3. ОПЫТ Трофимова А.В.
опыты и эксперименты по обж (подготовительная группа)

Трофимова Анастасия Валерьевна

Обобщение педагогического опыта воспитателя первой категории Трофимовой А.В.

Тема: «Формирование у детей навыков безопасного поведения через профилактику дорожно-транспортного травматизма»

«Фестиваль педагогического мастерства - 2021»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_trofimova_av.doc299 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Кетовский детский сад общеразвивающего вида №4»

        

Обобщение педагогического опыта

Тема: «Формирование у детей навыков безопасного

 поведения через профилактику

дорожно-транспортного травматизма»

«Фестиваль педагогического мастерства - 2021»

Воспитатель первой категории:

Трофимова Анастасия Валерьевна

                                                                       

                                                                        

                 I. Актуальность и новизна

        Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса, гужевой повозки и экипажа. Взаимоотношения водителей этих транспортных средств и водителей с пешеходами всегда контролировались государством, которое обеспечивало их безопасность, т.е. охрану жизни и здоровья.

        В 1936 году, в нашей стране была создана государственная автомобильная инспекция. ГАИ было поручено сделать общие правила дорожного движения для всего советского союза.  В 1940 году появились первые   правила дорожного движения. А в 1961 году были введены единые правила дорожного движения. 

        Рост количества машин на улицах городов и посёлков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о дорожно-транспортных происшествиях (далее ДТП), где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится всё более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

        По итогам 2020 года на дорогах страны зарегистрировано 14 236 ДТП с участием детей в возрасте до 16 лет, погибли 435 детей, более 13 тысяч детей получили травмы. В Курганской области в 2020 году шесть детей погибли и 125 получили травмы различной степени тяжести. Наибольшее количество ДТП произошли в июне и июле, когда у школьников начались каникулы.

        Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышает травматизм в других странах. Среди всех участников дорожного движения – водителей, пешеходов, пассажиров – самым подвижным и непредсказуемым является ребенок. У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранительному поведению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни.

Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственное, что может спасти ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвета. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек. И единственным способом - своим примером. Дошкольники не до конца обучены  родителями правилам безопасного поведения на дороге, поэтому задача педагога расширить и закрепить эти знания.

Обеспечение здоровья детей — основная цель и главная задача цивилизованного общества. Обучение правилам дорожного движения  в детском саду – это жизненная необходимость, поэтому различные мероприятия по правилам дорожного движения (далее ПДД) всегда актуальны в учреждениях дошкольного образования. В детском саду ребенок должен усвоить основные понятия системы дорожного движения и научиться важнейшим правилам поведения на дороге. ПДД  в детском саду – это довольно большой комплекс знаний, который воспитатели  стараются донести до детей, ведь от этого зависит их безопасность на дороге и их жизнь.

        II .         Теоретическая обоснованность

        На сегодняшний день проблема воспитания у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города очень актуальна. В отечественной педагогической практике накоплен достаточный опыт по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах Н. Н.Авдеевой, Р. Б. Стеркиной, Н.Л. Князевой, А.В. Гостюшиным, Н.И. Клочановым, М.М Котик, О.А. Скоролуповой, Т.А.Шорыгииой и другими.

        Данной проблемой занималась Саулина Т. Ф., которая разработала пособие для педагогов и родителей «Три сигнала светофора». В пособии представлены основные направления работы по ознакомлению дошкольников 3-7 лет с правилами дорожного движения, конспекты занятий и развлечения, игры, литературный и другой дополнительный материал.

        Так же изучала эту проблему Данилова Т. И., которая разработала программу «Светофор» по обучению детей дошкольного возраста ПДД. 

        Актуальность и жизненная необходимость обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения несомненна важна. Исследование в этой области проходит в детских садах и в настоящее время. Многие педагоги разрабатывают программы и проекты по обучению детей правилам дорожного движения. Необходимость уже в дошкольном возрасте доводить до детей первые сведения о правилах дорожного движения диктует сама жизнь. Важнейшая роль в профилактике детского – транспортного травматизма принадлежит дошкольным образовательным учреждениям.

        В нашем детском саду принята программа формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста «Азбука безопасности». Воспитатели, педагогические работники, родители должны помочь ребенку стать дисциплинированным пешеходом, неукоснительно выполняющим ПДД проводя мероприятия в различных формах.

        В настоящее время утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

        Основными задачами, определенными в области обеспечения безопасности образовательного пространства являются: 

- Наращивание опыта межведомственного, комплексного и многоуровневого подходов при формировании безопасного образовательного пространства;

- Формирование у воспитанников и сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций.

 

                III.         Системность и технологичность

        Вашему вниманию хочу представить свой  опыт работы по теме «Формирование у детей навыков безопасного поведения через профилактику дорожно-транспортного травматизма».

        Целью моей  работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.

        Работу осуществляю в 3 направлениях:

  • работа с детьми;
  • работа с педагогами;
  • работа с родителями;

        Для каждого направления ставлю задачи:

С детьми:

1. Совершенствовать знания  детей по безопасному поведению в дорожной среде.

2. Познакомить  со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение.

3. Формировать у детей умение наблюдать за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации.

4. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе. С родителями:

1.Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

С педагогами:

1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.

2. Совершенствовать развивающую предметно – пространственную среду для организации образовательного процесса по обучению детей правилам дорожного движения.

         

Были сформированы  ожидаемые результаты:

  1. Увеличение показателей интеллектуальной и  психологической готовности детей к безопасному  поведению на дороге;
  2. Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка во время обучения новым знаниям.
  3. Повышение интереса к изучению правил дорожного движения.
  4. Повышение уровня знаний и умений детей  по правилам дорожного движения

        Для определения уровня   знаний и умений  детей по правилам дорожного движения использовала методику для детей старшего дошкольного возраста  «Продолжи предложение» и тест «Проверь себя».

        По итогу первичной диагностики на большинство вопросов дети ответили неверно или неточно, не обращали внимание на дорожные знаки, переходили дорогу в неположенном месте. Уровень ниже среднего.      

        Являюсь ответственной за организацию работы по предупреждению детского дорожно – транспортного травматизма среди воспитанников МКДОУ "Кетовский детский сад общеразвивающего вида № 4". Работу с детьми начинаю от простого к сложному, согласно их возрастной категории.

         Разработала перспективный план работы по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения на основании программы «Азбука безопасности».

        Большое внимание уделяю  игровым формам работы. Для изучения правил дорожного движения использую настольные и дидактические игры, такие как «Дорожная азбука», домино, «Собери дорожный знак», «Говорящие знаки» и другие. Использую в работе  макет собственного изготовления "Собери пешеходный переход" (цель: закрепить знания перехода по зебре).

        Во время прогулок провожу подвижные игры с элементами ПДД: «Автобус», «Будь внимателен!», «Цветные автомобили», «Красный стой, зеленый - беги», «Гоночные автомобили»  и другие.

        Навыки безопасного поведения  закрепляю в сюжетно – ролевых играх, таких как «Автогородок», «Мы – шоферы», «Путешествие на автобусе», «Инспектор ГИБДД и водители автомобилей», «Такси», «Пешеходы», «Службы спасения на дороге» и других. Для игр имеются все необходимые атрибуты: макет дороги, светофоры, знаки, машины, форма полицейского.

        Дети с удовольствием играют в пальчиковый театр «Познакомимся со знаками», рассказывают о дорожных знаках в определённой последовательности: как называется дорожный знак, как узнать (геометрическая форма, цвет, символ), его назначение. Такие игры способствуют развитию речи, моторики, эмоциональному восприятию.

        В конструктивной деятельности предлагаю детям строительный материал, при помощи которого можно построить дороги, переезд, перекресток, различные здания, транспорт и повторить Правила дорожного движения.

        В своей работе использую мнемотаблицы для закрепления знаний о сигналах светофора, для ознакомления с дорожными знаками, такие как «Красный, желтый, зеленый», «Дорожные знаки – лучшие друзья водителей и пешеходов», «Что мы знаем о дороге».

        В работе эффективно использую педагогические проекты. Ярким примером стал проект «Дорожная грамота»,  в ходе которого на прогулке воссоздала  реальную  дорожную ситуацию, а дети  выполняли определенные роли: водителя или пешехода.

        В своей  работе по ПДД использую ИКТ – технологии:    учебные электронные презентации, интерактивные обучающие игры,  такие как «Учим дорожные правила вместе», «Дорожные пятнашки», «Раскраска дорожных знаков», «Викторина», Транспорт»,  которые в увлекательной и веселой форме помогают детям стать грамотными пешеходами. Для систематизации знаний  демонстрирую обучающие мультфильмы «Смешарики изучают Правила дорожного движения», «Про Бабу Ягу и Правила дорожного движения», «Уроки тетушки Совы».

        Одной из находок в работе с детьми являются  алгоритмические игры: «Переход улицы со светофором», «Переход улицы без светофора»,  которые провожу на макете и  учу детей размышлять, рассуждать, использовать на практике свои знания.

        Самыми интересными и увлекательными формами знакомства с правилами дорожного движения являются праздники и конкурсы.  Дети с удовольствием участвовали  в викторине «Азбука дорожного движения». Разработала и провела  игровое  мероприятие по ПДД «Приключение Маши в городе!», где дети с удовольствием обучали непослушную гостью правилам дорожного движения. Провели музыкальный Флешмоб - «Засветись», о пользе светоотражающих элементов в темное время на дороге.

        Работа с детьми по ПДД будет эффективна, если теоретический материал тесно связан с практикой. Самым действенным методом доведения до дошкольников элементарных правил поведения на дороге является экскурсии к дорожным знакам и светофору, по тем улицам, по которым проходят дети каждый день в детский сад, а в дальнейшем в школу.        

        Вместе мы создали макет - схему безопасного маршрута движения детей от дома до детского сада.  

        Для повторения и закрепления знаний детей мною  разработана программа кружка по безопасности «Веселый светофор» для детей подготовительной группы. Формы работы кружка разнообразны: мы играем, рисуем, проводим викторины, читаем, целенаправленно гуляем по улицам, обыгрываем опасные ситуации и многое другое. Детям очень нравится посещать кружок, а я отмечаю как изменяется культура их поведения на прогулках по улицам села.

        Неотъемлемой частью моей работы является взаимодействие с инспектором ГИБДД. Инспектор приходит в группу, проводит познавательные беседы, мастер - классы, игровые упражнения по ПДД.

        Большое внимание уделяю развивающей предметно – пространственной среде. В  группе создан «уголок безопасности», где собран наглядный и игровой материал по правилам дорожного движения, который пополняется и обновляется в течение всего учебного года. Предметно-пространственная среда пополняется не только педагогами, но и совместными продуктами труда родителей и детей.

                Родители являются постоянными помощниками  в работе с детьми. Использую  разные формы  взаимодействия:

  • родительские собрания,
  • анкетирование,
  • консультации,
  • папки – передвижки.
  • буклеты
  • памятки
  • информационный стенд.

        В социальной сети, в закрытой группе детского сада, размещаю   практические советы родителям:  консультации, памятки по ПДД.

        Привлекаю родителей к изготовлению атрибутов к настольным и сюжетно – ролевым играм.  Особое внимание уделяю выставкам совместных работ родителей и детей по безопасности дорожного движения: создание макетов - «Светофор - наш друг»,  конкурс рисунков - «Дорога безопасности», конкурс авторских книжек - «Книжка-малышка по ПДД».

         Провела консультации «Детский травматизм на дороге», «Безопасность детей – в наших руках», «Учите ребенка правильно вести себя на дорогах»,  Разработала рекомендации для родителей по ПДД, памятки по безопасности на дороге, провела анкету «Безопасность вашего ребенка на дороге», выпустила буклет "Автокресло или жизнь " и памятку "Стикеры – помощники водителей".

Проводятся ежегодные акции «Пристегни самое дорогое!».

        Охотно делюсь накопленными знаниями с коллективом нашего детского сада. Провела консультацию «Что должен знать воспитатель о правилах дорожного движения?», мастер – класс по изготовлению игрового атрибута «Дорожные знаки», «Применение инновационных технологий в работе по формированию у дошкольников навыков и положительных привычек безопасного поведения на улицах и дорогах».          Вместе с педагогами изучаем методическую литературу,  что позволяет черпать интересные сведения, методические рекомендации, отслеживать положительный опыт работы других образовательных учреждений.

                                                   

                IV.         Результативность

        Считаю свою работу актуальной, востребованной и результативной.

Мои  воспитанники активно участвуют в игровых программах и викторинах, что позволяет им с легкостью запоминать основные правила поведения на дороге. Но самое главное, пожалуй, то, что мои  воспитанники – примерные пешеходы и им нравится быть такими. Родители стремятся быть дисциплинированными и стараются не нарушать правила дорожного движения.

        Работая над проблемой «Формирование у детей навыков безопасного поведения через профилактику дорожно-транспортного травматизма» на протяжении двух лет с детьми старшей и подготовительной группах, определила достижения детей на этапе завершения дошкольного образования.

И если в начале года большой процент детей плохо ориентировались в правилах, то повторная диагностика показала положительную динамику.

  • Дети научились создавать образовательные  продукты, которые можно использовать в игре, досуге, познавательной деятельности.
  • Повысился интерес к изучению ПДД.
  • У детей сформированы такие качества, как любознательность активность, самостоятельность;
  • Дети научились культурному поведению на дороге.

        Участвуем с детьми в конкурсах по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Заняли с детьми старшей группы первое место в конкурсе: "Дорога глазами детей" по Кетовскому району в двух номинациях: "социальный видеоролик"  и "наружная реклама".

        Распространяя опыт своей работы, имею публикации  в интернет ресурсах, на портале MAAM.ru, nsportal.ru.

          В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что развитие ребёнка-дошкольника совершается в процессе не только воспитания и обучения, а самое главное в игровой форме - то есть в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом. В процессе наших игр, викторин, конкурсов дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, но самое главное - получает знания о Правилах дорожного движения, с легкостью их запоминает. Все это и обеспечивает формирование у детей правильных навыков поведения на дороге и улице.

        Таким образом, можно сделать вывод, что мы не только занимаемся и играем, но и сохраняем жизнь и здоровье наших детей.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы»/ Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А.Васильева. Изд. 3-е, испр. И доп.- М.- Мозаика — Синтез, 2014. - 368 с.
  3. Саулина Т.Ф. «Знакомим дошкольников с правиласи дорожного движения: для занятий с детьми 3-7 лет». – МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016.- 112с.
  4. К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет». – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016. - 64с.
  5. Г.Д. Беляевскова, Е.А. Мартынова «Правила дорожного движения для детей 3-7 лет», - Волгоград: «Учитель», 2012.
  6. Н.В. Коломец «Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет. «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры», - Волгоград: Издательство «Учитель», 2014.
  7. «Как обеспечить безопасность дошкольников»/ К.Ю. Белая, В.Н. Зимонила, Л.А. Кондрыкинская – 4е изд.-М.: Просвещение, 2004.-94с.
  8. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 годах», утв. Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 № 100