Консультация для родителей
план-конспект занятия по обж (младшая группа)

Татарницева Л. А.

"Речь детей раннего возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_2.docx15.49 КБ
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx21.69 КБ
Файл zanyatie.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Консультация для родителей

                                                     

                      "Речь детей раннего возраста"

Основными задачами детей ясельного и младшего возраста (до четвертого года жизни) является общее развитие речи, обогащение словаря, формирование грамматически правильной речи, развитие связной речи, ознакомление с художественной литературой, подготовка к правильной артикуляции звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных). Рассмотрим каждую задачу.

Обогащение словаря осуществляется за счет расширения кругозора: походы в парк, лес, зоопарк, кино и цирк, чтение книг, отгадывание и загадывание загадок, наблюдения в природе и за трудом взрослых.

Дети двухлетнего возраста могут иметь в своем запасе от 45 до 1000 с лишним слов. Важно, чтобы в речи ребенка не было жаргонных и усеченных слов (велик, телик).

Под формированием грамматически правильной речи имеется в виду согласование слов в предложении, изменение слов по падежам, числам, временам.

Ребенок может неправильно использовать предлоги или их не употреблять, неправильно изменять окончания по аналогии с другими предметами (есть ложком, копать лопатом, много карандашов).

Эти явления должны исчезнуть к четырем годам, если взрослые обращают внимание на окончание слов, согласование, тактично исправляют ошибки своих детей.

Что качается развития связной речи, то первые фразы в норме появляются к полутора – двум годам. Для того чтобы речь была достаточно развитой, взрослые должны:

- учить детей составлять описательный рассказ, называя характерные признаки предмета (по образцу);

- учить составлять простые предложения по картинке;

- учить пересказывать знакомые сказки, рассказы;

- заучивать с детьми простые стихотворения;

- вести диалог – беседовать с родителями и другими взрослыми, задавать вопросы и отвечать на них.

В ходе ознакомления с художественной литературой родителям необходимо читать как можно больше русских народных сказок, сказок советских и современных писателей, обязательно после прочтения задавать вопросы по тексту, пусть ребенок на них ответит.

Параллельно с остальными задачами по общему развитию речи решаются задачи по формированию правильного произношения гласных и согласных звуков (кроме [с],[з],[ц],[ш],[ж],[ч],[щ],[л],[р] – эти звуки появляются между тремя, шестью и семью годами).

В возрасте до двух лет ребенок овладевает произношением лишь самых простых по артикуляции звуков – гласных [а],[о],[э] и согласных [п],[б],[м]. В возрасте от двух до трех лет появляются гласные [и],[ы],[у] и согласные [ф],[в],[т],[д],[н],[к],[г],[х],[й].

Все остальные звуки являются в артикуляционном плане более сложными и заменяются на все вышеперечисленные – более простые.

Звуки [р] и [л] появляются в возрасте от пяти до семи лет.

Самое главное: ребенок должен слышать фонетически правильную речь от окружающих и, сравнивая со своей, пытаться исправить несоответствия.

Развитию речи в ясельном и младшем возрасте поможет развитие мелкой моторики пальцев рук. Поэтому необходимо учить детей пользоваться ложкой, одеваться, застегивать пуговицы, молнии, складывать паззлы и мозаики, шнуровать ботинки и выполнять другие действия на развитие координации мышц рук и зрительного контроля.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального      образования «город Бугуруслан»

«Детский сад комбинированного вида №16»

                                     Консультация для родителей

 «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей раннего возраста»

Заботиться о своевременном развитии речи малыша необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.Заниматься тренировкой пальчиков можно с ребенком уже с 6-7 месячного возраста. Начинать желательно с массажа кистей рук – поглаживать их в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем сгибать и разгибать каждый палец.Всем известные игры “Ладушки”, “Сорока-белобока”, “Коза-рогатая”, “Пальчики” не требуют подробных разъяснений и очень уместны в этот период.Чем старше становится ребенок, тем больше значение мелких движений пальцев рук для формирования его психических процессов. Ученые установили, что уровень психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики.Исследования М. Кольцовой показали, что существует взаимосвязь между координацией мелких движений рук и речью. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рукС десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук. Малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики, шарики из пластилина, бусы различного диаметра. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговицы, фасоль, горох, бобы.В полуторагодовалом возрасте детям даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.  В этот же период или чуть позже начинается интенсивное развитие речи малышей. Чтобы совершенствовать эти навыки, способствуйте развитию мелкой моторики и тактильных ощущений, используя при этом разнообразные игры

Веселые фигуры

В этой игре малыши действуют с кружочками, квадратиками, треугольниками и т. д., повторяют различия между формой и размером фигурок, учатся раскладывать фигурки по ячейкам.

Для игры нужны фигурки, вырезанные из дерева или картона: 3–4 кружочка одного размера квадратики, треугольники, многоугольники. А также решетки-ячеики для этих фигур – с отверстиями, соответствующими размеру фигурок. Вначале воспитатель просит малышей собрать фигуры одинаковой формы: “Соберем кружочки”. Просит обратить внимание на цвет фигур и решетки-ячеики, они должны подходить друг к другу. Потом дети собирают квадратики, потом треугольники, многоугольники.

Если малышам трудно сразу выполнить задание со столькими фигурами , упростите его, выполняйте поэтапно. Вначале закрепите действия с кружочками – выделение формы и цвета, затем с остальными фигурами поочередно. И только потом переходите к комбинации всех фигур.

На следующей стадии детям предлагают фигуры разной формы и разного размера. Разумеется, в этих заданиях ребенку требуется предельное внимание и терпение. Не скупитесь на похвалу. Подсказывайте детям осторожно, чтобы их не обидеть.

Матрешка

Игрушка для маленьких детей. Причем очень полезная игрушка. Ее педагогической ценности может позавидовать любое современное пособие. Эта замечательная народная игрушка имела заслуженное признание у русских педагогов и рассматривалась, как классический дидактический материал, как подлинный народный дар маленьким детям. С помощью матрешки можно научить детей выделять разные качества величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету, объему. Все это, конечно же, способствует координации руки и глаза, развивает восприятие и мышление маленьких детей.

Усевшись за столик вместе с детьми, вы торжественно достаете большую матрешку и восхищаетесь ее красотой: “Посмотри, какая красавица к нам пришла! Ее зовут Матрешка. Какой у нее платочек, какие щечки…” Полюбовавшись ее, вы берете в руки игрушку и дивлено говорите: “Что-то она тяжелая, и гремит. Наша матрешка состоит из двух половинок. Давай раскроем ее может там что-то есть внутри? Давайте посмотрим?”

Процесс открывания можно слегка растянуть, чтобы усилить ожидание и любопытство ребенка. Открыв большую матрешку и обнаружив в ней другую, вы, естественно, удивляетесь и рассматриваете ее вместе с детьми, как и первую. Поставив две матрешки рядом, предложите сравнить их. Спросите, какая выше, а какая ниже, какой платочек у маленькой, а какой фартук у большой. Объясните, что по форме они одинаковые, а по размеру разные. Так продолжается до тех пор, пока все матрешки не выйдут.

Покажите, как складываются. Объясните, что большая матрешка не может поместиться в меньшей, а нижняя часть должна соответствовать по величине верхней.

А теперь давайте поэкспериментировать малышу, по возможности воздерживаясь от помощи действием. В конце концов, с помощью метода проб и ошибок, малыш достигает своей цели. После знакомства с матрешками можно организовывать игру в “детский сад”.

Пирамидка

Пирамидка – очень полезная игрушка для малышей. Однако недостаточно просто дать ее в руки ребенку, нужно научить его, как с ней можно играть. Прежде всего, нужно научить ребенка снимать и надевать кольца на стержень. Для совсем маленьких детей подходят большие кольца типа разноцветных пластмассовых браслетов. Обратите внимание, они имеют разный диаметр и цвет. Покажите, как можно снять эти кольца. Попросите малышей “взять” их. Когда малыши научатся справляться с этой задачей, можно надевать кольца на стержень.

Снимите кольца с пирамидки, перемешайте их. Рассмотрите по одному, назовите цвет и форму колец. Обратите внимание детей на то, что начинают собирать пирамидку всегда с самого большого кольца. Далее дети опять ищут из оставшихся колец самое большое и заканчивают собирать пирамидку самым маленьким кольцом, а сверху маленького кольца нужно одеть шишечку. Затем воспитатель предлагает детям собрать пирамидку самостоятельно. Но обращает внимание на то, что если неправильно нанизать кольца, то пирамидка будет неровной. Если дети неправильно наденут кольца, воспитатель разбирает пирамидку и просит найти самое большое кольцо.

Игры с мелкими предметами

Постепенно уменьшая размеры предметов, с которыми играет ребенок, вы добьетесь большей точности движений, улучшение координации движения пальцев рук.

Чудесный мешочек

Цель: развивать зрительное внимание, память и свою способность узнавать предметы на ощупь.

Детям показывается набор мелких предметов, дети их называют. Затем складывают в мешочек. На ощупь ребенок находит предмет. Можно использовать второй набор мелких предметов. Один из двух одинаковых. Игрушки из такого же набора по одной показываются ребенку. Он на ощупь выбирает из мешочка такую же игрушку. Через 2–3 занятия малыш должен сам узнавать игрушки на ощупь, не ожидая показа парной.

Игры с природным материалом

Цель: развивать мелкую моторику, совершенствуя тонкие движения пальцев рук, зрительное внимание, творческое начало, знакомить с понятием много – мало. Большой интерес доставляют малышам. Попросите малышей помочь Вам перебрать и разложить по разным тарелкам: бобы – в большую тарелку, фасоль – в среднюю, а горох – в самую маленькую. Наполняя бутылочки фасолью, горохом малыши слышат, как они звонко стучат по стенкам бутылочки. Их привлекает сам процесс: опускание фасолинок в отверстие. Можно даже устроить соревнование “Кто быстрее наберет бутылочку”. Покажите, как можно насыпать крупу с помощью ложки или небольшого совочка. Для того чтобы черпать ложкой малышу придется активно вращать кистью руки, а также быть внимательным и аккуратным. Теперь можно выложить и узор, чередуя по цвету и форме.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального      образования «город Бугуруслан»

«Детский сад комбинированного вида №16»

Конспект открытого  показа игровой ситуации

Тема: «Поможем  колобку  найти дорогу  домой».

Образовательная область: «Социально-коммуникативное».

Форма организации деятельности: образовательная деятельность .

Возрастная группа: группа раннего возраста (2-2,6 лет)

                                                                          Подготовила:  

                                                                           

                                                                          Воспитатель: Татарницева  Л.А.

                                                 Бугуруслан –2021г.

Цель: Формировать у детей основы  личной  безопасности .

Образовательные задачи:

 Способствовать осознания последствий поступков  на примере героев знакомой  сказки  «Колобок».

Развивающие:

развивать словарный запас, мышление; внимание двигательную деятельность.

Воспитательные:

воспитывать положительные эмоции, внимание и самостоятельность;

Предварительная работа:

Игровые ситуации для воспитания безопасного поведения,  чтение сказки «Колобок», знакомство детей с персонажами сказки «Колобок», рассматривания сюжетных картинок по теме.

Образовательные области: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Методы и приемы: беседа, игра, постановка проблемы.

Оборудование: Мягкие игрушки персонажи сказки «Колобок»; декорации леса, атрибуты для игр,

Методика проведения.

Воспитатель :Ребята, посмотрите ,кто это такой  грустный? Как вы думаете, почему?

-Колобок укатился далеко от дома и заблудился.

Ребята, а можно ли уходить далеко от дома без разрешения взрослых? Конечно нельзя.

-Давайте проводим колобка до дома.

Дети идут под музыку.

Первая полянка: Сидит Зайчик с перевязанной   лапкой  плачет.

Что с тобой случилось ?

Я налил себе чай ,и обжегся. 

Давайте пожалеем  зайчонка, погладим его.

(Дети гладят зайчика)

Воспитатель: Осторожно, зайчик , «ай – ай», чай горячий.

Такой чай пить нельзя, можно обжечься. Как вы думаете, что надо сделать, чтобы чай остыл?

Дети: подуть.

Воспитатель Давайте все вместе подуем и покажем зайчику ,как нужно остудить чай.

Проводится дыхательная гимнастика «Остудим чай»

Воспитатель: Зайка , а мы про тебя стихотворения знаем.

(Чтения стих-я  «Зайка»)

До свиданья зайка, больше не пей горячий чай.

Вторая  полянка: Волк сидит под елкой и воет, рядом сломанная машинка и молоток.

Воспитатель: Ребята, давайте спросим у Волка, почему он так громко воет?

Волк: У меня сломалась машинка, я хотел починить ее и взял молоток и случайно ударил себе по лапе.

Воспитатель: Ребята, скажите, разве можно брать тяжелый молоток? К кому нужно обратиться, если у вас что-то поломалось? (нужно попросить папу, или кого-нибудь из взрослых)

Волк: Я уже понял, обязательно попрошу сегодня папу помочь мне.

Воспитатель: Не расстраивайся, давай  мы тебе колыбельную споем,а ты поспишь.

(Колыбельная  песня  «Баю,баю баю Волка я качаю»).Волчонок  уснул, а мы пойдем дальше.

Третья  полянка:  пенечке Мишка сидит и грустит , а рядом раскиданы кубики.

Что случилось  медвежонок?

Я с кубиками играл и через них упал.

А, что нужно делать с игрушками ,после того ,как поиграем?

Игрушки нужно за собой убирать на место, а то вот мишка не убрал спотыкнулся и упал.

Давайте поможем медвежонку и соберем кубики в коробочку.

 (Игра Собери кубики)

А, сейчас мишенька мы приглашаем тебя с нами  поплясать

 Пляска «Медвежата в чаще  жили»

Четвертая полянка:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, Лисичка сидит.

Колобок: Ой, ой, ой! Я боюсь Лису! А как вы думаете, почему колобок боиться лису?

 Она меня съест!

Воспитатель: Давайте пройдем мимо Лисы на носочках, и она нас не заметит.

Воспитатель: Вот и дом Колобка. Колобок, не убегай больше от дедушки и бабушки, а то лиса тебя съест. Ребята, пойдемте колобка отведем к бабушке и дедушке.

Анализ. Итог.

Воспитатель:

 Ребята, понравилось ли вам путешествие?

-Кому мы сегодня  помогли?

Чему мы научили  зайчика, медвежонка,  волчонка?

(показываю  картинки  дети называют)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...