Методическая разработка дидактических игр по изучению Правил дорожного движения с детьми первой младшей группы
методическая разработка по обж (младшая группа)
Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей, которые сами зачастую являются виновниками дорожно-транспортных происшествий, так как играют вблизи проезжей части и переходят ее в неположенных местах. Поэтому проблема безопасного поведения детей на улицах всегда остаётся актуальной. Именно в младшем возрасте закладывается фундамент жизненных ориентиров в окружающем мире. Всё, что малыш усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, транспорте и Правилам дорожного движения. Как рассказать детям раннего возраста о Правилах дорожного движения? Такую серьезную и жизненно важную информацию нужно представить в доступной их пониманию форме. Этой доступной формой является дидактическая игра. Рассмотрев и применив на практике разные варианты дидактических игр, был сделан выбор в пользу тех игр, которые вызвали у детей первой младшей группы наибольший интерес. Так же было принято решение самостоятельно изготовить обучающий и одновременно развивающий дидактический стол для ознакомления детей с Правилами дорожного движения. Для изготовления дидактического стола понадобился деревянный щит размером 120х60х2 см, бросовый материал в виде пластиковых бутылок с диаметром винтовых частей, соответствующих диаметрам просверленных отверстий в щите. Различные по плотности и структуре тканевые материалы, самоклеящаяся пленка разной расцветки, застежки – контакт «липучки», фетр, пластмассовые пристежки, пуговицы, пластмассовые крышки, детали пластмассового конструктора, маленькие игрушки людей и животных, машинки, деревянные домики.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей, которые сами зачастую являются виновниками дорожно-транспортных происшествий, так как играют вблизи проезжей части и переходят ее в неположенных местах. Поэтому проблема безопасного поведения детей на улицах всегда остаётся актуальной. Именно в младшем возрасте закладывается фундамент жизненных ориентиров в окружающем мире. Всё, что малыш усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, транспорте и Правилам дорожного движения. Как рассказать детям раннего возраста о Правилах дорожного движения? Такую серьезную и жизненно важную информацию нужно представить в доступной их пониманию форме. Этой доступной формой является дидактическая игра. Рассмотрев и применив на практике разные варианты дидактических игр, был сделан выбор в пользу тех игр, которые вызвали у детей первой младшей группы наибольший интерес. Так же было принято решение самостоятельно изготовить обучающий и одновременно развивающий дидактический стол для ознакомления детей с Правилами дорожного движения. Для изготовления дидактического стола понадобился деревянный щит размером 120х60х2 см, бросовый материал в виде пластиковых бутылок с диаметром винтовых частей, соответствующих диаметрам просверленных отверстий в щите. Различные по плотности и структуре тканевые материалы, самоклеящаяся пленка разной расцветки, застежки – контакт «липучки», фетр, пластмассовые пристежки, пуговицы, пластмассовые крышки, детали пластмассового конструктора, маленькие игрушки людей и животных, машинки, деревянные домики.
Игрушка БИ-БА-БО «Светофор», изготовлена из фетра и используется при проведении дидактических и подвижных игр по изучению Правил дорожного движения.
Перечисленные выше материалы подобраны не случайно, так как они помогают развивать у детей раннего возраста мышление, память, внимание, фантазию, мелкую моторику пальцев рук и тактильные ощущения.
Дидактическая игра «Светофор»
Задачи. | Формировать элементарные представления детей о сигналах светофора, их значении и правилах перехода проезжей части. |
Содержание | |
(Воспитатель надевает на руку игрушку БИ-БА-БО Светофор.) | |
Воспитатель. | Ребята, к нам сегодня пришел гость! |
(Показывает детям игрушку Светофор.) | |
Воспитатель. | Кто же это такой? |
Ответы детей. | Светофор. |
Если дети затрудняются ответить, то воспитатель напоминает, что это наш старый друг Светофор. Далее показывает детям коробку. | |
Воспитатель. | Светофорчик! Что ты нам принес? |
Светофор. | Я принес ребятам подарок. |
Показывает детям дидактический стол и атрибуты к дидактическим играм. Воспитатель с детьми подходит к дидактическому столу. | |
Воспитатель. | Светофорчик хочет вам рассказать, что у него тоже есть друзья, такие же как он. И хочет познакомить вас с ними. |
Воспитатель обращает внимание детей на светофоры у пешеходного перехода на дидактическом столе. И показывает, что сейчас сигналы светофора выключены | |
Воспитатель. | Чтоб тебе помочь |
Ответы детей. | О светофоре. |
(Воспитатель обращает внимание детей на маленькую куколку, которая стоит у проезжей части и плачет) | |
Воспитатель. | Здравствуй, девочка. Что же ты плачешь? |
Куколка. | Я спешу домой, но не знаю, как перейти на другую сторону дороги. |
Воспитатель обращается за помощью к детям. Если дети не смогли дать ответ, то обращается к Светофорчику с просьбой рассказать, как правильно надо переходить проезжую часть. | |
Воспитатель. | Давайте посмотрим, как сигналы светофора, регулируют движение. |
Далее, воспитатель, меняет сигнал светофора на дидактическом столе, накручивая вместо крышечки черного цвета от пластиковой бутылки на крышечку красного цвета в верхней части светофора. Накрутив красную крышечку, воспитатель задает детям вопрос. | |
Воспитатель. | Как вы думаете, можно ли сейчас переходить проезжую часть? |
Ответы детей. | Да или нет. |
Воспитатель. | Почему? |
Ответы детей. | Высказывают свои ответы. |
Если среди детей был дан правильный ответ (нет), то воспитатель хвалит детей. Если ответ неверный, воспитатель обращается к Светофорчику с просьбой объяснить, почему нельзя переходить проезжую часть. Далее воспитатель меняет крышечку красного цвета на крышечку черного цвета. Затем в нижней части светофора снимает крышечку черного цвета и накручивает крышечку зеленого цвета от пластиковой бутылки. | |
Воспитатель. | Можно ли сейчас переходить проезжую часть? |
Ответы детей. | Да или нет. |
Если ответ верный, то воспитатель просит одного из детей перевести куколку на другую сторону проезжей части. Если ответ неверный, то обращается к Светофорчику. | |
Воспитатель. | На какой сигнал светофора собачке можно перейти на противоположную сторону? |
Ответы детей. | Зеленый. |
Светофорчик и воспитатель хвалят детей. Воспитатель предлагает одному из игроков поменять сигнал светофора, накрутив крышечку зеленого цвета. Просит другого игрока помочь собачке перейти через проезжую часть. | |
Воспитатель. | Если сигнал зажегся красный, |
Светофорчик прощается с детьми и уходит. Детям дается время для самостоятельной игры за дидактическим столом. |
Дидактическая игра «Знакомство с улицей»
Задачи. | Формировать элементарные представления детей об улице, проезжей части, тротуаре, грузовых и легковых автомобилях, автобусе. Дать первоначальные знания о правилах поведения на дороге. |
Содержание | |
Воспитатель вместе с детьми подходит к наполненному атрибутами дидактическому столу и обращает их внимание на то, что они видят. | |
Воспитатель. | Посмотрите, какая широкая проезжая часть. |
Воспитатель поочередно показывает детям легковой и грузовой автомобили (автобус и грузовик). | |
Ответы детей. | Легковой и Грузовой. |
Если дети затрудняются ответить, то воспитатель сам называет транспорт и просит детей повторить название транспорта вместе с ним. | |
Воспитатель. | А какие автомобили называются грузовыми? |
Ответы детей. | Которые перевозят грузы. |
Если дети не могут ответить, то далее следует объяснение воспитателя и повторный вопрос для закрепления понятия – грузовой транспорт. | |
Воспитатель. | А какой транспорт перевозит людей? |
Ответы детей. | Легковой или автобус. |
Воспитатель. | Как называют людей, которые ездят в автобусах? |
Ответы детей. | Пассажиры. |
Если дети не могут ответить на вопрос, то следует пояснение воспитателя с последующим проговариванием детьми слова – пассажиры. | |
Воспитатель. | А где едут автомобили? |
Воспитатель просит показать и назвать место движения автомобилей. Если дети затрудняются ответить, воспитатель подсказывает им: Автомобили едут по проезжей части. | |
Воспитатель. | А как называется место, где ходят люди? |
Ответы детей. | Дорога, тротуар. |
Если дети затрудняются ответить, то воспитатель показывает и называет его сам – тротуар. Далее просит детей повторить слово тротуар. | |
Воспитатель. | Теперь мы с вами знаем, что автомобили ездят по проезжей части, а люди ходят по тротуару. |
Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на дидактический стол и рассказать, что они еще видят на улице. Обращает внимание детей на отдельные объекты (дома, деревья, детскую площадку с песочницей, парк, пруд). |
Дидактическая игра «Пешеходный переход»
Задачи. | Формировать элементарные знания о правилах поведения вблизи проезжей части, закрепить знания о пешеходном переходе, закрепить знание сигналов светофора, правил безопасного перехода проезжей части. |
Содержание | |
Воспитатель с детьми подходит к дидактическому столу для изучения Правил дорожного движения. Обращает внимание детей на то, что в разные направления на проезжей части едут автомобили. На тротуаре с одной стороны проезжей части находятся дети (выставляет маленькие игрушки). Они ждут своего друга Петю, который пошел в магазин. А магазин находится на другой стороне проезжей части. Ребятам пришлось ждать долго, и они решили поиграть в мяч. | |
Воспитатель. | Подумайте, можно ли играть в мяч там, где ездят автомобили? |
Ответы детей. | Нет, нельзя. |
Воспитатель. | Почему? |
Если дети затрудняются ответить или дают неправильный ответ, почему нельзя играть вблизи проезжей части, следует объяснение воспитателя о том, что водители отвлекаются от управления автомобилем и может произойти авария. Так же мяч может попасть на проезжую часть и помешать движению автомобилей. | |
Воспитатель. | Посмотрите, а вот и мальчик Петя вышел из магазина (показывает и выставляет игрушку). Он увидел своих друзей, которые стоят и зовут его к себе. Петя хочет скорее встретиться с друзьями, перебежать проезжую часть, но вокруг так много автомобилей. Петя стал думать, как ему безопасно перейти проезжую часть. Ребята! А как вы думаете, что должен сделать Петя, чтобы встретиться с друзьями? |
Ответы детей. | Идти к пешеходному переходу. |
Если ответ верный, воспитатель просит показать детей, где находится пешеходный переход. Затем просит одного из детей подвести Петю к пешеходному переходу, а сам накручивает на светофор крышечку красного цвета. | |
Воспитатель. | Загорелся красный сигнал. Что должен делать Петя? |
Ответы детей. | Стоять. |
Если ответ верный, воспитатель подтверждает его правильность и хвалит детей. Если неверный, то дает правильный ответ сам. | |
Воспитатель. | Сигнал опять поменялся. Загорелся зеленый. Что теперь Петя будет делать? |
Ответы детей. | Будет переходить дорогу. |
Воспитатель. | Правильно. Когда загорается зеленый сигнал светофора, нужно переходить проезжую часть по пешеходному переходу, но, только убедившись в том, что все автомобили остановились. По пешеходному переходу надо идти аккуратно, не бежать и не баловаться. |
Далее воспитатель просит одного из детей перевести игрушку Петю по пешеходному переходу к его друзьям. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры по изучению правил дорожного движения Вторая младшая группа
Дидактические игры по изучению правил дорожного движенияВторая младшая группа...
Методические рекомендации воспитателю по изучению правил дорожного движения с детьми
Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему в современном обществе. Дорожно-транспортный травмотизм остается приорететной проблемой в настоящее в...
Дидактические игры по изучению правил дорожного движения в младшей группе
Дидактические игры по изучению правил дорожного движения в младшей группе«СЛОМАННЫЙ СВЕТОФОР»Цель: знакомство детей с цветами светофора, учить узнавать и называть знакомые геометричес...
Семинар "Использование метода проектов при изучении правил дорожного движения с детьми младшей группы"
Рассмотрим один из наиболее интересных современных методов обучения - метод проектной деятельности....
Дидактические игры для изучения правил дорожного движения с детьми дошкольного возраста.
Цель игр:1. Расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы.2. Закрепить представление детей о светофоре.3.Учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие, запре...
Конспект занятия в 1 младшей группе детского сада. Правила дорожного движения Занятие в первой младшей группе: "На улице"
2. Пояснительная записка:Тема интегрированного занятия «На улице»Целевая аудитория: дети первой младшей группы №1Продолжительность занятия: 15 минутЦель занятия: формировать представление ...