Сюжетно- ролевая игра по основам безопасности и экологии "Азбука безопасности в природе"
методическая разработка по обж (старшая группа)

Шалабудова Елена Викторовна

Через игровую деятельность дети знакомятся с правилами безопасного поведения в природе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка сюжетно -  ролевой игры в старшей группе

По воспитанию навыков безопасного поведения детей в природе

Сюжетно -  ролевая игра по основам безопасности и экологии «Азбука безопасности в природе».

Цели:

1. Продолжать игры совместно с детьми «Путешествия».

2.Подводить детей к самостоятельному созданию игрового замысла.

 3. Формировать знания безопасного поведения: правила обращения с пожароопасными предметами, навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.

4.Совершенствовать умения объединять детей в игре, распределять роли и выполнять игровые действия.

5.Развивать социальные отношения играющих; развивать игровой диалог   и игровое поведение.

6. Воспитывать у детей природоохранное поведение, ответственное, гуманное, бережное, эмоционально – положительное отношение к природе.

Прививать трудовые природоведческие навыки.

     План сюжета:

 1. Объявляется поездка в лес.

 2.Д/игра «Что возьмем с собой в лес»

 3. Распределение ролей.

 4. Поездка в автобусе в сопровождении ДПС в лес.

 5. Прибытие в лес, ознакомление с местностью.

 6.Игра «Вместе по лесу идем»

 7.Оказание медицинской помощи.

 8.Разведение костра.

 9.Д/и «Что растёт в лесу, что в огороде?»

10. Поездка в автобусе в сопровождении ДПС назад в детский сад.

    Оборудование и материалы:

Воспитатель- сопровождающий:

    шляпа, спортивный костюм.

  Водитель автобуса:

Водительское удостоверение, набор инструментов для водителя, руль, нарисованные колеса. Лента атласная - для обозначения автобуса. Ведро для заправки, шланг, кепка, плакат «Дети», солнечные очки.

  ДПС:

Фуражки, документы - удостоверения, накидки, плакаты - обозначающие машины ДПИ.

 Дети:

Красные флажки 2 шт., кепки, шляпы, рюкзаки..

 Фотограф:

Фотоаппарат, солнечные очки.

 Медсестра:

Белый халат, шапочка с крестом, набор инструментов «Юный доктор». Бинты, вата, зеленка, колбочки (пластмассовые),

Предварительная работа

Цель: Обогатить знания детей о лесе.

Рассматривание фотоальбома, открыток о растениях леса, о ядовитых растениях.

  Беседа о лесе, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций, фотографий, решение проблемных ситуаций по экологии и безопасности в природе.  Занятие: «Правила поведения в природе».

Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Автобус», «Путешествия», «Пожарные».

Распределение ролей:

Воспитатель - сопровождающий детей в лес. Разжигает костёр.

Водитель автобуса: проверить неполадки у автобуса, прежде чем отправиться в путь. Контролировать, чтобы дети сели на свои места. При остановке ДПС предъявить водительское удостоверение, заправит автобус бензином.

ДПС: проверить автобус перед отправкой в путешествие,1 машина едет впереди автобуса, 2 машина позади автобуса, проверить документы у водителя автобуса.

Фотограф: Фотографировать детей, выдавать фотографии.

Медсестра: Поставить прививки от клещей, следить за тем, чтобы никто не поранился, обрабатывать ранки, (Выполнять игровые действия по мере развёртывания сюжета).

Дети: Правильно входят в автобус («через двери»), Фотографируются

Оборудование и материал:

Макеты: деревья, костёр, дневник «Азбука безопасности в природе»

знаки: «Не сорить в лесу!», «Не оставлять непотушенный костёр в лесу»,

 «Не шуметь в лесу!».

Предметы: рюкзак, предметы для д/и «Что возьмём с собой в поход»: коробок спичек, мешок для мусора, аптечка, зелёнка, лейкопластырь, бутылка с водой, кубики, утюг. «мусор»: коробочки от сока, фантики от конфет, пустые пакетики от чипсов, пустые бутылочки из-под йогуртов, напитков.

Наглядно – демонстрационный материал:

Картинки с изображением растений леса и огорода;

Знаки безопасности.  

Приёмы:

Создание проблемной ситуации, игровой, хоровые и индивидуальные ответы детей.

Словарная работа:

Знаки безопасности, ядовитые, лесные.

Индивидуальная работа:

Закрепить знания о лесе, названия съедобных грибов, названия знаков безопасности.

Ход игры

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поедим   в лес. А что такое лес?

(много деревьев, растут грибы, ягоды, живут животные в лесу).

- Зачем люди ходят в лес?

(отдохнуть, подышать свежим воздухом, собирать грибы, ягоды).

- Правильно! А для чего нам нужен свежий воздух?

(чтобы не болеть, быть здоровыми).

- Лес – это зелёное богатство природы, красота, здоровье, место, где можно отдохнуть, прогуляться! Вот и мы сейчас отправимся с вами в лес, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом. А для прогулки в лес нам необходимо взять с собой предметы, которые нам могут пригодиться, автобус на котором отправимся в лес и нас обязательно должны сопровождать работники ДПС и медсестра.

Проводится д/и «Что возьмём с собой в поход» - выбираются предметы, которые могут пригодиться в лесу.

Воспитатель: Кажется, всё взяли, ничего не забыли. А еще мы с собой возьмём вот эту книгу. Она сейчас пустая, в ней чистые страницы. В неё мы занесём всё то, о чём узнаем во время прогулки. (дети заходят в автобус и отправляются в лес)

(звучит аудиозапись «Звуки природы»)

Воспитатель: Вот мы и приехали в лес. А что здесь такое? (на поляне разбросано много мусора). Вся поляна в мусоре! Кто же так сделал? Разве можно отдыхать на такой поляне? Как нам быть, ребята?

(дети предлагают варианты: уйти, собрать мусор).

- А во что мы будем собирать мусор? (в мешок для мусора).

- Правильно, мы в рюкзак положили такой мешок. Давайте, соберём мусор.

(дети собирают мусор в пакет для мусора).

- Мы собрали весь мусор, как стало чисто и красиво! Ой, а я, кажется, поранила себе палец. Он теперь болеть будет. Ребята, мне можно чем - ни будь помочь?

(дети отвечают, что у медсестры в рюкзаке есть аптечка – зелёнка, пластырь; «лечат» палец).

Воспитатель: Вот спасибо. Оказали мне первую помощь. Мой палец скоро заживёт. Вот, что значит, оставлять мусор в лесу! Как вы думаете, можно так поступать?

(нет – это опасно для людей, животных, вредно для природы).

- А, чтобы в лесу никто больше не сорил, какой знак мы поставим?

(дети выбирают знак «Не сорить в лесу!») (воспитатель ставит на полянке знак). Пусть он здесь стоит, чтобы все видели этот знак. А ещё ребята в лесу нельзя шуметь. Какой знак нужно поставить, чтобы все знали это правило? (знак «Не шуметь в лесу!»)

- А теперь мы можем поиграть на полянке, но не забывайте, что нельзя шуметь.

(проводится игра «Вместе по лесу идём»).

Во время игры звучит спокойная мелодия

Вместе по лесу идём, не спешим, не отстаём. (ходьба на месте)

Вот выходим мы на луг: тысяча цветов вокруг (потягивание)

Вот ромашка, василёк, медуница, кашка, клевер. (руки в стороны)

Расстилается ковёр и направо, и налево. (наклоны вправо-влево)

К небу ручки потянули, позвоночник растянули. (потягивания)

Отдохнули, поиграли и нисколько не устали (прыжки)

Воспитатель: Что-то в лесу стало прохладно. Как нам согреться?

(можно развести костёр).

- Давайте, соберём дрова для нашего костра.

(дети собирают «дрова», воспитатель собирает их в костёр).

- Дрова есть, чем будем костёр разжигать? (спичками)

- А детям можно брать спички в руки? (нет, только взрослым).

- Значит, костёр буду разжигать я:

Он красив и ярко – красен.

Но он жгуч, горяч, опасен!

- Поэтому, ребята, к костру подходить близко нельзя! Сядем все подальше от костра. (воспитатель берёт «коробок со спичками» и разжигает костёр)

- Давайте, протянем ладошки, чтобы погреть руки. Хорошо в лесу посидеть у тёплого костра. А вы знаете, что растёт в лесу? (грибы, ягоды, травы).

- А мы сейчас проверим, как вы знаете растения леса.

(проводится д/и «Что растёт в лесу, что в огороде?» дети раскладывают в одну корзинку растения леса, в другую – растения огорода)

Воспитатель: Сколько много грибов, ягод растёт в лесу! Мы их собираем? (да).

- Все ли грибы, ягоды, травы можно собирать?

(нет, есть съедобные грибы и несъедобные, ядовитые).

- Почему нельзя собирать несъедобные растения?

(они опасны для здоровья).

Воспитатель: Мы сидим, греемся у костра, разговариваем, а нам пора возвращаться в детский сад. (дети и воспитатель собираются уходить с полянки)

- Ребята, мы ничего не забыли? (потушить костёр).

- Чем можно потушить костёр? (песком, водой).

- А что у нас есть в рюкзаке? (бутылка с водой).

(воспитатель «тушит» костёр)

- Костёр потушили. Почему нельзя оставлять костёр горящим?

(сгорит лес, животные).

- Чтобы никто не забывал о вреде огня, какой знак мы поставим?

(дети выбирают знак «Не оставляйте костёр!»)

(воспитатель ставит знак)

- Мы всё сделали правильно? (да)

- Наш отдых в лесу не навредил природе. И я хочу напомнить вам пословицы:

• «Лес – богатство и краса, береги свои леса».

• «Враг природы тот, кто леса не бережёт»

- А теперь возвращаемся в детский сад.

Воспитатель: Вот мы и пришли в нашу группу. Всё, что было в нашем рюкзаке, нам пригодилось. Но у нас осталась ещё чистая книга. Нам нужно её заполнить. Куда мы с вами совершили экскурсию? (в лес)

- Что делали в лесу? (собирали мусор, разводили костёр, сидели у костра, разговаривали об опасных предметах, растениях, тушили костёр) (все знаки и фотографии заносятся в книгу). Наша книга заполнена. Молодцы, ребята, азбуку безопасности в природе вы знаете хорошо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент педагогического совета "«Сюжетно-ролевая игра, как основа первичных представлений о труде взрослых и воспитания позитивного отношения к трудовой деятельности» .

Материал методической разработки предназначен для старший воспитателей, заместителей по УВР и заведующих ДОУ для организации работы с педагогическими кадрами по вопросам организации и руководства сюже...

Картотека сюжетно-ролевых игры по безопасности для дошкольников. «МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

В ходе каждого занятия детям предлагаются ситуации, поиск выхода из которых происходит в ходе игры. Роли взрослых выполняют педагоги, роли детей - дети, с которыми проводится работа....

Статья "Сюжетно-ролевая игра как основа профессионального самоопределения детей дошкольного возраста в современных условиях".

В статье раскрыты процессы профессионального развития на этапе дошкольного воспитания. Сюжетно-ролевая игра рассматривается как основа раннего профессионального самоопределения детей дошкольного возра...

Картотека сюжетно-ролевых игры по безопасности для дошкольников. «МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

В ходе каждого занятия детям предлагаются ситуации, поиск выхода из которых происходит в ходе игры....

Сюжетно-ролевая игра на основе лепбука

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ...

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры на основе программы "ПРОдетей"

quot;Социально-коммуникативное развитие детей дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры на основе программы "ПРОдетей"...