публикация " Путешествие в лаборатории дедушки Зная"
опыты и эксперименты по обж (старшая группа)

Трифонова Ольга Юрьевна

я опубликовала досуг по познавательно-исследовательской деятельности  на образовательном портале "Совёнок" - "Путешествие в лабораторию дедушки Зная"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_laboratorii_deda_znaya.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Досуг по познавательно-исследовательской деятельности

в старшей группе «Путешествие в лабораторию Дедушки  Зная»

сентябрь 2019 года

Цель: Формирование познавательного интереса у дошкольников в процессе экспериментальной деятельности.

Задачи:

-Расширять представления детей об окружающем мире,
через опытную деятельность.

-Воспитывать социально-личностные качества каждого ребёнка:
коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарны
самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

-Развивать у детей познавательную активность, умственные и
мыслительные
способности: анализ, сравнение, выводы.

Ход досуга:

Дети в коридоре читают табличку «Детская лаборатория».

Помощник воспитателя:  Дети, как вы думаете, что это означает? Хотите там побывать?

В лаборатории детей встречает дед Знай, здоровается, знакомится с детьми:?

Дед Знай: Я ученый. Как вы думаете, чем занимаются ученые? (Ученые занимаются наукой.) А что такое наука? Наука — это познание. Это изучение различных предметов, явлений. Что могут изучать ученые?

Как вы думаете, как же ученые находят ответы на свои вопросы? (Ученые наблюдают за происходящим в мире.)

Дедушка Знай: Предлагаю  вам стать моими помощниками. Мы тоже будем с вами проводить эксперименты. Так что такое эксперименты? Эксперименты — это опыты, которые  проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений. При проведении экспериментов,  ученые пользуются разными приборами, предметами: и острыми, и стеклянными. Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? Какие из них надо соблю- дать нам с вами? Я запишу эти правила, а в группе мы нарисуем к ним картинки и затем повесим их в лаборатории, чтобы не забывать.

Собрались мы с вами вместе,

Чтобы было интересней!

Много нового узнаем,

Что ж, друзья , мы начинаем!

Дед Знай: И так, наша первая лаборатория?

1 .«Где прячется воздух».

Дед Знай загадывает детям загадку:

Он - прозрачный невидимка, легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу - густой, душистый

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает теплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней красит стекла

И лежит на них каймой,

Мы о нем не говори        

Просто мы его вдыхаем -

Он ведь нам необходим!

Дед Знай: Правильно, воздух. Для чего он нужен? Можем ли мы его увидеть? Где находится воздух? Как узнать есть ли воздух вокруг?

Игровое упражнение: «Почувствуйте воздух»: дети машут листами бумаги возле своего листа

Дед Знай: Что вы чувствуете? Какой вывод сделаем? (Воздуха мы не видим, но он везде нас окружает.

И так, сегодня я покажу вам два опыта. Их секрет мы будем разгадывать вместе. Главным героем опытов сегодня будет воздух.

Первый опыт называется «Сухим из воды».

1. Из «волшебного сундука» достаем прозрачный стакан, салфетка, кусочек двустороннего скотуа,

Эти предметы вам хорошо знакомы и наверняка есть в каждом доме. Но в наших руках с ними сейчас произойдет настоящее чудо! Смотрите внимательно. Мы прикрепляем сухую салфетку на дно стакана. Убедитесь, что она абсолютно сухая (дать потрогать салфетку на дне стакана). И так наш стакан и салфетка отправляются в подводное путешествие (стакан с салфеткой опускается в емкость с водой так, чтобы он был полностью погружен в воду, затем стакан вынимается)

Как вы думаете, может ли наша салфетка выйти из воды совершенно сухой?

-Давайте проверим наши догадки (дать возможность потрогать салфетку)

-Вот так фокус, удался! Наша салфетка вышла из воды совершенно сухой. Как же это получилось? Мы уверены, что вы разгадаете секрет (дать возможность самим повторить эксперимент).        

Дед Знай: Ну а теперь второй опыт, который называется «Воздух работает».

Из «волшебного сундука» достаются воздушные шарики и охлажденная стеклянная бутылка.

-Вот самые обыкновенные воздушные шары. Как их можно надуть? (ответы). Почему шарик надувается? Но ведь мы с вами волшебники и надувать мы их будем с помощью горячей воды и обыкновенной бутылки. Потрогайте, какая она холодная (надеваем шарик на горлышко бутылки). А теперь тихо произнесите волшебные слова

Раз, два, три, четыре, пять, Будем шарик надувать!

-А теперь давайте поставим бутылочку в воду и понаблюдаем за волшебством. Что мы видим? Наш шарик наполняется воздухом и надувается! Но в чем, же секрет нашего опыта? Может вы уже догадались? (ответы).

-Мы с вами знаем, что шарик надувается, когда мы вдуваем в него воздух. Как же мы надули шарик, даже не прикасаясь к нему? Давайте вспомним наш опыт с самого начала. Мы с вами знаем, что воздух находится везде и занимает место. Он состоит из очень маленьких частиц-молекул. Когда воздух холодный, молекулы прижимаются друг к другу, будто стараются согреться. А когда воздух нагревается, им становятся жарко и они отлетают друг от друга подальше. Так и произошло с воздухом, который находился в бутылке. Когда мы стали поставили бутылку в горячую воду, то воздух в ней тоже стал нагреваться, молекулы стали разлетаться дальше друг от друга, им стало тесно в бутылке, и они стали перемещаться в шарик, который был надет на горлышко бутылки. Чем теплее становился воздух, тем больше надувался наш шарик

Можно сделать вывод, что воздух в бутылке расширяется, и перемещается из бутылки в шарик.

Дед Знай: А вот и вторая лаборатория, посмотрим, что же интересного происходит здесь?

2. Свойства магнитов.

Загадка: Этот камень не простой,

Он с изюминкой одной. Может двигать он предметы И притягивать железо.

Угадайте, не спешите

Этот камень назовите (магнит)

1        опыт. Магнит умеет» рисовать»

Мы хотим вам доказать - магнит умеет рисовать!

Нам потребуются; магнит, железные опилки, лист бумаги. Насыпаем железные опилки на лист бумаги, положим лист на магнит.

И, что же мы видим? Железные опилки повторяют форму магнита. Магнит действительно умеет рисовать!

Вывод: В чем же секрет нашего опыта? Магнит действует сквозь бумагу.

2        опыт. Может ли магнитная сила проходить через предметы?

В банку с водой бросаем скрепку. Как вы думаете, сможем ли мы, достать скрепку не намочив руки? Давайте проверим. Прислоняем магнит к стенке банки на уровне скрепки и медленно двигаем магнит по стенке вверх.

Скрепка перемещается вместе с магнитом и поднимается вверх. Это происходит потому, что магнитная сила действует и сквозь стекло и сквозь воду.

Вывод; Дети, какой вывод мы сделаем? Магнитная сила может проходить через предметы и вещества. Поэтому мы легко достаем скрепку, не намочив руки.

1 вед. Ну, что же, а мы отправляемся в нашу следующую лабораторию.

3. Свойства воды

Дед Знай :

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить.

1опыт. Разноцветная вода.

На подносе в ряд стоят 4 пластиковые прозрачные баночки, наполненные водой.

Дед Знай: А сейчас мы произнесем волшебные слова «Была водичка простой, стань водичка цветной»!

 Начинаем взбалтывать воду в баночках. Вода окрашивается в яркие цвета (оранжевый, синий и т. д.) (на внутреннюю сторону крышки нанесена гуашь)

Дед Знай: Как вы думаете, в чем секрет этого опыта? Почему вода окрасилась в разные цвета?

Дети: Вода смешалась с краской и поэтому стала цветной.

Дед Знай: Возьмем картинку и поставим ее за банкой с водой. Нам видно картинку? (ответы)А теперь поставим картинку за банку с окрашенной водой. Что мы обнаружили?

Дед Знай: Можно сделать вывод, что через обычную воду рисунок виден, а через окрашенную - не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Вода не имеет цвета, но принимает цвет красящих веществ.

2 опыт «Как кипит холодная вода»

Дед Знай: Берём стакан с обыкновенной водой. Из половинки лимона выдавливаем сок в стакан с водой. Размешиваем ложечкой. Как вы думаете, что получилось? (кислая вода) Возьмите ложечки и попробуйте.

А сейчас мы заставим кипеть эту воду. Верите?

(берем, приготовленную заранее под столом пищевую соду и быстро кидаем соду в воду)

- Что происходит? (идут пузырьки, как при кипении) Правильно, создаётся видимость кипения, а на самом деле вода остаётся холодной. Потрогайте стакан с водой (она холодная)

-А теперь скажите, как мы заставили кипеть воду?

Вывод: при соединении лимонной (кислой) воды и пищевой соды происходит реакция, которая создаёт видимость кипения.

Дед Знай: На этом наше сегодняшнее путешествие в моей лаборатории подошло к концу. Но мы

не хотим на этом останавливаться и будем идти дальше, ведь мы

же «Хотим все знать!»

«Если хочешь научить меня чему - то,

Позволь мне идти медленно...

Дай мне приглядеться...

Потрогать и подержать в руках,

Послушать...

Понюхать...

И, может быть, попробовать на вкус...

О, сколько всего я смогу

Найти самостоятельно!

Автор работы: Трифонова Ольга Юрьевна МБДОУ воспитатель старшей группы №1       «Детский сад №27» г. Ачинск Красноярского края микрорайон 4 строение 27.

 Соавторы: Гаврищевская Снежана Юрьевна воспитатель старшей группы компенсирующей направленности МБДОУ «Детский сад №27» г. Ачинск Красноярского края микрорайон 4 строение 27.

                   Сатдарова Татьяна Тимергалиевна воспитатель старшей группы№1 МБДОУ «Детский сад №27» г. Ачинск Красноярского края микрорайон 4 строение 27.

                 : Кравченко Марина Ивановна воспитатель старшей группы компенсирующей направленности МБДОУ «Детский сад №27» г. Ачинск Красноярского края микрорайон 4 строение 27.

Публикация нужна для аттестации