Формирование у детей младшего дошкольного возраста основ безопасности.
материал по обж (младшая группа)

Корнева Наталья Николаевна

Одной из актуальнейших задач современного дошкольного образования

является безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья.

Воспитание безопасного поведения на ступени дошкольного детства очень важно с точки зрения закладывания основ безопасности, остающихся на всю жизнь человека, поскольку формирующиеся в дошкольном возрасте навыки отличаются прочностью и легкостью выработки.

И вот перед нами встаёт вопрос:  как до ребёнка, который только - только начинает познавать мир, ощущать себя частью его, донести что - же такое безопасность? Как привить маленькому человечку нормы безопасного поведения?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у детей младшего дошкольного возраста основ безопасности.

Потребность в безопасности является основной и доминирующей

потребностью ребенка, ее депривация может затормозить или деформировать

его дальнейшее развитие (А. Маслоу). 

Одной из актуальнейших задач современного дошкольного образования

является безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья.

Воспитание безопасного поведения на ступени дошкольного детства очень важно с точки зрения закладывания основ безопасности, остающихся на всю жизнь человека, поскольку формирующиеся в дошкольном возрасте навыки отличаются прочностью и легкостью выработки.

Для детей опасность может таиться в любом месте окружающего его мира.  Это - домашние предметы, электрический ток, пламя, раскаленные предметы, горячая вода, продукты питания, бытовая химия, различные транспортные средства, дикие и домашние животные, некоторые насекомые и растения, солнечные лучи, низкая температура воздуха, погружение в воду, люди и многое другое.

И наша задача состоит в том, чтобы не только самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с разными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Ведь большинство детей младшего дошкольного возраста не знают меры предосторожности и действия в случае опасности, у детей не сформированы навыки пользования опасными предметами.

И вот перед нами встаёт вопрос:  как до ребёнка, который только - только начинает познавать мир, ощущать себя частью его, донести что - же такое безопасность? Как привить маленькому человечку нормы безопасного поведения?

Основные задачи:

  • Знакомить детей с элементарными правилами поведения в детском саду: играть с детьми, не мешая им и не причиняя боль; уходить из детского сада только с родителями; не разговаривать с незнакомыми людьми и не брать у них угощения и различные предметы, сообщать воспитателю о появлении на участке незнакомого человека и т. д.
  • Объяснять, что нельзя брать в рот различные предметы, засовывать их в уши и нос.
  • Учить соблюдать правила безопасного передвижения в помещении, осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила.
  • Формировать представления о том, что следует одеваться по погоде (в солнечную погоду носить панаму, в дождь—надевать резиновые сапоги и т.д.).
  • Знакомить с элементарными правилами дорожного движения: рассказать, что автомобили ездят по дороге (проезжей части), а пешеходы ходят по тротуару; светофор регулирует движение транспорта и пешеходов. Напоминать, что переходить дорогу можно только со взрослыми на зеленый сигнал светофора или по пешеходному переходу «Зебра», обозначенному белыми полосками.
  • Знакомить детей со специальными видами транспорта: «Скорая помощь» (едет по вызову к больным людям), пожарная машина (едет тушить пожар).
  • Формировать умение сообщать о самочувствии взрослым, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью, осознавать необходимость лечения.
  • Учить соблюдать элементарные правила взаимодействия с растениями и животными: нельзя рвать любые растения и есть их, наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда.

Главным средством решения поставленных задач по формированию основ безопасности в детском саду является игра. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его полноте со стороны смыслов и норм, учась понимать правила и творчески преобразовывать их. При этом роль взрослого в игре может быть разной в зависимости от возраста детей, уровня развития игровой деятельности, характера ситуации и пр. Педагог может выступать в игре и в роли активного участника, и в роли внимательного наблюдателя.

В играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, какие опасности подстерегают ребенка в ближайшем окружении. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. Так как в игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление и факт.

Большую роль в формировании основ безопасности в детском саду играет правильно оформленный уголок безопасности. В котором должно содержаться:

- Наглядные материалы по обучению безопасному поведению для детей (книги, плакаты, тематические альбомы, дорожные знаки, пожарные таблички и указатели и др.).

- Дидактические игры направленные на изучение основ безопасности фабричного изготовления и созданные своими руками.

- Макеты улицы, двора, светофора, пожарного щита.

- Макеты предметов для личной безопасности: отражатели, пожарный извещатель, огнетушитель.

- Игрушки для организации сюжетно-ролевых игр: телефон, машинки (специальный транспорт), куклы-пожарные, спасатели, полицейские; детская экипировка работников ГИБДД и службы спасения.

- Напольное покрытие для конструирования дорожного движения при изучении ПДД и др.

Содержание уголка безопасности должно соответствовать уровню развития детей, удовлетворять их интересы и потребности, способствовать реализации задач учебной программы дошкольного образования по обучению основам безопасности жизнедеятельности.

Так же в работе воспитателя могут быть использованы такие приемы ознакомления детей с основами безопасности как:

  • Прием сравнения – дети могут сравнить: что плохо и что хорошо.
  • Прием моделирования ситуаций – Что произойдет, если…
  • Прием повторения – от детей требуется умение повторить то, что они усвоили. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.
  • Экспериментирование и опыты - это дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

Не стоит забывать, что процесс воспитания непрерывен, поэтому так важно участие родителей. Для успешной совместной работы, должны быть подготовлены консультации и беседы для родителей на тему формирования у детей основ безопасного поведения.

Формирование способов безопасного поведения – процесс непрерывный, продолжающийся на протяжении всей жизни человека. Но особое значение в этом процессе принадлежит дошкольному периоду, поскольку именно в этом возрасте закладываются основы здоровья и личности человека.

Использованы интернет – ресурсы: https://mirdoshkolyat.ru/metod-kabinet/opyt/vospitanie-navykov-bezopasnogo-povedenija-u-detej-mladshego-doshkolnogo-vozrasta

http://doshkolnik.ru/obzh/17803.html

https://infourok.ru/formirovanie-osnov-bezopasnogo-povedeniya-u-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-3265609.html

https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1638682097&tld=ru&lang=ru&name=Формирование%20основ%20безопасного%20поведения%20у%20детей%20младшего%20дошкольного%20возраста.pdf&text=формирование%20основ%20безопасности%20у%20детей%20младшего%20дошкольного%20возраста&url=

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект: "Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения"

Цель: создание условий для усвоения и закрепления знаний и навыков безопасного осознанного поведения на улицах города у  детей старшего дошкольного возраста и их родителей.Задачи:1. Обобщить и ра...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения».

Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсут...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения»

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА Участники проекта:дети старшего дошкольного возраста,родители воспитанников,воспитатели группы «Почемучки»,старший воспитатель,руководитель изостудии,музыкальный руковод...

Консультация для родителей на тему : «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения»

Консультация для родителей на тему : «Формирование у детей старшего  дошкольного возраста основ безопасной  жизнедеятельности в рамках ознакомления  с правилами дорожного движения»...

Педагогический проект "Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения".

Цель проекта: создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей навыков безопасного осознанного поведения на улицах города.Задачи:   обобщение и расширение знаний...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности

Статья "Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности"...

Статья «Формирование у детей младшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности через ознакомление с правилами дорожного движения»

В соответствии с ФГОС ДО одним из направлений социально - коммуникативного развития дошкольников является формирование основ безопасного поведения в социуме, включая поведение на улицах города....