Безопасность дошкольника
статья по обж

Абдуллаева Рашия Мусаевна

Воспитание навыков безопасного поведения осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно- образное мышление и непосредственность восприятия. Воспитание у детей безопасного поведения - непрерывный, систематический,последовательный процесс, который надо начинать в раннем возрасте. Именно тогда закладывается фундаментжизненных ориентировок в окружающем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dok.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

Безопасность дошкольника

«Надо видеть, предвидеть, учить.

По возможности все избежать,

А где надо на помощь позвать».

Т. Г. Хромцова.

Сегодня в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за маленьких граждан – дошколят. О данной теме можно говорить много, и все будет главное. Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Задача нас, педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Опыт показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать.

Актуальность современной жизни доказывает, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Подтверждению этому служат данные статистики по травматизму которые происходят с участием детей, которые не знают правила дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая последствий своего поведения. Все это диктует о необходимости начинать обучение детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста.

Новизна работы заключается в разработке и совершенствовании форм. методов, приемов, проектных методов, проблемно – игровых ситуаций в образовательных процессах. Дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

Цель. Формирование у детей сознательного и ответственногоотношения к личной безопасности и безопасности окружающих.

Задачи.

- Совершенствовать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе и способах безопасного поведения.

- Закрепить правила безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

- Развивать инициативность и самостоятельность в играх.

- Создать условия для применения знаний в игровых ситуациях.

Свою работу начала с изучением методической литературы: Т.Н. Бабаева, О.В Акулова Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство», Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста» 

Изучив данную литературу, я пришла к выводу, что формирование сознательного поведения -это процесс длительный. Работа по обучению основам безопасности должна быть систематичной. Для того, чтобы она принесла результаты, разработала образовательные игровые ситуации поОБЖ «Советы Спасайкина», а также запланировала «Минутки безопасности» в календарном планировании.

Распределила работу по тематическим блокам:

- Опасности дома;

- Опасности на дороге и улице;

- Опасности в природе;

- Опасности в общении с незнакомыми людьми.

Для организации работы по обучению детей правилам безопасности в нашей группе создали …….. предметно- пространственную среду, которая является содержательно-насыщенной, полифункциональной, трансформируемой, вариативной, доступной и безопасной, обогатили ее макетами, сюжетно – ролевыми играми, плакатами, машинками, иллюстрациями для решения различных игровых ситуаций, схемами.

В блоке «Опасности дома» знакомили детей с предметами домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для них. Используя беседы «Наши помощники-электроприборы!», «Острые, колючие!», «Запомните детки, таблетки - не конфетки!». Большое значение уделяла ознакомлению детей с правилами пожарной безопасности. Проводили целевые прогулки, экскурсии. В целевой прогулке к пожарному щитку, познакомили детей с инвентарем пожаротушения, правилами пользования ими при тушении пожара. Экскурсия в пожарную часть произвела на детей неизгладимое впечатление. Дети с интересом знакомились с работой пожарных, работой диспетчера, с оборудованием пожарной машины. Мини экскурсия в прачечную дала знанияо профессии -машиниста по стирке и ремонта одежды. Галина Гавриловна объяснила ребятам, чем опасно работа в прачечной, как нужно обращаться с электроприборами, стиральными машинами. В своей работе использовала Фото – кейс, когда воспитанники решали поставленную проблему и получали реакцию других детей на свои действия. При этом они находили, различные решения проблем. Я старалась не навязывать им свое мнение, а направляла дошкольников к рассуждению и спору. Например: дети рассматривали картинки:

1. Утюг включенный

2. Прожженная рубашка

3. Огонь.

- Ребята, объясните, что случилось? (загорание).

- Почему так произошло? (забыли выключить утюг).

- Что необходимо делать, чтобы такого не случилось? (не забывать выключать электрические приборы).

-Подумайте, обсудите с товарищами и придумайте правило, которое поможет другим деткам быть аккуратнее в такой ситуации (Никогда не трогать электрические приборы! Всегда выключать электрические приборы из розетки).Часто моделировали такие ситуации как: «Дым в группе, дым из соседнего дома, что ты будешь делать», «Подай ножницы правильно», «Нашел таблетку в группе, твои действия». Моделирование ситуаций постепенно помогло дошкольникам применить полученные знания на деле.Развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.

Раскрывая блок «Опасности в общении с незнакомыми людьми». Старалась дать детям понятие о незнакомых людях, какие опасности их подстерегают при контакте с незнакомцами, выработать навыки правильного поведения в различных ситуациях. В решении ситуации «Когда мамы нет дома» решали с детьми, как, правильно вести себя дома, когда остаются одни. Благодаря инсценированной ситуации у дошкольников сформировалось представление о том, что нельзя открывать двери никому постороннему. Закрепили номера служб спасения 01, 02, 03, 04. Каждый ребёнок выступал в роли оставленного дома ребёнка. А инсценировка « Красная шапочка», Вол и семеро козлят помогла детям понять, что приятная внешность незнакомого человека может быть обманчива и не всегда означает его добрые намерения. Вместе с детьми рассматривали иллюстрации и учились разбираться в ситуации, которая несёт в себе опасность,правильно реагировать в таких случаях.

В блоке «Опасности в природе». Мы отправились в сказочное путешествие, в котором учились ответственному и бережливому отношению к природе, придумали и изготовили запрещающие знаки« Где нельзя купаться». Все эти правила, мы разучили в стихотворной форме, способствовало быстрому их запоминанию. В ходе игр закрепили знания детей о съедобных и несъедобных грибах и ягодах, ядовитых растениях уточнили, что можно употреблять в пищу, а что нельзя. В зимний период «Зимние забавы» закрепили знания детей о поведении зимой на улице. Вспомнили о правилах безопасности во время проведения зимних игр. В беседах «Кошки и собаки – наши друзья», развивали умение понимать состояние и поведение животных, знать, что каждое животное обладает своим характером. У детей сформировалось представление о том, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными. В работе использовали художественную литературу. Выучили с детьми стихотворения А. Дмитриева «Бездомная кошка» и Г. Новицкой «Дворняжка», которые пробудили интерес к жизни животных, а так же добрые и заботливые чувства к ним. А вместе с родителями дома дети составили творческий рассказ на тему «У меня дома есть животное».

В блоке «Опасности на дороге и на улице. Дети знакомились и закрепляли правила дорожного движения в образовательных ситуациях, на прогулках в экскурсиях, а также на территории детского сада, на котором обозначены перекрестки, пешеходные переходы, разделительные полосы. Полученные знания дети закрепляли в дидактических играх «Узнай знак», «Парные картинки», «Сложи знак», «Составь картинку» и др. В своей работе часто использовала словесные игры: «Слушай, запоминай», «Это я, это я, это все мои друзья», «Узнай знак по загадке». Для развития логического мышления использовала: кроссворды, ребусы, лабиринты которые способствовали формированию интеллектуальной активности детей.Прошла интересно встреча с инспектором ГИБДД. На протяжении всей встречи дети с большим вниманием слушали инспектора ГИБДД и задавали интересующие их вопросы. В конце встречи инспектор пожелал детям быть осторожными, внимательными и беречь себя на дороге. Такие встречи с работниками ГИБДД постепенно научат детей правильно действовать в сложных ситуациях, возникающих на дороге.В обучении детей я использовала проблемно – поисковую ситуацию. Этот метод помогал, детям находить ответ на поставленную задачу, например, «Где можно, а где нельзя…» (играть на дороге, переходить дорогу, кататься на велосипеде…) На фланеграфе дети использовали фигурки пешеходов и транспорта, наглядно показывали, что может произойти, если нарушать ПДД. Объясняли, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показывали опасные повороты транспорта на перекрестках и т.д. Организовывала с детьми игры «Поле чудес», «Счастливый случай». В ходе игры дети закрепили разные виды транспорта, машины специального назначения, отгадывали загадки, названия дорожных знаков, выполняли проблемные задания которые требовали умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. В ходе игры за каждый правильный ответ дети получают фишку в виде транспорта. Развивали умение играть в команде. В изобразительной деятельности дети рисовали рисунки «Перекресток», «Мой любимый знак». Книжки малышки для малышей.

Свою работу по формированию у дошкольников основ безопасности осуществляю в тесном контакте с родителями воспитанников. Приняли участие Челлендже «Везу ребенка правильно!». Мною были подготовлены буклеты. Памятки, « Безопасность детей в ваших руках»,

«Безопасность на водоемах.», «Не страшен огонь тому, кто знаком с правилами пожарной безопасности!» Видиоролики «Чем опасны самостоятельные игры детей вдали от дома».

Проведенная мною работа принесла свои результаты: у детей сформированы, имеются знания дорожной азбуки и культуры поведения на дороге и в транспорте 80%, на стадии становления 20%, сформированы представления об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях, 75% на стадии становления 15% сформированы навыки жизнесберегающего поведения 80% на стадии 20%. Проведенная работа с детьми и родителями является лишь частью интересной работы и практической деятельности. В дальнейшем планирую продолжать изучение этой проблемы, больше буду обращать внимание на культуру поведения на улице и в быту самих родителей в присутствии детей. Профилактическая работа по предупреждению детского травматизма будет всегда стоять на первом месте. Детство наших детей должно быть без травм.Самым главным результатом в работе с детьми стало то, что они осознали, что главным для человека является его жизнь и здоровье, поэтому их нужно беречь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Безопасность дошкольников

 Безопасность в ДОУ         Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в...

"Безопасность дошкольников"

Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к вс...

Проект по безопасности дошкольников «Мой безопасный мир»

Самое ценное – здоровье и жизнь ребенка. Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути....

Проект по формированию правил пожарной безопасности дошкольников «Пожарная безопасность глазами детей»

Проблема безопасности жизнедеятельности воспитанников признается одной из приоритетных в сложном современном обществе. Забота о сохранности детской жизни – важнейшая задача дошкольного учреждени...

Сценарий ООД по безопасности дошкольников « В городе Безопасного детства»

Сценарий ООДпо безопасности дошкольников« В городе Безопасного детства»...

Программа созданию безопасных условий при организации образовательного процесса «Мир безопасности дошкольника»

Программа созданию безопасных условий при организации образовательного процесса «Мир безопасности дошкольника»...

Программа созданию безопасных условий при организации образовательного процесса «Мир безопасности дошкольника»

Программа созданию безопасных условий при организации образовательного процесса «Мир безопасности дошкольника»...