«Сказочная безопасность или как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам»
статья по обж

«Сказочная безопасность или как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам»

 

Выполнила:

Старший воспитатель 1 кв. категории

Моисеева С.И.

 

  В наше время происходит множество негативных социальных явлений, стихийные бедствия и прочие ситуации, поэтому очень важно дать детям необходимые знания по ОБЖ. Знания должны даваться поэтапно и соответственно начинать знакомить с элементарными основами безопасности необходимо начинать уже с дошкольного возраста.

Опыт, полученный ребенком в детстве влияет на его жизнь уже взрослого человека. Задача родителей и воспитателей действовать сообща и обогащать уже имеющиеся знания детей все новыми и полезными для них. Все чаще мы задаемся вопросом о том, как уберечь детей от опасности? Как научить разбираться в многообразие жизненных ситуаций, где возникает необходимость принятия решения. Дети мыслят образами, поэтому усвоить знания им проще с помощью игр, бесед, сказок.

Сказки — это один из самых удивительных по информативности, силе эстетического и воспитательного влияния жанров в фольклоре. Это не просто интересные и поучительные истории, которые рассказывают или читают маленьким детям на ночь. В сказках отображено мировоззрение, мировосприятие того или иного народа, его ментальность и ценности.

При помощи сказок ребенок познает мир, слушая и обсуждая, постепенно начинает формировать собственные выводы, давать оценку действиям героев сказок. Определяет, что «хорошо», а что «плохо».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_obzh.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

«Сказочная безопасность или как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам»

Выполнила:

Старший воспитатель 1 кв. категории

Моисеева С.И.

  В наше время происходит множество негативных социальных явлений, стихийные бедствия и прочие ситуации, поэтому очень важно дать детям необходимые знания по ОБЖ. Знания должны даваться поэтапно и соответственно начинать знакомить с элементарными основами безопасности необходимо начинать уже с дошкольного возраста.

Опыт, полученный ребенком в детстве влияет на его жизнь уже взрослого человека. Задача родителей и воспитателей действовать сообща и обогащать уже имеющиеся знания детей все новыми и полезными для них. Все чаще мы задаемся вопросом о том, как уберечь детей от опасности? Как научить разбираться в многообразие жизненных ситуаций, где возникает необходимость принятия решения. Дети мыслят образами, поэтому усвоить знания им проще с помощью игр, бесед, сказок.

Сказки — это один из самых удивительных по информативности, силе эстетического и воспитательного влияния жанров в фольклоре. Это не просто интересные и поучительные истории, которые рассказывают или читают маленьким детям на ночь. В сказках отображено мировоззрение, мировосприятие того или иного народа, его ментальность и ценности.

При помощи сказок ребенок познает мир, слушая и обсуждая, постепенно начинает формировать собственные выводы, давать оценку действиям героев сказок. Определяет, что «хорошо», а что «плохо».

Важно сделать акцент на том, что в мире людей существуют определенные нормы (правила) поведения, которым необходимо следовать. Рассказать о дружбе, взаимовыручке. О том, что у людей есть границы дозволенного поведения, что нельзя доверять каждому человеку, следует быть осторожными и бдительными в принятии каких-либо решений. Сказки помогают ребенку усвоить жизненные истины, повторяя их мы учим детей бдительности, рассудительности и осторожности.

В образовательном процессе дошкольных учреждений стоят 3 задачи:

Образовательная задача. Заключается в том, что на примере героев народных сказок формируются представления об опасных ситуациях для человека в окружающем мире, осторожное отношение к потенциально опасным для детей людям.

Развивающая задача. Состоит в развитие интереса детей к сказкам, слух, память, произношение. Обогащать словарный запас детей. Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог.

Воспитательная задача. Заключается в том, чтобы воспитывать нравственные качества поведения детей на основе понимания поведения героев сказок и оценивания их поступков с позиции безопасности.

Формировать понятия: добро и зло.

Программа ОБЖ в дошкольном учреждении включает в себя следующие разделы:

- ребенок на улицах города;

-ребенок и другие люди /ребенок и здоровье;

-безопасность в быту;

-ребенок и природа.

Ребенок в общении с другими людьми исходит из своих представлений о том какой взрослый для него опасен, а какой нет. Учитывая это стоит отметить, что зачастую дети упускают то обстоятельство, что не всегда опрятно одетый мужчина или женщина ничем ему не угрожают.

Иначе говоря, малыш исходит из того, что красивая тетя или дядя с конфеткой – не может быть плохим человеком. Но на практике это совершенно наоборот.

В связи с этим, задача педагогов состоит в том, чтобы дать детям верные установки касательно того, как нужно себя вести с незнакомыми людьми.

Наглядно и в доступной форме дать детям знания можно посредством сказок. Некоторые сказки в доступной и в увлекательной форме знакомят детей с правилами безопасного поведения дома, на улице, у водоемов, в лесу, с незнакомцами, с безопасным общением с домашними животными.

К примеру, сказка «Аленький цветочек» - в ней то самое чудовище оказалось добрым заколдованным принцем. Из этого можно сделать вывод о том, что не стоить судить людей по внешнему виду. Внешность порою обманчива. Противоположный пример можно привести из сказки «Золушка» - она была одета в грязную, старую одежду, однако была очень доброй девочкой.

Так же с детьми нужно обсуждать и рассматривать ситуации, в которых со стороны взрослых имеет место грубое обращение (тащат ребенка в машину, подъезд, хватают за руки и т.д.). в ходе специальных занятий и бесед с детьми необходимо отработать алгоритм действий в таких ситуациях. Цель воспитателя - научить детей, прежде всего застенчивых, робких, неуверенных в себе, как себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами.

Однако опасности могут подстерегать и дома. Поэтому детям нужно дать установки: нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут. Для того, чтобы закрепить теоретические знания проводим практические занятия, разыгрываем ситуации, к примеру: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми. В такие занятия необходимо включить разного рода «уговоры», обещания (конфетку, игрушку, покататься на каруселях). Доверие к людям - прекрасная черта. А вот слепая доверчивость опасна «Заюшкина избушка», никого не приглашай (не пускай) к себе домой, когда ты один. Не открывай дверь. Возможные реальные ситуации могут подкрепляться сказочными сюжетами, например «Волк и семеро козлят».

Ребенок и природа. В этом разделе необходимо познакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснить, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе.

В связи с ухудшением экологической ситуации возникают определенные угрозы здоровью человека. Детям нужно рассказать о том, что наши действия могут нанести непоправимый вред окружающей среде и живым организмам, а соблюдение простых правил поможет избежать негативных последствий.

Необходимо объяснить детям, что выполнение привычных требований взрослых (пей кипяченую воду, мой фрукты и овощи, мой руки перед едой) в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь.

С детьми старшего дошкольного возраста организовываются опыты с микроскопом, лупой, фильтрами для наглядной демонстрации того, что содержится в воде. Это способствует формированию чувства брезгливости к «грязной» воде.

Говоря о животных стоит отметить, что детям необходимо прививать чувство заботы, но при этом соблюдать ряд правил: бездомным животным нужно помогать, приносить им еду, но нельзя пренебрегать правилами, что их нельзя трогать руками, так как неизвестно переносчиками каких болезней они могут являться и элементарно какова будет реакция питомца.

Так же необходимо помнить и о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах и которые нужно знать каждому. Для ознакомления с этими растениями используем картинки, наглядные материалы. Объяснить детям, что надо быть осторожными и отучиться от вредной привычки пробовать все подряд (ягоды, травинки), так как в результате ухудшающейся экологической обстановки, например кислотных дождей, опасным может оказаться даже неядовитое растение.

Для закрепления этих правил используем настольные игры-классификации, игры с мячом в «съедобное - несъедобное», соответствующий наглядный материал, а в летний сезон наблюдения на участке.

Ребенок дома. Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:

- предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы);

- предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научить правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);

- предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты).

Задача воспитателя состоит в том, чтобы объяснить, что предметами первой группы могут пользоваться, только взрослые, детям нельзя.  Здесь, уместны прямые запреты. Ребенок, ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам. Прямые запреты могут дополняться объяснениями, примерами из литературных произведений (например, Кошкин дом» С. Маршака, «Путаница» К. Чуковского, «Жил на свете слонёнок» Г. Цыферова или более сложные произведения Б. Житкова, Л. Толстого), играми драматизациями.

Ребенок на улицах города. Воспитатель знакомит детей с правилами поведения на улицах города: рассказывает о правилах дорожного движения; объясняет, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города: беседует с детьми о том, часто ли они бывают на улице, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре.

Для усвоения полученных знаний нужно рассказывать детям случаи из жизни. Так же можно предложить детям привести свои примеры и разыграть ситуации правильного и неправильного поведения на улице. Ребенок в процессе рассуждения над такими ситуациями формируют свою оценку, а если вдруг ребенок затрудняется, то педагог должен направить при помощи наводящих вопросов размышления ребенка в правильную сторону.

Воспитатель рассказывает детям о том, как следует переходить дорогу, знакомит их с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор, «островок безопасности»). Детей старшего дошкольного возраста необходимо научить различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов.

С этой целью знакомим детей со следующими произведениями:

С. Михалков «Бездельник светофор», П. Синявский «Жили были автомобили», С. Волков «Про правила дорожного движения», В. Арбеков «Про умных зверюшек».

Воспитатель знакомит детей с правилами поведения в транспорте.

Таким образом, можно выделить несколько правил:

- прежде чем рассказывать, читать новую сказку, необходимо определить какие полезные уроки для ребенка зашифрованы в ней;

- сказки лучше рассказывать, так как устная речь способствует установлению лучшего контакта с детьми, нежели зачитывание;

- необходимо продемонстрировать свое отношение к героям, к происходящим событиям.

- нужно обращать внимание на иллюстрации. У детей эйдическая память (это значит образная, яркая).

- задавать вопросы. И даже если сразу у ребенка не получится дать верный ответ, то это не страшно, ведь смысл вопроса состоит в том, чтобы заставить детей поразмышлять, выстроить логическую цепочку, научиться разделять добро от зла, давать оценку поступкам героев;

- отвечать на вопросы детей, но не отходить от темы;

- повторять. Не стоит постоянно комментировать сказку, когда рассказываем ее, но обсуждать какие – то отдельные детали важно.

 Обобщая сказанное, нужно отметить, что разрешение проблемы безопасности требует скоординированных действий педагогов и родителей. Вместе мы должны выработать привычку в соблюдении правил безопасности, сформировать опыт безопасного поведения, который позволит им предвидеть опасность, по возможности избегать ее, при необходимости –действовать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучите ребенка правилам безопасности для детей

С самого раннего возраста научите ребенка следовать простым, но очень важным правилам безопасности. Пусть он выучить их сам и научит им своих друзей....

Как обучать ребенка правилам безопасного поведения на дороге!!!

Ребенок учиться законам улицы, беря пример с ВАС- родителей!!!!...

Статья на тему: "Как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам"

Сказочная безопасностьПервые сказки, которые слышат наши дети, и в самом деле в чем-то походят на страшилки. Но, думается, это страшилки не для детей, а как раз для родителей. Кто должен бдительно сле...

консультация для родителей "Как обучать ребенка правилам безопасности используя народные сказки"

консультация для родителей  "Как обучать ребенка правилам безопасности используя народные сказки"...

Сказочная безопасность "Как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам"

Доклад содержит информацию о том, как в игровой форме с опорой на любимые сказки обучить детей дошкольного возраста безопасному поведению....

Сказочная безопасность "Как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам"

Как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам...