Консультация для воспитателей Взаимодействие с родителями по обучению дошкольников правилам дорожного движения
методическая разработка по обж (подготовительная группа)

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_vzaimodeystviyu_s_roditelmi.docx32.97 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ОБУЧЕНИЮ

ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.

Подготовила: старший воспитатель Ушакова В.Т.

Умение  двигаться  по  улице,  соблюдать  правила  дорожного  движения необходимо  воспитывать  с  раннего  детства.  Детей  с  раннего  возраста привлекает  разнообразие  окружающего:  дома,  улицы,  движущиеся  по  ним пешеходы  и  транспорт.  Наблюдение  за  жизнью  улицы  само  по  себе  не обеспечивает  формирования  правильных  представлений  о  правилах дорожного  движения.  Детям  трудно  самостоятельно  познать  азбуку дорожного  движения,  разобраться  в  смене  сигналов  светофора,  понять  их смысл.  Эго  заставляет  своевременно  начать  обучение  детей  правилам поведения  на  улице.  Соблюдение  правил  –  это  результат  общей воспитанности.  Исследования  психологов  показывают,  что  у  детей наблюдается разрыв в теоретических знаниях и практическом их применении.

От  того,  насколько  ребенок  усвоит  правила  дорожного  движения  и

станет точно выполнять их, а не только держать в памяти, во многом зависит

его здоровье и жизнь. Поэтому  очень  важно  в данном  направлении  работы  с  дошкольниками сотрудничать с родителями.

Жизнь  детей,  их  здоровье,  забота  о  них  –  это  самый  важный  для  нас  вопрос.  Вырасти  им  дисциплинированными  пешеходами,  уберечь  их  от аварий, обязаны помочь все, кто непосредственно общается с детьми, это долг каждого взрослого. Прежде всего, родители должны быть личным примером, поэтому необходимо родителям напоминать о правилах дорожного движения через  рекомендации,  памятки,  информационные  листы  в  родительских уголках.  Необходимо  в  каждом  родительском  уголке  иметь  хорошо оформленный  уголок  инспектора  ГИБДД,  информация  которого  будет напоминать:

  •   нельзя  перебегать  дорогу  перед  близко  проходящим транспортом, так как это может повлечь за собой несчастный случай;
  • следует  уступать  дорогу  движущемуся  транспорту,  ведь водитель не сможет предотвратить беду;
  • надо  помнить,  что  водитель  и  пешеход  являются равноправными участниками движения;
  •  взаимоуважение водителя и пешехода  –  это безаварийность на дорогах, исключение дорожно-транспортных происшествий.

Важно  знать  и  взрослым,  и  детям,  что  наибольшее  число  дорожно-транспортных происшествий происходит по вине пешеходов. Причиной ДТП

являются:

  •   переход  перед  близко  идущим  транспортом;  переход  в запрещенном месте; невнимательность пешеходов;
  •   хождение по проезжей части при наличии тротуара.

Существует явная зависимость числа происшествий в городе от времени в  пределах  суток,  в  пределах  месяца  и  недели.  Наибольшее  число происшествий  происходит  в  часы  пик,  особенно  в  вечернее  время,  когда

пешеходы и водители устали.

Среди жертв дорожных происшествий более 20 %  —  дети в возрасте от 7 до 12 лет. Особенно часто случается несчастье в самые теплые дни весны и в начале  учебного  года,  сразу  же  после  учебных  каникул.  Происходит  это обычно недалеко от дома  –  примерно половина случаев в радиусе 600 метров от  дома.  

Поэтому очень важно, чтобы родители были активными участниками в процессе  обучения  детей  правилам  дорожного  движения.  Они  должны

закреплять  знания  детей,  полученные  в  детском  саду,  и  знакомить  детей  с правилами  безопасного  поведения  на  дороге.  Им  можно  рекомендовать  это сделать через наблюдение на дороге, через обсуждение с ребенком различных дорожных  ситуаций.  Умение  применять  правила  дорожного  движения воспитывается  у  детей  и  при  рассматривании  картин,  чтении  книг, выполнении  отдельных  несложных  поручений.  Читая  художественную литературу,  нужно  помнить,  что  правильное  восприятие  художественного произведения  зависит  от  уровня  детского  представления.  Поэтому  после чтения необходимо еще раз обратить внимание детей на то, что нельзя делать на дороге и на улице. Родителям следует рассказать, что к концу  дошкольного детства дети должны знать ответы на следующие вопросы:

1.  Из каких частей состоит улица?

2.  Что такое перекресток?

3.  Зачем нужны тротуары?

4.  Как пешеходы должны вести себя на тротуарах?

5.  Когда и где можно переходить улицу?

6.  Зачем нужен светофор?

7.  Что обозначает красный, желтый, зеленый цвета светофора?

8.  Почему  нельзя  перебегать  через  улицу  перед  идущим

автомобилем?

9.  Как надо вести себя при выходе из автобуса?

10.  Где можно кататься на велосипеде?

11.  Где пассажиры должны ожидать транспорт?

12.  Что обозначают дорожные знаки, для чего они нужны?

Чтобы  родитель  помог  ребенку  усвоить  правила  дорожного  движения, он и сам должен быть грамотным в этих вопросах; знать и соблюдать правила безопасного  движения,  быть  личным  примером,  так  как  за  жизнь  ребенка несет ответственность взрослый.

Для  того  чтобы  еще  раз  напомнить  родителям  о  некоторых  правилах поведения на дороге, разработаны рекомендации, с которыми педагоги могут познакомить  родителей, разместив памятки  о  ПДД,  буклеты  о  профилактике ДДТТ,    в  информационном  уголке  «Для  вас,  родители».  Родителям  можно предложить  познакомится  с  материалом  по  профилактике  ДДТТ  на  сайте МБДОУ.

Кроме информационных листов, памяток и рекомендаций,  с родителями

можно  взаимодействовать  и  через  общие  собрания,  через  семинары-практикумы, через мастер-классы, через участие родителей  в вечерах досуга с детьми по ПДД,  в акциях  «Внимание – дети!» (изготовление и проведение игр по  ПДД,  детских  маршрутов   совместно  с  родителями).  В  плане  работы детского  сада     по  профилактике  детского  дорожно-транспортного

травматизма    для  родителей  предусмотрены  различные  мероприятия: например,  встречи  с  инспектором  ГИБДД,  мастер-классы  для  родителей  «В ПДД играем  –  правила не забываем»,  «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»,  на которых родители могут повышать уровень своих компетенций по данной проблеме.

Среди  многих  интересных  методов  взаимодействия  с  родителями  на сегодняшний  день  выделяется  проектная  деятельность.  Это  очень эффективный  метод  взаимодействия  с  детьми,  который  позволяет дошкольникам  быть  активными  субъектами  образовательного  процесса.

Например, долгосрочный проект «Дорожная азбука».

Обучение  детей  правилам  дорожного  движения  будет  иметь  очень хорошие  результаты  только  тогда,  когда  дошкольник  совместно  со  своими родителями сможет пройти все круги информационного обеспечения. Главное для  воспитателей  и  родителей  в  приобщении  дошкольников  к  правилам дорожного  движения  –  донести  до  детей  смысл,  необходимость  знаний  и навыков  по  данной  проблеме.  И  всегда  необходимо  помнить,  что  ребенок учится законам дорог, беря пример с членов семьи, других взрослых.

ПОМНИТЕ!

Ребенок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Особенно пример папы и мамы учит дисциплинированному поведению на дороге не только вашего ребенка, но и других родителей.

БЕРЕГИТЕ РЕБЕНКА!

Оградите его от несчастных случаев на дороге.

 ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЕЗДКИ ДЕТЕЙ В АВТОБУСЕ,

 ПЕШЕХОДНОЙ ЭКСКУРСИИ

1. Группу детей, построенную не более чем в два ряда, разрешается водить только по тротуару или обочине дороги в сопровождении двух взрослых.

2. Желательно, чтобы в руках у детей не было никаких предметов или игрушек. Предметы и игрушки, которые при падении могут покатиться или

улететь по ветру, должны находиться у взрослого, сопровождающего группу.

3. Переходить улицу разрешается только в местах, где имеются линии или указатели перехода, либо на перекрестках по линии продолжения тротуаров. Воспитатель, дойдя до середины проезжей части, поднимает красный флажок, предупреждая водителей, что колонна детей переходит улицу, и держит его до тех пор, пока не перейдут все. Для более организованного перехода улиц младшими и средними группами рекомендуется использовать цветную веревочку, за которую по обе стороны должны держаться дети.

4. Перевозка детей разрешается только в автобусах.

5. К управлению автобусом допускается лишь опытный водитель, хорошо знающий трассу.

6. Число перевозимых детей должно строго соответствовать количеству посадочных мест.

Каждую группу должны сопровождать двое взрослых. Перед отправкой автобуса заведующий детским садом и воспитатели обязаны убедиться, что двери и окна закрыты.

6.Водитель автобуса может трогаться с места только с разрешения заведующего

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

КАТАНИЕ НА ВЕЛОСИПЕДЕ (САМОКАТЕ, РОЛИКАХ)

 В ЧЕРТЕ НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА

Спросите детей, у кого из них есть велосипед, самокат, ролевые коньки или скейт, кто когда-либо на них катался. Попросите рассказать, где, по их мнению, можно кататься, а где нельзя, какие правила нужно соблюдать.

Целесообразно также организовать обсуждение возможных опасных ситуаций, привлекая личный опыт детей, случаи из жизни.

Необходимо рассмотреть три вида ситуаций:

1. Опасных для самих детей, если они катаются на велосипеде, роликах по проезжей части улицы или двора

2. Опасных для пешеходов (например, можно наехать, толкнуть, обрызгать пешехода водой из лужи)

 3. И наконец, ситуации, связанные с падением, травмами. В результате беседы дети должны твёрдо усвоить следующие правила:

ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МОГУТ КАТАТЬСЯ НА ВЕЛОСИПЕДЕ, РОЛИКАХ, САМОКАТАХ  ТОЛЬКО В СОПРОВОЖДЕНИИ ВЗРОСЛЫХ, ВО ДВОРЕ - ПОД ПРИСМОТРОМ ВЗРОСЛЫХ

1. На велосипеде (роликовых коньках) можно кататься только по тротуару; нельзя выезжать на проезжую часть улицы или двора

 2. Катаясь, дети должны правильно вести себя по отношению к прохожим: вовремя подавать звуковой сигнал, соблюдать меры предосторожности (сбавлять скорость, объезжая маленьких детей, женщин с детьми, пожилых людей)

3. В случае ушиба или травмы при падении с велосипеда, самоката нужно зразу обратиться к кому-либо из взрослых для оказания первой помощи.

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Общие требования

Недостаточный уровень культуры поведения взрослых на улице, в общественном транспорте, нарушение ими правил дорожного движения приводит к таким же явлениям и у детей.

Перед родителями с информацией о состоянии и причинах детского травматизма в районе, городе должны выступать сотрудники автоинспекции. Воспитатели в разделе «Воспитываем пешехода» систематически должны выставлять материалы по обучению детей правилам поведения на улице, в общественном транспорте (папки-передвижки, ширмы).

-«Взрослые! Вам подражают!»

-«О значении обучения детей правилам дорожного движения».

-«Дисциплина на улице - залог безопасности пешеходов».

-«Внимание! Наступила зима!»

-«Как должны вести себя взрослые, находясь на улице с ребенком»:

ребенок на руках; ребенок на санках; посадка в автобус; поездка в автобусе; выход из автобуса за руку с ребенком; ваш ребенок носит очки и т.д.

 Воспитатель должен проконсультировать, провести беседу, организовать круглый стол» и анкетирование по теме.

Примерный перечень бесед, консультаций

-«О значении обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения».

-«О поведении в общественном транспорте».

-«Как научить ребенка безопасному поведению на улице? »

-«Пример родителей - один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице».

-«Пешеходом быть - наука!»

-«Этого могло не случиться».

-«Что нужно знать детям и родителям о правилах дорожного движения».

-«Улица требует к себе уважения».

-«Знаете ли вы особенности местоположения детского сада?» и др.

Воспитатели должны регулярно (один раз в полугодие) проводить совместные с родителями мероприятия, собрания. Они устраивают открытые занятия по теме, инсценировки, приглашают родителей поучаствовать в соревнованиях, КВН. Большой интерес представляет игра «Счастливый случай», где дошкольники демонстрируют знания о правилах движения, а родители делятся опытом воспитания у детей привычки культурного, грамотного поведения на улице, решают проблемные ситуации на дорогах, получают советы и рекомендации от сотрудников учреждения.

Воспитатели систематически организуют выставки детских поделок, аппликаций, рисунка по теме. Они должны ориентировать родителей на то, чтобы те постоянно решали с ребенком проблемные ситуации на дороге, настойчиво и терпеливо разъясняли ему правила пешехода и пассажира и сами были в этом примером.

Соблюдение детьми правил пешехода невольно дисциплинирует и родителей. Они еще активнее включаются в процесс воспитания и обучения ребенка, трудятся совместно с воспитателями, помогают в изготовлении атрибутов, дидактических игр.

Магнитофонная запись беседы с детьми Диалоги с детьми используются для прослушивания перед работой с родителями («круглый стол»,диспут и т.д.).

-Что обозначают сигналы светофора?

-По какой стороне тротуара надо идти?

-Какие дорожные знаки встречаются тебе по дороге в детский сад?

-Какие ты знаешь дорожные знаки и что они обозначают?

-Как надо вести себя в автобусе (троллейбусе)?

-Если ты уронил мяч и он покатился на дорогу, как ты поступишь?

-С кем ты переходишь дорогу (ее проезжую часть)?

-Когда ты переходишь дорогу с мамой, она тебя держит за руку?

-С мамой (папой) ты переходишь дорогу обязательно по пешеходному

переходу? Или иногда переходите прямо по дороге, где перехода нет?

-Где можно переходить улицу?

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ ПОГОДЫ

Материал помещается в папки-передвижки или ширмы для работы с родителями.

Пасмурный день

Повышается опасность для водителей и пешеходов. В такую погоду водителям плохо видно пешеходов и пешеходам плохо видно, стоит или движется машина. Надо быть очень осторожным. Внимательно осматривайте дорогу и улицу.

Внимание! Наступила зима...

Дороги стали скользкими, вполне можно упасть. Водителю трудно остановить машину. В такую погоду надо быть очень осторожным.

Идет снег...

Обратите внимание, что люди идут, подняв воротники, стекло машины залеплено снегом и водителю плохо видно пешеходов и светофор.

При дожде...

Надо быть очень осторожным, так как дорога становится мокрой и скользкой, можно упасть. Затормозить машине трудно. Когда идет дождь, стекло у нее бывает грязным, поэтому водителю плохо видно людей и светофор. Да и зонты мешают осматривать дорогу. Надо очень внимательно, не спеша переходить дорогу

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Используется перед родительским собранием

.-Всегда ли Вы правильно переходите проезжую часть дороги?

-Ведя ребенка в детский сад, Вы отпускаете его самостоятельно переходить дорогу (мостовую)?

-Обучаете ли Вы своего ребенка правилам поведения в транспорте?

-Знает ли Ваш ребенок, где находится школа, в которой он будет

учиться? Как туда идти, где переходить улицу, какие знаки встречаются по

дороге?

-Как Вы реагируете, если на Ваших глазах чужие дети нарушают правила дорожного движения?

-Хотелось бы Вам получить квалифицированную консультацию по воспитанию культуры поведения в общественных местах и на улице?

Ситуации для анализа

-Мама идет с сыном из детского сада по тротуару. Мальчик бежит впереди нее, где попало и мешает пешеходам. Мама не реагирует на это.

Вопрос. Как надо поступить маме?

-Мама с сыном идет по улице. На противоположной стороне мальчик видит папу и бросается к нему через дорогу.

Вопрос. Как надо было поступить маме?

-Мама идет с сыном по улице. Около ларька толпится народ. Мама отпускает руку ребенка и подходит к ларьку.

Вопрос. Как надо поступить маме?

-Папа идет с ребенком по тротуару. У ребенка в руке мяч. Мяч падает на дорогу. Ребенок бежит за ним. Вопрос. Как надо поступить папе?

аев на дорогах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Взаимодействие с родителями по обучению дошкольников правилам дорожного движения"

Умение двигаться по улице, соблюдать правила дорожного движения необходимо воспитывать с раннего детства. Детей с раннего возраста привлекает разнообразие окружающего: дома, улицы, движущиеся по ним п...

Консультация для воспитателей «Взаимодействие с родителями по обучению дошкольников правилам дорожного движения»

Умение двигаться по улице, соблюдать правила дорожного движения необходимо воспитывать с раннего детства. Детей с раннего возраста привлекает разнообразие окружающего: дома, улицы, движущиеся по ним п...

Консультация для воспитателей «Взаимодействие с родителями по обучению дошкольников правилам дорожного движения»

Консультация для воспитателей «Взаимодействие с родителями по обучению дошкольников правилам дорожного движения»...

Консультация для воспитателей. «Взаимодействие с родителями по обучению дошкольников правилам дорожного движения»

Консультация для воспитателей. «Взаимодействие с родителями по обучению дошкольников правилам дорожного движения»...

Консультация для воспитателей "Взаимодействие с родителями по обучению дошкольников правилам дорожного движения"

Данный материал предназначен для планирования работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма воспитателями детских садов....

Консультация для воспитателей «Взаимодействие с родителями по обучению дошкольников правилам дорожного движения»

Умение двигаться по улице, соблюдать правила дорожного движения необходимо воспитывать с раннего детства. Детей с раннего возраста привлекает разнообразие окружающего: дома, улицы, движущиеся по ним п...