Консультация " Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста"
консультация по обж (средняя группа)

Татьяна Николаевна Нефедова

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья - одна из актуальнейших задач дошкольного образования. При этом важно не только оберегать от опасностей, а готовить ребенка к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения в быту, социуме и природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 111.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Самое дорогое у человека- это жизнь» 

Н. А. Островский.

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образования является актуальной и значимой проблемой, так как обусловлено объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, получения безопасного опыта в повседневная жизнь.

            Важно не только защитить ребенка от опасности, но и подготовить его к возможным трудностям, сформировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдать меры предосторожности, привить ему навыки безопасного поведения в повседневной жизни. Концепция безопасности в условно-досрочном освобождении ранее включала только защиту жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, он включает в себя такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.

При ознакомлении детей с начальными основами безопасности необходимо определить следующие цели:

- закладывание основы для сохранения и укрепления здоровья;

- воспитание безопасного поведения, способность предвидеть опасные ситуации, избегать их, если это возможно, и действовать в случае необходимости.

Работа с детьми по безопасности жизнедеятельности включает в себя ряд задач:

- знакомство с источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представлений о том, как безопасно вести себя в повседневной жизни;

- развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;

- воспитание грамотного участника дорожного движения;

- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Реализация этих задач и формирование исходных рамок безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:

- последовательность и последовательность (любой новый уровень в обучении детей основан на том, который уже был освоен в предыдущем);

- доступность (усложнение материала с учетом возрастных особенностей детей);

- включение в виды деятельности (игровые, познавательные, поисковые и другие виды);

- наглядность (безопасность лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);

- динамизм (интеграция задач в разные виды деятельности);

- психологический комфорт (устранение стрессовых факторов).

Работу по ОБЖ с детьми дошкольного возраста можно разделить на 6 направлений:

1. Ребёнок и другие люди.

Работая в этом направлении, мы должны рассмотреть типичные опасные ситуации при контактах с людьми и научить ребенка правильно вести себя в таких ситуациях.

О несовпадении приятной внешности и добрых намерений. 

Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.

Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого. 

Ребенок и другие дети, в том числе подростки. 

Если «чужой» приходит в дом. 

2. Ребёнок и природа.

Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы.

В природе все взаимосвязано. 

Загрязнение окружающей среды. 

Ухудшение экологической ситуации. 

Бережное отношение к живой природе. 

Ядовитые растения. 

Контакты с животными. 

Восстановление окружающей среды. 

3. Ребёнок дома.

В этом направлении рассматриваются вопросы, связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей.

Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами. 

Открытое окно, балкон как источник опасности. 

Экстремальные ситуации в быту. 

4. Здоровье ребёнка.

В этом направлении рассматриваются вопросы о ценности здорового образа жизни, сознательной заботе о собственном здоровье и здоровье окружающих.

Здоровье — главная ценность человеческой жизни.

Изучаем свой организм. 

Прислушаемся к своему организму. 

О ценности здорового образа жизни. 

О профилактике заболеваний. 

О навыках личной гигиены. 

Забота о здоровье окружающих.

Поговорим о болезнях. 

Инфекционные болезни. 

Врачи -  наши друзья. 

О роли лекарств и витаминов. 

Правила оказания первой помощи. 

5. Эмоциональное благополучие ребёнка.

Основная задача работы педагогов по этому направлению - научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения, профилактике конфликтных ситуаций.

Психическое здоровье. 

Детские страхи. 

Конфликты и ссоры между детьми.

6. Ребёнок на улицах города.

Дети знакомятся с правилами поведения на улицах города, правилами дорожного движения.

Формы организации учебного процесса:

  • ООД;
  • чтение художественной литературы, заучивание стихов, разгадывание  загадок;
  • коллекция фотоматериалов;
  • изучение правил безопасного поведения;
  • беседы;
  • развивающие игры;
  • игры на открытом воздухе;
  • рассмотрение иллюстраций по теме;
  • наблюдения;
  • театральные представления;
  • сюжетно - ролевые игры;
  • игры - тренинги;
  • презентации с использованием ИКТ;
  • просмотр  мультфильмов;
  • трудовая деятельность;
  • досуг;
  • разыгрывание  ситуаций правильного и неправильного поведения;
  • встречи с интересными людьми;
  • участие в различных конкурсах;
  • личный пример взрослых.

          Наряду с традиционными формами обучения большое внимание следует уделять организации различных видов деятельности и приобретению опыта детьми. Ведь все, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

            Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто запутаться. Во-первых, необходимо дать детям необходимый объем знаний, общепринятых человеком норм поведения. Во-вторых, научить действовать адекватно и осознанно в данной ситуации, помочь дошкольникам овладеть элементарными поведенческими навыками дома, на улице, в парке, на транспорте и, в-третьих, развить независимость и ответственность дошкольников.

            Решение проблем обеспечения безопасного, здорового образа жизни возможно только при постоянном общении взрослого и ребенка на равных: вместе мы ищем выход из сложной ситуации, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, мы учимся вместе, делаем открытия, удивляемся.

Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно-развивающую среду в группе. Она включает:

1. Уголок безопасности, который содержит материалы:

- планировка улиц с дорожными знаками, дорожной разметкой и пешеходами, светофорами; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Спасатели», «Скорая помощь» и т. д.; план-схема микрорайона, в котором расположен детский сад, с отметкой опасных мест, мест, благоприятных для игр; плакаты по ОБЖ на темы «Если ты заблудился на улице», «Внимание! Терроризм!», «Пожарная безопасность для дошкольников» и др.; альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии», «Валеология или здоровый ребенок », « Если ребенок был ранен » и т. д.

Создание автогорода в группе для использования знаний, полученных в игровой деятельности.

2. Игротека, которая содержит:

- дидактические игры «Опасно - не опасно», «Продолжай подряд», «Говори одним словом», «Четвертое - лишнее», «Так - не так» и т. д.;

- настольные - печатные игры «Основы безопасности», «Большая прогулка по городу», «Хорошо - плохо», «Валеология», «Дорожные знаки», «Чрезвычайные ситуации дома» и др.

Игры дают возможность: познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления; учить различать потенциально опасные предметы; сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения; познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.

3. Библиотека, в которой находятся познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рецензирования и обсуждения различных ситуаций.

Примером для детей служат литературные произведения: сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С. Я. Маршака; Е. Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял»; Л. Толстой «Пожарные собаки»; С. Михалков «Дядя Степа»; Г.-Х. Андерсен «Сказка про спички»; Т. Нуждина «История спички»; «Электрическая лампочка» Б. Житков; М. Кривич «Где работает огонь»; Г. Остер «Вредные советы»; Б. Житков «Пожар в море» и др.

Работа с родителями является одним из важнейших направлений деятельности учреждения дошкольного образования. Ведь спектр проблем, связанных с безопасностью ребенка, не может быть решен только в рамках учреждения, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто так не убедительно, как наглядный пример взрослых.

           Целью работы с родителями является разъяснение актуальности, важности проблемы безопасности детей, повышение образовательного уровня родителей по этому вопросу, определение круга правил, с которыми необходимо ознакомиться в первую очередь в семье.

              В работе с родителями используется:

  • информационно - аналитическое направление: проведение опросов, анкетирование родителей;
  • познавательное направление: родительские собрания, семинары-практикумы; цикл консультаций «Один дома», «Домашние животные», «Как уберечь себя от пожара?», «Советы родителям», «Поведение в транспорте», «Весеннее половодье» и др.;
  • наглядно- информационное направление: организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток;
  • досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.

Таким образом, грамотно организованная система работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, будет способствовать повышению уровня познавательной активности, формированию осознанного и прочного усвоения знаний и  умений по основам безопасности.

«Безопасности формула есть:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности – все избежать,

А где надо – на помощь позвать»

Литература:

1. Стеркина Р. Б., Авдеева Н. Н., Князева О. Л. Учебно - методическое пособие по основам безопасности.:  Детство - Пресс, 2005.

2. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников, пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. - М.: Мозаика , 2018.

3. Шипунова В. А. Детская безопасность, учебно-методическое пособие: Цветной мир, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. История развития в России"

Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений....

Консультация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста"

laquo;Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста"...

Консультация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

Консультация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»...

Консультация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях учреждения дошкольного образования является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлено объективной необх...

Консультация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

Консультация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»...