Конспект познавательного занятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма "Путешествие в город Светофорчик"
методическая разработка по обж (старшая группа)

Брагина Марина Александровна

Конспект познавательного занятия 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_poznavatelnogo_zanyatiya.docx25.57 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ПОЗНОВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО

ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД СВЕТОФОРЧИК»

старшая группа

Пояснительная записка

Живя в большом городе, каждый из нас, сталкивается с большим количеством машин. По нашим дорогам мчатся много грузовых и легковых автомобилей. И с каждым годом их становится всё больше и больше. Каждый год делается всё возможное для того, чтобы дороги были безопасными: постоянно обновляется их покрытие, они оснащаются знаками.

Но, к сожалению, статистика свидетельствует, что количество случаев детского дорожно-транспортного травматизма неуклонно возрастает. Маленькие дети играют на проезжей части, перебегают дорогу в неположенных местах, катаются на велосипедах и роликах.

Незнание детьми элементарных правил дорожного движения, равнодушное отношение к их поведению со стороны взрослых, недостаточная воспитательная работа – вот что является причинами дорожно-транспортных происшествий.

В дошкольном детстве, когда у ребёнка формируют основы правильного образа жизни и культуры поведения, он должен получить элементарные сведения о правилах дорожного движения и безопасного поведения на улице.

Так как эта тема до сих пор актуальна в наше время, мною было проведено занятие по дорожно-транспортному травматизму.

Цель занятия: формировать навыки безопасного поведения на улицах города.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о правилах дорожного движения и безопасного поведения на улице.

2. Закрепить знания детей о разных видах транспорта, дорожных знаках.

3. Упражнять в правильном построении предложений, обогащать словарный запас.

4. Способствовать развитию познавательного интереса.

5. Развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление.

6. Учить ориентироваться в пространстве и на плоскости с помощью плана-карты, схем, словесной установки.

7. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, отзывчивость, умение согласовывать свои действия

Словарная работа:

1. Существительные: транспорт - трамвай, грузовик, поезд, троллейбус, экскаватор, автобус, подъёмный кран, пожарная машина, велосипед, машина.

2. Прилагательные: пассажирский, грузовой, легковой, специальный, красный, жёлтый, зелёный.

3. Глаголы: ехать, идти, стоять, переходить, ждать, бегать.

Методы и приёмы: игровой момент, сюрпризный момент, вопросы и ответы детей, наглядный материал (иллюстрации с изображение улицы, проезжая часть, тротуар, пешеходного перехода, зебра со светофором, подземного перехода).

Предварительная работа:

• Работа с наглядными материалами;

• Работа со схемами;

• Дидактические игры«Найди пару»,  «Угадай знак»;

• Чтение художественной литературы;

• Рассматривание иллюстраций;

• Беседы с детьми;

Оборудованиедорожные знаки, транспорт, карточки, макет светофора.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята! Вы пока ещё ходите по улице с папами и мамами, но скоро вам придётся ходить по улицам самостоятельно. По дорогам движется много машин, и переходить улицу в неположенных местах, там, где захочется, опасно. Со стороны может показаться, что на улице царит полный беспорядок: по проезжей части едут машины, автобусы. На тротуарах полно спешащих людей. На самом деле все движение на улице происходит по строгим правилам – правилам дорожного движения. И помогает в этом нам светофор. К нам в гости пришел Вовочка и принес письмо от нашего друга старшего инспектора Светофора Ивановича, который живёт в городе Светофорчик. Он нам пишет: «Здравствуйте, дорогие ребята, знатоки дорожных правил! Свое письмо я передаю вам через «маленького невежду» он ничего не знает о правилах ДД, не знает, как вести себя на улице и не знает ни одного дорожного знака. Я вас очень прошу научить его пдд, а заодно посетить наш город Светофорчик. Я сам не смогу вас встретить, у меня много работы, поэтому присылаю план - карту, по которой вы сможете ориентироваться в городе».

Воспитатель: Ребята, поможем Вовочке?

Ребята, если вы внимательно посмотрите вокруг, то непременно догадаетесь, на каком именно транспорте мы с вами отправимся в Светофорчик. (стоит знак «автобус»). Догадались? Как? Молодцы!

Но наши автобусы не совсем обычные и билеты у нас необычные, они представляют собой геометрические фигуры. А теперь – задание: занять места, согласно билетам. Все заняли свои места в автобусах? Девочки, ваши билеты имеют какую форму? (квадрат). Мальчики, а ваши билеты какой формы? (круг). Как вас теперь можно назвать? (пассажирами).

Воспитатель: Культурный пассажир должен знать, что разрешается, а что запрещается в транспорте. Пока едем, поиграем в речевую игру, будьте внимательны. Я начну фразу – вы закончите:

Ехать зайцем, как известно….(запрещается)

Уступить старушке место….(разрешается)

Всех расталкивать, кричать (запрещается)

А тихонечко стоять… ….(разрешается)

Брать мороженое в автобус (запрещается)

Ну а яблоки в пакете… ….(разрешается)

В мяч играть на остановке (запрещается)

Обходить автобус сзади….….(разрешается)

Ну а спереди, конечно…. (запрещается)

Воспитатель: Молодцы, ребята, знаете правила культурного и безопасного поведения. Вот мы и приехали в Светофорчик. Выходите из автобуса Город незнакомый, а, чтобы нам не заблудиться - будем пользоваться картой. Я предлагаю выбрать хранителя карты, с помощью считалки. И поможет мне в этом Даня. Давайте посмотрим, куда нам идти (дети рассматривают карту). Наш путь лежит на улицу Загадочную.

Улица «Загадочная»

Воспитатель: Здесь находятся разные виды транспорта. Я буду вам загадывать загадку, если вы отгадаете, то надо найти иллюстрацию транспорта и прикрепить её на доску.

Загадки:

1. Не летает, но жужжит -

Жук по улице бежит,

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька (автомобиль)

2. Чудесный длинный дом!

Пассажиров много в нём!

Носит обувь из резины

И питается бензином (автобус)

3. Носит хобот, а не слон,

Но слона сильнее он,

Сотни рук он заменяет:

Без лопаты, а копает (экскаватор)

4. Их видно повсюду, их видно из окон,

По улице движутся быстрым потоком.

Они перевозят различные грузы -

Кирпич и железо, зерно и арбузы (грузовик)

5. Мчится огненной стрелой

Мчится вдаль машина.

И зальёт пожар любой

Смелая дружина (пожарная машина)

6. Длинной шеей поверчу,

Груз тяжёлый подхвачу.

Где прикажут – положу,

Человеку я служу (подъёмный кран)

Улица «Транспортная»

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Чудесная коробочка». В коробке находится транспорт, который вам нужно разделить на три группы: легковой, грузовой и специальный. Каждый подходит, берёт по одной машинке и находит для неё нужное место. Давайте посмотрим, куда теперь лежит наш путь?

Улица «Дорожная»

Воспитатель: Давайте сейчас проверим, знаете вы дорожные знаки или нет. Здесь у меня на мольберте висят изображения дорожных знаков, и ваша задача заключается не просто отгадать загадку, но и найти тот дорожный знак, о котором в этой загадке говорится. И так, начинаем. Первая загадка.

Загадки по ПДД:

1. Всем знакомые полоски,

Знают дети, знает взрослый,

На ту сторону ведет. ("Пешеходный переход".)

2. В белом треугольнике,

С окаемкой красной

Человечкам-школьникам

Очень безопасно.

Этот знак дорожный,

Знают все на свете:

Будьте осторожны,

На дороге … (дети).

3. Этот знак заметишь сразу:

Три цветных огромных глаза.

Цвет у глаз определенный:

Красный, желтый и зеленый.

Загорелся красный – двигаться опасно.

Для кого зеленый свет – проезжай, запрета нет. (Светофор)

4. Что за знак дорожный:

Красный крест на белом?

Днем и ночью можно,

Обращаться смело!

Врач повяжет голову

Белою косынкою,

И окажет первую помощь медицинскую. (Пункт медицинской помощи).

5. Тормози водитель. Стой!

Знак - запрет перед тобой.

Самый строгий этот знак,

Чтоб не въехал ты впросак.

Должен знак ты соблюдать,

«Под кирпич» не заезжать (въезд запрещен).

6. Остановка, толпится народ.

Скоро автобус подойдёт.

Здесь ждут транспорт городской,

Едут в офис, в цех, домой.

Едут в школу, детский сад,

В праздник едут на парад.

В уличном круговороте

Транспорт городской в почете(место остановки автобуса)

7. Долго ехали, устали,

И желудки заурчали,

Это нам они признались,

Что давно проголодались.

Не прошло пяти минут

Знак висит – обедай тут. (Пункт питания)

8. Я знаток дорожных правил

Я машину здесь поставил

На стоянке у ограды

Отдыхать ей тоже надо! (место стоянки)

Улица «Спортивная»

Физкультурная минутка: «Машина»

На улице нашей машины, машины - (идут по кругу, останавливаются)

Машины – малютки (приседают)

Машины – большие (встают, поднимают руки вверх)

Эй, машины, полный ход (быстро идут по кругу, останавливаются)

Я – примерный пешеход: (прижимают ладони к груди)

Торопиться не люблю (поворачивают голову вправо - влево)

Вам дорогу уступлю (разводят руки в стороны, наклоняясь вперёд)

Улица «Неприятностей»

Воспитатель: Здесь изображены дети, которые не знают правил дорожного движения и поэтому с ними могут произойти неприятности. Что дети делают неправильно? (ответы детей)

Вовочка: Но почему они делают это неправильно? Я тоже также делаю. Я вчера вышел из дома и решил поиграть в футбол, но во дворе никого не было. И я пошёл на улицу. Кинул мяч, а он укатился на дорогу. Меня начали ругать прохожие, но я ведь ничего такого не сделал?

Вместе с детьми Вовочка разбирает дорожную ситуацию. Дети объясняют Вовочке правила безопасности.

Вовочка: Потом я хотел перейти улицу, но завизжали тормоза машин, и водители начали на меня кричать. Почему они кричали – не знаю ….

Дети объясняют, как нужно переходить улицу.

Вовочка: а когда я сел в автобус, меня вообще наказали и посадили рядом с кондуктором. За что – я не знаю. Я ведь ничего не делал, только встал на сиденье и высунул голову в окно, чтобы посмотреть на машины.

Дети объясняют Вовочке правила поведения в общественном транспорте.

Вовочка: Ребята, у меня ещё одна проблема. Светофор Иванович дал мне 2 задания выполнить, а у меня никак не получается. Помогите мне, пожалуйста.

1 задание – «Собери знак». Собрать знак из разрезных картинок.

2 задание – «Найди геометрические фигуры». Используя схему найти правильно геометрические фигуры.

Вовочка: Спасибо вам, ребята. Я теперь понял, как играть в эти игры.

Воспитатель: Незнайка, скоро тебе идти в 1 класс и если ты не выучишь ПДД, будешь всё время попадать в нелепые истории.

Вовочка: Я, всё понял. Я обещаю выучить правила дорожного поведения

Ребята, давайте напомним Вовочке и его друзьям правила дорожного движения:

1.«Знаешь правила движения -

Можешь смело, друг, гулять!

А не знаешь, сиди дома,

Чтоб собой не рисковать!»

2. «Чтоб улицу перейти,

О правиле помни простом:

Сначала налево, дружок, посмотри,

Направо взгляни потом.»

3. «Дорогу при зелёном свете

Вы не успели перейти?

На островке чудесном,

Пережди на полпути»

4. «Объяснить надо запросто,

Будь ты юн или стар:

Дорога, мой друг, - для транспорта,

Для тебя – тротуар.

5. «Полосатая лошадка,

Её зеброю зовут.

Но не та, что в зоопарке, -

По ней люди все идут.

6. «Самый малый знак дорожный,

Он стоит не просто так.

Будьте, дети, осторожны,

Уважайте каждый знак.

Воспитатель: Давайте все, вместе произнесём девиз!

Чтоб жить, не зная огорчения,

Чтоб бегать, плавать и летать,

Ты должен правила движения

Всегда и всюду соблюдать.

Воспитатель: Посмотрите на карту, мы с вами везде побывали, все задания выполнили? Вам понравился город Светофорчик?

Дети делятся своими впечатлениями.

В конце путешествия находят подарок от Светофора Ивановича-медали «лучшему знатоку правил дорожного движения»

Воспитатель: а пришлось ли вам столкнуться с какими-нибудь трудностями при выполнении заданий? Я хочу вам предложить в свободное время нарисовать рисунки, в которых вы изобразите свои впечатления от нашего путешествия.

Садимся в автобусы и возвращаемся в детский сад.

Итог: в ходе образовательной деятельности было достигнуто главное – дети не только закрепили правила дорожного движения и основные правила личной безопасности, но и смогли объяснить необходимость их применения в экстремальных ситуациях. Данное мероприятие на практике показывает своё преимущество и эффективность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с детьми дошкольного возраста

Даный вид деятельности может проводиться как с детьми среднего, так и старшего возраста. В ходе деятельности закрепляются правила дорожного движения и правила поведения на улице....

конспект занятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Большое достижение – знать правила движения»

конспект занятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Большое достижение – знать правила движения»...

Конспект занятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Конспект занятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизмаТема: «Мы – пешеходы»...

Конспект занятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Тема: «Мы – пешеходы»

способствовать формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах города, научить соблюдать правила дорожного движения...

Конспект занятия по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма в средней группе "Радуга" «Научим Зайку правилам дорожного движения»

Конспект занятия по профилактике детского дорожно - транспортного травматизмав средней группе "Радуга" «Научим Зайку правилам дорожного движения» Цель: профил...

План конспект занятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Тема: «Мы – пешеходы»

Цель: способствовать формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге и улицах поселка, научить соблюдать правила дорожного движения....

Конспект занятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в средней группе.

Конспект занятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в средней группе.«Правила дорожного движения».Программные задачи:Закрепить знания детей о светофоре, о его сигна...