Главные вкладки

    Консультация для педагогов на тему: «Организация и методика проведения прогулки в детском саду в соответствии с ФГОС ДО».
    консультация по обж

    Голованова Елена Александровна

    «Организация и методика проведения прогулки в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл organizatsiya_progulki.docx44.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для педагогов на тему:

    «Организация и методика проведения прогулки в детском саду в соответствии с ФГОС ДО».

    1. Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста. 

    Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления. Поэтому наиболее близкие и естественные для детей виды деятельности, такие как игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, наблюдение, детский труд занимают в ходе прогулки особое место.

    На прогулке необходимо интегрирование таких образовательных областей, как «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Интеграция возможна в процессе освоения сенсорных эталонов при овладении правилами безопасного поведения, речевыми умениями, опытом общения с детьми и взрослыми, отражении в подвижных играх различных сюжетов, обыгрывании действий персонажей сюжетно-ролевых игр, формировании привычки чередовать малоподвижные виды деятельности с активными двигательным отдыхом, расширении представлений о человеке, его окружении, благоприятных условиях жизни.

    а) Основные задачи прогулки.

    • Прогулка – режимный момент жизнедеятельности детей в Детском саду.
    • Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое иумственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.
    • Задачи прогулки: - оказывать закаливающее воздействие на организм в естественныхусловиях; - способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста; - оптимизировать двигательную активность детей; - способствовать

    познавательно-речевому, художественно-эстетическому, социально-личностному развитию детей.

    • Виды прогулки (по месту проведения):

    - на участке Детского сада;

    - пешеходные прогулки за пределы участка Детского сада (старший дошкольный возраст на расстояние до двух километров);

    - в функциональных помещениях Детского сада (в актированные дни).

    •  Виды прогулок (по содержанию):

    - традиционная;

    - тематическая;

    - целевая (проводится со 2-й младшей группы с выходом за пределы участка детского сада);

    - экскурсия (проводится систематически со средней группы не менее 1 раза в месяц);

    - поход, пеший переход (с детьми старшего дошкольного возраста).

    • Значение прогулки для развития детей.

    - развивает умственные способности и наблюдательность: получают много новых впечатленийи знаний об окружающем; узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость между явлениями в природе.

    - дает возможность знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями, трудом

    взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги и т.д.

    - удовлетворяет естественную биологическую потребность ребенка в движении (а движения

    детей усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит.

    - дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся подвижными, ловкими,

    смелыми, выносливыми.

    - у детей вырабатывается двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система,

    повышается жизненный тонус.

    - на прогулке решаются задачи умственного, нравственного, физического, трудового и

    эстетического воспитания.

    б) Интеграция образовательных областей при проведении прогулки в соответствии сФГОС.

    Значение прогулки в настоящее время увеличивается, в связи с тем, ФГОС дошкольногообразования предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках занятий, но и при проведении режимных моментов.

    В ходе прогулки возможно интеграция различных образовательных областей, таких как«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,

    «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

    Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (илипроцесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса (информация на мольберте).

    Задачи образовательной области «Физическое развитие»:

    - приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе

    связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);

    - формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

    - становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных

    привычек и др.).

    Формы, через которые решаются задачи образовательных областей: в ходе подвижных игр с детьми и развития основных движений и составляют одно направление – физическое развитие.

    Задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:

    - усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные

    ценности;

    - развитие общения и взаимодействия ребенкасо взрослыми и сверстниками; - становление

    самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

    - развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

    формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

    - формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

    - формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

    Формы, через которые решаются задачи образовательных областей: в ходе

    трудовых поручений, ознакомления с трудом взрослых, наблюдений, самостоятельной игровой деятельности, дидактических игр с детьми.

    Задачи образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие»:

    - развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

    - формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;

    - формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля какобщем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира;

    - владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;

    - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

    - развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

    - знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

    - формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

    Формы, через которые решаются задачи образовательных областей: в ходе подвижных игрс детьми, трудовых поручений, ознакомления с трудом взрослых, наблюдений, экспериментирования с предметами окружающего мира, целевых прогулок, самостоятельной игровой деятельности, дидактических игр с детьми.

    Задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»:

    - развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

    - становление эстетического отношения к окружающему миру;

    - формирование элементарных представлений о видах искусства;

    - восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

    - стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

    - реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

    Формы, через которые решаются задачи образовательных областей: в ходе

    хороводных игр с детьми, трудовых поручений, ознакомления с трудом взрослых, наблюдений, экспериментирования с предметами окружающего мира, целевых прогулок, самостоятельной игровой деятельности, дидактических игр с детьми и составляют одно направление – художественно-эстетическое развитие.

    Содержательные связи между разными разделами программы позволяют воспитателюинтегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Например, расширяя представления детей о природе, педагог воспитывает у детей гуманное отношение к живому, побуждает к эстетическим переживаниям, связанным с природой, решает задачи развития речи, овладения соответствующими практическими ипознавательными умениями, учит отражать впечатления о природе в разнообразной игровойдеятельности, а знания о потребностях животных и растений становятся основой для овладения способами ухода за ними. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

    Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использованиенаглядно-практических методов и способов организации деятельности детей напрогулке:наблюдений, экскурсий, элементарных опытов, экспериментирования, игровыхпроблемных ситуаций и прочее.

    Примеры опытов и поисковых действий, которые вы используете в работе с детьми

    в ходе прогулки.

    - «Тонет - не тонет» - испытывают на «плавучесть» игрушки из разного материала;

    - «Цветные льдинки» - замораживают окрашенную воду в разных формочках и украшают

    льдинками постройки из снега;

    - «Делаем дорожки и узоры на песке» - дети тонкой струйкой сыплют песок на землю,

    асфальт, цветную бумагу из малой лейки без наконечника, или ведерка с дырочкой на дне,

    кулечка с небольшим отверстием, делая разные узоры;

    - «Делаем фигурки» - дети экспериментируют с разными формочками и материалами: мокрый и рассыпчатый снег, влажный и сухой песок;

    - «Цветной снег» - дети поливают уплотненный снег, тонкой стрункой окрашенной воды,

    рисуя узоры;

    - «Разные ножки бегут по дорожке» - дети экспериментируют, отпечатывая следы разной

    обуви на снегу, оставляя отпечатки игрушек с колесами или полозьями, изображают «трактор», протаптывая узкие и широкие дорожки игрушек;

    - «Волшебная вода» - смешивают подкрашенную воду и получают разнообразные «волшебные» цвета и оттенки;

    - «Ледяные узоры» - замораживание в воде узоров из камушков, бусинок, листьев и рассматривание их;

    - «Освобождение из плена» - размораживание различными способами маленьких игрушек, замороженных во льду «ледяной колдуньей».

    - «Снежные фигуры» - лепка из снега снежных баб, снегурочек. Зайчиков, играют в «снежное царство»;

    - «Мир меняет цвет» - рассматривание окружающей природы, предметов через стекла разного цвета.

    Такое взаимодействие с педагогом помогает детям быстрее становиться самостоятельными и чувствовать себя компетентными.

    При организации прогулки следует соблюдать разумное чередование совместной деятельности с воспитателем и самостоятельной деятельности детей, специально организованных образовательных ситуаций и свободной игровой и практической деятельности по выбору детей, физических и умственных нагрузок, активной деятельности и отдыха.

    3. Требования к организации и проведению прогулки.

    а) Требования к оборудованию и содержанию территорий дошкольных

    образовательных организаций

    • Оборудование и санитарное содержание участка должно соответствовать требованиям п. 3СанПин 2.4.1.3049-13
    • Территорию дошкольной образовательной организации по периметру рекомендуетсяограждать забором и полосой зеленых насаждений. Озеленение деревьями и кустарникамипроводят с учетом климатических условий.Территорию рекомендуется озеленять из расчета 50% площади территории, свободной отзастройки. Для районов Крайнего Севера, а также в городах в условиях сложившейся (плотной)городскойзастройки допускается снижение озеленения до 20% площади территории, свободной от застройки.Зеленые насаждения используются для разделения групповых площадок друг от друга иотделения групповых площадок от хозяйственной зоны.При озеленении территории не проводится посадка плодоносящих деревьев и кустарников,ядовитых и колючих растений.При проектировании дошкольных образовательных организаций на территории выделяетсяместо для колясок и санок, защищенное навесом от осадков.
    • Паводковые и ливневые воды отводятся от территории дошкольной образовательнойорганизации для предупреждения затопления и загрязнения игровых площадок для детей.
    • Территория дошкольной образовательной организации должна иметь наружноеэлектрическое освещение. Уровень искусственной освещенности во время пребывания детей натерритории должен быть не менее 10 лк на уровне земли в темное время суток.
    • Уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха на территории дошкольныхобразовательных организаций не должны превышать допустимые уровни, установленные длятерритории жилой застройки.
    • На территории дошкольной образовательной организации выделяются игровая и

    хозяйственная зоны.

    • Зона игровой территории включает в себя групповые площадки - индивидуальные длякаждой группы (рекомендуемая площадь из расчета не менее 7,0 кв. м на 1 ребенка для детей младенческого и раннего возраста (до 3-х лет) и не менее 9,0 кв. м на 1 ребенка дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет)) и физкультурную площадку (одну или несколько). Для районов Крайнего Севера, а также в городах в условиях сложившейся (плотной) городской застройки допускается сокращение площади игровых площадок до 20% при условии соблюдения принципа групповой изоляции и обеспечении удовлетворения потребности детей в движении и соответствующем развитии. В условиях сложившейся (плотной) городской застройки с учетом режима организации прогулок допускается использование совмещенных групповых площадок. Для дошкольных образовательных организаций, оказывающих услуги по присмотру и уходу за детьми, режим работы которых составляет более 5 часов в день, должны предусматриваться оборудованные места для прогулок детей и занятий физкультурой. Для прогулок могут быть использованы территории скверов, парков и другие территории, приспособленные для прогулок детей и занятий физкультурой.
    • Продолжительность инсоляции групповых и физкультурных площадок дошкольныхобразовательных организаций определяется в соответствии с гигиеническими требованиями к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий.
    • Покрытие групповых площадок и физкультурной зоны должно быть травяным, сутрамбованным грунтом, беспыльным, либо выполненным из материалов, не оказывающихвредного воздействия на человека.
    • Для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадкиустанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 1 кв. м на одного ребенка. Длягрупп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 20 кв.м.Допускается устанавливать на прогулочной площадке сборно-разборные навесы, беседки дляиспользования их в жаркое время года.Теневые навесы рекомендуется оборудовать деревянными полами (или другимистроительными материалами, безвредными для здоровья человека) на расстоянии не менее 15см от земли. Теневые навесы для детей младенческого и раннего возраста и дошкольного возраста вI, II, III климатических районах ограждаются с трех сторон, высота ограждения должна быть неменее 1,5 м.Рекомендуется в IА, IВ, IГ климатических подрайонах вместо теневых навесовоборудовать отапливаемые прогулочные веранды из расчета не менее 2 кв. м на одного ребенкас обеспечением проветривания веранд.Навесы или прогулочные веранды для детей младенческого и раннего возраста до 2лет допускается пристраивать к зданию дошкольной образовательной организации ииспользовать как веранды для организации прогулок или сна. Теневые навесы (прогулочныеверанды), пристраиваемые к зданиям, не должны затенять помещения групповых ячеек иснижать естественную освещенность.
    • Для хранения игрушек, используемых на территории дошкольных образовательных

    организаций, колясок, санок, велосипедов, лыж выделяется специальное место. Игровые и физкультурные площадки для детей оборудуются с учетом их роста возрастных особенностей.Игровое оборудование должно соответствовать возрасту детей и быть изготовлено изматериалов, не оказывающих вредного воздействия на человека.

    • Ежегодно, в весенний период, на игровых площадках проводится полная смена песка.Вновь завозимый песок должен соответствовать гигиеническим нормативам попаразитологическим, микробиологическим, санитарно-химическим, радиологическим

    показателям. Песочницы в отсутствие детей необходимо закрывать во избежание загрязненияпеска (крышками, полимерными пленками или другими защитными приспособлениями). Приобнаружении возбудителей паразитарных болезней проводят внеочередную смену песка.

    • Уборка территории проводится ежедневно: утром за 1 - 2 часа до прихода детей или

    вечером после ухода детей.При сухой и жаркой погоде полив территории рекомендуется проводить не менее 2 раз в день.В зимнее время рекомендуется проводить очистку территории от снега по мере необходимости,территорию допускается посыпать песком, использование химических реагентов недопускается.

    4 Требования безопасности при организации прогулок на участке Детского сада.

    • Перед выходом детей на прогулку дворник осматривает территорию участка на предметсоответствия требованиям безопасности в соответствии со своей должностной инструкцией.
    • Решение о проведении, отмене или сокращении времени прогулки на свежем воздухепринимает заместитель заведующего по учебно-воспитательной и методической работе наосновании графика определения погодных условий для установления возможности отменыпрогулок на улице с воспитанниками Детского сада, фактического состояния погодныхусловий, наличия или отсутствия загазованности воздуха, и доводит его до сведениявоспитателей и заведующего Детского сада.
    • Перед выходом на прогулку работники Детского сада, занятые одеванием детей, должныследить, чтобы дети не оставались долго одетыми в помещении во избежание перегрева.Следить за исправностью и соответствием одежды и обуви детей микроклимату и погоднымусловиям.
    • В случае повышения содержания посторонних газов в воздухе во время прогулки,

    воспитатель должен немедленно завести детей в помещение.

    • При проведении прогулки воспитатель следит, чтобы дети не уходили за пределы участкаДетского сада. В случае самовольного ухода ребенка немедленно сообщить о случившемсязаведующему Детского сада, который организует поиски ребенка, ставит в известностьУправление, милицию, родителей в соответствии со схемой оповещения.
    • В процессе прогулки воспитатель должен обучать детей навыкам безопасного поведения,правилам безопасного обращения с различными предметами.
    • При выборе игр воспитатель должен учитывать психофизиологические особенности детейданного возраста, площадь прогулочного дворика.
    • При раскачивании карусели следить, чтобы рядом не было других детей.
    • Запрещается: - оставлять детей одних, без присмотра работников Детского сада; -

    использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.

    • О каждом несчастном случае с ребенком воспитатель должен немедленно известить

    руководителя, родителей, при необходимости привлечь медицинский персонал Детского сададля оказания первой медицинской помощи. Организовать доставку ребёнка в травмпункт.

    Требования к подготовке и возвращению с прогулки.

    • Подготовка и возвращение с прогулки:
    • Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение

    гигиенических процедур: чистку носа, посещение туалетной комнаты.

    • Одевать и раздевать детей при подготовке и возвращении с прогулки необходимо по

    подгруппам:

    - воспитатель выводит в приемную одеваться первую подгруппу детей. В эту подгруппу

    следует включать медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками самообслуживания;

    - младший воспитатель проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и выводитдетей в приемную;

    - воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а младший воспитатель

    заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю;

    - в помощь при одевании в каждую группу раннего и младшего дошкольного возраста

    закрепляются сотрудники из числа рабочего и медицинского персонала Детского сада согласноприказу заведующего Детского сада;

    - детей с ослабленным здоровьем рекомендуется одевать и выводить на улицу со второй

    подгруппой, а заводить с прогулки с первой подгруппой.

    • Во избежание перегревания детей необходимо придерживаться порядка одевания: в

    начале дети одевают колготки, гамаши, затем кофты, комбинезон, обувь и лишь в последнююочередь шапки, верхнюю одежду и шарф.

    • Возвращаются дети с прогулки также по подгруппам. Младший воспитатель забирает сучастка первую подгруппу детей. Дети второй подгруппы продолжают гулять еще в течение10—15 минут с воспитателем.
    • Младший воспитатель помогает детям развязать шарф, расстегнуть и снять верхнюю

    одежду, сложить одежду в шкафчик. Раздевшись, дети спокойно идут в группу и играют.

    • 2.3.1.6. В летний период после возвращения детей с прогулки необходимо организоватьгигиеническую процедуру – мытьѐ ног.
    • Требования к одежде детей:

    - в любое время года одежда и обувь должна соответствовать погоде на данный момент и недолжна перегревать или переохлаждать детей;

    - при колебаниях температуры от +3 до -3°С и слабом ветре одежда детей должна состоять изтрех слоев, включая белье. Верхняя одежда состоит из утепленной куртки, брюк или гамаш; наногах утепленные ботинки;

    - при температуре от -4 до -10°С детям надевают зимнюю куртку или пуховик при трех слояходежды. - при более низких температурах рекомендуется увеличивать количество слоев одеждыдо четырех или пяти в зависимости от теплозащитных свойств верхней одежды. - в летнийпериод во избежание перегрева детям надевают легкие головные уборы.

    •  Порядок хранения одежды в шкафчике: на верхней полке кладется шарф, шапка. Кофта,гамаши, колготки, тѐплые штаны, верхнюю одежду вешают на крючок. Рукавички на резинкедолжны быть продернуты через рукава и вешалку верхней одежды. Обувь ставят на нижнююполку, сверху кладут носки.

    Требования к содержанию прогулок на участке Детского сада.

    • Прогулка должна состоять из следующих структурных элементов:

    - наблюдение;

    - двигательная активность: подвижные, спортивные игры, спортивные упражнения;

    - индивидуальная работа по различным направлениям развития воспитанников;

    - трудовые поручения;

    - самостоятельная деятельность детей.

    • Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в

    зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем

    повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то вначале прогулки

    проводятся подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до прогулки было

    физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начинается с наблюдения или спокойной

    игры.

    • Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и

    осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.

    • Содержание прогулок определяется программой по ознакомлению детей с окружающим с

    учетом предшествующей деятельности детей, педагогических и оздоровительных задач, и

    строится в соответствии с календарным планированием в каждой возрастной группе.

    • Организация наблюдений: процесс наблюдения может быть организован за объектами ипогодными явлениями. При планировании наблюдений воспитатель продумывает:оборудование и материалы, используемые по ходу наблюдения, размещение детей; приемыпривлечения внимания детей к наблюдению (сюрпризные моменты, загадки, постановкапознавательной задачи, проблемная ситуация); приемы активизации умственной деятельности(поисковые вопросы, действия, сравнение, использование детского опыта).
    •  Организация двигательной активности.
    • В двигательную деятельность детей на прогулке следует включать:

    - подвижные игры и физические упражнения на утренней прогулке: в младшей группе – 6-10мин, в средней группе – 10-15 мин, в старшей и подготовительной группах – 20-25 мин. Навечерней прогулке: в младшей и в средней группах – 10-15 мин, в старшей и подготовительнойгруппах – 12-15 мин. Подвижные игры можно дополнять или заменять, спортивнымиупражнениями или в старшем дошкольном возрасте спортивными играми, играми с элементамисоревнований. К спортивным упражнениям относятся: катание на санках, на лыжах, катание навелосипедах, самокатах. К спортивным играм относятся: городки, баскетбол, пионербол,бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей;

    - организацию самостоятельной двигательной активности. Характер и продолжительность

    зависят от индивидуальных потребностей и интересов детей, развивающей среды;

    - индивидуальные задания (в соответствие с календарным планированием).

    • В зависимости от погодных условий двигательная деятельность детей на воздухе можетбыть различной интенсивности, чтобы дети не переохлаждались или не перегревались. Всѐ этонеобходимо продумывать воспитателю перед выходом на прогулку, ориентируясь наконкретные метеоусловия.
    • Нельзя допускать, чтобы на прогулке дети находились длительное время без движений.Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которыхследует вовлекать в подвижные игры.
    • Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце

    утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся

    перевозбуждёнными, что отрицательно сказывается на характере их дневного сна, увеличиваетдлительность периода засыпания, может быть причиной снижения аппетита.

    • Особенности организации двигательной активности на прогулке в зимний период:

    - в холодный период года, воспитателю необходимо следить за тем, чтобы дети дышали носом.Носовое дыхание содействует формированию у детей умения правильно дышать,

    предупреждает заболевания носоглотки;

    - при низких температурах воздуха нецелесообразно организовывать игры большой

    подвижности, так как они приводят к форсированию дыхания, когда дети начинают дышать

    ртом. Не следует также в этих условиях проводить игры, требующие произнесения детьми вполный голос четверостиший, припевок, какого-либо текста.

    • Организация индивидуальной работы: в соответствии с календарным планированиемвоспитатель осуществляет индивидуальную работу по познавательно-речевому, социально-личностному, физическому или художественно-эстетическому развитию детей. С этой цельюподготавливает все необходимые материалы и оборудование.
    • Трудовые поручения: воспитатель привлекает детей к сбору игрушек, оказанию

    посильной помощи по наведению порядка на участке после прогулки, уход за растениями и т.д.

    • В зависимости от целей и задач прогулки воспитатель готовит необходимый выноснойматериал, пособия для различных видов детской деятельности, соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям.
    • Воспитатель должен руководить самостоятельной деятельностью детей: обеспечить имполную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначением,осуществлять постоянный контроль за деятельностью детей на протяжении всей прогулки.

    Требования к организации прогулок за пределами участка Детского сада.

    • Планирование прогулок за пределы участка начинают со 2 младшей группы.
    • Содержание прогулок определяется программой по ознакомлению детей с окружающим.
    • При подготовке к прогулке воспитатель должен предварительно осмотреть место

    прогулки, маршрут следования, согласовывать с заведующим. Маршрут движения группы

    должен предусматривать возможно меньшее число пересечений проезжей части и, по

    возможности, использование только регулируемых переходов.

    • Заведующий, или заместитель заведующего по учебно-воспитательной и методическойработе, назначенный приказом, проводит целевой инструктаж с записью в Журнале целевогоинструктажа по организации прогулок и экскурсий за пределы участка Детского сада со всемиработниками, , сопровождающими детей, согласовывает общее количество детей,отправляющихся на прогулку.
    • В случае дальней прогулки важно предусмотреть необходимое количество взрослых израсчета один взрослый на 15 детей. Воспитатель должен предварительно осматривать маршрутследования и согласовывать его с заведующим Детского сада.
    • Если по каким-то причинам дети из группы остались в Детском саду, они по указаниюзаведующего Детским садом должны находиться под присмотром определенного работника, накоторого возможно возложение ответственности за жизнь и здоровье детей.
    • Детей во время пеших прогулок, экскурсий за пределы участка Детского сада должнысопровождать не менее двух взрослых. Один из сопровождающих назначается старшим.
    • Дети строятся в колонну по два и берут друг друга за руки. Во время движения колоннойв руках у детей не должно быть никаких предметов или игрушек.
    • Один из сопровождающих колонну находится впереди группы, второй - позади.
    • Каждый из сопровождающих должен иметь красный флажок. Группа должна быть

    обозначена красными флажками, которые несут первая и последняя пары детей.

    • Группа детей должна двигаться по тротуару или пешеходной дорожке, придерживаясьправой стороны. Если тротуар или пешеходная дорожка отсутствует, разрешается вести группудетей по левой обочине навстречу движению транспортных средств. Движение по обочинеразрешается только в светлое время.
    • Перед пересечением проезжей части группу следует остановить на тротуаре, чтобы

    растянувшийся строй сгруппировался.

    • Пересекать проезжую часть разрешается только по обозначенным пешеходным

    переходам, а если их нет - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

    • На регулируемом переходе пересечение проезжей части разрешается только по

    разрешающим сигналам светофора или регулировщика. Начинать движение можно только

    одновременно с включением разрешающего сигнала. Во время движения группы через

    проезжую часть дороги оба сопровождающих должны стоять на проезжей части по обеим еесторонам лицом навстречу движению транспортных средств с поднятыми красными флажками.В случае смены сигналов до окончания пересечения группой проезжей части сопровождающиеостаются на ней до окончания движения группы и покидают проезжую часть после последнейпары детей.

    • При пересечении проезжей части на нерегулируемых перекрестках и пешеходных

    переходах группу следует остановить на тротуаре. Перед началом перехода сопровождающиедолжны выйти на обе стороны проезжей части с поднятыми красными флажками, чтобыпривлечь внимание водителей, и, только убедившись, что их сигналы восприняты, старшийсопровождающий разрешает переход. Сопровождающие покидают проезжую часть послепоследней пары детей.

    • Пересечение проезжей части вне обозначенных пешеходных переходов илиперекрестков разрешается только как исключение, в одном случае: вне населенных пунктов приотсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка. Пересекать проезжую часть

    разрешается под прямым углом к краю проезжей части и только на участках безразделительной полосы и ограждений, там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

    Перед началом пересечения группой проезжей части сопровождающие выходят на нее,становятся с поднятыми красными флажками лицом навстречу движению транспортных

    средств. Убедившись в безопасности перехода, старший сопровождающий подает команду,

    разрешающую начало перехода.

    • . Избегать прогулок по улицам с большим движением.
    • По окончании прогулки, экскурсии проверить наличие воспитанников, сообщить

    заведующему о возвращении.

     Требования к организации прогулки в помещениях Детского сада в дни отмены

    прогулки на улице.

    • В зимний период в соответствии с графиком определения погодных условий для

    установления возможности отмены прогулок на улице с воспитанниками Детского сада,

    исключается или сокращается (пункт 9.3. настоящего положения) время пребывания детей насвежем воздухе и в летний период при: загазованности, штормовом предупреждении (ветер).

    • В дни сокращения времени или отмены прогулок на свежем воздухе необходимо

    компенсировать недостаток двигательной активности детей хорошо продуманной организациейдинамической (двигательной) прогулки в помещениях Детского сада.

    • В содержание прогулки в приспособленных функциональных помещениях в летний

    период должны быть включены все структурные элементы (см. п. 5.) с учетом имеющихся

    условий.

    • Актированные дни планируются воспитателями в календарных планах воспитательно-образовательной деятельности на группах. Время, отведенное на прогулку, планируется свключением в нее различных видов детской деятельности (театрализованная, продуктивная,речевая, познавательно-игровая, двигательная и др.).
    • Двигательная активность детей в актированные дни компенсируется за счет проведениямузыкальных, физкультурных и динамических часов. Перенос, отмена динамического часа,физкультурного или музыкального занятия не допускается.
    • В соответствии с функциональной структурой здания Детского сада (минимальная

    площадь для двигательной активности и развития движений детей) динамические часы

    проводятся в музыкальном и спортивном залах. В летнее время для увеличения двигательнойактивности в Детском саду дополнительно организуются прогулочные веранды в закрытыхгрупповых помещений.

    • Динамические часы планируются воспитателями в календарных планах воспитательно-образовательной деятельности в соответствии с алгоритмом о проведении динамических часов.

     Требования к продолжительности прогулки. Режим длительности проведения

    прогулок на улице.

    • Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3 - 4 часа.

    Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в

    зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15 °C и скоростиветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.

    •  Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во

    вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой.

    • Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дняпредусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами дляприема пищи и сна.
    • График определения погодных условий для установления возможности отмены прогулокна улице с воспитанниками доводится до сведения родителей и размещается наинформационных стендах всех возрастных групп .
    • В зимний период прогулки на воздухе проводятся 2 раза в день в первую половину дня –до обеда, во вторую половину дня после дневного сна или перед уходом детей домой.

    Требования к игрушкам.

    • На прогулке должны быть игрушки, которые хорошо поддаются санобработке

    (пластмасса, резина, дерево, гипс, яркие краски которых не блекнут на воздухе).

    • Для игр выделяются красочно оформленные куклы, одежду которых дети сами могутлегко снять и постирать, кукол дети могут искупать.
    • Перечень игрушек, рекомендуемых детям для игр в теплое время годаДидактические игрушки: Сборно-разборные матрешки, пирамидки, лото.

    Моторные игрушки: Мячи и обручи трех размеров, пластмассовые шары, кегли, вожжи с

    бубенцами, каталки и коляски для кукол.

    Технические игрушки: Легковые, грузовые автомобили, пожарные и санитарные машины,

    молоковозы и фургоны, самосвалы с простейшими механизмами, пароходы, самолеты,

    вертолеты, ракеты. Телефон.

    Сюжетно-образные игрушки и все необходимое для развертывания игр в кукольном уголке:

    наборы кукол разных размеров, спальня, кухня, столовая, коробка для хранения кукольного

    белья, коробка для хранения сезонной кукольной одежды.

    Игрушки-наборы: домашние животные и птицы, лесные звери и птицы.

    Строительный материал: кое-что из набора М. Агаповой «Малыш» и пластмассовые

    конструкторы.

    Музыкальные игрушки: погремушки, колокольчики, бубны, органчики.

    Наборы игрушек для игр с песком и водой. Игрушки-забавы: озвученные волчки, народные

    игрушки-забавы, заводные игрушки.

    • Перечень игрушек для зимней прогулки:

    Сюжетные игрушки разных размеров: (медведи, зайцы, лисы, белки и пр.) и куклы в зимнейодежде, а к ним — саночки, коляски, каталки, грузовые машины, мячи, сумочки, корзиночки.

    • Храниться весь этот материал должен в специальном блоке, построенном на участке илиневдалеке от него.
    • Обработка игрушек проводится ежедневно после прогулки. Игрушки моют или стираютежедневно в конце дня, а в ясельных группах - 2 раза в день. Кукольная одежда стирается помере загрязнения с использованием детского мыла и проглаживается.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов на тему: «Организация и методика проведения прогулки в детском саду».

    «День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья"...

    Консультация для педагогов на тему«Организация и методика проведения прогулки в детском саду».

    Режим дня детского сада предусматривает ежедневное проведение дневной прогулки после нод и вечерней — после полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться...

    Консультация для педагогов на тему: «Организация и методика проведения прогулки в детском саду».

    Прогулка является одним из основных режимных моментов в детском саду, ее значение трудно переоценить. Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всесто...

    Консультация для педагогов на тему: «Организация и методика проведения прогулки в детском саду».

    Консультация для педагогов на тему: «Организация и методика проведения прогулки в детском саду»....

    Консультация для педагогов на тему: «Организация и методика проведения прогулки в детском саду».

    Консультация для педагогов на тему:«Организация и методика проведения прогулки в детском саду»....

    Консультация для педагогов на тему: «Организация и методика проведения прогулки в детском саду».

    Консультация для педагогов на тему:«Организация и методика проведения прогулки в детском саду»....

    Консультация для педагогов на тему: «Организация и методика проведения прогулки в детском саду».

    Консультация для педагогов на тему:«Организация и методика проведения прогулки в детском саду»....