Проект «Правила эти пусть знают все дети» по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма у воспитанников старшего дошкольного возраста
проект по обж (старшая группа)

Носова Ирина Валерьевна

Данный проет разработан для воспитанников старшего дошкольного возраста с целью создания условий для формирования представлений и практических навыков безопасного поведения на проезжей части у всех участников педагогического процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_pdd.docx86.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 256»

Проект

«Правила эти пусть знают все дети»

по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

у воспитанников старшего дошкольного возраста

Составители:

Носова И.В., воспитатель высшей

квалификационной категории,

C:\Users\ДОМ\Desktop\Детский сад\ПЕДСОВЕТЫ\Безопасность\e92c7414257dab5238e49efbeb35c580.jpg

Новокузнецкий городской округ, 2021

Оглавление

  1. Пояснительная записка………………………………………..

3

  1. Содержание проекта……………………………………………

8

  1. Заключение………………………………………………………

15

Пояснительная записка

Актуальность

В последние годы большое внимание уделяется обеспечению безопасности дорожного движения, в том числе предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

В большей степени угроза дорожно-транспортных происшествий возникает перед детьми, и приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями. Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающегося транспортного средства и его скорость и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.

Именно поэтому детей, начиная с дошкольного возраста, необходимо не только обучить правилам дорожного движения, но и привить им устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации.

В этом должны принимать участие и родители и педагоги. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью.

Так появился проект по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма у воспитанников старшего дошкольного возраста «Правила эти пусть знают все дети».

Цель проекта: создание условий для формирования представлений и практических навыков безопасного поведения на проезжей части у всех участников педагогического процесса.

Задачи проекта:

Обучающие:

  • продолжать знакомить воспитанников с правилами дорожного движения;
  • формировать у дошкольников определённые знания и представления об основах безопасного поведения на проезжей части;
  • учить применять полученную информацию в практической деятельности;
  • формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды;
  • расширять словарный запас детей по дорожной лексике;

Развивающие:

  • развивать у детей интерес к изучению правил дорожного движения;
  • развивать дорожную грамотность воспитанников;
  • развивать чувство ответственности за собственную безопасность;

Воспитательные:

  • воспитывать желание соблюдать правила дорожного движения и следовать  им;
  • воспитывать культуру поведения у воспитанников с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма;
  • воспитывать в детях грамотных пешеходов;
  • активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей;
  • привлекать родителей к осуществлению взаимодействия с ДОУ.

Вид проекта: среднесрочный.

Срок реализации: 3 месяца (сентябрь – ноябрь)

База реализации: МБ ДОУ «Детский сад № 256»

Участники проекта: воспитанники старшей группы №2, воспитатели, родители воспитанников.

Необходимые условия реализации проекта:

  1. Заинтересованность педагогов, воспитанников и родителей.
  2. Тесное взаимодействие всех участников проекта.
  3. Программно-методическое обеспечение.
  4. Предметно-развивающая среда, направленная на реализацию проекта.

Основные принципы реализации проекта:

  1. Принцип системности предполагает вооружение воспитанников системой знаний о правилах поведения на проезжей части и важности их соблюдения.
  2. Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и современной воспитательно-образовательной работы.
  3. Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопонимание взрослого и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
  4. Принцип доступности предусматривает осуществление работы с учетом возраста, подготовленности, разумности, а также индивидуальных особенностей и психического развития воспитанников.
  5. Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе деятельности.

Социальная значимость: полученные знания и навыки способствуют более глубокому усвоению детьми правил дорожного движения, формированию осознанного отношения к их соблюдению, развитию чувства контроля, самоконтроля, ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки.

Методическое обеспечение проекта: 

Методы организации учебно-воспитательного процесса:

Практические:

  • создание развивающей среды, обеспечивающей развитие интереса и любознательности;
  • игровая деятельность в центре активности «Безопасность»;
  • дидактические игры;
  • экскурсия
  • моделирование

Словесные:

  • беседы;
  • чтение художественной литературы;
  • заучивание стихотворений;
  • рассказ педагога.

Наглядные:

  • организация выставок;
  • сбор фотоматериалов;
  • рассматривание иллюстраций;
  • оформление информационного стенда;
  • виртуальные экскурсии, расширяющие кругозор воспитанника;
  • просмотр социальных видеороликов;
  • наглядно-дидактический материал.

Техническое оснащение:

  • ноутбук;
  • телевизор;
  • музыкальный центр.

Формы организации работы с воспитанниками:

  • организованная образовательная деятельность;
  • тематические беседы;
  • презентации, виртуальные экскурсии;
  • развлечения, досуги;
  • дидактические игры;
  • составление картотек и альбомов;
  • чтение художественной литературы;
  • моделирование

Предполагаемый результат:

  •  у воспитанников сформировано правильное понимание значимости правил дорожного движения, своего места как участника дорожного движения, развиты необходимые для этого навыки и умения;
  •  сформировано умение предвидеть опасное событие и по возможности его избегать, а при необходимости действовать;
  •  привиты устойчивые навыки безопасного поведения в дорожной ситуации;
  •  у родителей сформировано осознание важности работы по изучению правил дорожного движения, выработана ответственность за обеспечение безопасности своих детей;
  •  усовершенствована система работы по изучению правил дорожного движения на основе сотрудничества с семьей и формированию безопасного поведения у всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Содержание проекта

Работа по реализации проекта строилась по следующим этапам: подготовительный, основной, заключительный.

I этап – подготовительный (сентябрь)

Цель: разработка проекта.

  1. Анализ исходного состояния проблемы, инициация – обдумывание идеи.
  2. Постановка цели и задач.
  3. Изучение и анализ литературы по проблеме.
  4. Разработка проекта и составление плана работы по формированию и развитию у воспитанников необходимых знаний, умений и навыков безопасного поведения на проезжей части с воспитанниками и родителями.
  5. Создание предметно-развивающей среды: изготовление оборудования и  атрибутов по содержанию проекта.
  6. Разработка тетради для воспитанников «Юный пешеход».
  7. Разработка буклетов, консультаций, журналов для родителей.
  8. Планирование представления результатов опыта работы на педагогическом совете.

II этап – основной (октябрь – ноябрь).

Цель: реализация содержания проекта.

Организованы разные виды деятельности с детьми в соответствии с тематикой проекта, а также совместную деятельность воспитанников и родителей (законных представителей).

Перечень форм, методов организации и мероприятий по взаимодействию с воспитанниками

Беседы:

«Посмотри налево, посмотри направо»

«Безопасность на дорогах»

 «Мой друг - светофор»

«Перекрёсток»

«Правила поведения в транспорте»

«Опасности на улице и во дворе»

«Знаешь ли ты правила дорожного движения?»

«Быть примерным пешеходом разрешается»

«Мы пассажиры»

«Как вести себя в транспорте»

«Зачем нужны дорожные знаки?»

«Где можно играть?»

«Велосипедист - тоже водитель»

Организованная образовательная деятельность

Тема: Дорога и ее элементы

Цель: Закреплять знания о том, что дорога состоит из тротуара и проезжей части, их предназначении. Обозначить на макете дороги  разметку «пешеходный переход».

Тема: Правила  дорожного движения 

Цель: знакомство детей с правилами дорожного движения, с обязанностями пешеходов, дорожными знаками; развивать речь, мышление и память детей; воспитывать чувство уважения к себе, к окружающим людям – пешеходам, к водителям.

Тема: Транспорт  города

Цель: Закрепить знания детей о городском транспорте, о правилах дорожного движения. Воспитывать культуру поведения в общественном транспорте, закрепить словарь: название транспорта, остановка.

Тема: Правила поведения в транспорте

Цель: Дать представление об автокресле и его назначении. Расширять знания о правилах поведения в общественном транспорте: при входе и выходе не толкаться, крепко держаться за поручни.

Тема: Стань заметнее на проезжей части  (изготовление фликеров)

Цель: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на проезжей части в темное время суток, закреплять знания детей о правилах дорожного движения в темное время суток; познакомить детей с фликером и светоотражающими элементами, их ролью и значением в обеспечении безопасности пешеходов в темное время суток.

Тема: Мой друг - светофор 

Цель: Уточнить представления детей об улице, дороге, тротуаре. Закрепить представления детей о назначении светофора, его сигналах, о том, что проезжую часть  переходят в специальных местах и только на зеленый сигнал светофора. Закрепить знания цветов. Учить детей внимательно слушать взрослого и друг друга; отвечать на вопросы.

Тема: Средства, регулирующие дорожное движение

Цель: Знакомство с понятием "Пешеходный переход", его назначение. Знакомство с понятием «дорожный знак», знак «пешеходный переход». Внести данный знак на макет улицы. Познакомить с понятием «пешеходный светофор», его назначением.

Тема: Правила перехода проезжей части дороги

Цель: Учить детей определять место для перехода проезжей части дороги (находить знак «пешеходный переход», разметку, пешеходный светофор).

Тема: Правила поведения на улице

Цель: Расширение представлений ребенка об элементарных правилах поведения на улице: не играть вблизи проезжей части, не кататься на самокате, велосипеде, санках вблизи проезжей части. Ходить только по тротуарам, переходить проезжую часть в местах, обозначенных знаком, разметкой и крепко держа за руку взрослого.

Рабочая тетрадь  «Юный пешеход»

Цель: помочь ребенку в доступной, увлекательной форме усвоить правила безопасного и культурного поведения на улице; с помощью заданий повторить и закрепить то, что ребенок узнал на занятиях по правилам дорожного поведения, повысить качество знаний дошкольников и развивить у детей понимание безопасности на улицах с целью сохранения их жизни и здоровья, и, возможно, поможет избежать опасных ситуаций.

Экскурсия «Пешеходный переход: регулируемый и нерегулируемый»

Цель: сформировать представление у воспитанников о пешеходных переходах: регулируемых и нерегулируемых, закрепить навыки перехода через проезжую часть. Формировать умение пользоваться светофором вызывного типа.

Дидактические игры:

«Дорожные знаки»

«Собери автомобиль»

Домино «Автопарк»

«Подбери правильно»

«Правила маленьких пешеходов»

«Умный светофор»

«Транспорт»

«Разрешается – запрещается»

«Найди лишнее»

«Дорожные знаки»

«Правила дорожного движения»

Отгадывание загадок о транспорте, дорожных знаках, правилах поведения на проезжей части.

Чтение художественной литературы:

Волков С. «Про правила дорожного движения»

Житков Б.  «Светофор»

Иванов  А. «Азбука безопасности. Как неразлучные друзья дорогу переходили»

Клименко   В. «Происшествие с игрушками»

Мухаметшина Т.Р., Киселева Н.К.  «Рассказы и сказки о ПДД»

Носов Н. «Автомобиль»

Орлова Д. «Непослушный Стобед»

Пишумов Я. «Азбука города»

Пишумов Я. «Посмотрите, постовой»

Разработка с лепбуками  «Мой друг велосипед», «Азбука дорожной безопасности»

Сюжетно-ролевые игры:

«Мы - юные пешеходы» 

Цель: познакомить с правилами перевозки детей в автомобиле. Продолжать формировать у детей навыки безопасного поведения на проезжей части, и сохраняя их здоровье. Закрепить с детьми знание правил дорожного движения, и знания о дорожных знаках, знать назначение и сигналы светофора. Выработать у детей с помощью игровых заданий способность к быстрому реагированию и принятию правильных решений дорожных ситуаций. Расширять словарный запас детей путём введения новых слов: автомобильное кресло, ремень безопасности. Воспитывать ответственность своих действий за последствия на проезжей части. Развивать память, внимание, сообразительность, мелкую моторику рук.

«Путешествие по городу»

Цель: познакомить детей с правилами поведения на улице, в транспорте и общественных местах.

«Путешествие на автобусе».

Цель: формирование навыков безопасного поведения на проезжей части.

 «Дорожное движение», «Водители»

Цель: обогатить и конкретизировать знания детей о правилах дорожного движения. Светофор: для пешехода: зеленый-иди, красный-стой.

Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.

«Службы спасения»  

Цель: рассказать детям о дорожно-транспортных происшествиях и их причинах: движение и переход дороги в неустановленных местах; погодные условия; неожиданный выход пешеходов на проезжую часть; переход на запрещающий знак светофора; игры в неустановленных местах. Познакомить, со специальным транспортом и его отличительными признаками (проблесковые маячки синего, красного или оранжевого цвета, специальные звуковые сигналы)

Продуктивная деятельность

Рисование «Дорожный знак», «Пешеходный переход»

Лепка «Светофор»

Аппликация «Автомобиль»

Раскрашивание раскрасок по ПДД

Рассматривание демонстрационного материала по теме «Дорожная безопасность»

Просмотр мультфильмов и видеороликов о ПДД

«Смешарики»,

 «Уроки тётушки Совы»)

«Три кота»

Перечень форм, методов организации и мероприятий по взаимодействию с родителями

Родительское собрание «Безопасность детей в наших руках»

Анкетирование: «Осторожно: проезжая часть!»

Консультации

«Как научить ребенка не попадать в дорожные «Ловушки»?»

«Учим  детей безопасному поведению на проезжей части»

Журнал для родителей

«Причины дорожно-транспортных происшествий»

Буклеты

«Фликер - стань заметнее»

«Автокресло - спасает жизнь»

Участие в челлендже

"Везу ребенка правильно"

"Возьми ребенка за руку"

Участие в городском конкурсе

«Семья за безопасность на дороге»

Участие в акциях «Одежда которая дарит безопасность и жизнь», «Родительский патруль», «День памяти жертв ПДД», «Внимание Каникулы»

Совместное творчество с детьми

«Собери автомобиль» - конструирование

«Пешеходный переход» - рисование

Привлечение родителей к пополнению предметно-пространственной среды. Приобретение светоотражающих жилетов для детей, изготовление макетов.

Совместное мероприятие с детьми и родителями «Дорожная азбука»

III этап – заключительный (конец ноября)

Цель: анализ эффективности реализации проекта.

  1. Подготовка, организация и проведение итоговой квест-игры «Лабиринт дорожной грамоты»
  2. Выставка детских работ «Мы изучаем ПДД».
  3.  Анализ проведенной работы, подготовка выступлений на педагогическом совете по представлению опыта работы по теме проекта.

Заключение

Содержание проекта на данный момент является реализованным. Это позволяет нам говорить о его результативности, а также указать на его достоинства.

Проведенная работа по формированию представлений и практических навыков безопасного поведения на проезжей части у всех участников педагогического процесса дала возможность получить следующие результаты:

  • у воспитанников сформировано правильное понимание значимости правил дорожного движения, своего места как участника дорожного движения, развиты необходимые для этого навыки и умения;
  • сформировано умение предвидеть опасное событие и по возможности его избегать, а при необходимости действовать;
  • привиты устойчивые навыки безопасного поведения в дорожной ситуации;
  • у родителей сформировано осознание важности работы по изучению правил дорожного движения, выработана ответственность за обеспечение безопасности своих детей;
  • усовершенствована система работы по изучению правил дорожного движения на основе сотрудничества с семьей и формированию безопасного поведения у всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Достоинства нашего проекта заключаются в том, что все запланированное содержание является проведенным в системе и последовательно. Это позволило сформировать у воспитанников и их родителей  интерес к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма.

Еще одним важным достоинством проекта являлось создание предметно-развивающей среды. Воспитатели совместно с воспитанниками и их родителями изготовили большое количество наглядного материала и пособий теме проекта, что позволило сделать его содержание более  интересным и приближенным к реальным условиям. Благодаря просветительской работе, которую провели педагоги в рамках  проекта, родители стали более осознанно относиться к вопросам личной безопасности и безопасности своих детей.

В дальнейшем мы планируем продолжать работу в данном направлении и рекомендуем данный проект к применению в дошкольных образовательных учреждениях на группах старшего дошкольного возраста в целях формирования представлений по теме «Безопасность дорожного движения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование образовательной работы по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма с детьми старшего дошкольного возраста.

С каждым годом увеличивается количество дорожно - транспортных происшествий. Каждый десятый случай связан с детьми. Чаще всего это связано с невыполнением правил дорожного движения: ребенку трудно пон...

Положение о конкурсе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди воспитанников

Положение о конкурсе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди воспитанников...

Краткосрочный проект "Правила эти пусть знают все дети!"

Зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети. Поэтому обеспечение безопасности движения становиться все более важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговр...

Статья "Система работы по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма в группе старшего дошкольного возраста"

Рост количества машин на улицах городов и посёлков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно-трансп...

Образовательный проект "Правила эти пусть знают все дети"

Развивать у детей старшего дошкольного возраста основы безопасного поведения на улице, знание правил дорожного движения....

Логопедический Проект "Правила эти пусть знают все дети!""

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; п...