Консультация " Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста"
консультация по обж (средняя группа)
Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья - одна из актуальнейших задач дошкольного образования. При этом важно не только оберегать от опасностей, а готовить ребенка к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения в быту, социуме и природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
111.docx | 22.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«Самое дорогое у человека- это жизнь»
Н. А. Островский.
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образования является актуальной и значимой проблемой, так как обусловлено объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, получения безопасного опыта в повседневная жизнь.
Важно не только защитить ребенка от опасности, но и подготовить его к возможным трудностям, сформировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдать меры предосторожности, привить ему навыки безопасного поведения в повседневной жизни. Концепция безопасности в условно-досрочном освобождении ранее включала только защиту жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, он включает в себя такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.
При ознакомлении детей с начальными основами безопасности необходимо определить следующие цели:
- закладывание основы для сохранения и укрепления здоровья;
- воспитание безопасного поведения, способность предвидеть опасные ситуации, избегать их, если это возможно, и действовать в случае необходимости.
Работа с детьми по безопасности жизнедеятельности включает в себя ряд задач:
- знакомство с источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представлений о том, как безопасно вести себя в повседневной жизни;
- развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;
- воспитание грамотного участника дорожного движения;
- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.
Реализация этих задач и формирование исходных рамок безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:
- последовательность и последовательность (любой новый уровень в обучении детей основан на том, который уже был освоен в предыдущем);
- доступность (усложнение материала с учетом возрастных особенностей детей);
- включение в виды деятельности (игровые, познавательные, поисковые и другие виды);
- наглядность (безопасность лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);
- динамизм (интеграция задач в разные виды деятельности);
- психологический комфорт (устранение стрессовых факторов).
Работу по ОБЖ с детьми дошкольного возраста можно разделить на 6 направлений:
1. Ребёнок и другие люди.
Работая в этом направлении, мы должны рассмотреть типичные опасные ситуации при контактах с людьми и научить ребенка правильно вести себя в таких ситуациях.
О несовпадении приятной внешности и добрых намерений.
Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.
Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого.
Ребенок и другие дети, в том числе подростки.
Если «чужой» приходит в дом.
2. Ребёнок и природа.
Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы.
В природе все взаимосвязано.
Загрязнение окружающей среды.
Ухудшение экологической ситуации.
Бережное отношение к живой природе.
Ядовитые растения.
Контакты с животными.
Восстановление окружающей среды.
3. Ребёнок дома.
В этом направлении рассматриваются вопросы, связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей.
Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами.
Открытое окно, балкон как источник опасности.
Экстремальные ситуации в быту.
4. Здоровье ребёнка.
В этом направлении рассматриваются вопросы о ценности здорового образа жизни, сознательной заботе о собственном здоровье и здоровье окружающих.
Здоровье — главная ценность человеческой жизни.
Изучаем свой организм.
Прислушаемся к своему организму.
О ценности здорового образа жизни.
О профилактике заболеваний.
О навыках личной гигиены.
Забота о здоровье окружающих.
Поговорим о болезнях.
Инфекционные болезни.
Врачи - наши друзья.
О роли лекарств и витаминов.
Правила оказания первой помощи.
5. Эмоциональное благополучие ребёнка.
Основная задача работы педагогов по этому направлению - научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения, профилактике конфликтных ситуаций.
Психическое здоровье.
Детские страхи.
Конфликты и ссоры между детьми.
6. Ребёнок на улицах города.
Дети знакомятся с правилами поведения на улицах города, правилами дорожного движения.
Формы организации учебного процесса:
- ООД;
- чтение художественной литературы, заучивание стихов, разгадывание загадок;
- коллекция фотоматериалов;
- изучение правил безопасного поведения;
- беседы;
- развивающие игры;
- игры на открытом воздухе;
- рассмотрение иллюстраций по теме;
- наблюдения;
- театральные представления;
- сюжетно - ролевые игры;
- игры - тренинги;
- презентации с использованием ИКТ;
- просмотр мультфильмов;
- трудовая деятельность;
- досуг;
- разыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;
- встречи с интересными людьми;
- участие в различных конкурсах;
- личный пример взрослых.
Наряду с традиционными формами обучения большое внимание следует уделять организации различных видов деятельности и приобретению опыта детьми. Ведь все, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто запутаться. Во-первых, необходимо дать детям необходимый объем знаний, общепринятых человеком норм поведения. Во-вторых, научить действовать адекватно и осознанно в данной ситуации, помочь дошкольникам овладеть элементарными поведенческими навыками дома, на улице, в парке, на транспорте и, в-третьих, развить независимость и ответственность дошкольников.
Решение проблем обеспечения безопасного, здорового образа жизни возможно только при постоянном общении взрослого и ребенка на равных: вместе мы ищем выход из сложной ситуации, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, мы учимся вместе, делаем открытия, удивляемся.
Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно-развивающую среду в группе. Она включает:
1. Уголок безопасности, который содержит материалы:
- планировка улиц с дорожными знаками, дорожной разметкой и пешеходами, светофорами; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Спасатели», «Скорая помощь» и т. д.; план-схема микрорайона, в котором расположен детский сад, с отметкой опасных мест, мест, благоприятных для игр; плакаты по ОБЖ на темы «Если ты заблудился на улице», «Внимание! Терроризм!», «Пожарная безопасность для дошкольников» и др.; альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии», «Валеология или здоровый ребенок », « Если ребенок был ранен » и т. д.
Создание автогорода в группе для использования знаний, полученных в игровой деятельности.
2. Игротека, которая содержит:
- дидактические игры «Опасно - не опасно», «Продолжай подряд», «Говори одним словом», «Четвертое - лишнее», «Так - не так» и т. д.;
- настольные - печатные игры «Основы безопасности», «Большая прогулка по городу», «Хорошо - плохо», «Валеология», «Дорожные знаки», «Чрезвычайные ситуации дома» и др.
Игры дают возможность: познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления; учить различать потенциально опасные предметы; сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения; познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.
3. Библиотека, в которой находятся познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рецензирования и обсуждения различных ситуаций.
Примером для детей служат литературные произведения: сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С. Я. Маршака; Е. Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял»; Л. Толстой «Пожарные собаки»; С. Михалков «Дядя Степа»; Г.-Х. Андерсен «Сказка про спички»; Т. Нуждина «История спички»; «Электрическая лампочка» Б. Житков; М. Кривич «Где работает огонь»; Г. Остер «Вредные советы»; Б. Житков «Пожар в море» и др.
Работа с родителями является одним из важнейших направлений деятельности учреждения дошкольного образования. Ведь спектр проблем, связанных с безопасностью ребенка, не может быть решен только в рамках учреждения, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто так не убедительно, как наглядный пример взрослых.
Целью работы с родителями является разъяснение актуальности, важности проблемы безопасности детей, повышение образовательного уровня родителей по этому вопросу, определение круга правил, с которыми необходимо ознакомиться в первую очередь в семье.
В работе с родителями используется:
- информационно - аналитическое направление: проведение опросов, анкетирование родителей;
- познавательное направление: родительские собрания, семинары-практикумы; цикл консультаций «Один дома», «Домашние животные», «Как уберечь себя от пожара?», «Советы родителям», «Поведение в транспорте», «Весеннее половодье» и др.;
- наглядно- информационное направление: организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток;
- досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.
Таким образом, грамотно организованная система работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, будет способствовать повышению уровня познавательной активности, формированию осознанного и прочного усвоения знаний и умений по основам безопасности.
«Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать»
Литература:
1. Стеркина Р. Б., Авдеева Н. Н., Князева О. Л. Учебно - методическое пособие по основам безопасности.: Детство - Пресс, 2005.
2. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников, пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. - М.: Мозаика , 2018.
3. Шипунова В. А. Детская безопасность, учебно-методическое пособие: Цветной мир, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. История развития в России"
Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений....
консультация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей...
Консультация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста"
laquo;Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста"...
Консультация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»
Консультация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»...
Консультация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях учреждения дошкольного образования является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлено объективной необх...
Консультация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»
Консультация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»...
Консультация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»
Полезная информация для родителей...