Педагогический проект «Огонь - друг, огонь - враг»
проект по обж (старшая группа)

Карсакова Елена Владимировна

Проблема:

Любопытство детей, часто ставят их перед реальными опасностями. Дети дошкольного возраста не знают назначение огня, у них отсутствует защитная психологическая реакция на безопасную обстановку, дети не знают, как действовать при пожаре и это вызывает беспокойство за безопасность детей.

Цель: Создание условий для  формирования у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности, бережного отношения к природе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт проекта  «Огонь - друг, огонь - враг»
старшая группа 


Автор проекта: Карсакова Е.В.

Тип проекта – практико-ориентированный

Продолжительность – краткосрочный  (июнь).

Участники – дети, родители, воспитатели.

Возраст детей  - старшая группа (5-6 лет).


Актуальность:
 

Ребёнок приходит  этот мир для долгой и счастливой жизни. Так должно быть, но, к сожалению, не всегда так бывает. Начиная познавать окружающий мир, он сталкивается с массой ситуаций, которые напрямую или косвенно несут в себе угрозу его здоровью и даже жизни. Поэтому основная задача взрослых привить  детям культуру  безопасного поведения. Но если мы постоянно будем говорить ребёнку о том, что тут он может пораниться, тут обжечься, тут попасть под машину и ничего не объясняя, а, попросту, запугивая, то  ничего хорошего из этого не выйдет.   Как сделать так, чтобы  и родители были спокойны, и дети были в безопасности?  Вот в чем задача, которая стоит перед нами взрослыми. А решить мы её сможем только совместными усилиями педагогов и родителей, не забывая о том, что взрослые – пример для подражания детям, особенно, если эти взрослые родители, близкие люди.

Одна из сторон общей культуры безопасности - это безопасное поведение с огнём или пожарная безопасность. Возникновение пожаров из-за шалости детей, а в результате их травмирование  и даже гибель - проблема, требующая чётких, скоординированных действий взрослых. Чтобы не случилось беды, мы, взрослые, должны предупредить ребёнка о возможных последствиях его действий, но не пугать его.

Проблема:

Любопытство детей, часто ставят их перед реальными опасностями. Дети дошкольного возраста не знают назначение огня, у них отсутствует защитная психологическая реакция на безопасную обстановку, дети не знают, как действовать при пожаре и это вызывает беспокойство за безопасность детей.

Цель: Создание условий для  формирования у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности, бережного отношения к природе

Задачи проекта:

  • Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
  • Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
  • Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
  • Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
  • Активизировать  работу с родителями детей по изучению и закреплению правил  пожарной безопасности, формировать  готовность родителей к сотрудничеству с  ДОУ.

Участники проекта: дети старшей  группы (5-6 лет, родители, воспитатели)


Предполагаемый результат:

  • Правильное поведение в экстремальной ситуации;
  • Умение набирать номер телефона пожарной части, вести диалог с диспетчером по телефону;
  • Умение четко называть свой адрес;
  • Знать средства пожаротушения: вода, огнетушитель, земля, песок, снег;
  • Уметь правильно действовать в случае обнаружения пожара;
  • Знать о профессии пожарного;
  • Изменение отношения родителей к пожарной безопасности;
  • Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности. 

Продукт проектной деятельности:

  • Изготовление совместно с родителями брошюр, книжек «Что мы знаем про огонь»;
  • Продуктивная деятельность рисование рисунков «Пожар»;
  • Выпуск с детьми стенгазеты «С огнём не шути»;
  • Папки-передвижки для детей и родителей по пожарной безопасности;
  • Удостоверения для детей «Юный пожарный». 

Подготовительный этап:

  1. Сбор и анализ литературы по данной теме.
  2. Опрос детей по данной теме.
  3. Подборка демонстрационного материала, видеофильмов.
  4. Подборка стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, художественных произведений по теме.
  5. Разработка плана реализации проекта.
  6. Подборка дидактических игр, пособий, атрибутов по пожарной безопасности дошкольников.
  7. Оформление уголка по ППБ.

Основной этап. 

На основном этапе была организована работа по разработке модели проектной деятельности по 5-ти образовательным областям.

План работы по осуществлению проекта «Огонь - друг, огонь - враг».

Образовательные области

Формы работы с детьми

Взаимодействие с родителями

Познавательное развитие

Практическое занятие «Чтобы не было беды».

Беседы: «Путешествие в прошлое утюга»

Путешествие в прошлое лампочки»

Спички не тронь - в спичках огонь 

Беседы – рассуждения «Можно ли детям самостоятельно включать бытовые электроприборы», «В доме зажгли бенгальские огни».

Д/игры: «Кому что нужно для работы»,  «Как делать нельзя», «Огнеопасные предметы», «Причины пожара»

Просмотр мультфильмов: «Кошкин дом», «Путаница»

Экскурсия в пожарную часть

Консультации для родителей «Детские шалости», «Осторожно огонь!», «Опасности дома и на улице», «Расскажите ребёнку о правилах пожарной безопасности», «Первая помощь при обжогах».

Речевое развитие

Чтение художественной литературы: «Кошкин дом», С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», Е. Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял», Л. Толстой «Пожарные собаки», «Пожар», С. Михалков «Дядя Степа», К. Чуковский «Путаница», Г. Х. Андерсен «Сказка про спички», «Огниво», Т. Нуждина «История спички», Электрическая лампочка», Б. Житков «Пожар», «Пожар в море», Е. Хоринская «Спичка-невеличка»..

Составление творческих рассказов «Спичка – невеличка и большой пожар», «Откуда может прийти беда»

Социально-коммуникативное развитие

Беседы «Детские шалости с огнем», «Кухня - не место для игр», «Спички - детям не игрушка»,

 Сюжетно-ролевые игры: «Пожарные»,  «Кошкин дом»

Решение игровых ситуаций «Бабушка забыла выключить утюг», «Мама оставила сушить бельё над плитой», «Папа оставил кастрюлю на плите».

Участие в создании альбома «Правила противопожарной безопасности»

Участие в пополнении развивающей среды: подбор иллюстраций,  загадок о пожаре,  об опасных бытовых приборах

Художественно-эстетическое развитие

Рисование рисунков «Пожары случаются»,

«Пожарные спешат на помощь»,

Конструирование из бумаги «Пожарная машина»

Лепка: «Это спичка - невеличка»

Рисование на тему «Огонь друг-огонь враг» (Совместное творчество воспитателя, родителей и детей.

Физическое развитие

Разучивание комплекса утренней гимнастики «Тренировка пожарных»

Подвижные игры «Пожарные на ученьях», «Огонь, вода и едкий дым», «Воробышки и автомобиль Физкульминутка «Кошкин дом». 

Игровые упражнения «Потуши огонь», «Незнакомец», «Попади в цель»

Физкультурное развлечение «Огонь – друг, огонь – враг»

Результаты проектной деятельности:

  • Дети научились предвидеть опасные ситуации, возникающие при несоблюдении мер пожарной безопасности и находить выход из них;
  • Закрепили имеющиеся представления о поведении при возможном возникновении пожара и правила его тушения различными средствами;
  • Узнали о пожароопасных  предметах; получили навык обращения в пожарную часть по номеру 101 в случае необходимости вызова  службы пожаротушения, здоровом образе жизни;
  • Появилось стремление к дальнейшему познанию окружающей действительности;
  • Дети получили некоторые представления о возникновения огня в природе, в жизни человека о его пользе и разрушительной силе.
  • Укрепились детско-родительские отношения

    Заключительный  этап.
  1. Викторина «Правила пожарной безопасности»
  2. Выставка рисунков  «Пожарам  - нет»
  3. Физкультурное развлечение «Огонь – друг, огонь - враг

Используемая литература.

  1. Гуревич А. и др. Безопасность ребенка в большом городе: Педагогические и социальные технологии. М., 2002.
  2. Белая К. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников. М., 2001
  3. Стеркина Р. И др. Основы безопасности детей дошкольного возраста. М., 1998.
  4. Мошкин В. Воспитание культуры личной безопасности //Основы безопасности жизнедеятельности. 2000. №8. С. 13-16.
  5. Детский сад от А до Я. 2006.№4.
  6. Голицина Н. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. М., 2007.
  7. Жукова О. и др. Азбука «Ау!». Детство-пресс, 2008.
  8. Шорыгина Т. Беседы о правилах пожарной безопасности, М., 2008.
  9. Прилепко Е. Пожарная безопасность для дошкольников. М. 2008.
  10. Аралина Н. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. М. 2007.
  11. Шорыгина Т. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет. М. 2007

ПРИЛОЖЕНИЕ

Сценарий спортивного развлечения для дошкольников

«Огонь – друг, огонь - враг»

Цель: закрепить знания детей  о  труде пожарных; обучить детей правилам поведения в случае возникновения пожара; закрепить знания о правилах пожарной безопасности, средствах пожаротушения; знать номер телефона пожарной части и уметь пользоваться; повышать личную ответственность за свои поступки, формировать дисциплинированность, чувство долга; развивать внимание, память, речь; совершенствовать физические качества: ловкость, быстроту, выносливость, силу, смелость; воспитывать уважение к труду работников пожарной охраны.

Предварительная работа: чтение художественных произведений: С. Михалков «Дядя Стёпа», К. Чуковский «Путаница», А. Толстой «Пожарные собаки», С. Я. Маршак «Кошкин дом»; рассматривание плакатов о правилах пожарной безопасности, экскурсия в пожарную часть

Наглядность: Плакаты по правилам пожарной безопасности, эмблемы,  2 телефона, куклы, гимнастические скамейки, дуги, вёдра, обручи.

Ход развлечения.

(Появляются лиса Алиса и кот Базилио).

Базилио: (плача) Ну вот,  это из-за  тебя, Алиса,  никто нас не любит, все нас считают хитрыми и противными…

Алиса: Да? А ты забыл из-за кого нам приходится  бродяжничать и попрошайничать?

Ты, Базилио виноват , что у нас  дом сгорел.

Базилио:  Почему это я?

Алиса: А кто спичками на чердаке баловался?  А там сено, солома, разные старые вещи – все вспыхнуло в один миг! И ты  вместо того, чтобы на помощь позвать, от страха в старом шкафу спрятался. Чуть сам не сгорел, потому что пожарные тебя  еле нашли.

Базилио: Неправда!  Все совсем не так было! Это ты, Алиса,  виновата! Ты возле дома тополиный пух подожгла, а от него и весь дом загорелся. Доигралась, рыжая плутовка! Это же надо придумать такое – пух тополиный поджигать!

Алиса: А сам-то! Ты зачем дома на ковре костер разжигал? Хорошо, что соседи помогли огонь потушить.

Базилио: А сама-то! Помнишь, как елку новогоднюю свечками украсила? И вместо праздника у нас был пожар! (Лиса и кот спорят и дерутся)

Алиса: В общем, я поняла, что мы оба хороши! Правильно, ребята? Надеюсь, вы не поступаете так, как мы?

Дети: Нет!

Базилио: Я тоже больше не буду! Вот честное кошачье слово!

Алиса: И я тоже не буду! Построим себе новый домик и будем его беречь, будем осторожными с огнем! А вы нам поможете разобраться  огонь – это хорошо или плохо?

 

Игра « Хо рошо -пл охо .

( Огонь – это и хорошо, и плохо.)

 Хо ро шо : Огонь дает тепло. Свет. На огне готовят пищу. Огонь используют люди некоторых профессий – сварщики, сталевары.

Без доброго огня
Обойтись нельзя и дня:
Гонит холод,
Гонит мрак.

Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен,
И за то ему почет,

Что ребятам греет ужин,
Режет сталь

И хлеб печет.

 Пло хо : при неосторожном обращении с огнем может возникнуть пожар, и дома, и в лесу; если долго топить печь – будет очень жарко; можно обжечься и т.д.

Да, огонь бывает разный - бледно-желтый, ярко-красный,
Синий или золотой, очень добрый, очень злой.


Алиса:
 А я читала, что в древние времена первобытные люди боялись огня и не умели его «приручать». Но постепенно они привыкли к огню и научились его использовать. Они поняли, что огонь – это свет, тепло и защита от врагов. Но иногда огонь вырывается  из-под власти человека и сотворяет страшные беды: поджигает жилища, людей, животных.

Базилио: Людей, какой профессии называют «огне борцами»? (Пожарных) Почему их так называют? ( Потому что  они борются с огнем)


Игра в сло ва
Алиса: А сейчас мы поиграем в слова. Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее профессии пожарного. И объясните свой выбор.
 Сло вар ь:   Простуда, багор,         огонь,         лом, пожарный,  учебник,        песок, ножницы, сигарета, огнетушитель, шляпа, ведра  пожарные  конусные, туфли, 01, бесстрашный, овощи, зубы, пожарная машина, каска, дым, лопата штыковая или совковая, хлеб, противопожарное полотно, подводная лодка, кирка, кирпич, пожарный рукав. А чтоб в следующий раз у нас не случился пожар давайте вместе повторим правила поведения при пожаре в доме, чтобы мы очень хорошо запомнили их

Правила «Если в доме начинается пожар»

  • Сам не справишься с пожаром,
    Этот труд не для детей.
    Не теряя время даром,
    “01” звони скорей.
    Набирай умело,
    Чтоб не всё сгорело.
  • Самое главное – не растеряться!
  • Громко кричать, призывая на помощь взрослых, если они рядом.
  • Не открывать окна, так как от воздуха огонь разгорится сильнее.
  • Начинающийся пожар – маленький огонь – можно затушить самостоятельно.
  • Для этого огонь заливают водой или накрывают одеялом и затаптывают.
  • Если пожар начался от включенного в сеть утюга, чайника или другого электроприбора, тушить его водой нельзя, пока он включен.
  • Если ты видишь, что с пожаром не справишься, срочно покидай квартиру, дом.
  • Если в квартире много дыма, надо наклониться или лечь на пол, закрыть нос и рот мокрым  
    полотенцем и двигаться к выходу.
  • Во время пожара ни в коем случае не прячься под кровать, в шкаф.

Базилио:  Ну вот теперь мы хорошо  знаем правила поведения при пожаре

Алиса: А чтобы ещё лучше запомнить я предлагаю сыграть в игру «Вызов пожарных». Ребята, нужно срочно вызвать по телефону пожарных. Для этого вы должны быстро добежать до телефона, поднять трубку, набрать «01», громко и четко сообщить свою фамилию и домашний адрес.

Мы сейчас поиграем в игру «Кто самый внимательный?»

После каждого куплета, жду от вас, друзья, ответа: 
«Это я, это я, это все мои друзья!» Слушайте внимательно.

  1. Знает кто из вас о том. Что нельзя играть с огнем?
  2. Кто из вас шалит с огнем утром, вечером и днем?
  3. А, скажите, кто из вас не включает в плитах газ?
  4. Кто из вас, пусть говорит, с электричеством шалит?
  5. Кто из вас без разрешения не бросает в печь поленья?
  6. Кто костров не разжигает и другим не позволяет?
  7. Кто от маленькой сестрички прячет дома, дети, спички?

Молодцы, все вы внимательные и хорошо знаете как вести себя, чтобы не случилось беды.

«Спасение пострадавших» Дети надевают каску, противогаз, ползут на животе, подтягиваясь руками по гимнастической скамейке (дым), проползают на четвереньках под дугами, берут игрушку из обруча (спасают куклу из огня), возвращаются обратно на «безопасное место». Побеждает команда, переправившая         в         «безопасное         место»         всех         постадавших. 

«Тушение пожара». Каждой  команде  дается    ведро. Задание: добежать с ведром до таза с водой, подчерпнуть воды, добежать до «очага  пожара», потушить огонь  ( вылить воду ), вернуться обратно, передать ведро следующему участнику. Победит в конкурсе та команда, которая быстрее «потушит пожар», т.е. справится с заданием. 

Базилио: Ой, ребята, я сегодня столько полезного узнал.

Алиса: Сегодня мы с вами говорили о добром и злом огне. Пожар - это страшная беда. Его легче избежать, чем потушить. Мы узнали правила обращения с огнем. Будьте осторожны с огнем!

Картотека дидактических игр

 «Раньше и теперь»

Игровая задача: ориентируясь в предлагаемой ситуации, подобрать правильный ответ.

Правила игры: воспитатель кратко сообщает детям, какие действия предпринимались в прошлые времена в случае возникновения пожара; ребята рассказывают, как в таких случаях нужно поступать сегодня.

Как узнать и сообщить о пожаре?

Что делали раньше

Над городом возвышалась каланча, на которой постоянно находился наблюдатель. Как только он замечал дым, сразу же запускал в небо сигнальный шар.

Как поступают сегодня

Звонят по телефону 01.

Как пожарным добраться до пожара?

Что делали раньше

На телегу, на которой уже была установлена бочка с водой, садились пожарные и, погоняя лошадей, ехали к месту пожара.

Как поступают сегодня

На пожарной машине. На пожарном поезде. На пожарном вертолете. На пожарном самолете.

Какая одежда (экипировка) у пожарных?

Что делали раньше

Раньше пожарные носили форму из холстины, на голову надевали каску, на руки - брезентовые рукавицы.

Как поступают сегодня

Сегодня жизнь и здоровье пожарного защищает комбинезон из огнеупорных материалов, каска, противогаз или респиратор.

Какими средствами тушат пожар?

Что делали раньше

Ручным насосом, ведром с водой, топориком, ломом, багром.

Как поступают сегодня

Брандспойтом, подключенным к автонасосу, огнетушителями, водой, пеной.

 «Горит – не горит»

Игровая задача: быстро и правильно выполнить ответственное действие.

Образовательная задача: закрепить знание о свойствах горючести различных предметов и веществ; помочь осознать разрушительную силу огня и развить быструю реакцию  на ответное действие.

Правила игры: дети стоят в кругу, воспитатель – в центре. Педагог называет какой-либо предмет или вещество и бросает мяч одному из детей. В том случае, если это вещество не горючее, ребенок должен поймать мяч, если же оно горючее – отбить. Ребенок, сделавший ошибку, выбывает из круга. Выигрывает ребенок, оставшийся последним.

(Примеры негорючих предметов и веществ: металл, вода, лед, земля, воздух, камень, кирпич, глина, мел и т.д.)

«Что нужно пожарным?»

Игровая задача: быстро и правильно подобрать картинки с изображением предметов пожарной тематики.

Образовательная задача: сформировать у детей интерес к профессии пожарного.

Правила игры: детям раздаются карточки с изображением предметов и явлений, характеризующих различные профессии, в том числе и пожарного. Ребята на скорость выбирают из общей массы карточек те, которые относятся к пожарной тематике. Выигрывает тот, кто быстрее отберет нужные карточки и не допустит при этом ошибки.

«Диалоги по телефону»

Игровая задача: научить детей правильно набирать номер по телефону и давать точные и четкие ответы на вопросы.

Образовательная задача: способствовать запоминанию детьми общепринятых правил разговора по телефону, в том числе с дежурными экстренных служб.

Правила игры: дети по очереди выбирают карточки с номерами телефонов экстренных служб: 01, 02, 03, 04. Воспитатель рассказывает предысторию чрезвычайной ситуации (3-4 предложения) и дает задание ребенку, в зависимости от конкретного случая, вызвать по игрушечному телефону ту или иную службу. Задание считается выполненным, если по рассказу ребенка можно понять, куда и с какой целью должна приехать та или иная служба. (Роль дежурного выполняет воспитатель).

 «Если возникает пожар»

Игровая задача: учить детей в рифму заканчивать стихотворение-загадку.

Образовательная задача: закрепить знания детей о правилах безопасного обращения с огнем.

Правила игры: дети, взявшись за руки, образуют круг, в его центре стоит воспитатель с воздушным шариком (мячом) в руках. Он произносит строки стихотворения и, делая паузу на последнем слове, передает шарик (мяч) ребенку, который быстро досказывает слово и возвращает шарик воспитателю.

Этот шар в руках не даром.

Если раньше был пожар,

Ввысь взмывал сигнальный шар –

Звал пожарных в бой с пожаром.

Где с огнем беспечны люди,

Где взовьется в небо шар,

Там везде грозить нам будет

Злой, безжалостный …  (пожар).

Раз, два, три, четыре –

У кого пожар в… ( квартире)?

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил … (утюг)?

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил белье над … (газом).

Пламя прыгнуло в траву.

Кто у дома жег … (листву).
Дым увидел – не зевай

И пожарных … (вызывай).

Помни, каждый гражданин –

Этот номер … (01)!

 

«Хорошо – плохо»

Цель: формировать представления о полезных и вредных свойствах огня. Развивать логическое мышление, память, внимание.

 Ход игры: ребёнку показывается картина, изображающая различные виды применения огня (и хорошего и плохого).Детям раздают карточки с изображением огня и предметов, связанных с огнём (спички, дрова, газовая плита, керосиновая лампа ит.д.) дети должны расположить карточки на картине – в нужное место.

 «Лото - пожарная безопасность»

Цель: с помощью сюжетных картинок формировать представление детей об опасных ситуациях во время пожара; умение вести себя правильно в возникшей опасной ситуации. Развивать внимание, логическое мышление, связную речь. Воспитывать чувство ответственности.

Ход игры: воспитатель раздаёт игрокам карточки, расчерченные на 10 пустых прямоугольников (игровые поля), затем показывает детям сюжетную картинку с изображением ситуации при пожаре( мальчик играет спичками, девочка выбежала на балкон горящей квартиры, оставлен утюг без присмотра, дети включили ёлку и т.д.). Ребёнок, правильно охарактеризовавший ситуацию, закрывает картинкой пустое игровое поле. Выигрывает тот , у кого окажется больше закрытых полей.

«Карточная викторина»

Цель: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать чувство ответственности.

Ход игры: воспитатель раскладывает на столе, или кладёт в красиво оформленную коробочку корточки с вопросами на тему правил поведении во время пожара. Ребёнок, правильно ответивший на вопрос, получает фишку. Выигрывает тот, у кого при по окончании игры окажется больше фишек.

Варианты вопросов:

- Назови возможную причину пожара;

- как правильно вызвать пожарных;

- что делать, если во время пожара нет возможности вызвать пожарных, и пути из дома отрезаны пожаром;

- можно ли заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных;

- что нужно делать, если в доме запахло газом;

- можно ли прятаться в шкафу или под столом во время пожара;

- можно ли поджигать тополиный пух;

- можно ли во время пожара устраивать сквозняк, открывая одновременно все окна и двери;

- можно ли использовать лифт во время пожара в доме;

- что нужно спасать во время пожара в первую очередь: деньги, документы или себя;

- как правильно покинуть задымлённое помещение;

- можно ли играть спичками и зажигалками и почему.

«Назови причины пожара»

Цель: формировать знания о причинах пожара .Развивать внимание, память, речь. Воспитывать ответственность.

Ход игры: из предложенных воспитателем сюжетных картинок ( дети собирают осенние листья, дети вешают горящие свечи на ёлку, мальчик в шкафу играет спичками, дети поливают цветы и т. д.) ребёнок должен выбрать те ситуации, которые могут стать причиной пожара и аргументировать свой ответ, за что получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек к концу игры.

«Выбери нужное»

Цель: формировать знания детей о предметах, необходимых при тушении пожара, правилах их использования. Закреплять знания о предметах, которые могут вызвать пожар. Развивать речь, память, логическое мышление. Воспитывать чувство ответственности.

Ход игры: ребёнку предлагается набор предметных картинок (огнетушитель .ведро с водой. Телевизор. Телефон, ящик с песком, электроразетка, пожарный шланг, керосиновая лампа, шлем пожарного, зажигалка, газовая плита, противогаз) из которых он должен выбрать используемые при тушении пожаров и являющиеся причиной возникновения пожара. Правильно ответивший, получает фишку. Выигрывает игрок, получивший большее количество фишек.

«Доскажи словечко»

Цель: закреплять знания о мерах предотвращения пожара. Развивать словарь, внимание, память.

Ход игры: воспитатель вместе с детьми встаёт вкруг, передаёт красный мяч ребёнку который должен закончит стихотворную строку.

Где с огнём беспечны люди,

Там взовьётся в небе шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой…….(пожар)

Раз, .два, три, четыре.

У кого пожар в …..(квартире)

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил…..( утюг)

Красный отблеск побежал.

Кто со спичками……(играл)

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил бельё над …(газом)

Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дому жог…(траву)

Кто в огонь бросал при этом

Не знакомые …(предметы)

Помни каждый гражданин:

Этот номер:….(01)

Дым увидел- не зевай.

И пожарных ….(вызывай)

«Четвёртый лишний»

Цель: закреплять знания о предметах которые могут стать причиной возникновения пожара .развивать логическое мышление, обогащать словарный запас детей.

Ход игры: из четырёх предложенных картинок изображенных на одной карточке ребёнок выбирает лишнюю связанную или не связанную с пожаром. Пример – кипятильник, расчёска, кастрюля, шкатулка; ковёр, телевизор, картина, стул и т. д.)

«Сложи картинку»

Цель: закреплять знания о правилах поведения во время пожара. Развивать воображение, логическое мышление, мелкую моторику руки. Воспитывать усидчивость.

Ход игры: ребёнок должен сложить разрезанную на 8-10 частей картинку с изображенной ситуацией при пожаре.

 «Найди ответ»

Цель: Закрепить знания о правильных действиях при возникновении пожара.

Ход игры: вопросы и ответы предлагаются в виде картинок (на одном подносе вопросы, на другом – ответы). К каждой ситуации необходимо подобрать правильный ответ.

Ситуации                                                         Ответы

Возник пожар.                                     Звони по телефону «01».

В комнате много дыма.                      Пробирайся ползком к выходу.

На тебе горит одежда.                        Падай на пол и катайся.

Задымился телевизор.                        Отключи, накрой одеялом.

Горит старая трава.                             Забросай землей, залей водой.

Почувствовал запах газа.                   Открой окно, позвони «04».

Трудно дышать от едкого дыма.       Дыши через мокрую тряпку.

«Разложи по порядку»

Цель: Ознакомить детей с порядком действий при пожаре.

Ход игры: используются карточки с изображениями:

• Сообщение по телефону «01» о пожаре;

• Эвакуация людей;

• Тушение пожара взрослыми до приезда пожарных, если это не опасно;

• Встреча пожарных;

• Работа пожарных;

Дети должны разложить карточки в нужном порядке и рассказать об изображенных на них действиях.

«С чем можно играть»

Цель:• Развивать внимание, мышление

• Закреплять знания о пожарной безопасности.

Ход игры: перед детьми карточка с нарисованными на ней предметами. Ведущий называет предмет и спрашивает, можно с ним играть или нет. Если можно, то ребенок закрывает предмет желтым кружком. Если нельзя – черным. При этом ребенок должен объяснить, почему нельзя играть с тем или иным предметом.

 «Опасные предметы – источники пожара»

Цель: научить детей среди опасных предметов находить те, которые очень часто являются причиной пожара. Развивать логическое мышление.

Ход игры: детям раздаются карточки, на которых изображены огнеопасные предметы и просто опасные предметы. Например: свеча, утюг, бенгальские огни, печка, пила. Нужно убрать карточку с изображением предмета, который не представляет угрозы для возникновения пожара.

 «Отгадай слово»

На улице столбом, в избе скатертью. (Дым)

Рыжий зверь в печи сидит, Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злобы ест дрова

Целый час, а может два. (Огонь)

Это темный – темный дом.

Сто сестричек жмутся в нем.

И любая из сестер

Может вспыхнуть, как костер. (Коробок спичек)

То назад, то вперед

Ходит – бродит пароход.

Остановишь – горе,

Продырявит море. (Утюг)

С языком, а не лается,

Без зубов, а кусается. (Огонь)

Кто опасен всей округе

Знойным днем, в шальную вьюгу?

Кто оставит нас без крова,

Без пальто в мороз суровый? (Пожар)

От огня бывает

И от огня сгорает. (Уголек)

Огневые стрелы пускает,

Никто их не поймает. (Молния)

В одном амбаре сто пожаров. (Коробок спичек)

В брезентовой куртке и каске,

Забыв про кольчужную бронь,

Решительно и без опаски

Бросается рыцарь в огонь. (Пожарный)

Что встретит – пожирает.

Но если дать ему воды,

Он мигом погибает. (Огонь)

Вокруг глаз и рук вьется,

А в руки не дается (Дым)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия в пожарную часть (вторая младшая группа) в рамках краткосрочного проекта "Огонь - друг, огонь - враг"

Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человече...

Психологический проект "Огонь-друг, Огонь-враг".

Задачи:Формировать системные представления об окружающем мире, о роли и месте электрических приборов и предметов домашнего обихода в жизни человека.Формировать чувство повышенной опасности огня....

Проект "Огонь друг,огонь-враг"

Социальное партнёрство педагогов.родителей по формированию у детей страшего дошкольного возраста правил ППБ в проектной деятельности...

Проект "Огонь-друг, огонь-враг"

Работа по ЗОЖ "Все о правилах пожарной безопасности"...

проект "Огонь друг. Огонь - враг."

Любопытство детей, часто ставят их перед реальными опасностями. С каждым годом возрастает число пострадавших детей от пожара, которые происходят по их вине. Дети дошкольного возраста не знают назначен...

Педагогический проект "Огонь друг или враг?"

Детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необх...

Педагогический проект "Огонь - друг, огонь - враг"

Педагогический проект для детей и родителей старшей группы...