консультация для педагогов и родителей "Ребёнок и опасности на дороге"
консультация по обж

Лелюхина Лидия Фаритовна

консультация для педагогов и родителей "Ребенок и опасности на дороге"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

  «Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»

Консультация для педагогов и родителей

«Ребенок и опасности на дороге»

подготовила воспитатель

Лелюхина Лидия Фаритовна

2018 год

«Ребенок и опасности на дороге»

Самое ценное - здоровье и жизнь ребенка, поэтому в детском саду вопросу безопасности детей на улицах и дорогах необходимо уделять большое внимание.

На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых особую значимость имеет психофизиологическая особенность развития: так

Поле зрения ребёнка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребёнка намного меньше. В 5-летнем возрасте ребёнок ориентируется на расстоянии до 5 метров. В 6 лет появляется возможность оценить события в 10-метровой зоне, что составляет примерно 1/10 часть поля зрения взрослого человека. Остальные машины слева и справа остаются за ним не замеченными. Он видит только то, что находится напротив.

Реакция у ребёнка по сравнению со взрослыми значительно замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, нужно значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать её, принять решение и действовать, уходит примерно 0,8 – 1 се. Ребёнку требуется для этого 3-4 секунды. Ребёнок не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он реагирует со значительным опозданием. Даже, чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребёнку требуется до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.

Ребёнок до 8 лет ещё плохо распознаёт источник звуков (он не всегда может определить направление, откуда доносится шум), и слышит только те звуки, которые ему интересны.

У дошкольников нет знаний и представлений о видах поступательного движения транспортных средств (т.е. ребёнок убеждён, основываясь на аналогичных движениях из микромира игрушек, что реальные транспортные средства могут останавливаться так же мгновенно, как и игрушечные). Разделение игровых и реальных условий происходит у ребёнка в уже школе постепенно.

Ребёнок не осознаёт ответственности за собственное поведение на дороге. Не прогнозирует, к каким последствиям приведёт его поступок для других участников движения и для него лично. Собственная безопасность в условиях движения, особенно на пешеходных переходах, зачастую им недооценивается.

Внимание ребёнка сосредоточенно на том, что он делает. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, ребёнок может устремиться к ним, забыв обо всём на свете. Догнать приятеля, уже перешедшего на другую сторону дороги, или подобрать уже укатившийся мячик для ребёнка гораздо важнее, чем надвигающаяся машина.

Формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге в настоящее время необходимо рассматривать наравне с другими важнейшими задачами воспитания и обучения.

В структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусмотрена отдельная образовательная область – «Безопасность», одна из главных содержательных задач которой – формирование у детей навыков и положительных привычек безопасного поведения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

Итак, наша задача как педагогов ДОУ научить детей, чтобы они были готовы к любым ситуациям на дороге (опасным и безопасным), правильно ориентироваться в дорожной среде, знать элементарные правила поведения на дороге, в транспорте, иметь знания о светофоре, дорожных знаках и т.д. Это актуально для формирования у них навыков безопасного поведения на улице.

Всему этому ребенка дошкольника можно научить через ведущие виды деятельности (коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую, продуктивную, чтение, игровую), используя различные методы и приемы.

Конечно же, маленьким пешеходам и пассажирам изучать дорожную азбуку лучше посредством игры. Если мы хотим научить детей безопасному поведению на дороге, то давайте будем играть с ними. Безопасность напрямую зависит от тех игр, в которые играет дошкольник. Именно игра помогает ребенку смоделировать окружающий мир, найти свое безопасное и комфортное место, приобрести соответствующие навыки и привычки.

Для развертывания таких игр нужна, конечно, соответствующая предметно-развивающая среда. Так в группах, в центрах активности желательно иметь:

-Дидактические игры по ПДД

-Игровые макеты улиц с перекрестками

-Тематическая литература, энциклопедии

-Строительный конструктор с блоками среднего и маленьких размеров

-Транспорт специальный

-Настольно-печатные игры

-Модели машин легковых и грузовых

-Макет своего микрорайона с разметкой

-Альбомы на данную тему

-DVD диски

-Альбомы со стихами и загадками.

И все же обучение детей ПДД только ДОУ недостаточно, эффективной работы по формированию у детей ПДД не будет, если в этом не заинтересованы родители. Успех обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах и улицах возможно только при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Ведь именно родители являются для ребенка непосредственным образцом поведения на улице.

Создавая уголки для родителей, воспитатель должен сделать родителей  своими  главными союзниками в деле обучения малышей сложной азбуке дорог.

Важно показать родителям всю серьезность проблемы, обозначить ситуации. Которые часто приводят к трагедии, объяснить в каких случаях и почему дети чувствуют себя на дороге некомфортно.

Уголок можно оформить в форме единого стенда, книжки-раскладушки.

Для привлечения внимания родителей при оформлении уголка рекомендуется использовать яркие, привлекающие внимание лозунги:

-«Глупо экономить свое время, за счет жизни ребенка»

-«Ребенок имеет право жить»

-«Берегите детей!»дети

-«Цена спешки - жизнь вашего ребенка»

-«Внимание - мы ваши дети».

Уголок для родителей может содержать:

-Информация о состоянии дорожно-транспортного травматизма в районе.

-Причины ДТП с участием детей.

-Рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге.

-Перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей знаний по ПДД.

Т.е. успех профилактики ДТП с детьми во многом зависит от сознательности, личной культуры и дисциплинированности самих взрослых. Самое действенное средство воспитания маленького пешехода- пример поведения на дороге родителей и окружающих людей.

От того, насколько хорошо ребенок усвоил правила безопасного поведения на улице и как применяет их в реальной ситуации на дороге, зависит его здоровье. Об этом должны помнить и педагоги и родители.

Предлагаю вам некоторые материалы, предназначенные для обучения дошкольников правилам дорожного движения. (Приложение)

Приложение 1.

Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах

Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах должно определяться содержание занятий по изучению правил дорожного движения с той ил иной возрастной категорией детей.

Так, в первой младшей группе дети знакомятся с транспортными средствами: грузовым и легковым автомобилями, общественным транспортом. Определяют, из каких частей состоят машины. Обучаться различать красный и зелёный цвета. Следовательно, в игровом уголке должны быть:

Набор транспортных средств

Иллюстрации с изображением транспортных средств

Кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора.

Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.)

Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор».

Во второй младшей группе дети продолжают работу по распознаванию транспортных средств, знакомятся с правилами поведения в общественном транспорте, закрепляют умение различать красный, жёлтый, зелёный цвета, знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть». Поэтому, к предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения первой младшей группы, следует добавить:

Картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём едут пассажиры», «Найти такую же картинку».

Простейший макет улицы (желательно крупный), где обозначены тротуар и проезжая часть

Макет транспортного светофора (плоскостной).

Для ребят в средней группы новым будет разговор о пешеходном переходе и его назначении, правостороннем движении на тротуаре и проезжей части. Кроме того, дети 4-5 лет должны чётко представлять, что когда загорается зелёный сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зелёный сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал. В уголке безопасности дорожного движения обязательно должен быть:

Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки

Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»

На макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.

В старшей группе ребята узнают о дорожном движении много нового. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекрёсток», «Дорожные знаки». Следовательно, в уголке безопасности дорожного движения должны появиться:

Макет перекрёстка, с помощью которого ребята смогут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. Желательно, чтобы этот макет был со съёмными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу.

Также, необходим набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как:

 -информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный -переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»;

-предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»;

предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».

Хорошо иметь мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр.

Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица»

Кроме того, для детей старшей группы знакомят с работой регулировщика. Значит, в уголке БДД должны быть схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.

В подготовительной группе ребята встречаются с проблемными ситуациями на дорогах (так называемыми дорожными «ловушками»), знания детей о Правилах дорожного движения уже систематизируются. Содержание уголка более усложняется:

Собирается картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать импровизированный телевизор, или компьютер)

Организовывается окно выдачи водительских удостоверений сдавшим экзамен по ПДД.

Приложение2.

Организация безопасности детей при перевозке в автомобиле.

Уважаемые родители!

Личный пример - лучший  метод воспитания детей.

 Именно поэтому специалисты  убедительно просят Вас соблюдать нижеприведенные правила. С их помощью Вы сможете значительно снизить вероятность возникновения опасной ситуации для вас и вашего ребенка.

* Убедитесь в том, что ребенок пристегнут ремнями безопасности

* Лобовое столкновение при скорости 50 км/час равносильно падению с третьего этажа здания. Поэтому, не пристегивая ребенка ремнями, вы как бы разрешаете ему играть на балконе без перил!

* Все средства безопасности должны быть правильно подобраны.

* Дети до 12 лет должны сидеть на заднем сиденье. Центральное заднее сиденье - самое безопасное место при боковом столкновении.

Пристегивайте ремни безопасности!

* Даже если вы едете по знакомой дороге на небольшое расстояние. Учтите, что 70% несчастных случаев, в которых погибают пассажиры, происходят в пределах первых 25 км пути.

* Пристегивайтесь, даже если ваш автомобиль оснащен воздушными подушками безопасности.

* Если ремни не пристегнуты, столкновение даже на скорости 30 км/час может привести к гибели пассажиров. Пристегиваясь ремнями безопасности, вы уменьшаете риск несчастных случаев с летальным исходом на 45%.

* Самые лучшие устройства безопасности бесполезны, если они неправильно используются. К сожалению, в 40% случаев используемые устройства безопасности либо не подходят детям, либо неправильно крепятся.

* Объясняйте детям как себя вести, и подавайте личный пример.

* Ремни безопасности и специальное сиденье для детей должны соответствовать росту и весу ребенка

* Для детей до 4 лет весом до 18 кг рекомендуется использовать детское кресло со специальной системой ремней безопасности. Оно уменьшает возможность     получения травм на 70%.

* Для детей от 3 до 12 лет подходит специальное сиденье с двумя боковыми системами ремней безопасности или специальной системой безопасности.

* Маленький ребенок на руках у взрослых в случае аварии абсолютно незащищен. При лобовом столкновении на скорости 50 км/час со стоящим на месте предметом кинетическая энергия превращает ребенка весом 25 кг в ракету, весящую 500 кг, то есть вес возрастает в 20 раз.

Приложение 3.

Дидактические игры по теме «Транспорт».

«Узнай по описанию»

Цель: учить узнавать предмет, объект по группе слов-признаков, слов-действий.

Ход игры: ведущий называет слова, характеризующие определенный вид транспорта, дети отгадывают. Роль ведущего может выполнять ребенок.

*Большая, красная, очень нужная, с длинной лестницей, шлангами. (Пожарная машина)

*Красивый, двухколесный, быстрый, с мотором. (Мотоцикл)

*Длинный, с вагонами, передвигается по рельсам, перевозит пассажиров. (Трамвай)

«Что я загадала?»

Цель: учить определять предмет по названию его составных частей; активизировать словарь по теме.

Оборудование: картинки с изображением частей (деталей) машин.

Ход игры: педагог называет (показывает) детали различных машин, а дети отгадывают вид транспорта.

*салон, дверцы, сиденья, колеса. (Автобус)

* кабина, кузов, руль, колеса. (Грузовик)

«Скажи и покажи»

Цель: расширять знания детей об особенностях движения разных видов транспорта; формировать умение ориентироваться в пространстве; развивать слуховое внимание, память.

Ход игры:

Вариант 1. Педагог подает детям сигналы:

«Вода»- дети изображают корабль (вытягивают руки, образуя треугольник вершиной вперед, покачиваются как на волнах);

«Дорога»- изображают езду на машине (едут в направлении, указанном педагогом);

«Небо»- изображают самолет (двигаются, стараясь не задевать друг друга).

Вариант 2. Дети встают в круг. Педагог поочередно бросает им мяч, произнося слова-сигналы.

«Небо» - дети вращают мяч, называя воздушный транспорт.

Аналогично со словами «Рельсы», «Вода», «Земля».

Загадки по ПДД

Эй, водитель осторожно!

Ехать быстро невозможно.

Знают люди все на свете-

В этом месте ходят дети!

(Знак «Дети»)

Здесь дорожные работы-

Ни проехать, ни пройти.

Это место пешеходу

Лучше просто обойти.

(Знак «Дорожные работы»)

Никогда не подведет

Нас подземный переход:

Дорога пешеходная

В нем всегда свободная.

(Знак «Подземный переход»)

У него два колеса и седло на раме

Две педали есть внизу, крутят их ногами.

В красном круге он стоит,

О запрете говорит.

(Знак «Велосипедное движение запрещено»)

Этой зебры на дороге

Я нисколько не боюсь

Если все вокруг в порядке,

По полоскам в путь пущусь.

(Знак «Пешеходный переход»)

Я не мыл в дороге рук,

Поел Фрукты, овощи.

Заболел и вижу пункт

Медицинской помощи.

(Знак « Пункт первой медицинской помощи»)

Список литературы для чтения  детям по закреплению знаний о ПДД.

Алексеев В. «Три друга пешехода в любое время года»

Аким Я. «Улица»

Барт А. «Любочка»

Бедарев О. «Если бы…»

БерестовВ. «Стоял ученик на развилке»

Богданович А. «Пешеходу-малышу»

Бабина Р. «Занимательная дорожная азбука»

Георгиев Г. «Светофор»

Доброхотова А. «Зеленый, желтый, красный»

Дорохов А. «Подземный ход», «Шлагбаум»

Драгунский В. «На Садовой большое движение»

Денисова Д. «Как перейти дорогу»

Житков Б. «Что я видел»

Жичка Ф. «Улица моя»

Завойская К. «Ехал странный пассажир»

Калинина Н. «Как ребята переходили улицу»

Капустикян С. «Посиди, послушай»

Кончаловская «Самокат»

Маршак С. «Милиционер», «Мяч», «Автобус номер двадцать шесть»

Михалков С. «Одна рифма», «Велосипедист», «Дядя Степа-милиционер», «Гололед», «Моя улица».

Мигунов Н. «Друг светофора»

Носов Н. «Автомобиль», «Милиционер»

Пишумов Я. «говорящая машина»

Северный А. «Светофор»

Семерин В. «запрещается-разрешается»

Суслов В. «Его сигнал для всех закон»

Тарутин «Пешеход»

Титов Г. «Стоп»

Токмакова И. «На лошадке ехали…»

Трофимов В. «Азбука маленького пешехода»

Фархади р «Светофор»

Цыферов Г. «Сказки на колесах»

Юрмин Г. «Любопытный мышонок»

Литература

Журнал «Детский сад будущего - галерея творческих проектов» № 3, 2013.

Старцева О.Ю. Школа дорожных наук. М., Скрипторий, 2010.

Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам. М., Скрипторий,  2008.

интернет ресурсы:

http;//doshvozrast.ru/

http://detsad7ucos.ru 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для педагогов и родителей Ребёнок и опасности на дороге Автор: воспитатель Лелюхина Лидия Фаритовна Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» п. Малиновский» 2017г.

Слайд 2

Выходя на улицу, Приготовь заранее, Вежливость и сдержанность, А главное, внимание!

Слайд 3

Психофизиологическая особенность развития ребёнка дошкольника Поле зрения ребёнка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребёнка намного меньше. Поле зрения ребёнка составляет примерно 1 /10 часть поля зрения взрослого человека. Реакция у ребёнка значительно замедленная чем у взрослого. (0,8-1с. у взрослого, 3-4 с у детей). Ребёнок до 8 лет ещё плохо распознает источник звуков, слышит только те звуки, которые ему интересны. У дошкольников нет знаний и представлений о видах поступательного движения транспортных средств. Ребёнок не осознает ответственности за собственное поведение на дороге. Внимание ребёнка сосредоточено на том, что он делает.

Слайд 4

Раздел «Безопасность» входит в с одержание образовательной области «Физическое развитие» и направлено: на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач: формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Слайд 5

Виды деятельности коммуникативная познавательно-исследовательская трудовая продуктивная музыкально-художественная чтение художественной литературы игровая

Слайд 6

Предметно-развивающая среда группы Дидактические игры по ПДД Игровые макеты улиц с перекрестками Тематическая литература, энциклопедии Строительный конструктор с блоками среднего и маленьких размеров Транспорт специальный Настольно-печатные игры Модели машин легковых и грузовых Макет своего микрорайона с разметкой Альбомы на данную тему DVD диски Альбомы со стихами и загадками

Слайд 7

Для привлечения внимания родителей при оформлении уголка рекомендуется использовать яркие, привлекающие внимание лозунги: «Глупо экономить своё время, за счёт жизни ребёнка!» «Ребёнок имеет право жить!» «Берегите детей!» «Цена спешки - жизнь вашего ребёнка!» «Внимание - мы ваши дети!»

Слайд 8

Содержание уголка для родителей Информация о состоянии дорожно-транспортного травматизма в районе. Причины ДТП с участием детей. Рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге. Перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей знаний по ПДД

Слайд 9

Литература Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б.. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2002. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008 Старцева О.Ю. Школа дорожных наук. М.: ТЦ Сфера,2010 «Детский сад будущего-галерея творческих проектов» № 3, 2013 Материалы Интернет-сайтов http ;// doshvozrast . ru / http :// detsad 7 ucos . ru /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей"Ребёнок и опасности на дорогах"

      Окружающая среда ребенка – это не только семья, детский сад, но и детская площадка, двор и конечно, улица. Она приковывает к себе особое внимание ребенка. В самом дел...

Консультация для педагогов ДОУ беседа Как переходить через дорогу? Что такое светофор?""

Кто бежит через дорогу,Тех накажем очень строго!Чтобы знали наперд,Есть подземный переход!...

Консультация для педагогов «Ребенок и опасности на дорогах»

Консультация для педагогов «Ребенок и опасности на дорогах»...

Консультация для родителей « О детском травматизме. Опасности на дорогах.»

Берегите жизнь и здоровье ребенка – они бесценны!...

Консультация для родителей на тему: «Детям опасно на дороге!»

Уважаемые мамы и папы!Вы являетесь образцом поведения. Вы – объект любви и подражания для ребенка. Это необходимо помнить всегда  и тем более, когда делаете шаг на проезжую часть дороги вме...

Консультация для педагогов « О безопасности поведении детей на дороге и соблюдение ПДД»

Каждый воспитатель должен хорошо знать правила дорожного движения, чтобы со знанием дела вести воспитательную работу с детьми и родителями, обеспечить собственную безопасность....