Консультация для воспитателей "Система работы по обучению детей мерам пожарной безопасности"
консультация по обж (средняя группа)

Клейменова Марина Викторовна

Консультация для воспитателей "Система работы по обучению детей мерам пожарной безопасности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы по обучению детей мерам пожарной безопасности

Ребенок приходит в этот мир для долгой и счастливой жизни. Так должно быть, но, к сожалению, получается, но всегда. Начиная познавать окружающий мир, маленький человечек может столкнуться с массой ситуаций, которые напрямую или косвенно несут в себе угрозу его здоровью и даже жизни.

В последнее время участились случаи безнравственного поведения молодых родителей, которые курят и присутствии детей, разрешают использовать в качестве игрушки зажигалки, спички, не задумываясь о том, к каким трагическим последствиям это может привести, В беседах с детьми выяснилось, что эти предметы всегда находятся в доступных для них местах и они играют 0| ними не только в присутствии родителей, а также когда их нет. Настораживает и то, что большинство детей самостоятельно включают телевизор, микроволновую печь, обогреватели и др. Они рассказывают, что любят прятаться в шкафах, под кроватью не только в игровой деятельности, но и в случаях избегания наказания от родителей за какую-нибудь провинность. Все это, к сожалению, приводит к росту числа пожаров и количеству погибших и травмированных от них людей.

Правильное поведение в экстремальных ситуациях, например при пожаре, является основным условием спасения. Испытывая чувство страха, человек следует не голосу разума, а инстинктам. Взрослый может впасть в панику, а первая реакция ребенка — спрятаться от опасности, не видеть ее. Прячутся именно там, где их труднее всего найти и спасти. Поэтому важно не просто рассказывать детям о противопожарной безопасности, но и обучать их правилам безопасного поведения и случае возникновения пожара. Формировать умение детей оценивать возможную опасность, осторожно относиться к предметам, являющимся источниками пожарной опасности.

Большая роль в профилактической работе по пожарной безопасности ложится в том числе и на нас педагогов, так как знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства.

Работа в этом направлении должна выглядеть как стройная система, обеспечивающая систематичность и последовательность, и решать следующие задачи.

Образовательные:

-        знакомить с историей возникновения огня, профессией пожарного, правилами поведения при пожаре;

—        формировать знания о причинах возникновения пожаров, правилах пожарной безопасности и доступных средствах пожаротушения;

-        обучать правилам безопасного поведения в случае возникновения пожара.
Развивающие:

—        формировать умение реально оценивать возможную угрозу, осторожно относиться к предметам, являющимся источниками пожарной опасности;

  • развивать творческие способности.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство осторожности и самосохранения;
  • формировать уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем;
  • воспитывать чувство благодарности людям, которые помогают в трудных ситуациях. Мы обязаны четко знать, какие знания по пожарной безопасности должны освоить дети в дошкольном возрасте:
  • иметь элементарные представления об истории появления службы пожарной охраны, МЧС;
  • узнавать пожарного и работника службы МЧС по форме одежды;
  • иметь представление о транспорте, оборудовании и инструментах, которыми работают пожарные и работники службы МЧС;
  • знать о причинах возникновения пожара, опасности огня;
  • выучить действия при возникновении пожара;
  • уметь набирать телефонный номер пожарной службы;
  • уметь общаться с дежурным пожарной части в экстремальной ситуации;
  • иметь знания об охране жизни людей.

Конечно, реализации вышеизложенного требует приложения больших усилий. Необходимо как на занятиях, так и вне постоянно беседовать с детьми, читать литературные произведения, заучивать стихи, пословицы, играть в дидактические и подвижные игры противопожарной направленности, вовлекать в изготовление макетов и игрушек, пожарно-технического оборудования и др.

Работу по изучению правил пожарной безопасности эффективнее всего проводить по трем направлениям: профилактическая работа с детьми, разъяснительная работа с родителями, работа с сотрудниками детского сада.

Формы работы с детьми можно использовать самые разнообразные: беседы, встречи с работниками пожарной охраны, творческие занятия (например, «Закончи рассказ»), показы видеофильмов и презентаций, изучение художественной литературы, детское творчество (лепка, рисование, аппликация), тематические обучающие игры и занятия, противопожарные конкурсы, игры-драматизации, инсценировки, викторины, спортивные развлечения, экскурсии в пожарную часть, опытническая деятельность.

Работу с детьми необходимо проводить не от случая к случаю, а регулярно, по заранее разработанному плану, потому что они должны овладеть навыками сознательного поведения в любой пожарной ситуации, а это произойдет только в том случае, если умело организованные занятия будут проходить систематически. Беседы, например, следует строить в форме рассказа о пожарах, причиной которых стала детская шалость с огнем, Каждый случай необходимо излагать как законченный сюжет, совместно с детьми давать оценку и делать вывод. Дошкольники должны становиться активными участниками беседы (проводимого мероприятия). Не только слушать, но и рассказывать о пожарах, которые они видели, т может, и о случаях возгорания, произошедших по их вине или которые могли бы произойти по их вине. Оживлению разговора способствуют вопросы, прослушивание фрагментов детских песен, чтение стихов, загадывание загадок, проговаривание пословиц, разгадывание кроссвордом, просматривание видеороликов, презентаций и др.

В каждом конкретном случае нужно тщательно продумывать форму взаимодействия с детьми: с группой, подгруппой или индивидуально. Новые знания лучше давать на общих занятиях, а закрепление проводить с небольшими подгруппами. При этом надо учитывать индивидуальные особенности детей, степень усвоения необходимых знаний и навыков, и конечно помнить, что ребенок лучше усваивает материал и наглядно-действенной форме С опорой на непосредственное (практическое) или игровое действие с предметами, отражающее реальную ситуацию. Большой эффект дает использование в процессе занятий макетов и игрушек, имитирующих пожарную технику и пожарно-техническое вооружение (пожарные щиты, киски, стволы, рукава и т.д.), изготовленные с привлечением детей. Игровые приемы и формы наиболее способствуют привлечению внимания детей к поставленной задаче и в значительной степени облегчают ее решение.

Если всю работу по обучению правилам пожарной безопасности проводить систематически и грамотно (см. табл. 1), наградой для нас станет повышение детской любознательности и интереса к данной проблеме. Дети из пассивных слушателей превратятся в активных участников процесса. Кроме того, тема поможет вам развить игровые, художественные, познавательные интересы, активизировать речь и пополнить словарный запас.

Роль семьи в воспитании трудно переоценить. Никто не может заменить родителей в вопросе формирования у ребенка дисциплинированного поведения дома, на улице, соблюдения им правил безопасности.

Родители для ребенка являются образцом поведения. Это потом, с возрастом придет способность критически оценивать поступки и их результаты. А в дошкольный период родители — это объект любви и подражания. Именно это должны помнить папы и мамы.

Работа детского сада по усвоению правил пожаробезопасного поведения может быть эффективной только при условии его сотрудничества с родителями. При организации такого взаимодействия необходимо стремиться к тому, чтобы оно не было сведено к призывам соблюдать правила пожарной безопасности, выполненные в виде текстов на стендах, или ограничено чтением докладов, консультаций на традиционных собраниях с родителями: вряд ли такая работа может быть эффективной.

Путь к сердцам родителей надо искать через детей, когда они с гордостью будут демонстрировать мамам свои творческие работы, полученные знания, рассказывать им о том, что можно и чего нельзя, делиться своими достижениями на викторинах, бурно обсуждать спортивные развлечения, опытническую деятельность и просто мероприятия  по пожарной безопасности. И родители, замечая, какой интерес и любознательность        проявляют дети, включатся в обсуждение, станут поддерживать их интерес и нашу работу в этом направлении, постепенно прекращаясь из пассивно принимающих информацию в активно действующих. Тем самым вы убедитесь и в том, что пассивность родителей проистекает не из предложенного содержания (ведь речь идет о жизни их детей), а из-за неумело изложенной формы обучения.

Основное внимание в работе с родителями надо уделять держанию и активным методам подачи педагогических знаний по вопросам пожарной безопасности, выбору демократических форм общения и учету их педагогической активности, заботясь о том, чтобы каждое мероприятие имело свою оригинальность в методике проведения (табл. 2).

Работа с родителями даже более сложный процесс, чем работа с детьми, поэтому ее необходимо тщательно продумывать и планировать с учетом их мнения.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обучение работников ДОО должно проводиться обязательно.

Прерогатива в этом вопросе возлагается на администрацию ДОО и ответственных лиц по пожарной безопасности.

В плане деятельности любого детского сада по изучению правил пожарной безопасности и мер профилактики в обязательном порядке предусматриваются и проводятся следующие мероприятия:

  • ежеквартальный инструктаж;
  • практические занятия по использованию огнетушителей, песка, воды, одеял при ликвидации очага возгорания;
  • проверка знаний правил пожарной безопасности;
  • систематическое знакомство с материалами, публикуемыми в периодической печати;
  • периодическое изучение информационных материалов по предупреждению пожаров;
  • практическая отработка действий персонала по обеспечению быстрой и безопасной эвакуации детей.

В помещении обязательно должен быть оборудован стенд с наглядной агитацией и щит с первичными средствами пожаротушения.

Формы работы с сотрудниками детского сада используются те же, что и с родителями. Здесь важно не количество мероприятий, а их качество и результативность.

Детский сад, объединяя воспитанников, воспитателей и родителей, придавая обучению систематизированный и социальный характер, оказывает наиболее глубокое влияние на детей. Поэтому привитие детям навыков пожаробезопасной жизнедеятельности должно стать нормой дошкольной жизни. Раздел «Пожарная безопасность» должен изучаться со всей серьезностью, ведь те азы, которые впитывают дошкольники, остаются у них на всю жизнь, а это значит, мы выполняем главную задачу — охрану жизни детей.

Литература

Авдеева К.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учеб.-метод, пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПб., 2008.

Аралина НА. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопопасности. М., 2007.

Брешина В.И. Педагогам и родителям о пожарной безопасности: Учеб. пособие, М., 2004.

Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности. М., 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План мероприятий по обучению детей мерам пожарной безопасности (подготовительная группа)

План мероприятий по обучению детей мерам пожарной безопасности...

Презентация по теме "Обучение детей мерам пожарной безопасности"

Пожар - это реальная угроза причинения вреда жизни, здоровью и материальным ценностям граждан. Зачастую в ходе его возникновения самой уязвимой частью участников пожара являются дети. Пожарная безопас...

Листовка для родителей по обучению детей мерам пожарной безопасности.

Листовка для родителей по обучению детей мерам пожарной безопасности....

Круглый стол для родителей Тема: «Дидактические игры – помощники в обучении детей мерам пожарной безопасности»

Круглый стол для родителейТема:«Дидактические игры – помощники  в обучении детеймерам пожарной безопасности» Цель: -  привлечь  родителей к  совместной ...

План проведения занятий по обучению детей мерам пожарной безопасности

Данный план ориентрирован для детей старшей группы...