Cюжетно-ролевая игра в средней группе по ПДД "Путешествие на автобусе"
проект по обж (средняя группа)

Тарасова Анна Альфредовна

Представлена сюжетно-ролевая игра по ПДД "Путешествие на автобусе" для детей средней группы. Игра помогает обучению детей реализации и развитию сюжета игры по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и в общественном транспорте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сюжетно – ролевая игра в средней группе «Путешествие на автобусе».

Цель: Обучение детей реализации и развитию сюжета игры по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и в общественном транспорте.

Задачи:

- закрепить знания детей о безопасном поведении на дорогах и в транспорте;      

         - продолжить знакомство с дорожными знаками;

         - научить детей с помощью обыгрывания различных ситуаций предвидеть опасное событие, уметь, по возможности, его избегать, а при необходимости действовать в соответствии с правилами;

        - познакомить детей с новыми профессиями: оператор АЗС, заправщик, автомеханих, слесарь и др.;

        - развивать внимательность, наблюдательность, осторожность, способность к ориентировке в окружающей обстановке, познавательный интерес;

       - обогащать словарный запас;

       - расширять кругозор детей;

       - воспитывать уважение к правилам дорожного движения, желание детей выполнять эти правила безопасного поведения на улице и в транспорте;

      - воспитывать в детях основу культуры поведения, находясь в роли пешехода и пассажира;

     - воспитывать в детях желание играть дружно, не ссорится, не обижаться при распределении ролей.

Игровой материал. «Автобус», руль, сумка для кондуктора, билеты, «деньги», стулья детские; светофор на стойке с мигающими сигналами, макет пешеходного перехода с двусторонней дорогой, форма инспектора ДПС, жезл, машины, коляски, куклы; «АЗС», касса, деньги, чеки, колонка с бензином; «Авторемонтная мастерская», набор с инструментами, запасные колеса; «Пункт питания» (кафе), касса, деньги, чеки, продукты, подносы; «Кинотеатр», касса, билеты, «деньги», на ПК мультфильмы: «Смешарики. Азбука безопасности», «Азбука безопасности на дорогах». Тетушка Сова»; «Пункт первой медицинской помощи», форма врача, медсестры, чемоданчик с медикаментами» дорожные знаки на стойках; дорожные знаки на карточках; картонные дома с вывесками вывески, записи звуков автобуса, шума  города, музыки, песен и т. д.

Подготовка к игре. Тематические прогулки — экскурсии по улице. Беседы с использованием иллюстративного материала. Чтение книг и загадок. Изготовление совместно с воспитателями атрибутов к игре. Просмотр фильмов и фрагментов на тему «Улица». Просмотр мультфильмов «Смешарики. Азбука безопасности», «Азбука безопасности на дорогах». Тетушка Сова». Изготовление книжек-малышек, лэпбуков вместе с родителями, работа по этим книжкам с обыгрыванием различных ситуаций.

Игровые роли. Пассажиры, водитель, кондуктор, пешеходы, водители, инспектор ДПС, оператор АЗС, заправщик, автомеханик, слесарь, кассир, официант, уборщица, мойщица посуды, кассир, билетер, врач, медсестра и др.

Ход игры.

Игра проходит в групповой комнате, оборудованной атрибутами по ПДД.

Воспитатель: Ребята, а хотите мы с вами сейчас отправимся в путешествие?

Дети: Хотим.

Воспитатель: А для того, чтобы узнать, на чем мы отправимся в путешествие, вам нужно будет отгадать загадку. Готовы?

Дети: Да.

Воспитатель: Слушайте внимательно.

          Загадка: Дом по улице идет, на работу всех везет.

          Носит обувь на резине и питается бензином.

          Дети: Автобус.

          Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы! Так вот мы сегодня с вами отправимся в путешествие на автобусе. Занимайте места, ребята, и приготовьте деньги для покупки билетика. Стоимость билетика 2 рубля. А кто продает билетики в автобусе?

Дети: Кондуктор. Верно, ребята. А кто желает быть кондуктором? (выбирается кондуктор. Кондуктор берет деньги у детей и дает им взамен билетик.)

Воспитатель: Билетики нужно сохранить на протяжении всей поездки.

Воспитатель: Ребята, как вы считаете, мы можем уже сейчас поехать на автобусе?

Дети: Нет.

Воспитатель: А почему?

Дети: У нас нет водителя.

Воспитатель: Верно, ребята, чтобы ехать в автобусе, нам обязательно нужен водитель. Давайте выберем водителя. Кто хочет им быть? (выбирается водитель). Водитель, занимай, пожалуйста, свое водительское место.

Воспитатель: И так у нас с вами есть кондуктор и водитель. Мы теперь можем ехать?

Дети: Да.

Воспитатель: Действительно мы с вами уже можем ехать, но сначала давайте вспомним правила поведения в автобусе. Вот как вы сейчас, дети, называетесь, когда находитесь в автобусе?

Дети: Пассажиры.

Воспитатель: Верно. Так какие же правила должны соблюдать пассажиры в автобусе?

Дети: Не кричать, не бегать, не вставать со своих мест, пока движется автобус, не высовывать в открытые форточки руки и голову, не забираться с ногами на сиденья, не мусорить и т.д. (Если дети затрудняются в назывании правил, то воспитатель с помощью вопросов помогает им).

Воспитатель: В автобусах, перевозящих детей, обязательно должны быть ремни безопасности. Давайте возьмем каждый свой ремень, забросим его и защелкнем. (Делаем воображаемое движение). Пассажиры готовы?

Дети: Да.

Воспитатель: Водитель готов?

Водитель: Да.

Воспитатель: А я сегодня буду вашим гидом, экскурсоводом. Поехали! А чтобы нам не скучать в дороге, давайте споем веселую песенку: «Мы едем, едем, едем».

Воспитатель: Приехали! Водитель, внимание! А вот остановка, выходим все враз, давайте ребята ремни отстегнем. Выходим осторожно, не толкаемся.

1-я остановка называется «Светофор».

Воспитатель: Ребята, водитель остановился на остановке. Посмотрите на дорожный знак, который так и называется «Место остановки автобуса» - показываю детям.

Послушайте загадку про этот знак:

В этом месте пешеход

Терпеливо транспорт ждет.

Он пешком устал шагать,

Хочет пассажиром стать.  (Знак «Место остановки автобуса»).

 Сейчас, когда мы вышли из транспортного средства, то мы уже с вами как называемся?

Дети: Пешеходы.

Воспитатель: Верно, ребята!

 - А кто является «пешеходом»? («пешеход» - это, человек, идущий пешком).

- А где должны ходить пешеходы? (по тротуару)

- А где должны ездить автомобили? (по дороге, по проезжей части)

- А какие сигналы светофора вы знаете? (красный, желтый, зеленый)

Игра по светофором.

(Подходим к светофору на стойке)

У любого перекрестка

Вас встречает светофор,

И заводит очень просто

С пешеходом разговор:

Свет зеленый -

Проходи!

Желтый-

Лучше подожди.

Если свет зажегся красный —

Значит, двигаться опасно!

Стой! Стой спокойно!

Не шали!

Наберись терпения.

И всегда ты уважай

        Правила движенья!

Игра «Светофор» (на внимание).

Участники игры должны быть очень внимательными. Когда «Светофор»

зажигает зеленый свет, ребята все топают ногами как- будто бы идут, когда горит желтый свет хлопают в ладоши, а при красном свете на перекрестке тишина.

Выигрывают самые внимательные.

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо запомнили все сигналы светофора. А сейчас поедем дальше, занимайте свои места. Пристегнули свои ремни! (воображаемое движение) Светофор показывает зеленый сигнал, значит путь открыт!

Поехали! И мы с вами опять кем стали?

Дети: Пассажирами.

Воспитатель: Давайте еще раз споем нашу веселую песенку!

(Все вместе поют песню «Мы едем, едем, едем).

Воспитатель: Ребята, и вновь остановка. Отстегнули свои ремни. Выходите аккуратно, не толкайтесь!

А сейчас мы кем стали, когда вышли из автобуса?

Дети: Пешеходами.

2-я остановка называется «Пешеходный переход». Итак, сейчас мы с вами идем по тротуару. Когда мы идем по тротуару, то должны держаться правой стороны, это такие правила, чтобы не столкнуться с пешеходами, идущими нам на встречу. Попробовать разыграть эту ситуацию. (Смоделировать опасную ситуацию: идти навстречу друг другу. Что получиться? (столкновение пешеходов). Как нам ее разрешить? (разойтись, всем идти с правой стороны). Молодцы, справились с заданием! А сейчас давайте подойдем к пешеходному пешеходу.

Послушайте загадку про этот дорожный знак:

По полоскам чёрно-белым

Пешеход шагает смело.

Кто из вас ребята знает –

Знак что этот означает?

Дай машине тихий ход….. (пешеходный переход).

- Значит, для кого нужен пешеходный переход?

Дети: Для пешехода.

Воспитатель: Ребята, а где находится пешеходный переход?

Дети: На улице.

Воспитатель: Пешеходный переход расположен на проезжей части улицы. Значит, по проезжей части ездят машины (транспортные средства) и ходят пешеходы (по пешеходному переходу). Давайте сейчас разыграем такую ситуацию «Как правильно перейти улицу и не попасть под машину». Нам нужны водители на несколько машин (игрушечные машины, на которых можно ездить, передвигая ногами) и пешеходы (пешеходы могут взять коляски с куклами), а также инспектор ДПС. И так, как же нам правильно перейти улицу, если все время ездят машины? Что нам поможет в этом?

Дети: Светофор.

Воспитатель: Верно, ребята. Ну что ж, давайте попробуем перейти улицу! И пешеходы, и водители, будьте очень внимательными!

Воспитатель: Светофор показывает зеленый сигнал светофора для машин, а для пешеходов горит красный. (Дети самостоятельно разыгрывают ситуацию). Затем сигнал светофора меняется: для пешеходов загорается красный сигнал светофора, а для машин красный. (Дети самостоятельно обыгрывают ситуацию.) Дети меняются ролями и играют несколько раз.

Воспитатель: Ребята, пока мы с вами ехали, то водитель обнаружил, что одно колесо спущено. Что же ему делать?

Дети: Поменять колесо.

Воспитатель: А где можно поменять колесо?

Дети: В мастерской.

Воспитатель: Да, ребята, помощь нашему автобусу окажут на станции технического обслуживания. (Показываю дорожный знак – Техническое обслуживание автомобилей). Тогда нам нужны работники автомастерской, которые заменят нам колесо и проведут технический осмотра автобуса. Провести технический осмотр могут и все другие водители, едущие на своем транспорте (Выбираются несколько работников мастерской. Они меняют колесо, проводят осмотр автобуса и машин, ремонтируют их).

Воспитатель: Ребята, оказывается в автобусе заканчивается бензин, его необходимо заправить. Где это сделать?

Дети: На автозаправочной станции.

Воспитатель: (Показываю детям дорожный знак – Автозаправочная станция). Для работы на заправке нам нужны работники: Оператор АЗС (продает бензин), автозаправщик (заправляет бензином машину). Заправиться бензином может не только водитель нашего автобуса, но и все машины. (Ситуация на АЗС).

Если вы проголодались в дороге, то можете посетить пункт общепита (кафе). (Показываю детям дорожный знак – Пункт питания).  Тогда нам будут нужны работники кафе. (Кассир, официант, уборщица). Если вы почувствуете себя плохо в дороге, то вы можете обратиться в медпункт. (Показываю детям дорожный знак – «Пункт первой медицинской помощи»). Тогда нам будут нужны работники медпункта (врач, медсестра). Если вы захотите посмотреть фильм, то можете посетить кинотеатр. Тогда нам нужны будут работники кинотеатра (Кассир, билетер).

                       После этого дети играют самостоятельно.

Воспитатель: (через некоторое время) Ребята, нам пора возвращаться в детский сад! Давайте уберем на место все атрибуты, которыми мы играли, наведем порядок и отправимся в дорогу! Автобус нас уже ждет чистенький, с новым колесом, с полным баком бензина. (Дети занимают в автобусе свои места). Пристегнулись ремнями безопасности и поехали! А пока мы возвращаемся назад в детский сад, то давайте вспомним, что по улицам нашего города движется много легковых и грузовых машин, едут автобусы, и никто, и никому не мешает. А все это потому, что есть строгие правила как для водителей машин, так и для пешеходов. Правила дорожного движения важны и нужны! И сейчас мы с вами проведем небольшую викторину и узнаем, какие вы запомнили правила дорожной безопасности.

Вопросы к детям:

              - Какие сигналы светофора вы знаете? (Красный, желтый, зеленый).

- Где должны ходить пешеходы? (По тротуару).

             - А если нет тротуара, то где должен идти пешеход? (По обочине дороги слева, навстречу движущемуся транспорту).

- Где должны ездить автомобили? (по мостовой, по проезжей части дороги)

              -  Где и как нужно переходить улицу? (по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора)

- Как регулируется движение на улице? (с помощью светофора и дорожных знаков)

- Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди? (чтобы перевозить людей; на остановке)

- Как надо вести себя в автобусе? (не кричать, не бегать, не вставать со своих мест, пока движется автобус, не высовывать в открытые форточки руки и голову, не забираться с ногами на сиденья, не мусорить и т.д.)

- Можно ли играть на проезжей части дороги? (нет, надо играть только во дворе и не выбегать на проезжую часть дороги).

Воспитатель: Вы большие молодцы, ребята! Вы уже усвоили много правил безопасного поведения на улице и в транспорте, и очень надеюсь, что вы их будете применять в реальной ситуации. А впереди нам еще многое предстоит узнать и запомнить! Ведь не зря наш проект называется «Азбука дорожная нашим деткам нужная!».

Воспитатель. Ну вот и закончилось наше путешествие. Хорошо ехать по улице рядом с друзьями, радоваться и смотреть на свой родной город.

Давайте закончим наше путешествие   песней о дружбе:

Если с другом вышел путь,

Если с другом вышел в путь,

Веселей дорога!

Без друзей меня – чуть-чуть,

Без друзей меня – чуть-чуть,

А с друзьями много!

 Пр.: Что мне снег, что мне зной,

Что мне дождик проливной,

Когда мои друзья со мной!

Видоизменяясь, игра может проводиться в течение всего дня или даже нескольких дней.

             Эта игра помогает детям взять на себя определенные роли (кондуктора, водителя, пассажиров; пешеходов, водителей, инспектора ДПС; механиков, слесарей; оператора АЗС, автозаправщика; кассира, официантов, уборщицы; врача, медсестры; кассира, билетера и т.д.). В дальнейшем, развиваясь, игра может объединиться с другими сюжетно-ролевыми играми: «Автомойка», «Почта», «Магазин», «Детский сад», «Школа» и многие другие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению игре в средней группе. Тема: «Игра-драматизация сказки «Как снеговики солнце искали».

Тема: «Игра-драматизация сказки «Как снеговики солнце искали».Цель: совершенствовать умение детей брать на себя одну из ролей сказки, передавать текст последовательно, отражать характерные признаки и ...

Сюжетно-ролевые игры в средней группе, как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Одной из основных задач воспитания и образования является развитие связной речи и формирование речевой культуры дошкольников. Однако, развитие речи - процесс своеобразный, сложный, протекающий не...

2017-2018 Дидактическая игра в средней группе «Что хорошо, а что плохо для природы» (Игра с презентацией)

Дидактическая игра в средней группе «Что хорошо, а что плохо для природы» (Игра с презентацией) Цели: Обратить внимание детей на отношение человека к объектам природы. Закрепить прави...

Конспект сюжетно-ролевой игры в средней группе «Путешествие на автобусе»

Конспект сюжетно-ролевой игры в средней группе «Путешествие на автобусе»Воспитатель: Шепелева Ксения Николаевна  Тема: сюжетно-ролевая игра по ПДД во второй младшей группе «Путе...

Конспект сюжетно-ролевой игры в средней группе детского сада «Поездка на автобусе

воспитатель Дашеева Н.С.Цель. Закрепление знаний и умений о труде водителя и кондуктора, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру.Образовательные задачи.Учить подде...

Конспект сюжетно-ролевой игры в средней группе «Автобус».

Конспект сюжетно-ролевой игры в средней группе «Автобус». Группа "Колокольчики"...

Конспект сюжетно ролевой игры в средней группе "Путешествие на волшебном автобусе"

Филиал МКДОУ «Сказка» - детский сад комбинированного вида «им. Н.К.Крупской»      Конспект сюжетно – ролевой игры в средней группе «Пу...