Режиссёрская игра как средство формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста
материал по обж (старшая, подготовительная группа)

Ряполова Наталья Михайловна

1. Описание универсального макета режиссерских игр «Большой мир в маленьком доме».

Режиссерские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. Из всех видов ролевых игр только в режиссерской персонажами являются исключительно игрушки, а ребенок выступает из позиции режиссера и не участвует в игре в качестве действующего лица, а только управляет и руководит игрушками и предметами игры. Во время игры дошкольник использует разные средства вербальной и невербальной выразительности, развивая интонации и мимику.

Универсальный макет «Большой мир в маленьком доме» создан для развития коммуникативных навыков, воображения, творческого потенциала и индивидуальности детей.

Данная разработка представлена в виде нетипичной формы макета, универсальности использования в режиссерских играх, ненавязчивом автоматическом закреплении знаний у детей о частях суток и режиме дня. А также разработка используется во время занятий и бесед на тему безопасности детей в различных жизненных ситуациях.

Макет имеет квадратную форму в основании, выполнен из фанеры и потолочных плит, обклеен обоями и укреплен плинтусом из полистирола. Стены украшены занавесками на дверных проемах и окнах, а также картинами и окнами, заменяемыми в зависимости от времен года и настроения детей.

Макет разделен на 4 комнаты: ванная, кухня — столовая, зал — гостиная и спальня. Мебель спроектирована воспитателями и выполнена из обрезов листов ПВХ, спичечных коробков и украшена цветной самоклейкой. На кровать, диван, стол, пуф из ткани вырезаны различные дополнения к виде подушек, скатерти, накидки и т.д. Персонажами для игры выбрали семью бумажных кукол из 4 человек и двух питомцев: собаку и кошку. Одежду для кукол и атрибуты для животных выполнили дети с родителями.

2. Описание ситуаций для игр: «Ребенок и другие люди», «Ребенок дома».

I. Ребенок и другие люди.

Необходимо разъяснить детям, что опасности могут подстерегать их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужому, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени. Целесообразно разыграть разные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми. В игровой тренинг необходимо включить разного рода «уговоры», привлекательные обещания. Разыгрываемые для детей ситуации могут подкрепляться соответствующими сказочными сюжетами, например «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса».

II. Ребенок дома.

Дома ребенка окружает множество предметов и вещей, которые он хорошо знает или хочет исследовать. Важно научить ребенка без присутствия взрослого не использовать потенциально опасные предметы.

Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:

  • предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы);
  • предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);
  • предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты).

Ребенок должен усвоить, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Здесь уместны прямые запреты, которые могут дополняться объяснениями, примерами из литературных произведений (например «Кошкин дом» С.Маршака), играми-драматизациями.

Проблемы безопасности детей в связи с предметами третьей группы и правила их хранения являются содержанием совместной работы педагогов и родителей.

Открытое окно, балкон как источник опасности.

Необходимо объяснить какую опасность представляют открытые окна и балконы. Дети не должны оставаться одни в комнате с открытым окном, балконом, выходить без взрослого на балкон или подходить к открытому окну.

Экстремальные ситуации в быту.

К экстремальным ситуациям в быту мы относим случаи возникновения пожара из-за неосторожного обращения со спичками, кухонной плитой, неправильным использованием электроприборов, розеток. Сюда же можно отнести угрозу затопления помещения во время игр с водой, не закрытыми кранами.

3. Игровая ситуация «Гостья — незнакомка».

Одной из игровых ситуаций по ОБЖ, которую можно разыграть на данном макете, является ситуация «Гостья - незнакомка»

Целью игры является расширение представления детей о правильном поведении дома, когда остаются одни.

Задачи игры: предостеречь от контактов с незнакомыми людьми; учить детей избегать опасности, правильно вести себя в сложной ситуации и выходить из нее.

Дети берут бумажных кукол — мальчика и девочку и разыгрывают ситуацию, когда дети остались дома одни. Взрослые ушли на работу, в магазин и пр., дети играют, смотрят телевизор, принимают пищу (действия персонажей зависит от воображения детей).

Вдруг раздается звонок в дверь. Один из детей идет к выходу и спрашивает: «Кто там?». Из — за двери незнакомка представляется маминой коллегой или подругой и просит впустить ее в дом. Дети начинают обсуждать варианты своих действий:

  1. Открыть дверь и впустить незнакомку;
  2. Позвонить маме, папе и узнать что делать в этой ситуации;
  3. Вызвать полицию.

По ходу игры и обсуждению последствий выбранных действий дети приходят к выводу, что незнакомых или малознакомых людей нельзя впускать в дом, несмотря ни на какие увещевания со стороны незнакомцев.

Также данный макет дает возможность для разыгрывания ситуаций:

  • «Осторожно! Огонь!», которая относится к пожарной безопасности;
  • «Бытовая техника» (использование электроприборов и розеток);
  • «Открытое окно» (соблюдение правил безопасности у открытых окон и балконов);
  • «Нож — это не сабля» (опасность использования колюще — резущих предметов) и другие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezopasnost_mo.ppt_vosstanovlen.pptx1.18 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Светлячок» муниципального образования город-курорт Анапа Режиссёрская игра как средство формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста Разработано воспитателем: Ряполовой Натальей Михайловной г-к Анапа 2022г

Слайд 2

Цель: создание условий для развития речи детей, культуры; развитие социального и эмоционального интеллекта. Задачи: - развитие речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи; - развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, окружающем мире; - формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

Слайд 4

Описание универсального макета режиссерских игр «Большой мир в маленьком доме».

Слайд 6

Ванная комната

Слайд 7

Столовая - кухня

Слайд 8

Зал - гостиная

Слайд 9

Спальня

Слайд 10

Описание ситуаций для игр: «Ребенок и другие люди», «Ребенок дома». I. Ребенок и другие люди. Целесообразно разыграть разные ситуации: - ребенок дома один; - ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; - ребенок дома со взрослыми.

Слайд 11

II. Ребенок дома. а) Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы: 1) предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы); 2) предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож); 3) предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще - колющие инструменты). б) Открытое окно, балкон как источник опасности. в) Экстремальные ситуации в быту.

Слайд 12

Игровая ситуация «Гостья - незнакомка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Данная статья посвещена актуальной проблеме - безопасности детей дошкольного возраста.....

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста»

Формирование представлений в некоторых видах опасных ситуаций и способах поведения в них.Приобщение к правилам безопасного поведения  в стандартных опасных ситуациях.Формирование осторожного и ос...

Доклад «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста»

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. За...

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста...

Рабочая программа дополнительного образования по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

Рабочая программа дополнительного образования по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста...

Опыт работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

Тема:  «Проектно – исследовательская деятельность по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС»...

Практико-ориентированный проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через развитие связной речи» (в рамках реализации образовательной области ООП «Безопасность»)

Практико-ориентированный проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельностиу детей старшего дошкольного возраста с ОНР через развитие связной речи»(в рамках реализации образова...