Как сохранить здоровье детей», «Развиваем речь ребенка дошкольника»
консультация по обж (младшая группа)

Бабайлова Татьяна Валентиновна

Как сохранить здоровье детей», «Развиваем речь ребенка дошкольника»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как сохранить здоровье дошкольника — основные принципы и советы

https://lh4.googleusercontent.com/-s0TSZo_AYRA/Uw3Yl6kkHBI/AAAAAAAAAy4/Z5p61T1KQmQ/w460-h288-no/2.jpg



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развиваем речь детей».

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных ее формах. Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной. К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения, так как именно они являются причинами диеграфии и дислекции.

Хочется особо заметить: взаимодействие детского сада и семьи - необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как из опыта работы видно, что наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно. Участие семьи в речевом развитии, в основном, начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Уже на этом этапе (и последующие годы) мы стараемся убедить родителей в том, что именно из роль в речевом развитии значима; что все наши усилия без вашей помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.

Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты:

  1. Следует реально оценивать состояние здоровья ребенка.
  2. Если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам.

Многие исследователи в разные годы неоднократно подчеркивали: не надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребенка, - необходимо оказывать ему разностороннюю помощь до завершения этого процесса, способствуя таким образом предупреждению возможных расстройств речи (возрастных и некоторых патологических).

  1. Нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма), так как развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью.

Развитая речь в понимании многих родителей - это умение читать (и писать - хотя бы печатными буквами) как максимум и умение рассказывать стихи, как минимум. Поэтому стремятся как можно раньше научить своего ребенка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребенка остаются без должного внимания, а иногда вообще не учитываются, хотя давно известно, что умение ребенка читать и писать не являются показателем его развития. Чтение и письмо - только необходимое средство, которым на определенном этапе ребенок овладевает для своего последующего полноценного развития. При этом чтение и письмо - сложные навыки, которые требуют от ребенка определенного уровня развития, в том числе речевого. Известно, что качественно владеть чтением и письмом невозможно без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха и т.п. овладение грамотой - не самоцель, это определенный этап речевого развития ребенка, который подразумевает серьезную предшествующую работу по речевому и языковому развитию детей.

  1. Необходимо весьма осторожно относиться к раннему введению иностранных языков в жизнь ребенка. Если у него с родным языком или речь находится в стадии формирования, то не стоит углублять его проблемы приобщением к другой языковой системе. Почему? Практически все языки по некоторым своим характеристикам вступают в противоречия друг с другом.

Я сейчас вас познакомлю с некоторыми играми-занятиями, которые можно проводить не отрываясь от ежедневных домашних дел. На кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребенка.

  • «Давай искать на кухне слова: «Какие слова можно вынуть из борща?, Винегрета?, Кухонного шкафа?, Плиты?»»
  • «Угощаю». «Давай вспомним вкусные слова и угостим «друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова. Можно играть с целью развития грамматического строя речи.
  • «Приготовим сок». «Из яблок сок... (яблочный); из груш... (грушевый); из слив... (сливовый); из вишни...(вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т.д. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из... (апельсина) и т.д.
  • «По дороге из детского сада (в детский сад). «Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим, а еще обязательно укажем - какие они. Вот почтовый ящик - он синий. Я заметил кошку - она пушистая». Можно называть увиденные объекты по очереди.
  • «Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный забор.»

Игровое упражнение на слоговую структуру слов.

  • «Перепутанница». «Жили были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: басока (собака), ловосы (волосы), посаги (сапоги) и пр.».

Игра на обогащение словаря ребенка.

  • «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например, ворона каркает, а воробей... (чирикает). Сова летает, а заяц... (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади... (жеребенок) и т.д.

Игра на развитие грамматического строя речи.

  • «Упрямые слова». Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, какао, платье, кино, метро, пальто). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто и т.п.» Задавайте ребенку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях-ответах.

         Очень важно развитие мелкой моторики рук, я уже неоднократно вам говорила, что чем развитие пальчики, тем лучше речь детей. Вот некоторые упражнения. Вы на кухне готовите, малыш рядом, дайте ему перебрать горох, рис, гречку, прямо как «Золушке».

  • «Волшебные палочки» (спички без головок). Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры.
  • Пока вы заняты пришиванием пуговиц, ребенок может перебирать пуговицы, выкладывать из них, ярких ниточек красивые узоры.

И в конце своего выступления, я хочу предложить вам игру «Я дарю тебе словечко». Один раз в неделю, например в выходной день, родители «дарят» ребенку новое для него слово: не просто называют его, но и обязательно объясняют его значение. Слова самые разные: «весенние» (капель, проталина, наст...), «сладкие» (мармелад, щербет, джем...), «тяжелые» (гиря, штанга...), «легкие» (пух, снежинка, облака, перышко...). Каждый понедельник дети «приносят» в группу подаренные дома слова и знакомят с ними своих друзей. Мы же записываем эти слова на маленьких листочках бумаги каждое слово, а на оборотной стороне - имя и фамилию того, кто принес. Все бумажки складываются в коробочку.

В любое время мы можем достать эту коробочку и поиграть, например: ребенок берет бумажку, воспитатель читает слово, а ребенок объясняет значение этого слова и наоборот.



Предварительный просмотр:

          Как научить ребёнка общаться с незнакомыми людьми

Изо дня в день мы общаемся с разными людьми. Кого-то знаем лучше, кого-то хуже, с кем-то видимся впервые, а некоторых – каждый день. Мы, взрослые, более или менее можем отличить ложь от правды, искренность от лицемерия, добрые намерения от злых. Что же говорить о наивных детях, чьи чувства всегда честные и настоящие? Как им обезопасить себя от ненужного общения? Ведь они едва отличают « хорошего» незнакомого человека от «плохого» и, зачастую, идут на поводу у взрослого.

                                    Общение – способ познания мира

Наверняка, каждый помнит, как в детстве говорили родители: « С чужими дядями и тетями не общайся!», «Если кто-то подойдет на улице, что-то спросит или даст конфетку, не разговаривай ни в коем случае!». Неосознанно мы осваиваем семейные установки и родительскую модель поведения, которую переносим во взрослую жизнь. Если семья ведет затворнический образ жизни, к ним в гости никто не ходит, во дворе держатся обособленно от других мам с детишками, то ребенок может вырасти нелюдимым, будет вести себя настороженно с незнакомыми. В этом случае родителям необходимо научить малыша контактировать с разными людьми, чтобы у него был большой спектр общения. Ребенок научится общаться с другими, тем самым различая эмоции и слова взрослых, и сможет накапливать опыт общения. Если родители будут запрещать разговаривать даже со знакомыми и вхожими в семью людьми, то есть риск развития внутренних барьеров, которые помешают ему, будучи взрослым, вести непринужденную беседу.

                                              Безопасность ребенка

Родителям следует с раннего детства говорить о безопасности. Важно не просто запугать ребенка, чтобы он не смог в дальнейшем нормально общаться с взрослыми, а предупредить об опасностях, которые могут его ожидать и рассказать, как на них реагировать. Общение с незнакомцами заключается не только в вербальном (речь), но и в невербальном общении (без слов, с помощью чувств и эмоций). Вы должны объяснить, что любые прикосновения, которые ребенку не нравятся и вызывают отторжение, должны пресекаться на корню. Нельзя нарушать личные границы человека, даже если он еще маленький и вроде бы ничего не понимает. Нужно рассказывать, как правильно откликаться на общение с незнакомыми, а не заострять внимание, что кто-то целенаправленно причинит ему вред. Так у малыша сформируется навык, как реагировать в той или иной ситуации на слова или действия незнакомца.

                                Как научиться общаться с незнакомцами?

Внушать ребенку уверенность. Окружающая среда – это не нечто враждебное и злостное, а мы сами в той или иной мере отражаем наш мир. Важно, как вы учите ребенка контактировать с окружающими, каким правилам учите, что вкладываете в понятие «безопасность».

Рассказать, кто входит в число «незнакомцев» и объяснить, что у них нельзя ничего брать, не стоит уходить или уезжать с ними.  Чёткое правило для ребенка – соблюдать личные границы и не контактировать с теми, кого малыш не знает. После общения с незнакомцем подробно рассказать родителям о встрече.

Как быть, если ребенок потерялся? Надо рассказать малышу, что он может обратиться, например, к кассиру, продавцу, милиционеру и сообщить об этом. Хорошо бы малышу знать имена, номера телефонов родителей или ближайших родственников. В этой ситуации можно попросить помощи и у незнакомца.

Можно рассказать о шаблонных фразах и словах, которые используют незнакомцы:

« Хочешь, я угощу тебя вкусной конфеткой», « Поехали со мной, я тебя покатаю на машине», « Помоги мне прочитать надпись на бумажке/донести сумку до квартиры», « Пойдем, я покажу тебе кое-что интересное». Ответы ребёнка могут быть такими: «Спасибо, не надо меня угощать», «Извините, я не могу вам помочь», «Я не могу с вами пойти/поехать, расскажу об этом родителям». Ребёнку надо отвечать отказом на любые предложения и сразу уходить/убегать, а после рассказать родителям о случившемся.

Между родителями и ребёнком должны быть доверительные отношения. Малыш может рассказать вам о своих тайнах и мечтаниях, об ожиданиях и страхах, о новых друзьях и о тех, с кем он не в ладах. Наблюдайте за ребенком, замечайте в нём изменения и спрашивайте, всё ли у него в порядке. Общайтесь, прислушивайтесь к тому, что его беспокоит, и отвечайте на вопросы. Когда малыш ведёт себя не так, как обычно и с ним что-то случилось, он замыкается и уходит в себя. Нужно поговорить с ребёнком о том, что произошло, и обязательно поддержать его!

При обучении детей поведению в разговоре с незнакомыми людьми, родители должны использовать особенности детского восприятия и психики. Дело в том, что дети любят и хорошо усваивают правила. Внимательные родители наверняка замечали, что когда они нарушают правила, установленные ими же самими для детей, малыши всегда спешат взрослым напомнить о них. Поэтому не сомневайтесь, если правила личной безопасности ребенка будут вместе с другими важными правилами прививаться ребенку с раннего детства, он обязательно усвоит их и будет поступать в соответствии с ними.

К сожалению, не каждый даже взрослый человек сможет противостоять умелой манипуляции, а наивность детей, отсутствие жизненного опыта, их неумение управлять эмоциями зачастую усугубляют ситуацию. Если все же угроза от незнакомца для ребенка есть: он попытался взять малыша за руку или схватить его, ребенок должен знать, как действовать в данной ситуации. Незачем вступать в переговоры с незнакомым человеком и просить его отпустить. Научите ребенка более простой тактике: попытаться убежать или привлечь внимание посторонних громким криком, плачем.

Любому родителю хочется оградить своего ребенка от возможных проблем и угроз, но находиться всегда рядом, чтобы избежать их, практически невозможно. Поэтому необходимо вооружить ребенка знаниями об окружающем мире, его возможных опасностях и способах личной защиты.

                                  Берегите детей и обучайте их беречь себя! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развиваем связную речь ребенка-дошкольника

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста...

Памятка для родителей дошкольников: «Развиваем речь ребенка»

Консультация для родителей: "Развиваем речь детей"...

Памятка для родителей дошкольников «Развиваем речь ребенка»

Памятка для родителей дошкольников: «Развиваем речь ребенка»...

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста с целью профилактики задержки речевого развития "Инструкция развития речи или как правильно развивать речь ребенка дома"

Инструкция развития речи, или как правильно развивать речь ребенка дома. Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста для профилактики ЗРР...

Консультация для педагогов и родителей "Как развивать речь ребенка-дошкольника дома и в детском саду"

В детском саду у многих детей ещё слабо развита речь. Как исправить эту ситуацию? Делюсь подборкой упражнений для решения этой проблемы.  Буду рада, если ими воспользуются педагоги ДОУ и начально...