Главные вкладки

    Методическая разработка дидактических игр по изучению Правил дорожного движения с детьми первой младшей группы
    методическая разработка по обж (младшая группа)

     Таёян Телмине Мамеевна

    Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей, которые сами зачастую являются виновниками дорожно-транспортных происшествий, так как играют вблизи проезжей части и переходят ее в неположенных местах. Поэтому проблема безопасного поведения детей на улицах всегда остаётся актуальной. Именно в младшем возрасте закладывается фундамент жизненных ориентиров в окружающем мире. Всё, что малыш усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, транспорте и Правилам дорожного движения. Как рассказать детям раннего возраста о Правилах дорожного движения? Такую серьезную и жизненно важную информацию нужно представить в доступной их пониманию форме. Этой доступной формой является дидактическая игра. Рассмотрев и применив на практике разные варианты дидактических игр, был сделан выбор в пользу тех игр, которые вызвали у детей первой младшей группы наибольший интерес. Так же было принято решение самостоятельно изготовить обучающий и одновременно развивающий дидактический стол для ознакомления детей с Правилами дорожного движения. Для изготовления дидактического стола понадобился деревянный щит размером 120х60х2 см, бросовый материал в виде пластиковых бутылок с диаметром винтовых частей, соответствующих диаметрам просверленных отверстий в щите. Различные по плотности и структуре тканевые материалы, самоклеящаяся пленка разной расцветки, застежки – контакт «липучки», фетр, пластмассовые пристежки, пуговицы, пластмассовые крышки, детали пластмассового конструктора, маленькие игрушки людей и животных, машинки, деревянные домики.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей, которые сами зачастую являются виновниками дорожно-транспортных происшествий, так как играют вблизи проезжей части и переходят ее в неположенных местах. Поэтому проблема безопасного поведения детей на улицах всегда остаётся актуальной. Именно в младшем возрасте закладывается фундамент жизненных ориентиров в окружающем мире. Всё, что малыш усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, транспорте и Правилам дорожного движения. Как рассказать детям раннего возраста о Правилах дорожного движения? Такую серьезную и жизненно важную информацию нужно представить в доступной их пониманию форме. Этой доступной формой является дидактическая игра. Рассмотрев и применив на практике разные варианты дидактических игр, был сделан выбор в пользу тех игр, которые вызвали у детей первой младшей группы наибольший интерес. Так же было принято решение самостоятельно изготовить обучающий и одновременно развивающий дидактический стол для ознакомления детей с Правилами дорожного движения. Для изготовления дидактического стола понадобился деревянный щит размером 120х60х2 см, бросовый материал в виде пластиковых бутылок с диаметром винтовых частей, соответствующих диаметрам просверленных отверстий в щите. Различные по плотности и структуре тканевые материалы, самоклеящаяся пленка разной расцветки, застежки – контакт «липучки», фетр, пластмассовые пристежки, пуговицы, пластмассовые крышки, детали пластмассового конструктора, маленькие игрушки людей и животных, машинки, деревянные домики.

    дидактический стол для ознакомления детей с Правилами дорожного движения

    дидактический стол для ознакомления детей с Правилами дорожного движения

    Игрушка БИ-БА-БО «Светофор», изготовлена из фетра и используется при проведении дидактических и подвижных игр по изучению Правил дорожного движения.

    Игрушка БИ-БА-БО «Светофор»

    Перечисленные выше материалы подобраны не случайно, так как они помогают развивать у детей раннего возраста мышление, память, внимание, фантазию, мелкую моторику пальцев рук и тактильные ощущения.

     

    Дидактическая игра «Светофор»

    Задачи.

    Формировать элементарные представления детей о сигналах светофора, их значении и правилах перехода проезжей части.

    Содержание

    (Воспитатель надевает на руку игрушку БИ-БА-БО Светофор.)

    Воспитатель.

    Ребята, к нам сегодня пришел гость!

    (Показывает детям игрушку Светофор.)

    Воспитатель.

    Кто же это такой?

    Ответы детей.

    Светофор.

    Если дети затрудняются ответить, то воспитатель напоминает, что это наш старый друг Светофор. Далее показывает детям коробку.

    Воспитатель.

    Светофорчик! Что ты нам принес?

    Светофор.

    Я принес ребятам подарок.

    Показывает детям дидактический стол и атрибуты к дидактическим играм. Воспитатель с детьми подходит к дидактическому столу.

    Воспитатель.

    Светофорчик хочет вам рассказать, что у него тоже есть друзья, такие же как он. И хочет познакомить вас с ними.

    Воспитатель обращает внимание детей на светофоры у пешеходного перехода на дидактическом столе. И показывает, что сейчас сигналы светофора выключены
    (на винтовые части от пластиковых бутылок накручены крышечки черного цвета).

    Воспитатель.

    Чтоб тебе помочь
    Путь пройти опасный,
    Горим и день, и ночь –
    Зеленый, желтый, красный.
    О чем говорится в стихотворении?

    Ответы детей.

    О светофоре.

    (Воспитатель обращает внимание детей на маленькую куколку, которая стоит у проезжей части и плачет)

    Воспитатель.

    Здравствуй, девочка. Что же ты плачешь?

    Куколка.

    Я спешу домой, но не знаю, как перейти на другую сторону дороги.

    Воспитатель обращается за помощью к детям. Если дети не смогли дать ответ, то обращается к Светофорчику с просьбой рассказать, как правильно надо переходить проезжую часть.

    Воспитатель.

    Давайте посмотрим, как сигналы светофора, регулируют движение.

    Далее, воспитатель, меняет сигнал светофора на дидактическом столе, накручивая вместо крышечки черного цвета от пластиковой бутылки на крышечку красного цвета в верхней части светофора. Накрутив красную крышечку, воспитатель задает детям вопрос.

    Воспитатель.

    Как вы думаете, можно ли сейчас переходить проезжую часть?

    Ответы детей.

    Да или нет.

    Воспитатель.

    Почему?

    Ответы детей.

    Высказывают свои ответы.

    Если среди детей был дан правильный ответ (нет), то воспитатель хвалит детей. Если ответ неверный, воспитатель обращается к Светофорчику с просьбой объяснить, почему нельзя переходить проезжую часть. Далее воспитатель меняет крышечку красного цвета на крышечку черного цвета. Затем в нижней части светофора снимает крышечку черного цвета и накручивает крышечку зеленого цвета от пластиковой бутылки.

    Воспитатель.

    Можно ли сейчас переходить проезжую часть?

    Ответы детей.

    Да или нет.

    Если ответ верный, то воспитатель просит одного из детей перевести куколку на другую сторону проезжей части. Если ответ неверный, то обращается к Светофорчику.
    Затем меняет крышечку зеленого цвета на крышечку черного цвета. Это означает, что сигнал выключен. Обращает внимание детей на то, что к пешеходному переходу подбежала маленькая собачка.
    (Выставляет игрушку).

    Воспитатель.

    На какой сигнал светофора собачке можно перейти на противоположную сторону?

    Ответы детей.

    Зеленый.

    Светофорчик и воспитатель хвалят детей. Воспитатель предлагает одному из игроков поменять сигнал светофора, накрутив крышечку зеленого цвета. Просит другого игрока помочь собачке перейти через проезжую часть.
    В конце игры, для закрепления знаний о сигналах светофора, воспитатель читает стихотворение.

    Воспитатель.

    Если сигнал зажегся красный,
    Значит, двигаться опасно!
    Сигнал зеленый говорит:
    Пешеходам путь открыт.

    Светофорчик прощается с детьми и уходит. Детям дается время для самостоятельной игры за дидактическим столом.

     

    Дидактическая игра «Знакомство с улицей»

    Задачи.

    Формировать элементарные представления детей об улице, проезжей части, тротуаре, грузовых и легковых автомобилях, автобусе. Дать первоначальные знания о правилах поведения на дороге.
    Уточнить понятие «пассажир».

    Содержание

    Воспитатель вместе с детьми подходит к наполненному атрибутами дидактическому столу и обращает их внимание на то, что они видят.

    Воспитатель.

    Посмотрите, какая широкая проезжая часть.
    По ней едет много разных автомобилей. Какие автомобили вы видите?

    Воспитатель поочередно показывает детям легковой и грузовой автомобили (автобус и грузовик).

    Ответы детей.

    Легковой и Грузовой.

    Если дети затрудняются ответить, то воспитатель сам называет транспорт и просит детей повторить название транспорта вместе с ним.

    Воспитатель.

    А какие автомобили называются грузовыми?

    Ответы детей.

    Которые перевозят грузы.

    Если дети не могут ответить, то далее следует объяснение воспитателя и повторный вопрос для закрепления понятия – грузовой транспорт.

    Воспитатель.

    А какой транспорт перевозит людей?

    Ответы детей.

    Легковой или автобус.

    Воспитатель.

    Как называют людей, которые ездят в автобусах?

    Ответы детей.

    Пассажиры.

    Если дети не могут ответить на вопрос, то следует пояснение воспитателя с последующим проговариванием детьми слова – пассажиры.

    Воспитатель.

    А где едут автомобили?

    Воспитатель просит показать и назвать место движения автомобилей. Если дети затрудняются ответить, воспитатель подсказывает им: Автомобили едут по проезжей части.

    Воспитатель.

    А как называется место, где ходят люди?

    Ответы детей.

    Дорога, тротуар.

    Если дети затрудняются ответить, то воспитатель показывает и называет его сам – тротуар. Далее просит детей повторить слово тротуар.

    Воспитатель.

    Теперь мы с вами знаем, что автомобили ездят по проезжей части, а люди ходят по тротуару.

    Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на дидактический стол и рассказать, что они еще видят на улице. Обращает внимание детей на отдельные объекты (дома, деревья, детскую площадку с песочницей, парк, пруд).

     

    Дидактическая игра «Пешеходный переход»

    Задачи.

    Формировать элементарные знания о правилах поведения вблизи проезжей части, закрепить знания о пешеходном переходе, закрепить знание сигналов светофора, правил безопасного перехода проезжей части.

    Содержание

    Воспитатель с детьми подходит к дидактическому столу для изучения Правил дорожного движения. Обращает внимание детей на то, что в разные направления на проезжей части едут автомобили. На тротуаре с одной стороны проезжей части находятся дети (выставляет маленькие игрушки). Они ждут своего друга Петю, который пошел в магазин. А магазин находится на другой стороне проезжей части. Ребятам пришлось ждать долго, и они решили поиграть в мяч.

    Воспитатель.

    Подумайте, можно ли играть в мяч там, где ездят автомобили?

    Ответы детей.

    Нет, нельзя.

    Воспитатель.

    Почему?

    Если дети затрудняются ответить или дают неправильный ответ, почему нельзя играть вблизи проезжей части, следует объяснение воспитателя о том, что водители отвлекаются от управления автомобилем и может произойти авария. Так же мяч может попасть на проезжую часть и помешать движению автомобилей.

    Воспитатель.

    Посмотрите, а вот и мальчик Петя вышел из магазина (показывает и выставляет игрушку). Он увидел своих друзей, которые стоят и зовут его к себе. Петя хочет скорее встретиться с друзьями, перебежать проезжую часть, но вокруг так много автомобилей. Петя стал думать, как ему безопасно перейти проезжую часть. Ребята! А как вы думаете, что должен сделать Петя, чтобы встретиться с друзьями?

    Ответы детей.

    Идти к пешеходному переходу.

    Если ответ верный, воспитатель просит показать детей, где находится пешеходный переход. Затем просит одного из детей подвести Петю к пешеходному переходу, а сам накручивает на светофор крышечку красного цвета.

    Воспитатель.

    Загорелся красный сигнал. Что должен делать Петя?

    Ответы детей.

    Стоять.

    Если ответ верный, воспитатель подтверждает его правильность и хвалит детей. Если неверный, то дает правильный ответ сам.
    Затем меняет на светофоре крышечку красного цвета на крышечку черного цвета. Накручивает следующую, крышечку зеленого цвета.

    Воспитатель.

    Сигнал опять поменялся. Загорелся зеленый. Что теперь Петя будет делать?

    Ответы детей.

    Будет переходить дорогу.

    Воспитатель.

    Правильно. Когда загорается зеленый сигнал светофора, нужно переходить проезжую часть по пешеходному переходу, но, только убедившись в том, что все автомобили остановились. По пешеходному переходу надо идти аккуратно, не бежать и не баловаться.

    Далее воспитатель просит одного из детей перевести игрушку Петю по пешеходному переходу к его друзьям.
    В заключении детям дается время для самостоятельной игры за дидактическим столом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактические игры по изучению правил дорожного движения Вторая младшая группа

    Дидактические игры по изучению правил дорожного движенияВторая младшая группа...

    Методические рекомендации воспитателю по изучению правил дорожного движения с детьми

    Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему в современном обществе.  Дорожно-транспортный травмотизм  остается приорететной проблемой  в  настоящее в...

    Дидактические игры по изучению правил дорожного движения в младшей группе

    Дидактические игры по изучению правил дорожного движения в младшей группе«СЛОМАННЫЙ СВЕТОФОР»Цель: знакомство детей с цветами светофора, учить узнавать и называть знакомые геометричес...

    Конспект занятия по изучению правил дорожного движения с детьми средней группы «Путешествие в страну дорожных знаков»

    Конспект занятия по изучению правил дорожного движенияс детьми средней группы «Путешествие в страну дорожных знаков»...

    Игра к непосредственной образовательной деятельности по изучению правил дорожного движения с детьми 4 - 5 лет «Путешествие в страну дорожных знаков»

    Игра к непосредственной образовательной деятельности по  изучению правил дорожного движения с детьми 4 - 5 лет...

    Семинар "Использование метода проектов при изучении правил дорожного движения с детьми младшей группы"

    Рассмотрим один из наиболее интересных современных методов обучения - метод проектной деятельности....