Выступление из опыта работа с элементами мастер-класса: «Игра как ведущий метод обучения детей ПДД в детском саду»
консультация по обж (старшая, подготовительная группа)

Маликова Лениза Ильгизаровна

Воспитание безопасного поведения у детей на дорогах – одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения. Ребенок становится участником дорожного движения с самого юного возраста, когда он еще по своим знаниям и умениям не готов к этому. Именно поэтому, с первых дней пребывания ребенка в детском саду необходимо организовать его воспитание и обучение таким образом, чтобы к моменту его перехода из детского сада в школу, он мог легко ориентироваться в ближайшем окружении, а также умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_gmo.doc53.5 КБ
Файл pdd.pptx2.3 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №26 «Почемучка» городского округа Октябрьский Республики Башкортостан

Выступление

из опыта работа с элементами мастер-класса:

«Игра как ведущий метод обучения детей ПДД в детском саду»

в рамках городского методического объединения №1

воспитателей групп старшего дошкольного возраста

                                                   Подготовила:

                                                                                  Маликова Лениза Ильгизаровна

                                                                  воспитатель МАДОУ

   Детский сад №26 «Почемучка»

                                                    Согласовано:

                                                                 старший воспитатель

                                                                    ________ Петрова Г.Г.

                                                                                 Дата проведения: 02.09.2020 г.

2020 г.

«Игра есть путь детей к познанию мира»  М. Горький

   Уважаемые коллеги!


   Я хотела бы представить вам опыт работы на тему «Игра как ведущий метод обучения детей ПДД в детском саду».

Воспитание безопасного поведения у детей на дорогах – одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения. Ребенок становится участником дорожного движения с самого юного возраста, когда он еще по своим знаниям и умениям не готов к этому. Именно поэтому, с первых дней пребывания ребенка в детском саду необходимо организовать его воспитание и обучение таким образом, чтобы к моменту его перехода из детского сада в школу, он мог легко ориентироваться в ближайшем окружении, а также умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации.


 Главная
цель работы по данному направлению заключается в формировании у наших воспитанников навыков осознанного безопасного поведения на дорогах и улицах нашего города.

 Исходя из цели, были определены следующие задачи:

- усвоение  детьми первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;

- формирование у дошкольников качественно новых двигательных навыков и бдительного отношения к окружающей обстановке;

- развитие у воспитанников способности предвидеть возможную опасность в конкретной постоянно меняющейся ситуации и построению безопасного адекватного поведения.

  С чего же начать? Как научить наших детей правилам дорожного движения? А начинать нужно, прежде всего, с эмоционального настроя дошкольников, который сформируют различные игры по ПДД. Главное, чтобы все они соответствовали возрасту и детским возможностям, увлекали детей, способствовали развитию творческой смекалки и сообразительности дошкольников.
 В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности ребенка. Игра – это спутник детства, инструмент для творческого самовыражения и обогащения личного опыта ребенка, формирования силы воли. Только в игре учится и воспитывается маленький человек. Выступая в качестве ведущего вида деятельности, игра способствует познанию социальной действительности, обеспечивает усвоение разных социальных ролей и моделей отношений. Содержание детских игр отражает все реалии окружающего мира, и это наилучшим образом сказывается на развитии детей, помогает им понять современный социальный контекст и уклад нашей жизни.
В результате игровой деятельности дети узнают и называют разные виды транспорта, имеют представление о дороге, различают тротуар, обочину, проезжую часть дороги, знают сигналы светофора, их значение; имеют элементарные представления о правилах дорожного движения в качестве пешехода.
 Проводить обучение детей по ПДД в игровой форме очень легко и в тоже время это получается совершенно ненавязчиво. Кроме того, игра способствует развитию познавательных интересов, логического мышления, творческих способностей дошкольников, умения обобщать, рассуждать, классифицировать, развивать внимательность, быстроту реакции на слово или сигнал, ориентироваться в окружающем пространстве; воспитывать выдержку и терпение в достижении цели.

  Содержание игровых занятий усложняются в соответствии с возрастом дошкольников. Проводя обучение детей 3-4 лет, следует учить их различать проезжую часть улицы и тротуар, а также формировать представление о назначении зеленого и красного сигналов светофора. У детей 4-5 лет необходимо закрепить представление о том, что улицу переходят в специально отведенных для этого местах и только на зеленый сигнал светофора. В старшем дошкольном возрасте, у детей 5-6 лет нужно формировать представление о том, что пешеходы ходят только по тротуару, пересекают улицы в специальных местах, ориентируясь на сигналы светофора, пассажиры ожидают общественный транспорт на остановках. Детей 6-7 лет, родители и педагоги обязаны научить соблюдать правила дорожного движения и поведения на улице: ходить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, переходить улицу в указанных местах на зеленый свет светофора, не играть на проезжей части улицы, дороги. 

  Начала работу на эту тему с детьми старшей группы. Для реализации поставленной цели и задач я обратила особое внимание на организацию предметно-пространственной развивающей образовательной среды, соблюдая ее принципы в соответствии с ФГОС:

- насыщенность среды - представлена в виде дидактических, сюжетно-ролевых игр, пособий;

- трансформируемость – например, игровой центр по ПДД перестраивается в

автомастерскую и др.;

- полифункциональность - при использовании данных пособий закрепляются

знания о видах транспорта, частях дороги, видах пешеходных переходов, развиваются сенсорные эталоны, речевое развитие.

- вариативность - например, повторяются правила поведения на дороге в разное время года, идет сравнение.

- доступность

- безопасность

  При обучении детей правилам дорожной безопасности широко использую самые разнообразные игры:

- с элементами физических упражнений и спорта;

- подвижные игры;

- ролевые и ситуативные игры;

- дидактические;

- с использованием макетов;

- интеллектуально-познавательные.

  Ценность многих игр заключается в том, что их можно изготовить своими руками вместе с детьми из разного материала, а также придумать разные варианты игр.

  Изготовляется макет (лист плотного картона, выполняется аппликация детского автогородка, планируется проезжая часть, тротуары, игровые площадки, наносятся линии дорожной разметки). С этим макетом дети работают в течение года: расставляют дорожные знаки, моделируют дорожные ситуации и сами их разрешают. Выполняют разные задания: помоги пешеходу перейти перекрёсток, найди нарушителей, ведут фигурки пешеходов по безопасному маршруту и т.д.

  Ролевая игра – форма моделирования ребёнком, прежде всего социальных отношений и свободная импровизация, не подчинённая жёстким правилам, неизменяемым условиям.

  В ситуативных и ролевых играх дети разыгрывают самые разнообразные проблемные ситуации («Пешеходы и водители», «Мы – пассажиры», «Регулируемый перекрёсток» и др.), в которых могут показать практические навыки и умения. Дети придумывают сюжет, распределяют роли (вызов скорой, ГАИ, интервью журналиста, опрос инспектором, затем ведущий программы «Главная дорога» сообщает о происшествии, даёт советы дорожной безопасности).

  Для закрепления пройденного материала, например, «Дорожные знаки», команды, участвуют в эстафетах с преодолением препятствий (бег, прыжки в обруч, перепрыгивание, перешагивание предметов, метание мячей), выполняют различные задания: кто быстрее соберёт дорожный знак, кто больше назовёт дорожных знаков и другие.

    Дидактические игры требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. Поэтому особое место отводиться играм: «Подбери символ к дорожному знаку», «Собери дорожный знак» (разрезные картинки наклеиваются на грани кубиков); такие игры, где из мелких частей нужно собрать одно целое (транспорт, светофор, дорожный знак); на классификацию: «Распредели знаки по группам», «Дорожный узелок» (пособие из картона с прорезями), в него дети собирают дорожные знаки, это могут быть определённые группы знаков, знаки для пешехода, знакомство с новым знаком и другие.

  Проявить себя, показать чему научились, дети могут в интеллектуально-познавательных играх. Подбор игр объединяется одним сюжетом, тематикой (игры-путешествия, занимательные викторины др.): «Безопасная прогулка», «Путешествие в новогоднем экспрессе», «Самый умный на дороге», «Звёздочки дорожной безопасности», «Я знаю дорожные знаки».

  Итогом моей работы по освоению детьми ПДД является:
- участие в конкурсах (грамоты, сертификаты);
- организация выставки детских работ (поделки, рисунки, аппликации, сказки);
Результат работы виден в динамике уровня усвоения знаний по безопасному поведению на дорогах. Для закрепления знаний детей мы приняли участие в конкурсе «Моя заботливая мама» с приглашением инспектора ГИБДД. В этом году в подготовительной группе мы являемся отрядом ЮИД и продолжаем работу в этом направлении.

 

  Предлагаю поиграть в подвижную игру «Автомобили». Вам необходимо встать парами, впереди стоящий – это машина, второй - водитель. Машины сами не ездят, ими управляет водитель, поэтому Вам нужно закрыть глаза, при этом выставив руки вперёд, согнутыми в локтях – это бампер. Водитель кладёт руки на плечи и управляет машиной. Ездить можно по всей площадке не натыкаясь друг на друга во избежание аварии, доверяя водителю.

  Игра «Отгадай загадку и найди дорожный знак»

У каждого из вас на столе имеется дорожный знак. Я буду загадывать вам загадки о дорожных знаках, вы внимательно слушайте, и у кого на столе окажется знак, о котором идет речь, поднимите его и назовете.

  1. Люди ждут автобус,
    Люди ждут маршрутку
    Утром, вечером и днем -
    На площадке под козырьком. 
    (Место остановки автобуса)
  2. Красный треугольник.
    Двое там ребят.
    Знак предупреждает -
    Рядом школа, детский сад 
    (Дети)
  3. Чтоб дорогу перейти
    Нужно переход найти.
    Черно - белые полоски,
    Разлеглись все на пути. 
    (Пешеходный переход)
  4. Синий знак прямоугольный,
    Тут и вилочка, и нож.
    Каждый подкрепиться рад,
    Когда видит этот знак. 
    (Пункт питания)
  5. Информирует нас знак,
    Как удобен телефон,
    Если на дороге он. 
    (Телефон)
  6. Я не мыл в дороге рук,
    Поел Фрукты, овощи.
    Заболел и вижу пункт
    Медицинской помощи. 
    (Пункт медицинской помощи)
  7. Чудо-конь - велосипед,
    Можно ехать или нет?
    Странный этот синий знак,
    Не понять его никак! 
    (Велосипедная дорожка)
  8. Где ведут ступеньки вниз,
    Ты спускайся, не ленись.
    Знать обязан пешеход:
    Тут…? 
    (Подземный переход)

Подводя итоги, следует сказать, что проделанная работа дала определенный результат - посредством игр по правилам дорожного движения у большего числа детей сформировались навыки безопасного поведения на дороге.

  И помните: Дорога не терпит шалости - наказывает без жалости. Обучая ребенка Правилам дорожной безопасности, мы сохраняем ему жизнь!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 26 «Почемучка» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан Выступление из опыта работа с элементами мастер-класса : «ИГРА КАК ВЕДУЩИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПДД В ДЕТСКОМ САДУ» Подготовила: Маликова Лениза Ильгизаровна , воспитатель высшей квалификационной категории

Слайд 2

«Игра есть путь детей к познанию мира» М . Горький Воспитание безопасного поведения у детей на дорогах – одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения. Ребенок становится участником дорожного движения с самого юного возраста, когда он еще по своим знаниям и умениям не готов к этому. Именно поэтому, с первых дней пребывания ребенка в детском саду необходимо организовать его воспитание и обучение таким образом, чтобы к моменту его перехода из детского сада в школу, он мог легко ориентироваться в ближайшем окружении, а также умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации.

Слайд 3

Ц ель : формирование у воспитанников навыков осознанного безопасного поведения на дорогах и улицах нашего города З адачи : - усвоение детьми первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице; - формирование у дошкольников качественно новых двигательных навыков и бдительного отношения к окружающей обстановке; - развитие у воспитанников способности предвидеть возможную опасность в конкретной постоянно меняющейся ситуации и построению безопасного адекватного поведения.

Слайд 4

В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности ребенка. Игра – это спутник детства, инструмент для творческого самовыражения и обогащения личного опыта ребенка, формирования силы воли. Только в игре учится и воспитывается маленький человек. Выступая в качестве ведущего вида деятельности, игра способствует познанию социальной действительности, обеспечивает усвоение разных социальных ролей и моделей отношений.

Слайд 5

Содержание игровых занятий усложняются в соответствии с возрастом дошкольников. 3-4 года - следует учить их различать проезжую часть улицы и тротуар, а также формировать представление о назначении зеленого и красного сигналов светофора. 4-5 лет - необходимо закрепить представление о том, что улицу переходят в специально отведенных для этого местах и только на зеленый сигнал светофора. 5-6 лет - нужно формировать представление о том, что пешеходы ходят только по тротуару, пересекают улицы в специальных местах, ориентируясь на сигналы светофора, пассажиры ожидают общественный транспорт на остановках. 6-7 лет - научить соблюдать правила дорожного движения и поведения на улице: ходить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, переходить улицу в указанных местах на зеленый свет светофора, не играть на проезжей части улицы, дороги.

Слайд 6

Организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды, соблюдая ее принципы в соответствии с ФГОС : - насыщенность среды - представлена в виде дидактических, сюжетно-ролевых игр, пособий; - трансформируемость – например, игровой центр по ПДД перестраивается в автомастерскую и др.; - полифункциональность - при использовании данных пособий закрепляются знания о видах транспорта, частях дороги, видах пешеходных переходов, развиваются сенсорные эталоны, речевое развитие. - вариативность - например, повторяются правила поведения на дороге в разное время года, идет сравнение. - доступность - безопасность

Слайд 7

При обучении детей правилам дорожной безопасности широко использую самые разнообразные игры: - с элементами физических упражнений и спорта; - подвижные игры; - ролевые и ситуативные игры; - дидактические; - с использованием макетов; - интеллектуально-познавательные

Слайд 9

Итогом моей работы по освоению детьми ПДД является: - участие в конкурсах

Слайд 10

О рганизация выставки детских работ

Слайд 11

Р езультат - посредством игр по правилам дорожного движения у большего числа детей сформировались навыки безопасного поведения на дороге

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах"

Методическая разработка раскрывает важность использования игр при ознакомлении детей с ПДД....

Методическая разработка для воспитателей "Игра, как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах".

Управление образования администрации Старооскольского     городского округа Белгородской области Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвив...

Игра, как ведущий метод обучения детей Правилам дорожного движения.

Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, уверенно, безопасно в мире спешащих автомобилей, учить Правилам дорожного движения необходимо с детства. Детский сад является самой первой ступенью в системе н...

Консультация для педагогов «Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах»

Обучая ребенка Правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях: нельзя ...

Консультация для воспитателей по пдд "Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах"

консультация для воспитателей "Игра как ведущий метод обучения детейбезопасному поведению на дорогах"...