток. - А откуда берется электричество? 
- Электричество вырабатывается на электростанциях и приходит к нам в дом по проводам. Он чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут очень маленькие частицы-электроны. Подробнее об электричестве вы узнаете на уроках физики, когда пойдете в школу. Ребята, скажите, а в природе, где можно встретить электричество? Может, вы знаете? Молния – это такой мощный заряд электричества. Когда на улице гроза, ни в коем случае нельзя купаться, т.к. вода – прекрасный проводник электричества.

  Сейчас электричество есть в каждом доме. Если правильно, он  наш помощник. С его помощью работают все электроприборы. А вот много лет назад человек не знал, что электричеством можно пользоваться. Трудно   приходилось человеку.  Давайте вернемся в прошлое и посмотрим, как люди обходились без электричества. 
 Игра "Что есть, что было" Дети на картинках видят современный электроприбор и называют предмет, какой заменял его в прошлом. 
Настольная лампа- свеча 
Пылесос – веник; Электроплита – очаг (костер); Стиральная машина- корыто 


- Да, посмотрите, сколько бытовой техники усовершенствовал человек с помощью электричества. Электричество – это великое открытие. Ученые научились получать электрический ток около 200 лет назад. Сейчас все предприятия в городе, в мире работают с помощью электричества. Человеку помогают компьютеры, станки, роботы. 
Беседа о безопасном обращении с электричеством. 

- Человек не может обнаружить электрический ток: он не имеет запаха, цвета и действует бесшумно.  Электричество – наш друг и помощник, но он может превратиться во врага. Почему, ребята? Чтобы электричество было другом и помощником, надо запомнить несколько простых правил.

Дома:

-Нельзя тянуть вилку из розетки за провод, нужно брать в руки только вилку; 

-Нельзя браться за провода бытовых электроприборов мокрыми руками;

-Нельзя пользоваться неисправными электроприборами и разбирать их включенными в розетку;

На улице:

-Нельзя залезать на опоры линий электропередачи, подходить к оборванному проводу ближе, чем на 10 метров;

-Нельзя разжигать костры, складывать воспламеняющиеся предметы под проводами;

-Нельзя ловить рыбу вблизи линий электропередачи;

-Нельзя запускать воздушных змеев и планеры возле энергообъектов;

-Нельзя забрасывать какие-либо предметы на провода и трансформаторы;

-Нельзя открывать двери трансформаторных подстанций и электрощиты на лестничных площадках, играть вблизи энергообъектов.

- Нельзя во время грозы купаться в водоемах, прятаться под деревьями. Надо идти домой.

И еще нужно запомнить: если вы увидели, что кто-то попал под действие электрического тока, немедленно позовите на помощь взрослых.

 (Презентация 2)

Электричество опасно –
Это каждый должен знать!
Чтобы пальчик или гвоздик
Вдруг в розетку не совать!

Если ты включил утюг,
Убегать не надо вдруг.
Закрывая в доме дверь,
Все ли выключил, проверь!

Тостер, миксер, пылесос,
Телевизор и утюг
Пусть включает только взрослый,
Наш надежный старший друг!

Нужно всем хорошо выучить правила обращения с электроприборами, а то недалеко и до пожара. А разве от электроприборов может возникнуть пожар?

 Нередко причиной пожара становится наша забывчивость, невнимательность, торопливость, например, оставленный включенный утюг, электрочайник, телевизор. Постарайтесь запомнить простое правило. Уходя из дома, нужно не спеша пройти по всем комнатам, зайти на кухню. Выключить из розеток все электроприборы, погасить всюду свет.

Нельзя включать все электроприборы сразу. Может произойти короткое замыкание – одна из причин пожара.

Я знаю игру, которая позволит лучше усвоить всё, о чем мы говорили.

 Игра с мячом «Для чего это нужно?».

Давайте вместе вспомним, какие действия совершают разными электроприборами.

 Утюгом – гладят бельё,

 Миксером – взбивают крем

 Феном – сушат волосы,

 Лампой – освещают книгу,

 Пылесосом – пылесосят ковры,

 Вентилятором – охлаждают воздух,

 В холодильнике – хранят продукты,

 В микроволновке – разогревают еду,

 В чайнике – кипятят воду,

 На электроплите – готовят еду,

 По телефону – звонят,

 На магнитофоне – слушают музыку.

1 опыт. 
Воспитатель обращает внимание детей на стену, на которой висит воздушный шар, а на полу лежат разноцветные шарики . Воспитатель предлагает повесить воздушные шарики на стену. 
Дети пытаются это сделать. 
- Почему это шарик висит, а остальные – нет? Превратим их в волшебные, я вам покажу, как это сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, какой натирали. Вот и ваши шарики висят, стали волшебными. Это произошло из-за того, что в ваших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда терли шариком о волосы. Он стал электрическим и притянулся к стене. 
Вывод: в волосах "живет" электричество. 
2 опыт. 
А сейчас попробуем сделать волшебными другие предметы. Возьмите пластмассовые палочки и прикоснитесь ими к мелко нарезанной бумаге - конфетти, цветным маленьким бабочкам. Что вы видите? А сейчас мы сделаем обычные палочки волшебными, и они будут притягивать. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите палочку. Медленно поднесите ее к бумажкам и потихоньку поднимите. Что случилось? Почему? Вывод: электричество живет не только в волосах, но и в одежде. 3 опыт. У меня в руках часы, но они не ходят, почему? Действительно, в них нет батарейки. Надо вставить батарейку правильно плюс к плюсу, а минус к минусу. Часы заработали? Почему? Когда мы вставили батарейку, через часы пошел электрический ток, и они заработали. 
Вывод: в батарейках живет неопасное электричество. - В каких еще предметах есть батарейки, неопасное электричество? 

- Молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными. Нам пора прощаться с волшебной страной и возвращаться в детский сад. Закройте глаза, сосчитайте до 10 и обратно. (Дети выполняют, звучит музыка) Вот мы в садике опять. 

Подведение итогов. 
- С чем мы сегодня познакомились на занятии? (с электричеством); 
- Где "живет" электричество? (в электрических проводах, в розетках);
 - Электричество – наш друг или враг? 
- Что будет, если не электричество кончится? (станет темно… выслушиваем ответы детей);
Поэтому, ребята, надо электроэнергию беречь. А как это сделать? (уходя гасить свет, отключать электроприборы, без надобности не включать свет везде и т.п.).


Так давайте же, друзья, 
Возьмемся очень дружно 
Электричество беречь 
И экономить нужно!

В конце– показ мультипликационного фильма об электробезопасности.

Наше занятие завершено.

При подготовке методической разработки использован материал из сети Интернет.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правила электро- безопасности

Слайд 3

Загадки об электроприборах Полюбуйся, посмотри – Полюс северный внутри! Там сверкает снег и лед, Там сама зима живет.

Слайд 4

Посмотри на меня В брюхе жарко у меня, А в носу моем дыра. Когда все во мне кипит, Из нее пар валит. Если кнопочку нажать, Будет музыка звучать.

Слайд 5

Есть у меня в квартире робот. У него огромный хобот. Любит робот чистоту И гудит, как лайнер "ТУ" Он охотно пыль глотает, Не болеет, не чихает. Что говорить – не солнце я, Но освещать умею. Меня лишь включите, друзья, И станет жизнь светлее. Не будет времени для сна Всегда, когда я включена.

Слайд 6

Только я, только я, Я на кухне главная. Без меня, как ни трудитесь, Без обеда насидитесь. На столе я нахожусь, Вам, ребята, пригожусь. Меня вечером включите Когда читать вы захотите.

Слайд 7

По сатиновому полю В рейс пошел электроход. Он плывет, с волнами споря, То назад, а то вперед… Там, где он оставил след, Ни одной морщинки нет! Вот так дом — Одно окно: Каждый день В окне кино!

Слайд 8

Через поле и лесок Подается голосок. Он бежит по проводам — Скажешь здесь, А слышно там. Посмотри на бочок Во мне вертится волчок. Ни кого он не бьёт, Зато всё собьёт.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дети, будьте бдительны! Очень заняты ваши родители. Помните о своей безопасности – Вокруг не мало опасностей!

Слайд 2

Электричество опасно – Это каждый должен знать! Чтобы пальчик или гвоздик Вдруг в розетку не совать!

Слайд 3

В гости к нам пришла соседка, Мы резвились с ней полдня, Спицу вставили в розетку, Из розетки – столб огня! Мы с соседкой еле-еле Прыгнуть в сторону успели. Папа мой, большой знаток, Нам сказал: “В розетке – ток, Вам розетку эту я Трогать не советую, Утюги и провода Не хватайте никогда! Ток невидимый без рук Вас ударить может вдруг!”

Слайд 4

Тостер, миксер, пылесос, Телевизор и утюг Пусть включает только взрослый Наш надежный старший друг.

Слайд 5

Нельзя играться с утюгом, Утюг бывает тоже злом! Не приключиться чтоб беде, Утюг нельзя включать тебе!!!

Слайд 6

Если ты включил утюг, Убегать не надо вдруг. Закрывая в доме дверь, Все ли выключил, проверь.

Слайд 7

Чтоб не случилась с тобою беда Правила эти помни всегда!!! Не заливай водой горящие электроприборы

Слайд 8

Не оставляйте без присмотра включенные электроприборы!!!

Слайд 9

Нельзя тянуть за электрический провод. Выключая электроприбор, возьмись за вилку!

Слайд 10

Не дотрагивайся до проводов и электроприборов мокрыми руками!!!

Слайд 11

В розетку ни в коем случае нельзя втыкать посторонние предметы (особенно металлические)!!!

Слайд 12

Не играй с розетками!!!

Слайд 13

Если все приборы разом Ты в одну розетку включишь, То пожар проводки сразу В этой комнате получишь!!!

Слайд 14

Игра с мячом «Для чего это нужно?». Давайте вместе вспомним, какие действия совершают разными электроприборами. Утюгом – гладят бельё, Миксером – взбивают крем Феном – сушат волосы, Лампой – освещают книгу, Пылесосом – пылесосят ковры, Вентилятором – охлаждают воздух, В холодильнике – хранят продукты, В микроволновке – разогревают еду, В чайнике – кипятят воду, На электроплите – готовят еду, По телефону – звонят, На магнитофоне – слушают музыку.

Слайд 16

Главное правило пользования электроприборами для дошкольников Нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие. И если вы будете соблюдать все эти правила, то электричество будет всегда вашим другом.

Слайд 17

Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Правила безопасного нахождения дома, на улице, и правила электробезопасности и обращения с газовыми приборами в быту"

Если ваш ребенок остается дома один, он должен знать правила безопасности. Тогда и он избежит опасной ситуации, и вы будете спокойны.Если звонит домофон, нельзя открывать, не спросив кто при...

Консультация для родителей "О правилах электробезопасности на улице и обращения с приборами в быту" 21.05.2020

Дорогие родители! Напоминаю вам о правилах электробезопасности в быту и на улице. Также прошу напомнить и детям необходимость соблюдать такие же правила.Информация взята с сайта Крымэнерго...

Консультация для родителей "Правила безопасного нахождения дома, на улице, и правила электробезопасности и обращения с газовыми приборами в быту"

Правила безопасного нахождения дома, на улице, и правила электробезопасности и обращения с газовыми приборами в быту Если ваш ребенок остается дома один, он должен знать правила безопасности...

Инструктаж "Правила безопасного нахождения дома, на улице, и правила электробезопасности и обращения с газовыми приборами в быту"

Инструктаж "Правила безопасного нахождения дома, на улице, и правила электробезопасности и обращения с газовыми приборами в быту"...

Консультация для родителей "Правила безопасного нахождения дома, на улице, и правила электробезопасности и обращения с газовыми приборами в быту"

Консультация для родителей "Правила безопасного нахождения дома, на улице, и правила электробезопасности и обращения с газовыми приборами в быту" Если ваш ребенок остается дома оди...