Если ты велосипедист.
план-конспект занятия по обж (старшая группа)

Клепикова Любовь Александровна

Данное занятие знакомит детей с правилами передвижения на велосипеде и учит вести себя в опасных ситуациях, которые могут возникнуть в городских условиях при езде на велосипеде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_esli_ty_velosipedist._klepikova.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5 «Сказка»

Конспект НОД по ПДД

«Если ты велосипедист»

                                                                                        Воспитатель

                               

                                                                                                       Клепикова Л. А.

                                               г. Рассказово

Цель. Познакомить детей с правилами передвижения на велосипеде и научить вести себя в опасных ситуациях, которые могут возникнуть в городских условиях при езде на велосипеде.

Задачи: 1. Познакомить детей с историей изобретения велосипеда, его устройством и правилами для велосипедистов.

2. Расширить представления детей о средствах передвижения.

3. Воспитывать у детей желание соблюдать правила дорожного движения.

Обучающие:

познакомить детей с правилами для велосипедистов, историей изобретения велосипеда и его устройством;

познакомить детей с дорожными знаками: «Движение на велосипеде запрещено», «Пересечение с велосипедной дорожкой», «Велосипедная дорожка»;

формировать представление о том, что для игр и катания на велосипеде отводятся специальные места.

Развивающие:

довести до сознания детей то, что от их поведения на улице зависит их безопасность и безопасность окружающих людей;

продолжать формировать умения и навыки действовать согласно правилам дорожного движения; развивать нравственные качества.

Воспитательные: 

воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость,  умение выслушивать ответы товарищей.

Материал. Светофор. «Словарь иностранных терминов».  Дорожные знаки. Карточки для игры «Велосипедисты» с изображением автомобиля, человека и животного. Велосипед. Карточки с заданиями, карточка с изображением плана города, конверт с набором разрезных карточек, карандаш – на каждого ребенка.

Ход занятия

Эмоциональный настрой

Дети с воспитателем стоят в кругу, взявшись за руки, произносят слова  и выполняют движения в соответствии с текстом:

Шире наш чудесный круг,

 Я твой друг и ты мой друг.

 Влево, вправо повернитесь

 И друг другу улыбнитесь.

 Руки к солнцу протяните,

 Лучики его возьмите

 И к груди своей прижмите.

 С этим лучиком в груди

 Ты на мир ясней гляди. (Дети садятся на стулья).

Введение в тему.

Педагог: - Дети, послушайте загадку.

День рожденья у меня - подарили мне коня.

Замечательный какой, голубой - преголубой!

Ездить нужно осторожно, за рога держаться можно.

Жаль вот только, гривы нет. Что за конь? (Дети: велосипед.)

Педагог: - Как называют водителя велосипеда? (Дети: велосипедист.)

Педагог: - Ребята, тема сегодняшнего занятия – велосипед. Мы поговорим о правилах езды на велосипеде, поможем друг другу найти ответы на неизвестные вопросы, вспомним дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам, многое узнаем о прошлом велосипеда.

Например, знаете ли вы, как этот транспорт называли раньше? Его называли «костотряс». Как вы думаете, почему?

Дети: потому что каждый, кто на нем ехал, кости себе тряс. А чтобы отдохнуть от такой езды, брали его за «рога» и вдоль обочины вели.

- Ребята, как вы думаете, что значит слово велосипед?

- А вы хотите узнать, что означает его теперешнее название - «велосипед»?

- Предлагаю вам «Словарь иностранных терминов», давайте искать в нем это слово. (Латинское слово «веласе» - быстрый, а «педес» - ноги) Велосипед - это значит «быстроног» Что ж, он и в самом деле делает наши ноги быстрыми. Пригнувшись к рулю, спортсмены - велогонщики в цветных майках и защитных шлемах перегоняют на своих «быстроногих» даже машины – автомобили.

- Давайте с вами внимательно рассмотрим детский велосипед.

(Выкатывает двухколесный велосипед)

Изучение велосипеда и беседа о нем.

Педагог: - Из каких частей состоит велосипед? (Ответы детей)

Педагог: - Да, у любого велосипеда есть рама, к которой крепится руль, есть колеса, цепь, седло и педали. Бывают велосипеды с багажниками, на которых перевозят небольшие грузы. На руль прикрепляют звонок или гудок. Для ночных поездок впереди крепят фару. Сзади велосипеда есть кружок со светоотражателем — для безопасных поездок в ночное время.

- Как вы думаете, для чего велосипеду нужна вот такая цепь? (Дети: цепь приводит в движение заднее колесо.)

- Она доставляет неудобства при поездке — если вы в брюках, то они могут попасть в цепь, когда она не защищена специальной конструкцией.

- А знаете, что мы делали в детстве, чтобы брюки не попадали в цепь? Мы с внешней стороны ноги цепляли на них прищепку, вот так. (Показываю на ребенке.) Вот так и ездили на велосипедах наши мальчики с прищепкой на брюках.

- А для чего нужны подкрылки на колесах, как вы думаете? (Дети: они служат защитой от попадания грязи в сырую погоду.)

- У велосипеда должны быть всегда исправны тормоза и звуковой сигнал. А еще он должен быть оборудован светоотражателем.

- Дети, кто знает, где у велосипеда находятся тормоза, звуковой сигнал, светоотражатель? (Дети показывают.)

- Велосипеды бывают разные. А какие вы знаете? (Ответы детей: трехколесный детский, двухколесный детский, дамский, мужской, спортивный, прогулочный и даже грузовой.)

Педагог: - Да, и в зависимости от назначения, они имеют разные конструкции. А размер велосипеда должен соответствовать возрасту и росту его владельца. Детям нельзя ездить на взрослом велосипеде: таким велосипедом трудно управлять и можно попасть в аварию.

Игра с карточками: «Подберите каждому велосипедисту подходящий велосипед».

Дидактическая игра «Что на что похоже».

Дети поочередно называют части велосипеда и соответствующие им геометрические фигуры (колесо – круг, педаль – прямоугольник, седло – треугольник, звездочка передачи – многоугольник).

Слайдовая презентация: «История возникновения велосипеда».

Педагог: - Дети, сначала для более быстрого передвижения был придуман самокат. У кого есть самокат, скажите, что удобнее — велосипед или самокат? Почему? (Ответы детей)

Педагог: - Да, на велосипеде ездить быстрее и удобнее, не так устаешь, как на самокате. Поэтому потом к самокату приделали сидение, и получился «бегунок». Но на нем тоже было ездить неудобно, так как приходилось отталкиваться от земли ногами. Руля для поворота у «бегунка» не было. И чтобы повернуть в сторону, надо было наклоняться в эту сторону. Человек при наклоне терял равновесие и падал. И тогда придумали первый руль, который поворачивался в стороны. А потом появились у велосипеда и педали. Чтобы велосипед был устойчивый, к нему приделали третье колесо.

Первый велосипед был деревянным, так как железо в то время стоило дорого. Когда велосипед стали делать из железа, то колеса оставили деревянными. Их обтягивали железными шинами. При поворотах надо было поднимать ногу вверх, так как колесо ударяло по ноге. Первый велосипед — это жесткая конструкция. Человек после долгой езды на таком транспорте уставал. Чтобы уменьшить тряску, седло велосипеда стали крепить не прямо к раме, а к изогнутой железной пластине, которая выполняла роль рессоры — пружинящего устройства.

Велосипед совершенствовали. Англичанин во время полива шлангом цветов придумал, что шины велосипеда можно одеть в резину. Люди придумали, что лучше раму делать из стального прута. Велосипеды стали делать на фабриках. Они были высокими и напоминали паука на высоких и тонких ногах. Поэтому в то время велосипеды стали называть пауками. Трудно было забираться на такой велосипед. И даже не все высокие люди доставали ногами до педалей.

В конце XIX века в Москве состоялось необычное соревнование казаков на конях и велосипедистов. Сначала вперед вырвались казаки на донских скакунах, потом их стали догонять велосипедисты. Казаки стали ногайками подстегивать коней, гикать и свистеть. Но они только загнали своих лошадей. Бегущий человек никогда не обгонял лошадь. А человек, сидящий на велосипеде, смог это сделать.

Как только люди облегчили велосипедную конструкцию, скорость передвижения на нем заметно возросла, и велосипед стал незаменим для человека. Как вы думаете, почему?

(Скорость больше; не надо кормить, как коня; не надо топлива)

Педагог: - Мы с вами знаем, что существуют правила для пешеходов, пассажиров, водителей, но есть еще правила для велосипедистов. Давайте познакомимся с ними.

Малоподвижная игра «Велосипедисты».

(Звучит веселая музыка. Дети произвольно бегают по залу. Воспитатель поочередно поднимает карточки с изображением автомобиля, человека или животного. При виде карточки с изображением автомобиля дети останавливаются, при виде карточки с изображением человека – начинают двигаться в обратную сторону, при виде карточки с изображением животного – подают звуковой сигнал (хлопают в ладоши).

Знакомство с правилами для велосипедистов.

Педагог: - Дети, как вы думаете, что каждый из нас всегда должен помнить, прежде чем сесть на велосипед? (Ответы детей.)

- По улицам города и дорогам разрешается ездить на велосипеде с 14 лет.

- Велосипедист должен знать правила дорожного движения.

- Велосипед должен находиться в рабочем состоянии с исправными тормозами.

- Для езды в ночное время у велосипеда должна быть спереди фара, а сзади - светоотражающее устройство.

- Двигаться надо по правому краю дороги на расстоянии 1 метра от обочины. Выезжать на большее расстояние можно только при обгоне транспорта.

- При повороте велосипедист должен вытянуть в сторону ту руку, в сторону которой он будет поворачиваться, или поднять противоположную в сторону поворота руку, согнутую в локте.

Велосипедисту запрещается:

- Ездить по пешеходным дорожкам и тротуарам.

- Ездить, не держась за руль.

- Перевозить пассажиров на раме или руле.

- Перевозить предметы или груз, выступающий более чем на полметра в ширину или длину от велосипеда. 

- Поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением.

- Вот такие правила существуют для велосипедистов.

Дидактическая игра «Составь дорожный знак». (Каждый ребенок получает конверт с набором разрезных карточек, складывает из них изображение дорожного знака и называет его.)

Практическая часть «Дорожная азбука».

Педагог: - Ребята, а вы умеете правильно садиться на велосипед? Покажите, как надо это делать. (Дети показывают, а педагог обращает внимание на положение туловища и ног детей.)

 - Перед вами карточки с изображением плана города. Покажите, как нужно пересекать проезжую часть. (Дети по очереди показывают, а педагог комментирует их действия: надо слезть с велосипеда и провезти его по пешеходному переходу, держа за руль.)

- Помогите велосипедисту доехать до дома. (Дети карандашом изображают путь велосипедиста.)

Пальчиковая гимнастика «Светофор».

Я глазищами моргаю

Неустанно день и ночь.

(Дети ритмично сжимают и разжимают пальцы, одновременно моргая.)

Я машинам помогаю

(Крутят воображаемый руль.)

И тебе хочу помочь.

(Поднимают руки и опускают их через стороны вниз.)

Подвижная игра Светофор».

Звучит веселая музыка. При зеленом сигнале светофора дети произвольно бегают по залу, при желтом сигнале – переходят на шаг, при красном – останавливаются.

Решение логических задач.

а) Четыре мальчика поехали кататься на велосипедах по улицам города. Одному из них было 10 лет, остальным – по 15 лет. Сколько ребят поступило правильно? (Трое. Ездить на велосипеде по улице можно с 14 лет.)

б) Семеро ребят играли в мяч на проезжей части улицы. Двое ушли домой. Остальные остались играть. Сколько ребят поступило правильно? (Ни одного. Играть на проезжей части нельзя.)

Словесная игра «Один – много».

Педагог: - Ребятки, помогите мне превратить один предмет, связанный с дорожным движением, в несколько.

Один велосипед – много (велосипедов), один поворот – много (поворотов), один пешеход – много (пешеходов), один светофор – много (светофоров) и т. д.

Подведение итогов.

Педагог: - Молодцы! О каком виде транспорта мы говорили сегодня? Вспомните правила дорожного движения, которые должны соблюдать водители велосипедов. (Ответы детей.) Вы были внимательны и сообразительны. Я вами горжусь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность "Правила для велосипедистов"

- Узнать, о чем мы будем сегодня говорить, поможет отгадка к этой загадке:Раньше этот транспорт звали "костотряс!,Потому что каждый, кто на нем ехал, кости себе тряс.Чтобы отдохнуть от этой езды,Брали...

Развлечение "Посвящение в велосипедисты" в старшей группе

Инспектор ОГИБДД уточняет знания детей по ПДД, дети рассказывают стихи о велосипеде и о дорожных знаках, соревнуются на велосипеде и на самокате....

"Зайка велосипедист" Сказкотерапия.

Методическая разработка по мотивам сказки Клименко по ПДД....

Посвящение в велосипедисты.

Сценарий мероприятия на летнее время....

Презентация "Если ты велосипедист"

Правила безопасного передвижения на велосипеде для дошкольников...

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении районных соревнований юных велосипедистов «Юный велосипедист - 2018»

1.1.​  Соревнование «Юный велосипедист» является командным  первенством среди учащихся средних общеобразовательных учреждений и учреждений дошкольного и дополнительного обра...