Конспект НОД "Знатоки велосипеда"
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа)

Дмитриева Ирина Владимировна

Занятие для детей подготовительного возраста, знакомит дошкольников с историей создания велосипеда, дает знание о техническом состоянии велосипеда, закрепляет знания о дорожных знаках необходимых при управлении данным видом транспорта. В ходе занятия формируется, уточняются и закрепляются основы безопасного поведения, обогащается словарный запас, воспитывается ответственность за свое поведение на дороге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект НОД "Знатоки велосипеда"33.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми «Знатоки велосипеда» (подготовительная группа)

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста первоначальных знаний о правилах безопасного поведения во время катания на велосипеде.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Программное содержание:

Задачи:

Образовательные: Познакомить детей с велосипедом и историей его возникновения. Расширять кругозор детей о детских транспортных средствах передвижения.

Уточнять знания и представления детей о безопасном движении велосипедистов на дороге, о назначении велосипедных дорожных знаков.

Развивающие: Способствовать развитию свободного общения взрослых и детей в совместной деятельности. Развивать логическое мышление детей, совершенствовать речь, как средство общения.                                        

Воспитательные: Воспитывать у детей ответственность за свое поведение в условиях дороги;

- дисциплинированность;

- культуру поведения на улице.

Словарная работа: Велосипедист, велосипедная дорожка, «костотряс», «быстроног», тандем.

Ожидаемый результат:

Сформированы у детей устойчивые привычки соблюдения правил дорожного движения при езде на велосипеде.

Методы и приемы:

Словесный - рассказ, беседа, загадки, стихи, вопросы.

Наглядность – мультимедийные материалы, дорожные знаки;

Практические – интерактивная  игра «Найди недостающую деталь»; дидактические  игры: «Вставь пропущенную букву»,«Запрещается - разрешается».

Игровые - логоритмика, физкультминутки.

Предварительная работа: Наблюдение на прогулке за велосипедистами, катание на велосипедах по площадке, рассматривание  иллюстраций по теме «велосипед», заучивание стихов, составление рассказов: «Как я катался на велосипеде»,дидактические игры: «На перекрёстке», «Собери велосипед», «Что лишнее?», «Правила для велосипедистов», «Угадай знак»,  рассматривание сюжетных картинок из книги. Т. А.Ткаченко «Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников»,слушание песни  «Крути педали»,«Песенка велосипедистов» (Поющие гитары), просмотр фрагмента фильма "Улица полна неожиданностей" (комментирование фильма, знакомство с новыми дорожными знаками "Велосипедная дорожка", "Въезд на велосипеде запрещён", правила вождения велосипеда),логоритрмическое упражнение.

Оборудование: Мультимедийное оборудование; фонограмма «Песенка велосипедистов» (Поющие гитары);дорожные знаки «Движение на велосипеде разрешено», «Движение на велосипеде запрещено»; вырезанныедетали велосипеда разных размеров и цветов;карточки, на которых написаны слова с пропущенными гласными  буквами « велосипед, дорога, дорожные знаки» (по одному слову);воздушные шары двух цветов,эмблемы «Юный знаток велосипеда»по количеству детей.

 Список литературы:

Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах. Учебное пособие. Авторы: Р. Ш. Ахмадиева, Е. Е. Воронина, Р. Н. Миннеханов. Издание ГУ «НЦ БЖД», Казань, 2008.

Цикл занятий для дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дорогах. Г. А. Галеева, С. М. Гаффарова, З. Л. Ишниязова, Р. Ш. Ахмадиева, Издание ГУ «НЦ БЖД», Казань, 2008.

Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками/ Авт.сост. М.С.Коган.– 4-е изд., – Новосибирск: 2008

Рыбин А. Л. Велосипедистам о безопасном дорожном движении. М. «Транспорт» - 2011.

Ход НОД;

Педагог: (гостям)

Рассаживайтесь поудобнее,

Места занимайте скорей.

На занятие  «Знатоков велосипеда»

Мы пригласили гостей.

Под песню « Велосипедистов» в группувходят дети,  рассаживаются по местам.

Педагог: Ребята, наш город Санкт-Петербург очень красивый, большой его даже можно назвать мегополюсом, потому что в нем живет много людей, много красивых зданий и конечно же много транспорта, который необходим для передвижения жителей по городу. Все вы ездите с родителями по городу на машинах и на общественном транспорте и видите, что в городе очень много машин, которые движутся с большой скоростью.

Транспорт разный на дороге:

Легковой и грузовой,

Государственный и частный,

Пассажирский, городской.

Отгадав загадку, вы узнаете тему нашего занятия.

Педагог загадывает загадки:(слайд №2)

1.Два колеса, руль да педали,

Седло, мотора,  жалко, нет.

Когда-то сделали, назвали

 Красиво так… Велосипед.

 Педагог: Правильно! Сегодня мы с вами поговорим о детском виде транспорта - о велосипеде.

 А хотите, ли вы узнать историю возникновения велосипеда? Тогда, садитесь поудобнее  слушайте и смотрите.(слайд №5,6)

Педагог: Первые велосипеды появились в Германии. Немецкий профессор барон Карл фон Дзер создал первый двухколёсный самокат, который он назвал «Машиной для ходьбы». Самокат был снабжён рулём и выглядел как велосипед без педалей. Он был сделан из дерева и рама, и руль, и колёса – всё было деревянное. Человек передвигался, отталкиваясь ногами от земли, сидя на деревянной раме.

Затем кузнец из Шотландии решил добавить к такому деревянному велосипеду педали и седло. Педали толкали заднее колесо. Переднее колесо проворачивалось рулём, велосипедист сидел между передним и задним колесами. Такие велосипеды изготовлялись из дерева и назывались, «Костотрясами».

Педагог: Как вы думаете, почему? (рассуждение детей)

Да деревянные велосипеды очень трясло на дороге

Потом были придуманы велосипеды, переднее колесо которых было больше заднего. Педали располагались на переднем колесе. Такой велосипед назвали,  «Паук». На этом велосипеде ездить было неудобно, потому что

переднее колесо было больше заднего. Большая высота сиденья делала такой велосипед весьма опасным.

Педагог: Позже была изобретена шина, которая наполнялась воздухом. Если раньше велосипеды изготавливались преимущественно из дерева, то в следующие года колёса одели в плотную резину, а для рам начали использовать железные трубки.  Так появился велосипед, который вам известен сейчас.

Ребята, а знаете ли вы, что значит слово велосипед?Велосипед – это значит быстрые ноги или «быстроног».

Бегу при помощи двух ног,

Пока сидит на мне ездок. 
Мои рога в его руках, 
А быстрота в его ногах. 
Устойчив я лишь на бегу, 
Стоять секунды не могу.  

Педагог: Сейчас существуют разные виды велосипедов. Вы, знаете какие?  Кто хочет рассказать нам?Приглашаются  дети.(слайд №6,7)

Рассматривание слайдов с пояснением.

Педагог: Спасибо, ребята за интересные рассказы.

Педагог:  Ребята, а у вас есть велосипеды? Расскажи нам (приглашается ребенок) какой у тебя велосипед. (Имя ребенка может быть изменено в зависимости от того, кто из детей читает стихотворение)

 Предлагается ребенку прочитать стихотворение.

У меня велосипед новенький блестящий.
И звоночек на руле самый настоящий.
Я промчусь во весь опор: Эй, с дороги, братцы!
Гонщик - будущий Егор вышел покататься!
Олимпийских чемпионов скор я смогу затмить!
Но пока еще, ребята, я умею лишь звонить!

Педагог: Вот как интересно рассказал нам (Егор) о своем велосипеде.

Педагог: Я, приготовила для вас разные детали велосипеда ихочу предложитьвам собрать свой велосипед, тот который вы бы хотели иметь, но пока онсостоит из частей и деталей.

(Детям предлагаются вырезанные разные детали велосипеда отличительные по размерам и цветам, с различными атрибутами).

Дети выполняют задание, затем рассказывают, почему именно такой захотелось сделать.(Предположительно могут составить велосипеды с разным количеством колес, с несколькими звонками и т.п.)

Педагог: Молодцы! Какие разные и интересные у вас получились велосипеды.Мы их обязательно сфотографируем и покажем вашим родителям, чтоб они знали, о каком велосипеде мечтает их ребенок.

Педагог: А знаете ли вы стихи или загадки про велосипед?

Давайте устроим литературную паузу и прочитаем стихи.

Дети читают стихи про велосипед

На рояль я не похож,

Но педаль имею тоже.

Кто не трус и не трусиха,

Прокачу того я лихо.

У меня мотора нет.

Я зовусь… (Велосипед)

Принимай подарок дивный,
Замечательный, спортивный!
Будешь всюду разъезжать,
Мир педалями вращать!
Вырабатывай сноровку,
Чтобы мчать без остановки.
Пусть тебе велосипед
Жизнь продлит на много лет!

 Вот педали я кручу,
И вперед стрелой лечу!
Ух, блестят, вращаясь спицы,
Руль на солнце серебриться.
На песке оставил след -
Быстрый мой велосипед!
Педагог: Молодцы! Какие интересные стихи вы рассказали и как выразительно вы их читали.

Педагог: Ребята, мы с вами сегодня узнали историю возникновения

велосипеда. У нас в России велосипед являетсятранспортным средством

и не только детским. На велосипедах ездят люди разного возраста,мужчины, женщины, дети. А как называют человека едущего на велосипеде.

Правильно - велосипедист. Получается что велосипедист – это водитель, и он обязан соблюдать правила дорожного движения. Прежде чем отправиться  на прогулку на велосипеде, давайте вспомним, как он выглядит, и  из каких частей состоит.

Педагог: Может быть, нам об этом нам хочет расскажет кто нибудь из детей?(Приглашается ребенок читающий стихотворение)

Вот так чудо-чудеса.
Два подвижных колеса!
Есть педали под ногами,
Есть седло на жесткой раме.
Я педалями кручу.
Еду я куда хочу!

Педагог: Замечательное стихотворение! После него предлагаю вам игру.

Игра «Назови составные части велосипеда» (слайд №8)

Составные части велосипеда вы назвали все правильно, сразу видно, что вы все хорошо знакомы с ним. Молодцы! Ребята, а вы любите кататься на велосипеде? Давайте, сейчас немножко разомнемся и проведем физкультминутку.

Физкультминутка «Велосипедисты» (С. Михалков «Велосипед»)

На двух колесах я качу.

Двумя педалями верчу,                   (Ходьба на месте)

За руль держусь, гляжу вперед.    (Руки вытянуть вперед)

Я знаю: скоро поворот.                 (Руки в стороны)

Мне подсказал дорожный знак:

Шоссе спускается в овраг.               (Присели)

Качусь на холостом ходу

У пешеходов на виду.                   (Круговое движение руками)

Педагог: Ну, сейчас ждет вас новая игра.

Игра «Что спряталось» (Назови недостающую деталь) (слайд №9,10,11)

Педагог: И с этим заданием вы успешно справились!  Молодцы!

Ребята, вы все скоро пойдете в школу, а умеете ли вы читать? Тогда

вот  вам ещё одно задание, если с ним вы справитесь, то узнаете, какие слова могут пригодятся велосипедисту.

Дидактическая  игра «Буквы потерялись»

Детям раздаются карточки, на которых написаны слова с пропущенными гласными  буквами « велосипед, дорога, дорожные знаки». Надо составить слова, вставляя пропущенные буквы.

Проверяем (слайд 12).

Педагог:Все эти слова относятся к езде на велосипеде и нужны велосипедисту. Молодцы!

Педагог:А вы знаете ребята, что велосипедист обязан следить за исправностью своего транспортного средства? Перед началом движения, нужно проверить тормоз, звонок, руль и сиденье, если необходимо подкачать шины. (слайд №13)

Педагог: Велосипед на исправность проверили  и можно отправляться в путь. Но, дорогие мои друзья, садясь на велосипед, вы становитесь участником дорожного   движения. Для того чтобы на дорогах не было аварийных происшествий, существуют дорожные знаки.

Педагог:Может быть нам кто то хочет напомнить об этом ?

(Приглашается ребенок)

На двух колесах я качу,
Двумя педалями кручу.
За руль держусь, гляжу вперед.
Я знаю - скоро поворот.
Мне подсказал дорожный знак:
Шоссе спускается в овраг.
Качусь на холостом ходу -
У пешеходов на виду!

Педагог: Правильно, есть специальные знаки, предназначенные для велосипедистов.

Об этих дорожных знаках вам расскажет наш гость инспектор ГИБДД.

Инспектор:

Много есть различных знаков,
Эти знаки нужно знать,
Чтобы правил на дороге,
Никогда не нарушать.
Покажу сейчас я знаки,
Вы должны их угадать.

Загадки дорожные знаки велосипедиста (слайд № 14,15,16,17)

Вот круг окрашен в синий цвет.

А в кругу велосипед.

Веселей, дружок, кати,

Лишь педали ты крути.

(велосипедная дорожка)

Инспектор:О чем говорит нам этот знак?(Это разрешающий  знак показывает, что по этой дорожке, можно ездить только на велосипеде или ходить пешком.)

Круг окрашен в красный цвет,
А внутри велосипед.
Этот знак всем говорит:
«Велосипеду путь закрыт»

(движение на велосипеде запрещено)

Инспектор: А о чем говорит нам этот знак? (Это запрещающий дорожный знак говорит, что  «Движение на велосипедах запрещено»)

Знак запомните, друзья,
Взрослые и дети:
Там, где он висит, нельзя,
Ездить на велосипеде.

Инспектор: А о чем говорит нам этот знак?(Предупреждающий знак - «Пересечение с велосипедной дорожкой». Знак информирует водителей о  необходимости принять меры предосторожности. Знак устанавливается там,где есть велосипедная дорожка, и где возможны встречи с велосипедистами).

Поверьте, это не пустяк.           
Когда друзья вокруг,
И каждый знак, как добрый друг,
Подаст вам дружбы знак!

Педагог :Запомнили знаки ребята? А сейчас наш гость проверит это.

Физкультминутка (на внимание).

Детям предлагается сесть на ковер. Инспектор показывает знак  и загадывает загадку. Разрешающий - дети сидя имитируют движения езды на велосипеде; показывает запрещающий знак – встают и маршируют на месте.

Дорожный знак «Велосипедная дорожка»

Чудо – конь – велосипед,

Можно ехать или нет?

Странный этот синий знак,

Не понять его никак!

Дорожный знак «Движение на велосипедах запрещено»

Я сойду с велосипеда,

Если знак увижу этот.
И пойду, как пешеход,

Вместе с ним на переход.

Педагог: Спасибо, уважаемый инспектор. Наши дети запомнили  знаки необходимые для велосипедистов и будут обязательно их соблюдать. Правда ребята?

Педагог:  Молодцы!  Знаки вы все хорошо запомнили. А теперь, пришло время  рассмотреть и обсудить правила безопасной езды на велосипедах. Что бы мы катались безопасно, мы должны учить и соблюдать правила безопасного движения на велосипеде.(слайд 19).

Педагог: Какие правила безопасной езды мы должны соблюдать при езде на велосипеде?  Рассматривание и обсуждение.

(Нельзя ездить на велосипеде, держась одной рукой за руль.

 Нельзя сажать пассажира на багажник. Можно класть поклажу.

Нельзя «брать на буксир» другого велосипедиста.)

Педагог: Какие правила мы должны соблюдать при езде на велосипеде?

(Смотреть вперёд. Держаться двумя руками за руль. На багажнике перевозить только поклажу.)

Педагог: Теперь я предлагаю вам еще раз вспомнить технику безопасной езды на велосипеде (слайд № 20)

 «Соблюдай-ка», «Повторяй-ка». (слайды №21-27)

 Эти правила надо знать!
 Все их строго соблюдать.
 И тогда велосипед,
 Не принесет здоровью вред!
Логоритрмическое упражнение

Чу-чу-чу -2 раза (хлопки в ладоши)

На велосипеде я качу (руки, согнуты в локтях, повороты туловища)

Чу-чу-чу-2 раза (хлопки в ладоши)

Я педалями кручу (Круговые движения, согнутыми в локтях руками)

Чу-чу-чу -2 раза (хлопки в ладоши)

Ехать быстро я хочу (быстро топают)

Педагог: Вот уже близится к концу наша сегодняшняя встреча. Предлагаю вам поиграть ещё одну в игру, а называется она «Запрещается- разрешается». В эту игру будем играть  вместе с нашим гостем. Ребята, я хочу вам ещё напомнить, что знаки  бывают запрещающие и разрешающие. Красный цвет - имеют запрещающие знаки, синий – разрешающие.

(Детям раздаются воздушные шары красного и синего цвета, отвечая на вопросы, они должны поднять шар в соответствии с правильным ответом).

Педагог и инспектор поочередно задают вопросы детям.

Дидактическая игра «Запрещается - разрешается».

Кататься на велосипеде на проезжей части… (запрещается )

Кататься на велосипеде в парке…(разрешается).

Кататься на велосипеде во дворе…(разрешается).

Ездить на велосипеде по тротуару…(запрещается).

А по велосипедным дорожкам…(разрешается).

Переезжать проезжую часть на велосипеде… (запрещается).

Почему? Как нужно действовать? (Как пешеходу: слезть с велосипеда и вести его за руль по пешеходному переходу, посмотрев сначала налево,

 затем направо).

Катать на багажнике друга…(разрешается).

Ездить, не держась руками за руль…(запрещается).
Ехать на велосипеде и петь песню……(разрешается).
Везти на буксире другой велосипед……(запрещается).
Кататься на велосипеде, где установлен знак белого цвета с красной каймой с изображением велосипеда внутри……(запрещается).
Кататься на велосипеде, где установлен знак синего цвета с изображением велосипеда внутри… (разрешается).

Педагог: Молодцы ребята, как хорошо вы все справились с трудными вопросами. Я уверена  вы все запомнили, что велосипед – это не игрушка, не предмет для развлечения, а транспортное средство, к управлению которым должны допускаться лишь те дети, которые знают правила безопасной езды на велосипеде. Вы теперь хорошо знаете правила дорожного движения, на велосипеде и может называться велосипедистами.Я горжусь вами и надеюсь, что с вами не случится неприятностей, а в память о нашей встречи   мы с инспектором вручаем вам памятные эмблемы «Юных знатоков велосипеда». Получив медали, вам разрешается управлять велосипедом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой друг- велосипед". Тема:Безопасное катание на велосипеде.

"Мой друг- велосипед". Тема:Безопасное катание на велосипеде.Ребята отгадайте мою загадку: У него – два колесаИ седло на раме.Две педали есть внизу,Крутят их ногами. Правильно ребята,это вел...

Конспект ОД по ПДД с деть старшей группы "Велосипед - мой друг"

Цель: Расширять представление о велосипеде. Учить различать дорожные знаки и правильно называть их назначение по заданной теме. Уметь определять места игр и катание на велосипеде.Материал: слайды по д...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Сказочный велосипед» («Ищу друзей»)

Развитие воображения в познавательно-исследовательской деятельности: исследование свойств различных предметов, объединение их, фантазирование, придумывание предметов с новыми качествами, создание объе...

Конспект вечера развлечений "Путешествие на велосипедах"

Конспект из опыта работы с детьми средней группы представлен в интересной форме, содержит технологическую карту мероприятия. Будет интересен для тех, кто работает с детьми младшего дошкольного возраст...

«Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Велосипед – мой друг»

laquo;Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Велосипед – мой друг»...