Перспективное планирование по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.
календарно-тематическое планирование по обж (старшая группа)

Ирина Викторовна Рощупкина

Самое ценное в нашей жизни – дети. Сегодня вопросы воспитания у детей навыков безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации дома, на улице, в природе, на дороге и умения избегать их, а при необходимости действовать, очень актуальны. Задача взрослых – помочь детям научиться безопасному поведению в повседневной жизни.

Цель: закреплять и дополнять представления о правилах безопасного поведения в повседневной жизни.

Задачи:

- Формировать представления детей о типичных опасных ситуациях возможных контактов с незнакомыми людьми.

- Совершенствовать знания  детей о правилах дорожного движения и технике   безопасности.

-  Воспитать у детей природоохранное поведение.

- Закрепить представления детей  об основных ситуациях опасных для жизни и здоровья ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.                          Рощупкина И.В., воспитатель.

                                         МБДОУ ДС №27 «Березка».

Пояснительная записка.

Перспективное планирование по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.

Самое ценное в нашей жизни – дети. Сегодня вопросы воспитания у детей навыков безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации дома, на улице, в природе, на дороге и умения избегать их, а при необходимости действовать, очень актуальны. Задача взрослых – помочь детям научиться безопасному поведению в повседневной жизни.

Цель: закреплять и дополнять представления о правилах безопасного поведения в повседневной жизни.

Задачи:

- Формировать представления детей о типичных опасных ситуациях возможных контактов с незнакомыми людьми.

- Совершенствовать знания  детей о правилах дорожного движения и технике

  безопасности.

-  Воспитать у детей природоохранное поведение.

- Закрепить представления детей  об основных ситуациях опасных для жизни и здоровья ребенка.

Планируемые результаты: перспективное планирование будет применяться на практике, позволит закрепить  новые знания об общепринятых нормах поведения как в природе, так в социуме.

Достичь главного – не только знать основные безопасности жизнедеятельности, но и уметь их формулировать, объяснять необходимость  их применения в экстремальных ситуациях. Воспитать  личность, неспособную причинять вред ни себе, ни людям, ни природе.  При реализации перспективного планирования воспитатель организует образовательный процесс с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников.

                                 Перечень необходимого оборудования.

  1. ТСО: ПК, магнитофон, колонки, проектор, экран.
  2. Оборудование для сюжетно – ролевых игр.
  3. Оборудование для изобразительной деятельности: цветные карандаши, восковые мелки, краски, стаканы – непроливайки, кисти, альбомные листы.
  4. Дидактические игры: «Дорожная азбука», «Что перепутал художник?», «Светофор», «Дорожные знаки», «Дорожная азбука», «Дети и дорога»,  «Ходят капельки по кругу».
  5. Шапочки для инсценировки «Волк и семеро козлят на новый лад».
  6. Маски для подвижных игр.
  7. Настольные игры для экспериментирования с водой.

Перспективное планирование по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.

Самое ценное в нашей жизни – дети. Сегодня вопросы воспитания у детей навыков безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации дома, на улице, в природе, на дороге и умения избегать их, а при необходимости действовать, очень актуальны. Задача взрослых – помочь детям научиться безопасному поведению в повседневной жизни.

Цель: закреплять и дополнять представления о правилах безопасного поведения в повседневной жизни.

Задачи:

- Формировать представления детей о типичных опасных ситуациях возможных контактов с незнакомыми людьми.

- Совершенствовать знания  детей о правилах дорожного движения и технике   безопасности.

-  Воспитать у детей природоохранное поведение.

- Закрепить представления детей  об основных ситуациях опасных для жизни и здоровья ребенка.

Актуальность.   Не секрет, что социальная и экологическая ситуация вызывает беспокойство людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Пока ребенок маленький, взрослые более или менее спокойны: они помогут ребенку, обеспечить, предупреждают, не допустят... Но скоро, очень скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребенка надо будет начать отпускать от себя. Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Будет ли в состоянии защитить себя, избежать опасности? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами, взрослыми. Задача нас педагогов и родителей не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но на самом деле, для того, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностей, научиться их своевременно распознавать, избегать, сдерживать и уменьшать. 

Данное перспективное  планирование разработано в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольников.

Новизна: система деятельности  по овладению детьми базовыми правилами поведения в повседневной жизни, представленная в планировании, отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную и спланированную работу.

Месяц

Раздел программы

Образовательная область

Формы и методы работы

Сентябрь

Обучение правилам дорожного движения.

С-К Р.

П.Р.

Р.Р.

Х-Э.

Ф.Р.

Сюжетно-ролевая игра «Осторожно, улица!».

Экскурсии по микрорайону, к проезжей части и автобусной остановке.

Дидактические  игры «Дорожная азбука» «Что перепутал художник?».  

Составление творческих рассказов «Приключения игрушек на улицах города».

Рисование «Улица города».

Подвижные игры «Будь внимательным».

Октябрь

Обучение правилам дорожного движения.

С-К Р.

П.Р.

Р.Р.

Х-Э.

Ф.Р.

Х-Э.

Сюжетно-ролевая игра «Мы едем, едем, едем».

Дидактические  игры «Светофор», «Дорожные знаки».

Алгоритм «Перейди через дорогу».

Чтение худ. литературы С.Михалков «Дядя Стёпа – милиционер».

Рисование  «Дорожные знаки».

Подвижные игры  «Цветные автомобили».

Экспериментирование с архитектурными объектами, моделирование «Фантастический город».

Ноябрь

Обучение правилам дорожного движения.

С-К Р.

П.Р.

Р.Р.

Х-Э.

Сюжетно-ролевая игра «Автосалон».

Дидактические  игры «Дорожная азбука», «Дети и дорога».

Моделирование «Составь дорожный знак».

Чтение худ. литературы Н.Гинзбург «Колесо».

Рисование «Светофор».

Развлечение  «Правила дорожного движения знай и выполняй».

Декабрь

Ребенок дома.

С-К Р.

П.Р.

Р.Р.

Ф.Р.

Сюжетно-ролевая игра «Пожарные».

ООД «Путешествие в страну бытовой техники».

Лабиринт «Мы -  спасатели».

Обучение ориентированию по схемам «Моя группа».

Беседа «Осторожно – Новый год!».

Подвижная игра «Потуши пожар».

Январь

Ребенок дома.

П.Р.

Р.Р.

С-К Р.

Ф.Р.

ООД «Бытовые опасности, балкон и открытое окно».

Беседа «Чтобы не было беды».

Чтение худ. Литературы

 С.Я. Маршак «Пожар».

Н. Носов «Живая шляпа», «Мишкина каша», «Заплатка».

Сюжетно-ролевая игра «Скорая помощь».

Подвижная игра «Огонь – вода».

Февраль

Ребенок дома.

С-К Р.

Р.Р.

Ф.Р.

Х-Э.

Сюжетно-ролевая игра «Спасатели»

Моделирование ситуации:

«Спички не игрушка».

Чтение худ. литературы В.Степанов  «Очень, очень важные правила».

Подвижная игра – эстафета  «Раз, два, три – что может быть опасно возьми».

Развлечение  «Если дома я один».

Март

Ребенок и контакты с незнакомыми людьми.

Р.Р.

С-К Р.

Р.Р.

Ф.Р.

Инсценировка «Волк и семеро козлят» (на новый лад).

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Чтение худ. литературы С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Котауси и мауси».

Моделирование ситуации «Кто стучится в дверь ко мне».

Спортивная игра «Хитрая лиса».

Апрель

Ребенок и контакты с незнакомыми людьми.

Р.Р.

Р.Р.

Х-Э.

Составление творческого рассказа «Приключения колобка».

Мнемотаблицы «Кто спрятался?».

Чтение худ. литературы В.Семернин «Запрещается – разрешается».

Оформление книги «Азбука незнакомых предметов».

Май

Ребенок и контакты с незнакомыми людьми.

Р.Р.

Х-Э.

Р.Р.

Х-Э.

Тренинг «Давайте пообщаемся».

Рисование «День Победы».

Разыгрывание диалога:

- вызов полиции;

- вызов скорой помощи.

Досуг «Дети против фашизма, войны и терроризма».

Июнь

Ребенок и природа.

С-К Р.

Р.Р.

Ф.Р.

П.Р.

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»

Моделирование ситуации:

«У солнышка в гостях».

Чтение худ. литературы В. бианки  «Рассказы о природе».

Подвижная игра – эстафета  «Раз, два, три – к дереву беги».

ООД «Животные родного края».

Экскурсия в Старооскольский дендрарий.

Июль

Ребенок и природа.

П.Р.

Ф.Р.

ООД «Правила поведения на воде».

Экспериментальная деятельность с водой.

Дидактическая игра «Ходят капельки по кругу».

Подвижная игра «Водяной».

Спортивное развлечение «Солнце, воздух и вода – мои лучшие друзья».

Август

Ребенок и природа.

П.Р.

Х-Э.

П.Р.

Р.Р.

ООД «Опасные растения».

ООД «Ядовитые грибы».

Рисование «Мое отношение к природе».

Приготовление салата из овощей и фруктов.

Заучивание наизусть  Я.Аким «Песенка в лесу».

Викторина загадок о природе.

КВН  «Природа и человек».

В таблице: социально – коммуникативное развитие -  С-К Р, речевое развитие - Р.Р., художественно – эстетическое развитие – Х-Э., физическое развитие – Ф.Р., познавательное развитие – П.Р.

Таким образом, благодаря перспективному планированию  создана развивающая предметно – пространственная  среда в группе, собран большой дидактический материал. Дети с желанием изучают правила безопасности и зачастую сами подсказывают темы следующих занятий. Разработанное нами перспективное планирование поможет воспитанникам более эффективно усвоить материал по теме «Безопасность».

Перечень использованной литературы:

1. Авдеева Н.Н. Безопасность. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.

2. Белая К.Ю.Как обеспечить безопасность дошкольников. Методическое пособие. – М.: Просвещение, 1998.

3. Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.

4. Данилова Т. И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД. – СПб.: Пресс, 2009.

5. Клименко В.Р. «Обучайте дошкольников правилам движения». М. «Просвещение» 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста «Я б в пожарные пошел»

Цель: Формировать у детей старшего дошкольного возраста навыки безопасного поведения в быту, учить адекватному поведению в случае возникновения пожара....

Экспериментальная работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста

Содержание1. Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников как часть многоаспектного явления социального развития. (введение) 2. Экспериментальная работа по основам безопас...

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста

Безопасность жизни и деятельности - насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей и подростков, будущих матерей и отцов, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общегосудар...

Перспективное планирование по основам безопасности жизнедеятельности детей (младший дошкольный возраст)

Планирование разделено по кварталам. Включает разделы "Ребенок и другие люди", "Ребенок и улица", "Ребенок дома", "Ребенок и природа", "Здоровье ребенка"....

Перспективное планирование по основам безопасной жизнедеятельности детей (младший дошкольный возраст)

В материале представлено  перспективное планирование по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие"(безопасность)....

План работы на учебный год по обеспечению безопасной жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста

План работы с детьми и родителями старшей группы «Ягодка» по ОБЖ, ГО и ЧС на учебный год.  Сентябрь.Тема: «Безопасное поведение на улице».Цель: — научить детей ...