проект "Секреты ледяных дорожек"
проект по обж (подготовительная группа)

Материал содержит описание деятельности детей и воспитателя при работе над проектом 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Стригуновский детский сад общеразвивающего вида»

Социально-коммуникативное развитие

ОБЖ

Автор: Яровая Елена Яковлевна,

воспитатель Муниципального

 бюджетного дошкольного

 образовательного учреждения

«Стригуновский детский сад

общеразвивающего вида»

с. Стригуны

2020 год

Краткая аннотация проекта

Зимние прогулки всегда приносят огромную радость детям. Но зимнее время омрачает радость детей и родителей очень распространенными травмами. Обеспечение безопасности жизни детей - одна из основных задач для родителей и педагогов ДОУ. При этом важно не просто оградить ребенка от опасностей, а научить его, подготовить к возможной встрече с ними.

Реализация проекта позволила  детям дошкольного возраста овладеть элементарными знаниями о правилах безопасного поведения в зимнее время года; дети стали сознательно относиться к соблюдению этих правил, проявляют интерес к собственной безопасности.

Конечным продуктом  нашего проекта стало итоговое открытое занятие  для воспитателей ДОУ, подготовка презентации и защита проекта.

 Актуальность проекта

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного.

Словесно-логическое мышление детей  шестого  года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Познание мира – это активная и сложная деятельность. Окружающий мир привлекает ребенка своей новизной, желанием познать неизвестной. Предметы, окружающие малышей, являются для них источником любопытства и первой ступенькой познания мира.

Ребенок, который познает неизвестный мир, учится быть решительным, побеждать страх и неуверенность в себе. Расширяется кругозор ребенка, расширяется словарь: ребенок осваивает названия предметов, их свойства и качества, пространственные понятия и обобщающие слова. Ребенок воспринимает мир с его сложностями, формируется представление об окружающем мире. Закладывается фундамент общего умственного развития ребенка, с восприятием предметов начинается познание. Все другие формы познания запоминание, воображение, мышление, строятся на основе образцов восприятия, являются результатом их переработки.

Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно-новый продукт.

В дошкольном образовательном учреждении приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе, любознательности ребенка и проводится в увлекательной форме без заучивания, запоминания и повторения правил и законов в формализованном виде. Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт.

Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий.

Цель проекта: опытным путем обнаружить безопасные способы передвижения по льду.

Задачи исследования:

-провести эксперимент, наглядно отражающий изменение свойств льда при контакте с солью;

- выяснить, насколько безопасно ходить по льду, который посыпали песком;

- попробовать сделать безопасной для ходьбы по льду подошву зимней обуви;

-проанализировать практические результаты;

-обобщить наблюдения, сделать выводы;

-создать презентацию.

Гипотезы исследования:

1. Передвигаться по скользкой дорожке будет более безопасно, если посыпать ее солью или песком.

2. Способы безопасного передвижения по скользким дорожкам существуют.

 

Методы исследования:

1. Опыты и эксперименты.

2. Чтение познавательной литературы.

3. Опрос родителей.

Предполагаемый результат:

Мы узнаем, существуют ли безопасные способы передвижения по скользким дорожкам.

Однажды в детском саду мы пошли гулять. Было очень весело: несколько дней назад прошел снег, затем потеплело, снег подтаял, а потом температура резко опустилась, и почти везде, был лёд. Мы специально падали и смеялись. 

        

Но наш воспитатель, Елена Яковлевна сказала нам, что играть на скользких дорожках очень опасно. И тогда возник вопрос "Чем посыпать дорожки, чтобы было безопасно  играть?"

        Сначала мы подумали, а что мы знаем сами? Решили спросить у своих друзей. Дети предложили посыпать скользкие дорожки солью.  

Опытно-экспериментальная деятельность

Опыт № 1. «Таянье льда»

Посыпали солью скользкие дорожки.

Наблюдали 30 минут. Соль разъедает лед, проделывая канавки и ходы в ледяной дорожке.  

Вывод: Лёд, посыпанный солью, растаял.

 

Опыт № 2. «Замораживание воды на улице».

Взяли четыре стаканчика, наполнили водой. В два стаканчика добавили соль.   

Два стаканчика (один с чистой водой, а другой с соленой) мы вынесли на балкон, температура на улице: -5 градусов. Оставили на ночь.

Принесли в группу и увидели, что несолёная вода замёрзла, а в стаканчике с соленой водой только появились маленькие льдинки.  

Вывод: Пресная вода замерзает быстрее, чем солёная.

Опыт № 3. «Замораживание воды в морозилке».

Сравним,  что изменится, если  поместить соленую воду в морозилку. Там температура -18º.  

Прошло 3 часа, в морозильной камере и чистая, и соленая вода замерзла. 

Вывод: при температуре -18 градусов вода с солью замерзла.

Возник вопрос: как температура воздуха влияет на воду?

Экскурсия в библиотеку

Для решения этого вопроса мы пошли в библиотеку.

 В библиотеке мы выяснили, что использование соли, как реагента, зимой на дорогах эффективно только при температуре до -5º градусов, при более низкой температуре необходимо использовать другие средства.

Идя утром в детский сад, мы увидели, как по территории нашего детского сада дворник посыпал дорожки песком, чтобы взрослые и дети не скользили.

Опыт № 4. «Песок и лед».

Посыпали дорожки песком.  

Попробовали пройти по дорожке - сапожки не скользят. Но возник вопрос: "Чем посыпать ледяные дорожки по пути в детский сад? Ведь никто не носит с собой песок?"

Вывод: песок может помочь нам не везде…

Опрос взрослых

Мы обратились за помощью к взрослым и спросили  "Какие меры они предпринимают, чтобы не скользить на ледяных дорожках?" Взрослые нам предложили наклеить на подошву обуви разные нескользкие материалы.

Опыт № 5. «Изменение подошвы обуви».

 Для проведения опыта мы с папой приготовили металлическую сетку, песок и клей. Сделали заготовки из металлической сетки. Подошву предварительно очистили от пыли. На обезжиренную поверхность нанесли клей и приклеили лекала из металлической сетки. На другую подошву после нанесения клея насыпали сухой песок.  

Результат положительный. В таких ботинках можно смело идти по льду. Однако рассчитывать на длительность процесса не приходится. Песок осыпается в течение 1-2 часов. А металлическая сетка продержалась несколько дней.  Неудобство состоит в том, этот процесс приходится часто повторять.

Вывод: способ ненадежный.

 Мой папа предложил  сделать подошву с использованием прочных  материалов: наждачной бумаги, железа, толстой резины.

Сначала  решили приклеить к подошве наждачную бумагу. Мы намазали подошву клеем и приклеили кусочки наждачной бумаги. Когда все засохло, я провел испытания. Ходить по льду было очень удобно, подошва не скользила и продержалась несколько дней.  

Потом мы с папой решили попробовать еще один способ: на подошву с помощью специального крепежа мы прикрутили металлические шипы.

Результат положительный. Самыми прочными и удобными при ходьбе по скользким дорожкам оказалась подошва с острыми шипами.

Конечно, полностью от скольжения они не спасают, но когда подошва шершавая, идти по льду гораздо удобнее и безопаснее.

Вывод: надежный способ обуви с подошвой с металлическими набойками.

Заключение

В ходе исследования нам удалось выяснить, что помогает сделать безопасными скользкие дорожки.

В результате проведённых опытов, были найдены способы безопасного передвижения по скользким дорожкам с помощью применения различных материалов с неровной, шероховатой поверхностью.

Выводы исследования

1. Соль и песок - оказались малоэффективными, так как использование соли, как реагента, зимой на дорогах эффективно только при температуре до -5º градусов, при более низкой температуре необходимо использовать другие средства.

Песок может использоваться не везде.

2. Песок и наждачная бумага дают непродолжительный положительный эффект.

3. Металлическая сетка и каменная крошка действуют только несколько дней.

4. Наиболее приемлемым и эффективным средством, препятствующим падениям при передвижении по скользкой поверхности, являются специальные набойки с шипами. Это средство доступно людям любого возраста, разного материального достатка.

Таким образом, гипотеза моего исследования подтвердилась частично.

Рекомендации

Необходимо помнить, что, кроме обуви, существуют и правила передвижения по скользкой поверхности. Соблюдая их, люди уменьшат риск падения и сохранят здоровье (Приложение)

Список литературы и Интернет-ресурсов

  1. Энциклопедия для детей «Аванта+». Физика, том 16. Москва, 2003
  2. Газета «Комсомольская правда»
  3. http://alkakras.narod.ru
  4. http://ya.03compu.ru

Приложение

Правила безопасности на скользкой дороге 

(ГУ МЧС России по Белгородской области)

1. Подготовьте обувь заблаговременно. Если вы не спортивный человек, бегающий зимой в кроссовках, лучше обратиться к специалистам и наклеить антискользящую профилактику.

2. Во время движения по льду переступать нужно осторожно, не торопясь, наступая на всю подошву, так как при этом увеличивается площадь соприкосновения со льдом и усиливается трение. Поднимайте ноги, а в буквальном смысле – скользите, как будто вы на лыжах. Помните, что шпильки в гололед могут стать причиной серьезной травмы головы. Перед выходом на улицу отрепетируйте перед зеркалом походку.

3. Старайтесь ходить там, где можно за что-то держаться.

4. Для сохранения равновесия руки лучше держать свободными, при ходьбе ими можно размахивать, удерживая равновесие, а сумку лучше повесить на плечо. При переходе дороги убедитесь, что «железный конь» вас пропустил.

5. Носите шапку и капюшон. Они могут смягчить падение, если будете падать на затылок. Пожилым дамам и господам желательно запастись тростью с резиновым наконечником или шипами.

6. Как только вы начинаете терять равновесие, тотчас же присядьте, причем резко. Тогда ваше падение произойдет с небольшой высоты. Вполне возможно, что вы и вовсе не упадете. При этом, когда будете падать, втяните как можно сильней голову в плечи, к бокам прижмите локти и спину держите как можно прямей. Благодаря этой группировке вы сможете избежать растяжений и ушибов. Падайте на бок, на предплечье, амортизируя таким образом удар. Не выставляйте назад локти и не подставляйте ладонь вытянутой руки. Такие падения чреваты переломами.

7. Не ходите под крышами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка нетрадиционных массажных дорожек: Тема: «Дорожка для ножек».

Для профилактики плоскостопия и тренировки координации движений мы в нашем детском саду изготовили разные массажные дорожки, которые благотворно влияют на весь организм ребёнка в целом. А это всё ведё...

Использование массажных дорожек из фломастеров.

Чтобы разнообразить данную работу, повысить к ней интерес детей я постоянно пополняю оборудование для профилактики плоскостопия интересными самодельными массажными дорожками. При их создании я использ...

Картотека пальчиковых игр "Познакомьтесь это ежик, он знаток лесных дорожек!"

Развивать знания детей о внешних особенностях ежика, его повадках, мускулатуру рук....

Реферат на тему: "Образовательная деятельность направленная на укрепление свода стопы и профилактику плоскостопия с детьми подготовительной к школе группы с использованием самостоятельно разработанных и изготовленных сенсорных дорожек здоровья."

Отправляя малыша в детский сад родители надеются, что там ему помогут подготовиться к школе, а также научат коммуникации со сверстниками. Однако дошкольные учреждения призваны также поддерживать...

Консультация для родителей " Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми"

Консультация для родителей по использованию массажных ковриков и дорожек в работе с детьми дошкольного возраста в садике и дома. Так же есть примеры упранений для занятий....

Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.

Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...