Консультация Система работы с родителями по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах города
консультация по обж

Николаева Алина Валерьевна

Одной из важных составляющих организации образовательного процесса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является умение педагога организовать взаимодействие с родителями дошкольников. Предлагаю Вам познакомиться с методическими аспектами организации сотрудничества с родителями по формированию навыков безопасного поведения детей на дорогах и улицах.

 

Основные направления работы с родителями:

- родительские собрания с привлечением инспектора ГИБДД, 

- оформление информационного стенда,

- агитация с раздачей листовок, брошюр

- анкетирование, 

- оформление уголка безопасности, 

- организация выставки детских работ,

- совместная деятельность детей и родителей.

 

Педагоги дошкольных образовательных организаций проектируют и реализуют разные формы совместной деятельности с родителями: собрания, конференции, совместные игровые программы, выставки-конкурсы, индивидуальные и групповые консультации, выставки творческих работ (рисунки, поделки). Организуют и проводят проектные мероприятия совместно с родителями воспитанников, сотрудниками ГИББД.

Уменьшить количество дорожно-транспортных происшествий и, как следствие, количество страдающих от этого детей, возможно, влияя на те причины, которые их порождают и на тех субъектов, которые в этом участвуют. Субъектами дорожно-транспортных происшествий являются с одной стороны, дети, нарушающие правила безопасного поведения на дорогах, с другой стороны, взрослые, управляющие автотранспортным средством. Многие родители имеют автомобили и потенциально являются теми же субъектами дорожно-транспортных происшествий.

Профессиональные водители тоже потенциально могут уже быть или стать родителями. Поэтому один аспект организации работы с родителями заключается в помощи воспитателю в формировании и закреплении у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Соблюдение детьми правил дорожного движения, несомненно, будет способствовать уменьшению количества дорожно-транспортных происшествий. Родители, потенциально тоже являющиеся субъектами и виновниками ДТП, воспитывая детей своим личным примером поведения в дорожной среде, должны будут соблюдать правила безопасного поведения на дорогах. Такое двустороннее влияние на субъектов ДТП неизбежно приведет к уменьшению числа погибших и пострадавших детей-пешеходов и пассажиров.

Чем могут помочь родители воспитателю, собственному ребенку, как уберечь детей от попадания в дорожно-транспортные происшествия?

Чтобы ответить на этот вопрос воспитателю необходимо изучить мнение родителей по вопросам формирования культуры безопасного поведения в их родительском опыте. Для этого проводят анкетирование, опросники или индивидуальные собеседования с родителями. Примерный вариант опросника в конце консультации.

Опираясь на данные анкетирования в нашем случае, родители в целом удовлетворены той работой, которая проводится в образовательной организации по обеспечению безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Родители не уверены, что их ребенок знает и соблюдает основные правила безопасного поведения на дорогах и улицах. Вместе с тем они определили причины, по которым их ребенок не обладает достаточным объемом знаний о правилах безопасного поведения на дорогах и улицах.

Основные причины недостаточной подготовки детей, по мнению родителей заключаются в несформированности у детей серьезного отношения к вопросам безопасного поведения на дорогах, а также в отсутствии у самих родителей времени обучать ребенка правилам дорожного движения. Но родители могут помочь в решении воспитательных задач сохранения жизни и здоровья детей, в частности, профилактике дорожно-транспортного травматизма. Задачей родителей становится так называемое соединение теории с практикой, а именно, обеспечение применения, теоретических знаний о правилах безопасного поведения на дорогах в реальных жизненных ситуациях, практическая отработка навыков соблюдения правил дорожного движения.

Педагог помогает родителям осознать их роль и родительскую задачу. Советует родителям, как вместе с ребенком составить схемы опасных участков дорог в районе проживания или нарисовать самый безопасный маршрут от дома до детского сада. Предлагает родителям пройти с детьми несколько раз весь маршрут, показать места, где надо остановиться, объяснить, куда и как следует смотреть, какие могут быть опасности и как их избежать. В практическую отработку навыков безопасного поведения детей на дорогах нужно включить тренировку умения различать правую и левую сторону дороги, сравнивать объекты и предметы дорожной среды по величине, длине, ширине, высоте. Определять их место в пространстве: слева, справа, впереди, сзади, выше, ниже. Это развивает способность ориентироваться в дорожных условиях.

Педагог предлагает родителям на прогулках с детьми наблюдать, как водитель заводит машину, обратить их внимание на то, что машина движется вперед, назад, разворачивается. В этот момент надо быть особенно внимательным, так как водитель может не заметить близко стоящего к автомобилю ребенка и наехать на него. Находясь на улице с детьми, необходимо: показывать им, что пешеходы идут по тротуару, придерживаясь стороны подальше от проезжей части; определять, как едут машины (быстро или медленно); учить видеть, что за большим грузовиком может двигаться маленький автомобиль, но с большей скоростью.

Структурируя навыки, необходимые для обеспечения безопасности дорожного движения и предупреждения ДТП, можно предложить родителям следующий алгоритм действий (описан в консультации для родителей в группе – папка-передвижка):

1. При выходе из дома: сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед; если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь - нет ли за препятствием опасности.

2. При движении по тротуару: придерживайтесь правой стороны; не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части;

приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездами с дворов и прилегающих территорий;

разъясните ребенку что забрасывание проезжей части камнями, стеклом и т. п., повреждение дорожных знаков; могут привести к несчастному случаю.

3. Готовясь перейти дорогу:

остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть, привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;

учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;

учите ребенка смотреть на дорогу не «краешком глаза», а поворачивая голову вправо и влево. У ребенка должен быть выработан твердый навык, прежде чем сделать первый шаг с тротуара, он неоднократно поворачивает голову и осматривает дорогу во всех направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма;

не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортное средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;

обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей у автомобиля;

неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода;

не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу впереди вас - этим вы обучаете его идти через дорогу, не глядя по сторонам. Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым удержать при попытке вырваться - это типичная причина несчастных случаев;

учите детей не только внимательно смотреть на дорогу, но и прислушиваться к ее шуму. Тот, кто прислушивается к дороге, более сосредоточен на наблюдении за ней.

4. При переходе проезжей части:

переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках, иначе ребенок привыкает переходить, где придется; не спешите, не бегите, переходите дорогу всегда размеренным шагом;

не переходите дорогу наискосок, подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это делается для лучшего наблюдения за авто и мототранспортными средствами, движущимися по всем направлениям;

переходя улицу, продолжайте наблюдение за дорогой, чтобы вовремя заметить изменение обстановки. Обстановка на дороге быстро меняется: стоявшие машины могут поехать, ехавшие прямо - повернуть; из переулка, из двора или из-за поворота могут появиться новые машины;

если во время перехода вдруг возникло препятствие для обзора (например, остановилась из-за неисправности машина, осторожно выглянув из-за неё, осмотрите остаток пути. При необходимости отступите назад. Вести себя нужно так, чтобы вас хорошо видели проезжающие водители;

не выходите на проезжую часть из-за транспортного средства или из-за кустов, не осмотрев предварительно улицу, приучайте ребенка делать так же;

не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых, нужный автобус или троллейбус. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;

не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг. Объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, из двора дома;

при переходе проезжей части по нерегулируемому пешеходному переходу в группе людей, учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта, а не за окружающими людьми! Иначе он может привыкнуть при переходе подражать поведению спутников, не наблюдающих за движением транспорта.

5. При посадке и высадке из общественного транспорта (автобуса, троллейбуса и такси):

выходите впереди ребенка, так как малыш может упасть, а ребенок

постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;

подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной его остановки. Ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса;

не садитесь в общественный транспорт (троллейбус, автобус) в последний момент при его отправлении (вас может прижать дверью). Особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства;

научите ребенка быть внимательным в зоне остановки - особо опасном месте для него: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне, пешеходы здесь спешат и могут случайно вытолкнуть на проезжую часть или под колеса.

6. При ожидании общественного транспорта:

стойте вместе детьми на посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине как можно дальше от края проезжей части.

7. При движении автомобиля:

приучайте сидеть в автомобиле только на заднем сиденье, не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано детским креслом. Объясните им, что при резкой остановке или столкновении сила инерции «бросает» сидящего вперед, и он ударяется о стекло передней панели, этого достаточно, чтобы пассажир погиб или был сильно ранен;

не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло или панель;

не разрешайте детям находиться в автомобиле одним без присмотра.

8. При проезде в общественном транспорте:

приучите ребенка крепко держаться за поручни, чтобы при торможении он не получил травму при падении;

объясните ребенку, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только при полной его остановке.

Что должны и не должны делать сами родители при движении?

- всегда переходить дорогу размеренным шагом;

- выходя на проезжую часть, прекратите разговаривать – ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться;

- переходить дорогу нужно только на зеленый – разрешающий сигнал светофора или регулировщика;

- переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход»;

- из автобуса, троллейбуса, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или выбежать на проезжую часть;

- привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т. д.;

- не выходите с ребенком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли;

- не разрешайте играть детям вблизи дорог и на проезжей части;

- в автомобиле обязательно пристегивайтесь ремнями безопасности;

- не будьте агрессивны по отношению к другим участникам движения.

 

Используйте различные ситуации для ознакомления с правилами дорожного движения;

- не показывайте детям дурной пример. Очень трудно будет объяснить ребенку, что правила дорожного движения нужно знать и соблюдать если он видит, как мама и папа их постоянно нарушают.

Воспитателю важно объяснить родителям, что необходимо постепенно предоставлять возможность самому ребенку рассказать, что он видит и какие причинно­-следственные связи и зависимости может установить. Например, остановился автобус. Из него вышли пассажиры. Ребёнок должен посмотреть, как они себя ведут. Самостоятельно сделать вывод, что неправильно поступают те пассажиры, которые обходят транспорт спереди или сзади. Потому что они могут попасть в поток движущихся за автобусом машин. Увидит ли ребенок, кто из вышедших пассажиров поступает правильно, идет до ближайшего пешеходного перехода, а если перехода нет, то пересекает проезжую часть только в том месте, где дорога хорошо просматривается в обе стороны, где нет разделительной полосы и ограждений. И, конечно, родителям очень важно увидеть, как будет нести себя сам ребенок при выходе из автобуса, что он ответит, например, на такой вопрос мамы или папы«Как бы нам с тобой перейти на другую сторону?» Что ответит ребенок на провокационное предложение перейти проезжую часть в неустановленном месте, начать переходить дорогу на желтый сигнал светофора, поиграть на проезжей части или вблизи неё? Taк, помогая собственному ребенку практически отрабатывать навыки безопасного поведения на дорогах, родители становятся заинтересованными партнерами образовательных организаций в предупреждении дорожно-транспортного травматизма. Кроме того, возрастает уверенность родителей в том, что их ребенок знает и соблюдает правила дорожного движения.

Большинство родителей обучающихся не снимают с себя ответственности за обеспечение безопасного поведения детей на дорогах и подчеркивают важность участия членов семьи в формировании субъектной позиции ребенка как участника дорожного движения.

В то же время, значительная часть обучающихся и их родителей не придают должного значения вопросу обеспечения безопасности на дорогах и улицах. До тех пор, пока родители обучающихся не изменят своей позиции по данному вопросу, усилия педагогов по снижению случаев дорожно-транспортных происшествий не будут в полной мере результативными.

 

Приложение

 

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

  1. Считаете ли вы необходимым в образовательной организации знакомить детей с правилами безопасного поведения на улицах города? Если да, то укажите, с какого возраста.

2. Кто должен готовить детей к возможной встрече с опасностью? (укажите цифрами по степени значимости).

Родители;

- Воспитатели;

- Школьные учителя;

- Преподаватели безопасности жизнедеятельности;

- Другие (укажите кто).

3. Какие правила безопасности на дороге прежде всего должны знать дети дошкольного возраста:

- Правила дорожного движения;

- Общение с незнакомыми людьми;

Безопасность на игровой площадке;

- Другие (укажите).

4. Как Вы учите детей вести себя безопасно на дорогах улицы:

- Рассказываете про пешеходный переход;

- Учите осматриваться на дороге (сначала посмотреть налево, потом направо) и только потом переходить дорогу;

- Следить за светофором и машинами при переходе дороги;

- Всё перечисленное.

5. Известна ли Вам литература, где указано, как знакомить дошкольников с правилами безопасного поведения на улицах (по возможности укажите автора и название).

6. Используете ли Вы книги, телепередачи, обучающие мультфильмы, чтобы поговорить с ребенком об опасностях на дороге(по возможности укажите название).

7. Необходима ли Вам помощь со стороны педагогов детского сада в ознакомлении с правилами безопасного поведения на улицах?

8. Какого рода информацию о безопасном поведении детей на улицах города, и в каком виде Вы хотели бы получить от педагогов образовательной организации?

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Кугесьский детский сад «Крепыш»

Чебоксарского района Чувашской Республики

Консультация

Система работы с родителями по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах города

                                                                    Подготовила:

                                                                    воспитатель

                                                                        Николаева А. В.

Кугеси 2021

Одной из важных составляющих организации образовательного процесса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является умение педагога организовать взаимодействие с родителями дошкольников. Предлагаю Вам познакомиться с методическими аспектами организации сотрудничества с родителями по формированию навыков безопасного поведения детей на дорогах и улицах.

Основные направления работы с родителями:

- родительские собрания с привлечением инспектора ГИБДД, 

- оформление информационного стенда,

- агитация с раздачей листовок, брошюр

- анкетирование, 

- оформление уголка безопасности, 

- организация выставки детских работ,

- совместная деятельность детей и родителей.

Педагоги дошкольных образовательных организаций проектируют и реализуют разные формы совместной деятельности с родителями: собрания, конференции, совместные игровые программы, выставки-конкурсы, индивидуальные и групповые консультации, выставки творческих работ (рисунки, поделки). Организуют и проводят проектные мероприятия совместно с родителями воспитанников, сотрудниками ГИББД.

Уменьшить количество дорожно-транспортных происшествий и, как следствие, количество страдающих от этого детей, возможно, влияя на те причины, которые их порождают и на тех субъектов, которые в этом участвуют. Субъектами дорожно-транспортных происшествий являются с одной стороны, дети, нарушающие правила безопасного поведения на дорогах, с другой стороны, взрослые, управляющие автотранспортным средством. Многие родители имеют автомобили и потенциально являются теми же субъектами дорожно-транспортных происшествий.

Профессиональные водители тоже потенциально могут уже быть или стать родителями. Поэтому один аспект организации работы с родителями заключается в помощи воспитателю в формировании и закреплении у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Соблюдение детьми правил дорожного движения, несомненно, будет способствовать уменьшению количества дорожно-транспортных происшествий. Родители, потенциально тоже являющиеся субъектами и виновниками ДТП, воспитывая детей своим личным примером поведения в дорожной среде, должны будут соблюдать правила безопасного поведения на дорогах. Такое двустороннее влияние на субъектов ДТП неизбежно приведет к уменьшению числа погибших и пострадавших детей-пешеходов и пассажиров.

Чем могут помочь родители воспитателю, собственному ребенку, как уберечь детей от попадания в дорожно-транспортные происшествия?

Чтобы ответить на этот вопрос воспитателю необходимо изучить мнение родителей по вопросам формирования культуры безопасного поведения в их родительском опыте. Для этого проводят анкетирование, опросники или индивидуальные собеседования с родителями. Примерный вариант опросника в конце консультации.

Опираясь на данные анкетирования в нашем случае, родители в целом удовлетворены той работой, которая проводится в образовательной организации по обеспечению безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Родители не уверены, что их ребенок знает и соблюдает основные правила безопасного поведения на дорогах и улицах. Вместе с тем они определили причины, по которым их ребенок не обладает достаточным объемом знаний о правилах безопасного поведения на дорогах и улицах.

Основные причины недостаточной подготовки детей, по мнению родителей заключаются в несформированности у детей серьезного отношения к вопросам безопасного поведения на дорогах, а также в отсутствии у самих родителей времени обучать ребенка правилам дорожного движения. Но родители могут помочь в решении воспитательных задач сохранения жизни и здоровья детей, в частности, профилактике дорожно-транспортного травматизма. Задачей родителей становится так называемое соединение теории с практикой, а именно, обеспечение применения, теоретических знаний о правилах безопасного поведения на дорогах в реальных жизненных ситуациях, практическая отработка навыков соблюдения правил дорожного движения.

Педагог помогает родителям осознать их роль и родительскую задачу. Советует родителям, как вместе с ребенком составить схемы опасных участков дорог в районе проживания или нарисовать самый безопасный маршрут от дома до детского сада. Предлагает родителям пройти с детьми несколько раз весь маршрут, показать места, где надо остановиться, объяснить, куда и как следует смотреть, какие могут быть опасности и как их избежать. В практическую отработку навыков безопасного поведения детей на дорогах нужно включить тренировку умения различать правую и левую сторону дороги, сравнивать объекты и предметы дорожной среды по величине, длине, ширине, высоте. Определять их место в пространстве: слева, справа, впереди, сзади, выше, ниже. Это развивает способность ориентироваться в дорожных условиях.

Педагог предлагает родителям на прогулках с детьми наблюдать, как водитель заводит машину, обратить их внимание на то, что машина движется вперед, назад, разворачивается. В этот момент надо быть особенно внимательным, так как водитель может не заметить близко стоящего к автомобилю ребенка и наехать на него. Находясь на улице с детьми, необходимо: показывать им, что пешеходы идут по тротуару, придерживаясь стороны подальше от проезжей части; определять, как едут машины (быстро или медленно); учить видеть, что за большим грузовиком может двигаться маленький автомобиль, но с большей скоростью.

Структурируя навыки, необходимые для обеспечения безопасности дорожного движения и предупреждения ДТП, можно предложить родителям следующий алгоритм действий (описан в консультации для родителей в группе – папка-передвижка):

1. При выходе из дома: сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед; если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь - нет ли за препятствием опасности.

2. При движении по тротуару: придерживайтесь правой стороны; не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части;

приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездами с дворов и прилегающих территорий;

разъясните ребенку что забрасывание проезжей части камнями, стеклом и т. п., повреждение дорожных знаков; могут привести к несчастному случаю.

3. Готовясь перейти дорогу:

остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть, привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;

учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;

учите ребенка смотреть на дорогу не «краешком глаза», а поворачивая голову вправо и влево. У ребенка должен быть выработан твердый навык, прежде чем сделать первый шаг с тротуара, он неоднократно поворачивает голову и осматривает дорогу во всех направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма;

не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортное средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;

обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей у автомобиля;

неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода;

не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу впереди вас - этим вы обучаете его идти через дорогу, не глядя по сторонам. Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым удержать при попытке вырваться - это типичная причина несчастных случаев;

учите детей не только внимательно смотреть на дорогу, но и прислушиваться к ее шуму. Тот, кто прислушивается к дороге, более сосредоточен на наблюдении за ней.

4. При переходе проезжей части:

переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках, иначе ребенок привыкает переходить, где придется; не спешите, не бегите, переходите дорогу всегда размеренным шагом;

не переходите дорогу наискосок, подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это делается для лучшего наблюдения за авто и мототранспортными средствами, движущимися по всем направлениям;

переходя улицу, продолжайте наблюдение за дорогой, чтобы вовремя заметить изменение обстановки. Обстановка на дороге быстро меняется: стоявшие машины могут поехать, ехавшие прямо - повернуть; из переулка, из двора или из-за поворота могут появиться новые машины;

если во время перехода вдруг возникло препятствие для обзора (например, остановилась из-за неисправности машина, осторожно выглянув из-за неё, осмотрите остаток пути. При необходимости отступите назад. Вести себя нужно так, чтобы вас хорошо видели проезжающие водители;

не выходите на проезжую часть из-за транспортного средства или из-за кустов, не осмотрев предварительно улицу, приучайте ребенка делать так же;

не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых, нужный автобус или троллейбус. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;

не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг. Объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, из двора дома;

при переходе проезжей части по нерегулируемому пешеходному переходу в группе людей, учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта, а не за окружающими людьми! Иначе он может привыкнуть при переходе подражать поведению спутников, не наблюдающих за движением транспорта.

5. При посадке и высадке из общественного транспорта (автобуса, троллейбуса и такси):

выходите впереди ребенка, так как малыш может упасть, а ребенок

постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;

подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной его остановки. Ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса;

не садитесь в общественный транспорт (троллейбус, автобус) в последний момент при его отправлении (вас может прижать дверью). Особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства;

научите ребенка быть внимательным в зоне остановки - особо опасном месте для него: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне, пешеходы здесь спешат и могут случайно вытолкнуть на проезжую часть или под колеса.

6. При ожидании общественного транспорта:

стойте вместе детьми на посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине как можно дальше от края проезжей части.

7. При движении автомобиля:

приучайте сидеть в автомобиле только на заднем сиденье, не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано детским креслом. Объясните им, что при резкой остановке или столкновении сила инерции «бросает» сидящего вперед, и он ударяется о стекло передней панели, этого достаточно, чтобы пассажир погиб или был сильно ранен;

не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло или панель;

не разрешайте детям находиться в автомобиле одним без присмотра.

8. При проезде в общественном транспорте:

приучите ребенка крепко держаться за поручни, чтобы при торможении он не получил травму при падении;

объясните ребенку, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только при полной его остановке.

Что должны и не должны делать сами родители при движении?

- всегда переходить дорогу размеренным шагом;

- выходя на проезжую часть, прекратите разговаривать – ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться;

- переходить дорогу нужно только на зеленый – разрешающий сигнал светофора или регулировщика;

- переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход»;

- из автобуса, троллейбуса, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или выбежать на проезжую часть;

- привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т. д.;

- не выходите с ребенком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли;

- не разрешайте играть детям вблизи дорог и на проезжей части;

- в автомобиле обязательно пристегивайтесь ремнями безопасности;

- не будьте агрессивны по отношению к другим участникам движения.

Используйте различные ситуации для ознакомления с правилами дорожного движения;

- не показывайте детям дурной пример. Очень трудно будет объяснить ребенку, что правила дорожного движения нужно знать и соблюдать если он видит, как мама и папа их постоянно нарушают.

Воспитателю важно объяснить родителям, что необходимо постепенно предоставлять возможность самому ребенку рассказать, что он видит и какие причинно-следственные связи и зависимости может установить. Например, остановился автобус. Из него вышли пассажиры. Ребёнок должен посмотреть, как они себя ведут. Самостоятельно сделать вывод, что неправильно поступают те пассажиры, которые обходят транспорт спереди или сзади. Потому что они могут попасть в поток движущихся за автобусом машин. Увидит ли ребенок, кто из вышедших пассажиров поступает правильно, идет до ближайшего пешеходного перехода, а если перехода нет, то пересекает проезжую часть только в том месте, где дорога хорошо просматривается в обе стороны, где нет разделительной полосы и ограждений. И, конечно, родителям очень важно увидеть, как будет нести себя сам ребенок при выходе из автобуса, что он ответит, например, на такой вопрос мамы или папы«Как бы нам с тобой перейти на другую сторону?» Что ответит ребенок на провокационное предложение перейти проезжую часть в неустановленном месте, начать переходить дорогу на желтый сигнал светофора, поиграть на проезжей части или вблизи неё? Taк, помогая собственному ребенку практически отрабатывать навыки безопасного поведения на дорогах, родители становятся заинтересованными партнерами образовательных организаций в предупреждении дорожно-транспортного травматизма. Кроме того, возрастает уверенность родителей в том, что их ребенок знает и соблюдает правила дорожного движения.

Большинство родителей обучающихся не снимают с себя ответственности за обеспечение безопасного поведения детей на дорогах и подчеркивают важность участия членов семьи в формировании субъектной позиции ребенка как участника дорожного движения.

В то же время, значительная часть обучающихся и их родителей не придают должного значения вопросу обеспечения безопасности на дорогах и улицах. До тех пор, пока родители обучающихся не изменят своей позиции по данному вопросу, усилия педагогов по снижению случаев дорожно-транспортных происшествий не будут в полной мере результативными.

Приложение

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  1. Считаете ли вы необходимым в образовательной организации знакомить детей с правилами безопасного поведения на улицах города? Если да, то укажите, с какого возраста.

2. Кто должен готовить детей к возможной встрече с опасностью? (укажите цифрами по степени значимости).

- Родители;

- Воспитатели;

- Школьные учителя;

- Преподаватели безопасности жизнедеятельности;

- Другие (укажите кто).

3. Какие правила безопасности на дороге прежде всего должны знать дети дошкольного возраста:

- Правила дорожного движения;

- Общение с незнакомыми людьми;

- Безопасность на игровой площадке;

- Другие (укажите).

4. Как Вы учите детей вести себя безопасно на дорогах улицы:

- Рассказываете про пешеходный переход;

- Учите осматриваться на дороге (сначала посмотреть налево, потом направо) и только потом переходить дорогу;

- Следить за светофором и машинами при переходе дороги;

- Всё перечисленное.

5. Известна ли Вам литература, где указано, как знакомить дошкольников с правилами безопасного поведения на улицах (по возможности укажите автора и название).

6. Используете ли Вы книги, телепередачи, обучающие мультфильмы, чтобы поговорить с ребенком об опасностях на дороге? (по возможности укажите название).

7. Необходима ли Вам помощь со стороны педагогов детского сада в ознакомлении с правилами безопасного поведения на улицах?

8. Какого рода информацию о безопасном поведении детей на улицах города, и в каком виде Вы хотели бы получить от педагогов образовательной организации?


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система работы с родителями по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах города Подготовила воспитатель Николаева А.В. Консультация

Слайд 2

Основные направления работы с родителями : - родительские собрания с привлечением инспектора ГИБДД, - оформление информационного стенда , - агитация с раздачей листовок, брошюр - анкетирование, - оформление уголка безопасности , - организация выставки детских работ , совместная деятельность детей и родителей . Педагоги дошкольных образовательных организаций проектируют и реализуют разные формы совместной деятельности с родителями : собрания, конференции, совместные игровые программы, выставки-конкурсы, индивидуальные и групповые консультации, выставки творческих работ (рисунки, поделки) . Организуют и проводят проектные мероприятия совместно с родителями воспитанников, сотрудниками ГИББД.

Слайд 3

Чем могут помочь родители воспитателю , собственному ребенку, как уберечь детей от попадания в дорожно-транспортные происшествия ? Чтобы ответить на этот вопрос воспитателю необходимо изучить мнение родителей по вопросам формирования культуры безопасного поведения в их родительском опыте. Для этого проводят анкетирование, опросники или индивидуальные собеседования с родителями . Примерный вариант анкетирования. Опираясь на данные анкетирования в нашем случае родители в целом удовлетворены той работой, которая проводится в образовательной организации по обеспечению безопасного поведения детей на улицах и дорогах . Родители не уверены, что их ребенок знает и соблюдает основные правила безопасного поведения на дорогах и улицах . Вместе с тем они определили причины, по которым их ребенок не обладает достаточным объемом знаний о правилах безопасного поведения на дорогах и улицах .

Слайд 4

Анкетирование. Ответы Коротковых. 1. Да, с 3х лет. 2. 1. родители, 2. воспитатели, школьные учителя, 3. БЖД. 3. Все 3 варианта ответа 4. Все перечисленное 5. Детские плакаты ПДД 6. Да, мультфильм "Аркадий Паровозов" 7. Да 8. В виде сюжетно-ролевых игр. Анкетирование 1-с 3 лет обязательно 2- родители 1 воспитатели в садике 2 учителя в школе 3 преподаватели ОБЖ 4 3-всё важно, первоочередное ПДД 4-все перечисленные пункты 5— 6-да, мультфильмы Смешарики , Робокар Полли 7-необходима 8-о ПДД, о том, что нельзя говорить с незнакомыми, ничего у них не брать и не уходить с ними

Слайд 5

Основные причины недостаточной подготовки детей , по мнению родителей заключаются в несформированности у детей серьезного отношения к вопросам безопасного поведения на дорогах , а также в отсутствии у самих родителей времени обучать ребенка правилам дорожного движения . Но родители могут помочь в решении воспитательных задач сохранения жизни и здоровья детей , в частности, профилактике дорожно-транспортного травматизма . Задачей родителей становится так называемое соединение теории с практикой, а именно, обеспечение применения, теоретических знаний о правилах безопасного поведения на дорогах в реальных жизненных ситуациях, практическая отработка навыков соблюдения правил дорожного движения .

Слайд 6

Педагог помогает родителям осознать их роль и родительскую задачу. Советует родителям , как вместе с ребенком составить схемы опасных участков дорог в районе проживания или нарисовать самый безопасный маршрут от дома до детского сада. Предлагает родителям пройти с детьми несколько раз весь маршрут, показать места, где надо остановиться, объяснить, куда и как следует смотреть, какие могут быть опасности и как их избежать. В практическую отработку навыков безопасного поведения детей на дорогах нужно включить тренировку умения различать правую и левую сторону дороги , сравнивать объекты и предметы дорожной среды по величине, длине, ширине, высоте. Определять их место в пространстве : слева, справа, впереди, сзади, выше, ниже. Это развивает способность ориентироваться в дорожных условиях .

Слайд 7

Педагог предлагает родителям на прогулках с детьми наблюдать, как водитель заводит машину, обратить их внимание на то, что машина движется вперед, назад, разворачивается. В этот момент надо быть особенно внимательным, так как водитель может не заметить близко стоящего к автомобилю ребенка и наехать на него. Находясь на улице с детьми , необходимо : показывать им, что пешеходы идут по тротуару, придерживаясь стороны подальше от проезжей части; определять, как едут машины (быстро или медленно) ; учить видеть, что за большим грузовиком может двигаться маленький автомобиль, но с большей скоростью.

Слайд 8

Структурируя навыки , необходимые для обеспечения безопасности дорожного движения и предупреждения ДТП, можно предложить родителям определенный алгоритм действий , который о писан в консультации для родителей в группе ( папка-передвижка: консультация для родителей «Формирование навыков поведения детей на улице» ).

Слайд 9

Рекомендовать родителям использовать различные ситуации для ознакомления с правилами дорожного движения . Наиболее важное это не показывать детям дурной пример. Очень трудно будет объяснить ребенку, что правила дорожного движения нужно знать и соблюдать если он видит, как мама и папа их постоянно нарушают. Большинство родителей обучающихся не снимают с себя ответственности за обеспечение безопасного поведения детей на дорогах и подчеркивают важность участия членов семьи в формировании субъектной позиции ребенка как участника дорожного движения . В группе предложено было родителям прислать для отчетности фотографии, каким образом они в домашних условиях занимаются с детьми изучением правил дорожного движения.

Слайд 11

Просмотр обучающих видео

Слайд 12

Taк , помогая собственному ребенку практически отрабатывать навыки безопасного поведения на дорогах , родители становятся заинтересованными партнерами образовательных организаций в предупреждении дорожно-транспортного травматизма . Кроме того, возрастает уверенность родителей в том , что их ребенок знает и соблюдает правила дорожного движения .

Слайд 13

О чем нужно разговаривать с ребенком и нужно ли снова и снова повторять с ним правила дорожного движения , учить их наизусть, или даже «зубрить» ? Ни в коем случае не зубрить, если только это не сделает сам ребенок по собственной инициативе. В режимные моменты с детьми в младшей группе «Радуга» педагогом была организована работа по формированию навыков безопасного поведения на улицах города.

Слайд 15

Обыгрывание полученных знаний

Слайд 17

Закрепление полученных знаний при помощи раскрасок

Слайд 19

Игра малой подвижности « Красный , желтый , зелёный » Цель: у пражнять детей в умении реагировать на цвет, развивать внимание, закреплять правила дорожного движения.

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по проблеме: «Знакомство с основными правилами дорожного движения. Формирование у детей навыков безопасного поведения на улицах города».

Дети являются будущим любого общества, но остаются наиболее уязвимой социальной группой. В числе проблем, порождённых избыточным числом автомобилей, на первом месте стоит аварийность и дорожно-транспо...

Формирование у детей навыков безопасного поведения на улицах города

     Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям,...

Проект по ПДД "Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах города"

Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города....

Формирование у детей навыков безопасного поведения на улицах города

Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию стано...

ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦАХ ГОРОДА

Машины, машины, машины. В наши дни не возможно представить жизнь без транспорта. Что бы  общение с транспортом не превратилось  в трагедию необходимо с малых лет получать знания о  прав...

консультация для родителей ! Воспитание у детей навыков безопасного поведения на улицах города

Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах – соблюдать правила дорожного движения!...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦАХ РОДНОГО ГОРОДА"

Ребенка обучи -Дашь миру человека.В. ГюгоАКТУАЛЬНОСТЬЗадачи по воспитанию безопасного поведения являются составной частью программы воспитания и обучения в детском саду. Данный проект разработан в сил...