Статья «Организация и содержание учебно-воспитательного процесса по обучению дошкольников безопасному поведению в окружающей среде»
статья по обж (старшая, подготовительная группа)

Среди актуальных проблем образования особо следует выделять формирование безопасного поведения детей в окружающей среде, которое позволит развивать у обучающихся умения и навыки безопасного участия в дорожном движении. Проблема безопасного детского поведения – часть образования, которое присуще гражданскому обществу, созревшее создать среду и воспитывать безопасное поведение. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Организация и содержание учебно-воспитательного процесса по обучению дошкольников безопасному поведению в окружающей среде»

Среди актуальных проблем образования особо следует выделять формирование безопасного поведения детей в окружающей среде, которое позволит развивать у обучающихся умения и навыки безопасного участия в дорожном движении.  

Проблема безопасного детского поведения – часть образования, которое присуще гражданскому обществу, созревшее создать среду и воспитывать безопасное поведение. Поведение детей в окружающей среде будет максимально безопасным, если у обучающихся сформированы специальные навыки – способность грамотно и максимально быстро применять в естественной среде действия, сформированные путем повторения и доведения до автоматизма умений, основанные на прочно усвоенных знаниях, необходимые для поддержания жизнедеятельности и дальнейшего существования человека.  В процессе обучения определяющую роль играет не столько уровень знаний каждого человека об опасностях окружающего мира и способах защиты от них, сколько воспитание в человеке культуры безопасности жизнедеятельности. Культура безопасности жизнедеятельности - это необходимое условие устойчивого развития современной цивилизации.  

Формирование культуры безопасности - это последовательное изменение и усложнение системы знаний, умений и навыков, отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и себе.

По мнению А.М. Якупова, в качестве особой разновидности культуры безопасности выступает транспортная культура.  

Транспортная культура – это часть общей культуры обучающегося, включающая качества и ценностные отношения транспортно-безопасной личности, знания в области безопасности на транспорте, умения и навыки безопасного, правопослушного и культурного поведения в транспортной среде, обеспечивающие ему безопасную жизнедеятельность в ней, не нанося ей вреда, и осознанное, самостоятельное и безопасное участие в транспортных процессах.  

Транспортная культура обучающегося складывается из таких основных структурных компонентов, как:  

  1. знания в области безопасности на транспорте;
  2. качества и ценностные отношения транспортно-безопасной личности;  
  3. умения и навыки безопасного, правопослушного и культурного поведения в транспортных процессах.  

Транспортная культура подразумевает способность взрослого или ребенка осуществлять деятельность, которая включает в себя пять тесно взаимосвязанных между собой действий:  

  1. восприятие информации, связанной с умением видеть и слушать сигналы на

дороге;  

  1. обработка информации и оценка ситуации на опасность или безопасность;  
  2. выработка и принятие наиболее безопасного решения;  
  3. прогнозирование результатов в случае реализации принятого решения;
  4. исполнение принятого решения.  

Формирование культуры безопасного поведения обучающихся на дорогах определяется как целенаправленное         создание         научно-методических,         учебно-методических         и организационных         условий         для         обеспечения         субъектного         характера         освоения обучающимися социальных норм, ценностей, правил безопасности5.  

Проблема обеспечения безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста на улице, находит своё отражение в образовательных программах «Детство» (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева), «Безопасность» (О.Князева, Р. Стёркина – раздел “Ребёнок на улице города”) и т.д.  

В данных программах сформулированы такие задачи деятельности преподавательского состава дошкольных образовательных организаций, как:

  • дать представления о правилах поведения в общественных местах (на улице, в транспорте), а также о некоторых правилах и знаках дорожного движения;  
  • познакомить детей с правилами поведения на улицах и в транспорте, с правилами дорожного движения для водителей и пешеходов, с устройством проезжей части, информирование о работе ГИБДД и т.д.  

В частности, парциальная программа и учебно-методическое пособие «Основы безопасности детей дошкольного возраста» H.H. Авдеевой, O.JI. Князевой, Р.Б. Стеркиной разработаны на основе Федерального государственного стандарта дошкольного образования. Программа является первым документом, способствующим решению социально-педагогической задачи — воспитанию у детей навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях.  

С.Н. Пидручной разработана программа «Культура безопасности по Правилам дорожного движения в детском саду», которая направлена на повышение культуры безопасности по Правилам дорожного движения.  

Платформой программы выступает система следующих дидактических принципов:  

  1. Принцип приоритета игровой деятельности. Игра должна сопровождать ребенка на протяжении всего времени пребывания его в детском саду (сюжетно-ролевая, подвижная, спортивная, настольно- печатная, развивающая и др.), даже занятие должно восприниматься ребенком как естественное продолжение игры.
  2. Принцип интегрирования. Взаимосвязь между всеми разделами программы. Содержание разных разделов включаются на равных основаниях в воспитательно- образовательную деятельность при этом культура безопасности всегда выступает в главной роли. Именно вокруг этого, главного, объединяются другие формы работы.  
  3. Принцип доступности. Знания, умения и навыки по безопасному поведению на улицах и дорогах должны соответствовать возрастным особенностям ребенка, быть для них простыми и понятными.  
  4. Принцип последовательности. Новые знания, умения и навыки, с которыми знакомит детей воспитатель, должны опираться и ложиться на уже имеющиеся знания.  
  5. Принцип достоверности. Формируемые у ребенка представления, знания, умения и навыки о Правилах дорожного движения должны быть достоверными и объективными обо всем, что его окружает (о социуме).  
  6. Принцип полноты. Содержание знаний, умений и навыков по Правилам дорожного движения должно быть реализовано по всем разделам программы. Знания детей последующих разделов, опираются на знания предыдущих и если дети не усвоят материал какого-либо раздела, у них не будет полноценных знаний, а значит и полноценной защищенности.  
  7. Принцип системности. Воспитательно-образовательная деятельность по Правилам дорожного движения должна проводиться на протяжении всего учебного года; содержание работы должно планироваться во всех режимных моментах (утром: индивидуальные беседы, вопросы, самостоятельная художественная деятельность, игры в уголке дорожного движения и др. по тематике правил дорожного движения; на прогулке: экскурсии, наблюдения, обсуждение увиденного, подвижные игры, нравственно-этические беседы и др. по тематике правил дорожного движения; вторая половина дня: самостоятельная художественная деятельность, театрализация, подготовка и проведение тематических досугов, праздников и др.).  
  8. Принцип индивидуального подхода. Учитывать индивидуальные особенности ребенка.  9) Принцип стандартизации. Дети должны усвоить стандартные, базовые (необходимые) знания, умения и навыки по Правилам дорожного движения, согласно психофизическим особенностям;  
  1. Принцип соответствия и целостности. Базовые знания, умения и навыки, обеспечение которых определяется набором типичных и проблемных ситуаций, в которые попадает ребенок при общении с улицей и дорогой в окружающем мире;  
  2. Принцип сезонности знаний. Детей знакомят с сезонными явлениями природы, как они влияют на безопасность участников дорожного движения на улице и дороге (осень: дождь (скользкая дорога), туман (плохая видимость), листопад, лужи, гололед, сокращение светового дня, сумерки, снижение видимости, заморозки, снег с дождем;зима: снегопад (сужение дороги из-за снега), гололед (увеличение тормозного пути, заносы автомобиля на дороге), метель, ветер, снежные заносы, сумерки, короткий световой день, оттепели, слякоть, возможно яркое слепящее солнце; весна: колебание температуры воздуха, снег с дождем, оттепели, гололед, туман, дожди, лужи, яркое солнце;лето: длинный световой день и длительное пребывание детей на улице, часто без надзора взрослых, яркое солнце слепит глаза, ливни, лужи, высокая температура воздуха; одежда и аксессуары: осень - зима - весна: объемные куртки, капюшоны, шарфы, неудобная обувь, шапки с козырьками, зонты; лето: шлепанцы, солнцезащитные очки, зонты, использование музыки, наушников, разговоры по телефону при переходе через дорогу и др.).  
  3. Дифференцированный принцип. Расчленять изучаемый материал на блоки. Например, общая тема «Регулирование дорожного движения», расчленяем на блоки: «Светофор», «Дорожные знаки», «Дорожная разметка», «Сигналы регулировщика». Подбор содержания изучаемого материала на основе последовательного ступенчатого изучения детьми правил безопасного поведения в зависимости от их уровня усвоения понятий и способов действий (от простого - к сложному).  
  4. Принцип учета местности ближайшего микрорайона. Предполагает использование учебно-воспитательного материала, который конкретизирует дорожно-транспортную специфику ближайшего микрорайона и место расположения дошкольного учреждения и ближайшей школы.  
  5. Взаимодействие «детский сад — семья». Без участия родителей в формировании у детей знаний, умений и навыков по Правилам дорожного движения воспитательнообразовательный процесс в детском саду невозможен. Родителей знакомят с содержание занятий по правилам дорожного движения, учебным материалом, проводят консультации, беседы. Родителям отводится важная роль в педагогическом процессе, они могут проводить беседы с детьми на предложенные воспитателем темы, а самое главное, наглядно и практически закреплять изучаемый материал по дороге в детский сад и обратно домой, во время прогулок.  
  6. Взаимосвязь деятельности воспитателей и педагогов специалистов. Работа воспитателей и специалистов по Правилам дорожного движения должна быть скоординирована таким образом, чтобы каждый специалист участвовал в развитии ребенка, развивал его способности и задатки: психолог - память, мышление, воображение, произвольное поведение и осознание своего поведения; логопед - помогает детям в произношении и заучивании трудных и новых слов по тематике правилам дорожного движения; инструктор по физической культуре - развивает осанку, координацию движений, ловкость, умение ориентироваться в пространстве, глазомер, умение выполнять команды, умение ориентироваться на звуковой сигнал, на предметные ориентиры, подготовка к досугам, праздникам и др.; музыкальный руководитель - развивает осанку, усовершенствует пластику движений, умение ориентироваться на звуковой сигнал и предметные ориентиры, выполнять команды и правила; подготовка и проведение досугов, праздников по тематике правилам дорожного движения.  

Содержание программы включает в себя разделы, направленные на формирование:  - представлений об улицах родного города, ближайшем микрорайоне, улице, на которой расположен детский сад, ближайшем дворе - опасном и безопасном;  

  • представления о видах транспорта: наземный (самый многочисленный), водный, воздушный, подземный;  
  • представлений о терминах и понятиях по Правилам дорожного движения;  
  • представлений о дорожном регулировании (светофор, дорожная разметка, дорожные знаки, сигналы регулировщика)  
  • представлений о ситуациях-ловушках на дорогах;  
  • представлений о Правилах поведения в различных общественных местах: на автобусной остановке; во время посадки в транспорт; в транспорте; при выходе из транспорта;  - представления о Правилах поведения во время игры на улице: опасны: игры вблизи проезжей части; опасные игры на проезжей части; катание на санках вблизи проезжей части; катание на санках вблизи водоемов; катание на велосипедах и роликах; представления о сезонных явлениях: туман, гололед, дождь, снег, солнце и др.  

В соответствии с программой первая половина дня жизнедеятельности старших дошкольников должна быть представлена:  

  • индивидуальной работой, во время которой дети делились своими свежими впечатлениями, рассказывали о своем пути в детский сад, обменивались своими наблюдениями, осуждали пешеходов и водителей, которые нарушали Правила дорожного движения и создавали опасные ситуации на дороге, тем самым осуществляли процесс познания окружающего мира и эмоционального восприятия;  
  • художественно-эстетическими видами деятельности, которые позволяли детям передать свои эмоциональные впечатления и свое отношение к увиденному в окружающем мире в рисунках, лепке, обыграть объекты изодеятельности, чтения, пения, танца (цвет, композиция, движение, звук, слово), проявить творчество, трансформировать свои впечатления в создании новых образов, что способствовало эффективному усвоению учебного материала и благоприятному эмоционально-психологическому климату в группе;  - занятиями по Правилам дорожного движения (интегрированными), в которых главными составляющими содержания представлены знания, умения и навыки по Правилам дорожного движения, а другие составляющие (игра, ознакомление с окружающим, развитие речи, изодеятельность, художественная литература и др.), дополняли и усиливали эффект формирования основ культуры безопасности, тем самым способствовали более глубокому усвоению знаний, умений и навыков по безопасной жизнедеятельности;  
  • экскурсиями, которые давали возможность использовать наглядно-практические методы работы, а наблюдение нарушений Правил дорожного движения пешеходами и водителями, обеспечивало раскрытие проблемы учебных задач, мотивацию на изучение и соблюдете Правил дорожного движения, способствовало прочному и осознанному усвоению детьми Правил дорожного движения;  
  • играми (сюжетно-ролевыми, подвижными, настольными, развивающими и др.) содержание и сюжет которых – это отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающего мира, они помогали ребенку углубить свои знания социума, усовершенствовали умения и практические навыки, раскрывали правила, нравственно-этические нормы поведения и ценности, регулирующие взаимоотношения.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение «Организация занятий по обучению дошкольников безопасному поведению на улице»

Сообщение«Организация занятий по обучению дошкольников безопасному поведению на улице»...

Организация воспитательной работы по обучению дошкольников безопасному поведению на улице

Дети – самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды – обязанность родителей и воспитателей. Поэтому обучение безопасному поведению на улице нужно п...

Организация совместной деятельности по обучению дошкольников безопасному поведению на улице

Особенно эффективно применение интерактивного метода обучения, направленного на активное включение детей в диалог. С помощью этого метода воспитатель может помочь ребятам визуально представить движени...

Воспитательная работа в детском саду. Организация и содержание учебно-воспитательной работы в ДОУ.

Воспитательная работа в детском саду.Организация и содержание учебно-воспитательной работы в ДОУ.Содержание учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательномучрежденииопределяется Базовым к...

Статья " Психолого-педагогические исследования по проблеме обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах"

Психолого-педагогические исследования по проблеме обучения дошкольников безопасному поведению на дорогахОдной, из приоритетных и важных для человечества потребностей является: обеспечение безопас...

Организация и содержание учебно-воспитательной работы в ДОУ.

Организация и содержание учебно-воспитательной работы в ДОУ.Содержание учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учрежденииопределяется Базовым компонентом дошкольного образования в...